3 какие форматы бумаги используют в делопроизводстве

Размеры бумаги, применяемой в делопроизводстве

Все виды управленческих документов оформляются на бумаге определенных размеров — форматов, соответствую­щего качества (плотности и белизны).

ГОСТ 9327-60* устанавливает три ряда потребитель­ских форматов А, В, С. Ряд А является основным; ряды В и С — дополнительными.

Ряд А делится на классы, обозначаемые цифрами от 0 до 13; отдельные форматы обозначаются буквой ряда и цифрой класса.

Исходным форматом является формат АО, площадь ко­торого равна 1 м2 с габаритными размерами 842 х 1189 мм. Последующие форматы получаются путем деления пред­шествующего формата на две равные части параллельно меньшей его стороне.

* ГОСТ 9327-60. Бумага потребительская. Форматы.

Общие нормы и правила оформления документов

В делопроизводстве используются следующие форматы:

Формат Размеры, мм Назначение
АЗ 297 х 420 Для больших таблиц, схем, диаграмм, при­ложений
А4 А5 210 х 297 148 х 210 Приказы, письма и другие организационные распорядительные документы
А6 А7 105 х 148 74 х 105 Разного рода справки, карточки, этикетки

Размеры полей служебных документов

Каждый лист документа, оформленный как на бланке, так и без него, согласно ГОСТ Р 6.30-2003 должен иметь поля не менее, мм:

20 — левое; 1

10 — правое;

20 — верхнее;

20 — нижнее.

На практике со ссыл­кой на технические при­чины (удобство подшив­ки, необходимость нане­сения пометок и т. п.) в ряде случаев использу­ется левое поле разме­ром 30-35 мм. В целях экономного расходова­ния бумаги такой размер можно использовать только для первых стра­ниц многостраничных документов, если эти страницы оформляются

Мм

не на бланках. Размеры левого поля второй и последую­щих страниц многостраничных документов при этом дол­жны соответствовать требованиям ГОСТ Р 6.30-2003, т. е. равняться 20 мм.

Левое поле, как было сказано выше, предназначено для подшивки документов, правое и нижнее оставляют на слу­чай износа бумаги, верхнее — для указания страниц в мно­гостраничных документах.

Нумерация страниц

При составлении многостраничных документов вторая и последующие стра­ницы должны быть прону­мерованы.

Если текст документа печатается с обеих сторон листа, то лицевые стороны нумеруются нечетными цифрами, а оборотные — четными.

Номер страницы нано­сится на верхнем поле лис­та посередине.

Номер страницы пи­шется арабскими цифрами без знаков препинания (точки), без указания слова «страни­ца», его сокращенных вариантов «стр.» или «с.» и знаков тире (черточек).

2. Бланк — это стандартный лист бумаги, на котором воспроизводятся посто­янные реквизиты организации-автора.

Бланки предприятия изготавливаются типографским способом или с помо­щью персонального компьютера и имеют установленный комплекс реквизитов и определенный порядок их расположения.

Для бланков применяют бумагу форматов А4 (210 х 297 мм) и А5 (148 х 210 мм). Допускается использование форматов АЗ и А6. Все бланки, как и документы, должны иметь поля не менее:

левое — 20 мм; верхнее — 15 мм; правое- 10 мм; нижнее -10мм.

Виды бланков: общий; для письма; конкретного вида документа; структурного подразделения; должностного лица.

Общий бланк может быть использован для составления любых видов до­кументов, кроме писем. Общий бланк содержит следующие реквизиты: Государственный герб Российской Федерации. Такой реквизит устанавливается для организаций, имеющих на это право; наименование вышестоящей организации (если она имеется); наименование организации или предприятия.

На общих бланках допускается указывать трафаретные части отдельных реквизитов, а также ограничительные метки для полей и следующих реквизи­тов: грифа утверждения; заголовка к тексту; отметки о контроле.

Бланк письма содержит следующие реквизиты: Государственный герб Российской Федерации; такой реквизит устанавливается для ор­ганизаций, имеющих на это право; наименование вышестоящей организации (если она имеется); наименование организации (предприятия); справочные данные об организации (почтовый адрес, номера телефо­нов).

Также допускается указывать номера телефаксов, адрес электронной поч­ты, Web-страницу в Интернете, номера расчетных корреспондентских счетов в банке, банковский идентификационный код (БИК), наименование банка, иден­тификационный номер налогоплательщика (ИНН), номер и дату лицензии; код организации (предприятия) по ОКПО.

Бланк конкретного вида документа (за исключением письма) составляется на основе общего бланка, содержит те же реквизиты и лишь дополняется на­именованием соответствующего вида документа, например, «ПРИКАЗ», «РАСПОРЯЖЕНИЕ» и т.п.

Если организация имеет представительства, филиалы, крупные структур­ные подразделения, то может быть использован бланк структурного подразде­ления, например: ЗАО «АРСЕНАЛ», ДЕПАРТАМЕНТ МАРКЕТИНГА.

Существуют два основных вида расположения реквизитов на бланках: продольное; угловое.

Продольное расположение заголовочной части документа предполагает расположение реквизитов документа вдоль верхней части листа с центровкой, т. е. равным удалением каждой строки от левого и правого полей.

Угловое расположение реквизитов предполагает их размещение в верхней левой части листа.

Часто при оформлении общих бланков применяется продольное, а для бланков писем — угловое расположение реквизитов.

Бланки документов следует изготавливать на белой или светлых тонов бу­маге, предназначенной для работы с печатающими устройствами (лазерными и струйными), копировальным оборудованием, факсимильными аппаратами, пишущими машинками. Поэтому бумага для бланков должна обладать такими качествами, как несворачиваемость при перегревах или смачивании и отсутст­вие пыления с поверхности листа, а также соответствовать требованиям по плотности и белизне.

Бланки следует печатать красками насыщенного цвета, позволяющими из­готавливать качественные копии документов с помощью копировальных аппа­ратов.

Дата добавления: 2016-01-20; просмотров: 5430;

Статья 377 ГПК РФ. Порядок подачи кассационных жалобы, представления

Новая редакция Ст. 377 ГПК РФ

1. Кассационные жалоба, представление подаются в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Суд первой инстанции обязан направить кассационные жалобу, представление вместе с делом в соответствующий суд кассационной инстанции в трехдневный срок со дня поступления жалобы в суд.

2. Кассационные жалоба, представление подаются:

1) на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей, решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, на апелляционные и иные определения районных судов, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, апелляционных судов общей юрисдикции, принятые ими в качестве суда апелляционной инстанции, — в кассационный суд общей юрисдикции;

2) на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, на апелляционные и иные определения окружных (флотских) военных судов, апелляционного военного суда, принятые ими в качестве суда апелляционной инстанции, — в кассационный военный суд.

3. С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений вправе обращаться:

1) Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители — в любой кассационный суд общей юрисдикции;

2) прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры в пределах своей компетенции — в соответствующий кассационный суд общей юрисдикции.

Комментарий к Статье 377 ГПК РФ

1. Суды кассационной инстанции представляют собой многоступенчатую систему судебных органов кассационной инстанции. Низшим звеном судебных органов кассационной инстанции являются президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, президиум окружного (флотского) военного суда. Среднее звено судебных органов кассационной инстанции образуют такие новые коллегии, как Судебная коллегия по административным делам ВС РФ, Апелляционная коллегия ВС РФ, а также Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ, Военная коллегия ВС РФ (см. ФКЗ от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции и Российской Федерации» (в ред. от 01.12.2012)).

Новеллой процессуального законодательства стало исключение законодателем Президиума ВС РФ из числа тех судебных органов, которые полномочны пересматривать судебные постановления, вступившие в законную силу. По действующему законодательству, в частности, в соответствии с ч. 4 ст. 14 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», ему отведено иное предназначение.

2. Судебные органы кассационной инстанции заменили собой суды, уполномоченные проверять законность в порядке надзора, как это было до вступления в силу ФЗ от 09.12.2010 N 353-ФЗ. Единственным судебным органом, осуществляющим по-прежнему проверку судебных постановлений в порядке надзора, остался Президиум ВС РФ. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 16 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» в целях обеспечения единства судебной практики и законности на него возложены полномочия по проверке в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты.

Из анализа нормы видно, что законодатель связывает конкретные виды судебных постановлений с определенным судом кассационной инстанции.

Пункт 1 ч. 2 ст. 377 ГПК РФ также содержит новое положение: объектом кассационного производства являются апелляционные определения, поскольку постановления суда апелляционной инстанции с 1 января 2012 г. выносятся только в форме апелляционного определения (ч. 1 ст. 329 ГПК РФ).

3. Должностные лица органов прокуратуры могут обращаться с соответствующим представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений в любой суд кассационной инстанции (см. комментарий к ст. 376).

Другой комментарий к Ст. 377 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья определяет порядок подачи надзорной жалобы или представления прокурора.

Надзорная жалоба или представление прокурора подается непосредственно в суд надзорной инстанции.

Надзорная жалоба или представление прокурора подается:

1) в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа:

а) на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов;

б) апелляционные решения и определения районных судов;

в) вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей;

2) в президиум окружного (флотского) военного суда:

а) на кассационные определения окружных (флотских) военных судов;

б) вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов;

3) в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ:

а) на постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов;

б) кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов;

в) вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

4) в Военную коллегию Верховного Суда РФ:

а) на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов;

б) кассационные определения окружных (флотских) военных судов;

в) вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда;

5) в Президиум Верховного Суда РФ:

а) на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, вступившие в законную силу судебные постановления судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные постановления были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ;

б) вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, если указанные решения и определения были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ;

в) вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда РФ, принятые им по первой инстанции;

г) определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ;

д) определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке;

е) определения Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке.

Жалобы, представления прокурора на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в надзорном порядке, подаются в Президиум Верховного Суда РФ при условии, что такие определения нарушают единство судебной практики.

2. С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу решений, определений судов и постановлений президиумов судов надзорной инстанции в Российской Федерации вправе обращаться:

— Генеральный прокурор РФ и его заместители — в любой суд надзорной инстанции;

— прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

Досудебное производство по уголовным делам

Возбуждение уголовного дела и порядок проведения доследственной проверки

Поводами для возбуждения уголовного дела являются: заявление о преступлении (ст. 141 УПК РФ); явка с повинной, то есть добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении (ст. 142 УПК РФ); сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, которое оформляется сотрудником правоохранительных органов рапортом об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ); постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании; материалы, направленные налоговыми органами для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 198-199.2 УК РФ.

Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении предусматривает обязанность дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления сообщения. Руководитель следственного органа либо начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству следователя либо дознавателя продлить до 10 суток срок рассмотрения сообщения о преступлении; а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов руководитель следственного органа по ходатайству следователя либо прокурор по ходатайству дознавателя могут продлить срок до 30 суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ). По результатам рассмотрения сообщения о преступлении принимается решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела либо о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд.

Порядок возбуждения уголовного дела имеет свои особенности по делам публичного, частного и частно-публичного обвинения. При наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь возбуждают уголовное дело публичного обвинения, о чем выносят соответствующее постановление. Копия постановления незамедлительно направляется прокурору, а о принятом решении уведомляются заявители и лицо, в отношении которого возбуждено дело. Уголовные дела частного обвинения возбуждаются не иначе, как по заявлению потерпевшего или его законного представителя в отношении конкретного лица, в порядке, установленном ч. 1 и 2 ст. 318 либо ст. 448 УПК РФ. Если заявление подано в отношении лица, данные о котором потерпевшему не известны, то судья отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет заявление руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Уголовные дела частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе, как по заявлению потерпевшего или его законного представителя, при этом производство по таким делам ведется в общем порядке.

При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 148 УПК РФ). Его копия в течение 24 часов направляется заявителю и прокурору. Признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор и руководитель следственного органа могут отменить его и потребовать проведения дополнительной проверки.

Понятие, формы и общие условия проведения предварительного расследования

Предварительное расследование производится по возбужденному уголовному делу в одной из двух форм: предварительного следствия и дознания.

В форме предварительного следствия осуществляется расследование подавляющего большинства уголовных дел, за исключением преступлений небольшой и средней тяжести, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, по которым производится дознание.

Предварительное следствие производится следователями:

  • Следственного комитета РФ — по наиболее опасным и тяжким преступлениям (убийство, похищение человека, терроризм, бандитизм, злоупотребление служебным положением, преступления высших должностных лиц, должностных лиц силовых структур, тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних и др.);
  • органов ФСБ — по делам о преступлениях против государственной безопасности (например, государственная измена, шпионаж), а также по угонам воздушных судов, терроризму, контрабанде и др.;
  • органов внутренних дел — по основному массиву общеуголовных преступлений (квалифицированные кражи, мошенничество, присвоения, растраты, вымогательство, грабеж, разбой и т. д.), большинству экономических и налоговых преступлений;
  • органов ФСКН — по делам о преступлениях, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Согласно ч. 1 ст. 162 УПК РФ предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела. Срок предварительного следствия может быть продлен до 3 месяцев руководителями следственных органов. По делам, расследование которых представляет особую сложность, руководители следственных органов субъектов РФ и их заместители могут продлевать срок предварительного следствия до 12 месяцев. Дальнейшее продление сроков производится только в исключительных случаях руководителями федеральных следственных органов, а также их заместителями. Предварительное следствие завершается составлением обвинительного заключения, направляемого вместе с материалами дела прокурору, который в течение 5 суток утверждает обвинительное заключение и передает дело в суд.

Под дознанием понимается форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Данный срок может быть продлен прокурором еще не более чем на 30 суток. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. Дознание завершается составлением обвинительного акта, утверждаемого начальником органа дознания и направляемого вместе с материалами дела прокурору, который в течение 2 суток утверждает обвинительный акт и направляет дело в суд.

Общие правила проведения следственных действий

Следственными действиями являются производимые следователем или дознавателем уголовно-процессуальные действия познавательного характера, направленные на собирание и проверку доказательств. Целью следственного действия является получение значимой для уголовного дела информации о событии преступления, о лицах, его совершивших, о других подлежащих установлению обстоятельствах.

Общие правила проведения следственных действий, установлены ст. 164 УПК РФ и предусматривают, что следственные действия, указанные в ч. 3 ст. 178, ст. 179, 182 и 183 УПК РФ, производятся на основании постановления следователя, а в случаях пп. 4-9, 11 и 12 ч. 2 ст. 29 УПК РФ — на основании судебного решения. Для получения последнего следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель — с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство, которое рассматривается судьей единолично в течение 24 часов. В исключительных случаях данные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя или дознавателя с последующим уведомлением в течение 24 часов судьи и прокурора о производстве следственного действия. Не допускается производство следственных действий в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

Порядок привлечения в качестве обвиняемого и предъявления обвинения

При наличии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления, следователь выносит постановление о привлечении его в качестве обвиняемого.

В соответствии со ст. 172 УПК РФ обвинение предъявляется лицу не позднее 3 суток со дня вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого в присутствии защитника, если он участвует в уголовном деле. В случае неявки обвиняемого или его защитника в назначенный следователем срок, а также в случае, когда место нахождения обвиняемого не установлено, обвинение предъявляется в день фактической явки обвиняемого или в день его привода при условии обеспечения следователем участия защитника. Следователь вручает обвиняемому и его защитнику копию постановления о привлечении данного лица в качестве обвиняемого, вторую копию направляет прокурору.

Немедленно после предъявления обвинения следователь допрашивает обвиняемого с соблюдением требований п. 9 ч. 4 ст. 47 и ч. 3 ст. 50 УПК РФ. В начале допроса следователь выясняет у обвиняемого, признает ли он себя виновным, желает ли дать показания по существу предъявленного обвинения и на каком языке. В случае отказа обвиняемого от дачи показаний его повторный допрос по тому же обвинению может проводится только по просьбе самого обвиняемого (ст. 173 УПК РФ). Если в ходе предварительного следствия предъявленное обвинение не нашло подтверждения, следователь своим постановлением прекращает уголовное преследование в соответствующей части, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, а также прокурора.

Приостановление и возобновление предварительного следствия. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования

Согласно ч. 1 ст. 208 УПК РФ предварительное следствие приостанавливается, если: 1) лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено; 2) подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам; 3) место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует; 4) временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях. О приостановлении предварительного следствия следователь выносит постановление, копию которого направляет прокурору. До приостановления предварительного следствия следователь выполняет все следственные действия, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого, и принимает меры по его розыску либо установлению лица, совершившего преступление.

Возобновление предварительного следствия возможно на основании постановления следователя после того, как: 1) отпали основания его приостановления; 2) возникла необходимость производства следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия подозреваемого, обвиняемого; 3) прокурором отменено постановление о приостановлении предварительного следствия. Приостановленное предварительное следствие может быть возобновлено также на основании постановления руководителя следственного органа в связи с отменой соответствующего постановления следователя.

Уголовное дело и уголовное преследование прекращаются при наличии оснований, предусмотренных ст. 24-28.1 УПК РФ. При этом в случаях прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2 ч. 1 ст. 24 и п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, следователь или прокурор принимает предусмотренные главой 18 УПК РФ меры по реабилитации лица. Уголовное дело прекращается по постановлению следователя, копия которого направляется прокурору, а по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 198-199.1 УК РФ, — также в налоговый орган, направивший материалы для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Копию постановления следователь вручает также лицу, в отношении которого прекращено уголовное преследование, потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику.

Возобновление производства по ранее прекращенному уголовному делу в соответствии со ст. 413 и 414 УПК РФ возможно в том случае, если не истекли сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности.

Направление уголовного дела с обвинительным заключением прокурору

Признав, что все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, следователь уведомляет об этом обвиняемого и разъясняет ему предусмотренное ст. 217 УПК РФ право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела как лично, так и с помощью защитника, законного представителя. Следователь также уведомляет об окончании следственных действий защитника, законного представителя обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей.

Если защитник, законный представитель обвиняемого или представитель потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика по уважительным причинам не смогли явиться для ознакомления с материалами уголовного дела в назначенное время, следователь откладывает ознакомление на срок не более 5 суток. Однако если обвиняемый, не содержащийся под стражей, не является для ознакомления с материалами дела без уважительных причин, следователь по истечении 5 суток составляет обвинительное заключение и направляет материалы дела прокурору.

В процессе ознакомления с материалами уголовного дела, состоящего из нескольких томов, обвиняемый и его защитник вправе повторно обращаться к любому из томов уголовного дела, а также выписывать любые сведения и в любом объеме, снимать копии с документов, в том числе с помощью технических средств. Обвиняемый и его защитник не могут ограничиваться во времени, необходимом им для ознакомления с материалами уголовного дела. Однако если они явно затягивают время ознакомления с указанными материалами, то на основании судебного решения может быть установлен определенный срок для ознакомления с материалами.

После ознакомления обвиняемого со всеми материалами уголовного дела следователь подписывает обвинительное заключение, к которому прилагает список подлежащих вызову в судебное заседание лиц со стороны обвинения и защиты, а также справку о сроках следствия, об избранных мерах пресечения, вещественных доказательствах, гражданском иске, принятых мерах по его обеспечению и возможной конфискации имущества, процессуальных издержках, а при наличии у обвиняемого, потерпевшего иждивенцев — о принятых мерах по обеспечению их прав. После подписания следователем обвинительного заключения уголовное дело с согласия руководителя следственного органа немедленно направляется прокурору.

Прокурор в соответствии со ст. 221 УПК РФ рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток (уголовное дело с обвинительным актом — в течение 2 суток) принимает по нему одно из трех решений: 1) об утверждении обвинительного заключения и о направлении дела в суд; 2) о возвращении дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков; 3) о направлении дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду. В случае сложности или большого объема уголовного дела срок принятия решения может быть продлен вышестоящим прокурором до 30 суток.

После утверждения обвинительного заключения прокурор направляет уголовное дело в суд, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей. Копия обвинительного заключения (акта) с приложениями вручается прокурором обвиняемому, а также защитнику и потерпевшему, если они ходатайствуют об этом.

В заключение анализа досудебной стадии российского уголовного процесса приведем мнение одного из критиков современного процесса ее реформирования — профессора Л. В. Головко1, считающего, что вопреки заверениям реформаторов, утверждавших, что надо отделить следствие от надзора, ничего подобного в реальности не произошло. Прокурор в настоящее время процессуальную власть в значительной степени утратил, а следователь ее не приобрел, будучи связан руководителем следственного органа, к которому перешло большинство прежних полномочий прокурора в рамках так называемого ведомственного контроля, объединенного опять в рамках одного ведомства — Следственного комитета РФ. Прокурор сохранил право отменить решение следователя об отказе в возбуждении уголовного дела, однако сам возбудить уголовное дело не может. В результате прокуроры нередко отменяют соответствующее решение следователя, после чего предписывают провести дополнительную проверку сообщения о преступлении, следователи вновь отказывают в возбуждении уголовного дела, а прокуроры опять данное решение отменяют — и так далее до бесконечности. Та же самая ситуация происходит и при решении прокурором вопроса об утверждении обвинительного заключения по окончании предварительного следствия: если прокурор не согласен с обвинением, то он не вправе сам прекратить уголовное дело, он может лишь вернуть его следователю для дополнительного расследования, который часто вновь приходит к аналогичному выводу о необходимости передачи дела в суд, после чего прокурор, убежденный в обратном, снова возвращает материалы следователю в духе своеобразного пинг-понга.

На основании этого Л. В. Головко делает вывод о том, что старая советская модель предварительного расследования окончательно «расползлась», а новая в России создана не была. Мы еще более погрузились в институциональное болото, сопровождаемое бесконечными войнами за компетенцию1.

В настоящее время обсуждается три концептуальных элемента, вокруг которых вращается реформирование российского предварительного следствия: 1) разрыв следствия и прокуратуры; 2) создание единого следственного органа («поглощение» СК РФ следственных аппаратов МВД РФ, ФСБ России и ФСКН России); 3) введение особой должности следственных судей. Между тем без ответа остаются два фундаментальных вопроса — институциональная природа следователя и объем полномочий прокурора, характер их взаимоотношений друг с другом. В зависимости от ответов на эти вопросы в теории уголовного процесса принято выделять три возможные модели предварительного расследования, между которыми, в конечном счете, и делает выбор любое современное государство: (а) французская, (б) германская и (в) американская.

Французская модель предполагает хорошо известное в России деление между дознанием и предварительным следствием и рассматривает следователя как полноправного представителя судебной власти, то есть следственного судью (juge d’instruction). Соответственно взаимоотношения прокурора со следственными судьями определяются общими принципами взаимоотношения прокуроров с судебной властью: к суду можно лишь обращаться с просьбами (ходатайствами), но нельзя давать ему указания. Дознание же остается полицейской деятельностью, что отражается в совершенно иной природе взаимоотношений прокуроров с полицейскими дознавателями (надзор первых над вторыми). Алгоритм французской модели предварительного расследования выглядит следующим образом. После появления информации о гипотетическом преступлении начинается полицейское дознание, которое проходит под надзором прокурора (или по его поручению). Дознание заканчивается предоставлением доказательных материалов (полицейских доказательств) прокурору, который и дает им юридическую оценку и либо отказывает в возбуждении уголовного дела, либо возбуждает его. Последнее означает возбуждение публичного иска, который по мелким делам сразу направляется в суд, а по сложным делам — следственному судье. Последний начинает предварительное следствие, предъявляет обвинение, прекращает в соответствующих случаях дело, то есть в целом проводит независимое предварительное следствие, в ходе которого прокурор — уже не орган надзора, а сторона. Исторически после Судебной реформы 1864 г. данная система существовала в России. Но в советский период французская модель подверглась в нашей стране существенной деформации и следователи, перестав быть частью судебной власти, влились в состав полицейско-прокурорских ведомств.

Германская модель предварительного расследования, окончательно сформировавшаяся в самой Германии после реформы 1974 г., выразилась в полном отказе от предварительного следствия французского типа. Немецкий следователь сегодня — это полицейский, проводящий дознание под надзором прокурора — своего рода «инструмент» собирания доказательств для принятия прокурором решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела (публичного обвинения) и передаче его в случае возбуждения в суд. В руках прокурора находится полная процессуальная власть над делом, то есть руководство расследованием и надзор за действиями органов полицейского дознания (так называемая система «сильной прокуратуры»). Процессуальная схема в германской модели выглядит проще. Классическое предварительное следствие в ней отсутствует, а нагрузка на дознание серьезно увеличивается. Дознание начинается с момента получения информации о гипотетическом преступлении и должно ответить на все вопросы, необходимые для передачи дела в суд. Поскольку уже в ходе дознания возникает потребность в ограничении конституционных прав личности, возрастает удельный вес судебного контроля, осуществляемого специальными немецкими следственными судьями (ermittlungrichter), которые, в отличие от французских juge d’instruction, предварительного следствия не ведут, а осуществляют исключительно функции судебного контроля над прокурорско-полицейским дознанием. Уголовный процесс строится вокруг принципа «материальной (объективной) истины», в силу которой прокурор и действующая под его руководством (надзором) полиция обязаны расследовать дело всесторонне, полно и объективно, аккумулируя в материалах единого дела все собранные сведения безотносительно к тому, выгодны ли они обвинению или защите1.

Американская модель предварительного расследования при внешней схожести с германской имеет два принципиальных отличия. Во-первых, в США в ходе полицейского расследования (дознания) полиция полностью отделена от прокурора и действует автономно. Прокурор не осуществляет надзор за полицией, выступая лишь фильтром между полицией и судом, к которому дело поступает из полиции и который решает вопрос о его передаче в суд (модель «слабой прокуратуры» или «сильной полиции»). И во-вторых, американская система предварительного расследования отрицает принцип материальной (объективной) истины. Полиция и прокурор действуют исключительно в интересах обвинения, формируя не единое дело, а свое собственное досье, что приводит к проведению параллельного адвокатского расследования в интересах защиты и вызывает появления неизвестных российской модели уголовного процесса институтов (например, института «взаимного раскрытия доказательств сторонами»).

Стоит согласиться с Л. В. Головко, что совместить несовместимое — например, «сильную прокуратуру» и автономное следствие полицейского типа, либо процессуально «самостоятельных» следователей французского типа и американскую модель расследования — невозможно. Модернизация системы российского предварительного расследования должна развиваться в духе континентальной традиции, в рамках одного из двух альтернативных вариантов: либо возрождение исторически присущей России французской модели, то есть превращение следователей в подлинных следственных судей французского типа, проводящих независимое предварительное следствие по наиболее сложным делам, либо «полицеизация» следствия и его слияние с дознанием на уровне унифицированного полицейского дознания (расследования) под надзором и руководством прокурора, что приведет к исчезновению классического предварительного следствия и потребует лишения следователей многих нынешних функций, избыточных для сотрудников уголовной полиции.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *