Как подать на налоговый вычет за лечение?

Как получить налоговый вычет за лечение в 2020 году

22.02.2019 Налоговым вычетом за лечение (возврат НДФЛ) признается установленная в процентном соотношении сумма издержек за платные медицинские услуги, которая не облагается налогом и подлежит возврату из бюджета страны.

Вернуть налоговый вычет за медицинские услуги в 2020 году позволено любому гражданину страны, если он:

  • Пребывает на территории РФ не менее 183 дней в течение года;
  • Декларирует свои доходы и отчисляет с них подоходный сбор;
  • Понес издержки по платному лечению для восстановления своего здоровья или близких родственников.

За какое лечение можно получить налоговый вычет

Налоговый вычет за лечение или страховые услуги компенсируется гражданам только при соблюдении ряда условий, в частности:

  1. Услуги предоставлены медицинским учреждением или страховой компанией, практикующими деятельность на основании государственного разрешения – лицензии;
  2. Заявитель оплачивал собственное лечение или своего родственника первой кровной линии:
    • Супруг(а);
    • Родители;
    • Несовершеннолетние дети, в том числе и усыновленные или находящиеся под опекой, на попечении;
  3. Оказанные учреждением манипуляции или приобретенные медикаменты входят в ограниченный законодателем специальный перечень;
  4. Заявитель имеет документальное подтверждение своих медицинских издержек и фигурирует в договоре как плательщик (в том числе и при истребовании компенсации за лечение родственника).

Налоговый вычет за медицинские услуги

Чтобы оформить налоговый вычет за медицинские услуги, необходимо убедиться, что проведенные манипуляции входят в специальный перечень, утвержденный Правительством РФ.

Постановление за номером 201 от 19.03.2001 указывает, за какое лечение можно получить налоговый вычет:

  • Реабилитация;
  • Пластическая операция;
  • Услуги диагностики;
  • Операции по пересадке органов;
  • Хирургические вмешательства по исправлению патологий или врожденных аномалий;
  • Диализ;
  • ЭКО и иные манипуляции по восстановлению репродуктивной функции;
  • Протезирование;
  • Стоматологические услуги;
  • Дорогостоящее лечение;
  • Просветительские услуги по санитарии;
  • Услуги санаторно-курортного лечения;
  • Полис ДМС.

Подлежащая компенсации медицинская манипуляция может быть оказана при:

  • Частной клинике;
  • Поликлинике;
  • Медицинском стационаре, больнице;
  • Учреждении по проведению медицинской экспертизы;
  • Выезде скорой помощи.

Налоговый вычет за лечение зубов

Получить налоговый возврат можно как за совокупность проведенных мероприятий по лечению зубов, так и за конкретную услугу из следующего перечня:

  1. Диагностика и плановая санация полости рта;
  2. Лечение наследственных заболеваний;
  3. Хирургическое исправление аномалий;
  4. Протезирование;
  5. Операции по вставке имплантатов;
  6. Манипуляции по реконструкции челюсти, дефектов;
  7. Применение методов лечения костной ткани;
  8. Срочная диагностика, реабилитация.

Издержки, понесенные за стоматологические манипуляции по улучшению эстетического вида зубов (отбеливание, установка скайсов) не являются основанием для получения налоговой компенсации.

Налоговый вычет за дорогостоящее лечение

Главное отличие налогового вычета за дорогостоящее лечение от остальных аналогичных видов социальных возмещений – отсутствие лимитов.

Гражданин, прошедший платные медицинские манипуляции, отнесенные к числу дорогостоящих, может вернуть из бюджета 13% от всего объема издержек, при условии, что:

  1. лечение проходило на территории РФ;
  2. плательщиком по договору о дорогостоящем лечении числится непосредственный заявитель (в случае оплаты лечения родителя-пенсионера или нетрудоспособного ребенка, жены).

Дорогостоящим лечением признаются следующие услуги:

  • По устранению врожденных аномалий;
  • Хирургическое вмешательство по устранению болезней системы кровообращения, в том числе и с использованием:
    1. Лазерной технологии;
    2. Коронарной ангиографии;
    3. Аппаратов искусственного кровообращения;
  • Операции по реконструкции;
  • Пластические операции;
  • Оперативное лечение сложных болезней дыхательной системы;
  • Оперативное лечение сложных болезней глаза;
  • Хирургическое вмешательство по устранению патологий глаза, придаточного аппарата глаза;
  • Лечение сложных болезней органов пищеварения;
  • Хирургические вмешательства, направленные на лечение нервной системы, в том числе с применением:
    1. Эндовазальных методов;
    2. Микро-нейрохирургических методов;
  • Операции по восстановлению суставов;
  • Манипуляции по трансплантации:
    1. Органов;
    2. Костного мозга;
    3. Комплекса органов;
    4. Тканей;
  • Терапевтические манипуляции по лечению:
    1. Наследственных недугов;
    2. Хромосомных нарушений;
    3. Злокачественных новообразований эндокринных желез (в том числе и щитовидной);
    4. Миастении;
    5. Острых полиневропатий;
    6. Системы дыхания, пищеварения, кровообращения у детей;
    7. Поражений соединительной ткани;
  • Лечение методом ЭКО и культивирования;
  • Лечение, подразумевающее использование перитонеального и гемодиализа;
  • Комбинированное лечение:
    1. Остеомиелита;
    2. Злокачественных опухолей и образований;
    3. Поджелудочной железы;
    4. Осложненного сахарного диабета;
    5. Наследственной болезни;
    6. Сложных состояний беременности, родов, послеродовых состояний;
    7. Апластической анемии и нарушений свертываемости крови;
    8. Сложных болезней глаза и его придаточного аппарата;
  • Ожегов с поражением свыше 30% тела;
  • Выхаживание детей с массой до полутора килограмм, рожденных преждевременно.

Государство также готово вернуть часть налога за оплаченные расходные материалы, необходимые для проведения дорогостоящего лечения, если управомоченный гражданин сумеет подтвердить одно из следующих обстоятельств:

  • В договоре или выданной учреждением справке указано, что расходный материал не входит в стоимость услуги и приобретается отдельно за счет пациента;
  • Организация, проводившая лечение не имела возможности приобрести обусловленные расходные материалы самостоятельно.

Налоговый вычет за покупку медикаментов

Для возврата налога с трат по покупке медикаментов необходимо соблюдение следующих правил:

  1. Наличие рецептурного бланка, заполненного лечащим врачом и отмеченного особым медицинским штампом;
  2. Приобретенные медикаменты значатся в Постановлении правительства.

В специальный правительственный перечень входят следующие группы лекарств:

  • Антигистаминные;
  • Анальгетики;
  • Противовоспалительные средства (нестероидные);
  • Лекарства против подагры и ревматизма;
  • Обезболивающие средства;
  • Миорелаксанты;
  • Препараты для наркоза;
  • Препараты для лечения бессонницы, склероза, судорог;
  • Лекарства, направленные на преодоление наркотической и алкогольной зависимости;
  • Препараты, направленные на лечение ЦНС;
  • Препараты, оказывающие влияние на кровь;
  • Антибактериальные и антисептические средства, противогрибковые, противовирусные;
  • Вакцины;
  • Гормональные препараты;
  • Инсулин;
  • Иммунодепрессанты;
  • Противоопухолевые средства;
  • Препараты, корректирующие давление;
  • Лекарства для сердечно-сосудистой системы;
  • Препараты для ЖКТ;
  • Медикаменты для почек, в том числе и мочевыводящие;
  • Лекарства для матки и восстановления репродуктивной функции;
  • Препараты офтальмологического назначения;
  • Средства для лечения дыхательных путей.

Возврат НДФЛ за ДМС и санаторное лечение

Порядок истребования налогового вычета за приобретенную для себя или родственника путевку на санаторное лечение — общий.

В отношении полиса ДМС действует важная оговорка, обязательная к соблюдению для последующего истребования компенсации – договор страхования подразумевает оплату только медицинских услуг.

Как рассчитать сумму налогового вычета за лечение

При определении вычета за лечение налоговое законодательство устанавливает максимальную сумму налогового возмещения за медицинские услуги в 120 тыс. рублей – именно с этой суммы фискальным органом будет исчислен возврат в размере 13%, частично покрывающий затраты по болезни (не более 15 тыс. 600 рублей).
Налогоплательщику также следует принять к учету, что величина 120 тыс. рублей — суммарный объем компенсации по всем видам социальных вычетов (в том числе и образование, благотворительные взносы).

Налоговое возмещение за дорогостоящее лечение попадает под исключительные случаи: граждане, оплатившие услуги, отнесенные к категории дорогостоящих, могут оформить 13% вычет со всей величины издержек.

Пример 1:

Гражданке А было назначено комплексное лечение, которое повлекло издержки в 2017 году – 40 тыс. рублей, в 2018 году – 80 тыс. рублей. За обусловленные периоды ею было заработано 300 и 500 тыс. рублей соответственно(НДФЛ составил – 39 тыс. и 65 тыс. рублей) .

В начале 2020 года женщина подала документы на налоговое возмещение за лечение по следующим расчетам:

(40 * 0,13) + (80 * 0,13) = 15тыс. 600 рублей – сумма налогового возмещения за два предшествующих календарных года, в течение которых женщине проводились платные медицинские манипуляции.

Поскольку уплаченный гражданкой подоходный налог превышает размер предполагаемого вычета, сумма возврата будет перечислена в полном объеме.

Пример 2:

В 2018 году гражданин Б оплатил своему несовершеннолетнему сыну дорогостоящую операцию на сумму 500 тыс. рублей, несмотря на маленький ежемесячный заработок в 25 тыс. рублей. В новом отчетном периоде мужчина решил оформить налоговый вычет за дорогостоящее лечение, исчисляемая база по которому не имеет лимитов.

Согласно стандартным расчетам родитель мог вернуть из бюджета 500 тыс. * 0,13 = 65 тыс. рублей, но по данным справки о доходах за прошлый год им был уплачен НДФЛ в размере (25 тыс. * 12) * 0,13 = 39 тыс. рублей.

Так, в 2020 году за оплаченное сыну дорогостоящее лечение мужчине будет предоставлен возврат в размере 39 тыс. рублей. Право на налоговый вычет по указанным издержкам будет использовано в полной мере, вероятный к получению остаток не перенесется на следующий год.

Документы для возврата НДФЛ за лечение

Список документов для получения налогового вычета за лечение несколько разнится в зависимости от вида оказанной ранее медицинской манипуляции.

Базовые:

  1. Паспорт налогоплательщика;
  2. Справка о сумме удержанного подоходного налога (формат pdf);
  3. Опись представленных документов;
  4. Заявление на возврат излишне уплаченного сбора (формат pdf);
  5. Полный номер расчетного счета для перечисления компенсации;
  6. ИНН заявителя;
  7. Документы, подтверждающие кровное родство (если услуга была оплачена за близкого родственника);
  8. З-НДФЛ (формат pdf).

Для возврата НДФЛ за медицинские манипуляции:

  1. Копия лицензии учреждения;
  2. Договор на оказание платных медицинских услуг;
  3. Квитанция, подтверждающая внесение установленной платы;

Для возврата НДФЛ за медикаменты:

  1. Рецептурный бланк, заполненный лечащим врачом (№107-1/у);
  2. Чеки и квитанции по оплате лекарств.

Для возврата НДФЛ за страховку или санаторий:

  1. Полис ДМС;
  2. Договор покупки полиса, путевки;
  3. Документы, подтверждающие расчет за страховку, санаторно-курортное лечение.

Как оформить налоговый вычет за медицинские услуги — алгоритм действий

Оформить и получить медицинский налоговый вычет можно согласно следующему алгоритму:

  1. С начала нового отчетного периода, следующего за годом получения медицинских услуг, подготовить требуемый пакет документов;
  2. Заполнить декларацию на основании имеющихся в документах данных;
  3. Выбрать способ обращения в ФНС для передачи бумаг:
    • лично;
    • через работодателя;
    • через личный кабинет на сайте ФНС;
    • через отделение почтовой связи;
    • через представителя по доверенности;
  4. Дождаться периода проведения камеральной проверки (не более 3-х месяцев);
  5. Получить перечисление налога на расчетный счет (в течение месяца после успешного завершения проверки).

В Постановлении от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (далее – Постановление ВАС РФ № 73) Пленум ВАС разъяснил отдельные вопросы применения правил ГК РФ о договоре аренды во взаимосвязи с нормами земельного и антимонопольного законодательства. Однако постоянно меняющееся законодательство потребовало от арбитров внесения отдельных изменений в уже высказанную позицию, а также разъяснения новых спорных вопросов, встречающихся в судебной практике. Что и было сделано в Постановлении ВАС РФ № 131. В статье рассмотрим положения данного документа, которые будут небезынтересны бюджетным учреждениям.

Пролонгация договора аренды

В силу ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного за бюджетными учреждениями, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. 📌 Реклама Отключить

Случаи, когда соблюдение указанного правила не требуется, перечислены в ч. 1ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ. Также следует принимать во внимание, что заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (в том числе созданных государственными академиями наук) или муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, государственных научных учреждений (в том числе созданных государственными академиями наук) осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ (п. 3.1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ).

Кроме того, бюджетным учреждениям необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 4 ст. 53 Федерального закона № 135-ФЗ до 01.07.2015 разрешается заключение на новый срок договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, оформленных до 01.07.2008, с субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), без проведения торгов.

📌 Реклама Отключить

Таким образом, договор аренды государственного или муниципального имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (ст. 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении этого договора (п. 1 Постановления ВАС РФ № 73). Однако с 01.01.2012 вступили в силу нормы ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ, в соответствии с которыми по истечении срока договора аренды, указанного в ч. 1 и 3 данной статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством РФ, при одновременном соблюдении следующих условий:

– размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ, если иное не установлено другим законодательством РФ;

📌 Реклама Отключить

– минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее трех лет. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

В целях разъяснения указанных норм Пленум ВАС указал, что если законодательством РФ установлен максимальный срок, на который может быть заключен договор аренды, то он исчисляется с момента заключения договора аренды с арендатором (или его правопредшественником) на торгах (п. 4.1 Постановления ВАС РФ №13). Напомним, что договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Если согласно закону для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества. Кроме того, договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (ст. 433 ГК РФ).

📌 Реклама Отключить

Для заключения договора аренды на новый срок без проведения торгов стороны должны достичь соглашения о новых условиях договора, касающихся срока и арендной платы, с соблюдением положений ч. 9 ст. 17.1Федерального закона № 135-ФЗ.

По смыслу ч. 10 ст. 17.1Федерального закона № 135-ФЗ, если до истечения срока аренды арендодатель не уведомил арендатора о принятии им в установленном порядке решения, предусматривающего, что арендуемое имущество не будет передаваться в аренду по истечении срока договора, при отсутствии иных возражений с его стороны арендатор, надлежащим образом исполнивший свои обязанности, вправе продолжать пользоваться арендованным имуществом.

В этом случае договор аренды в силу ч. 2 ст. 621 ГК РФ считается возобновленным на прежних условиях вплоть до заключения договора аренды на новый срок. Однако условие договора аренды, заключенного на новый срок в соответствии с ч. 9 ст. 17.1Федерального закона № 135-ФЗ без проведения торгов, об арендной плате подлежит применению к отношениям сторон, существовавшим с момента истечения срока первоначального договора аренды и до момента заключения договора аренды на новый срок (п. 4.2 Постановления ВАС РФ №13).

📌 Реклама Отключить

Если при заключении договора аренды на новый срок между сторонами возникнут разногласия относительно условий, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 ст. 17.1Федерального закона № 135-ФЗ, преддоговорный спор по требованию любой из сторон может быть передан на рассмотрение суда (ст. 446 ГК РФ). Условие об арендной плате устанавливается на основании данных о размере такой платы, определенных оценщиком на момент истечения срока предыдущего договора аренды.

Если арендодатель отказал арендатору в заключении договора аренды на новый срок, в том числе по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 10 ст. 17.1Федерального закона № 135-ФЗ, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил договор аренды с другим лицом, арендатор, надлежащим образом исполнивший свои обязанности по договору аренды, вправе в соответствии с ч. 1 ст. 621 ГК РФ потребовать перевода на себя прав и обязанностей по договору аренды, заключенному с другим лицом.

📌 Реклама Отключить

В силу п. 4.5 Постановления № 13 в случае, когда договор аренды с другим лицом не заключен, но арендодатель отказал арендатору в заключении договора на новый срок при отсутствии оснований, указанных в ч. 10 ст. 17.1Федерального закона № 135-ФЗ, арендатор вправе в соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ обратиться в суд с требованием о понуждении арендодателя заключить договор аренды на новый срок. При этом арендатор не вправе требовать изменения прежних условий договора, за исключением указанных в п. 1 и 2 ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ.

Предоставление имущества в аренду при отсутствии правовых оснований

В соответствии со ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. 📌 Реклама Отключить

Напомним, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным им за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (ч. 3 ст. 298 ГК РФ). То есть без согласования с учредителем бюджетное учреждение самостоятельно может предоставлять в аренду исключительно особо ценное движимое имущество, приобретенное за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности либо иное движимое имущество вне зависимости от источника его приобретения.

Порядок согласования распоряжения имуществом устанавливается его собственником. Так, например, порядок согласования распоряжения федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением, определен Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 537. В соответствии с п. 1 названного положениясогласование распоряжения особо ценным движимым и недвижимым имуществом отнесено к компетенции учредителя бюджетного учреждения. Вместе с тем следует учитывать, что решение о предоставлении объектов недвижимости в аренду должен принимать учредитель по согласованию с Росимуществом путем направления последнему проекта решения (п. 4 указанного положения). Это правило не применяется при принятии решений в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минобороны, Управления делами Президента РФ и Росморречфлота (в отношении подведомственных им федеральных бюджетных учреждений, за которыми в оперативном управлении закреплено имущество, расположенное в границах морских портов).

📌 Реклама Отключить

В пункте 10 Постановления № 13 Пленум ВАС указал, что договор аренды, заключенный лицом, не обладающим в момент его заключения правом собственности на объект аренды (договор аренды будущей вещи), не будет считаться недействительным на основании ст. 168 и 608 ГК РФ.

В случае неисполнения обязательства по передаче вещи в аренду (в том числе в связи с тем, что вещь, являвшаяся предметом такого договора аренды, не была создана или приобретена арендодателем у третьего лица), арендодатель обязан возместить арендатору убытки, причиненные нарушением договора.

Кроме того, необходимо учитывать, что применительно к ст. 608 ГК РФ договор аренды, заключенный с лицом, которое в момент передачи вещи в аренду являлось законным владельцем вновь созданного им либо переданного ему недвижимого имущества (например, во исполнение договора купли-продажи) и право собственности которого на недвижимое имущество еще не было зарегистрировано в реестре, также не противоречит положениям ст. 608 ГК РФ и не может быть признан недействительным по названному основанию.

📌 Реклама Отключить

Пленум ВАС отмечает, что собственник вещи, сданной в аренду неуправомоченным лицом, при возврате ее из незаконного владения вправе на основании ст. 303 ГК РФ предъявить иск к лицу, которое заключило договор аренды, не обладая правом собственности на эту вещь и не будучи управомоченным законом или собственником сдавать ее в аренду, и получало платежи за пользование ею от арендатора, о взыскании всех доходов, которые это лицо извлекло или должно было извлечь, при условии, что оно при заключении договора аренды действовало недобросовестно, то есть знало или должно было знать об отсутствии правомочий на сдачу вещи в аренду. От добросовестного арендодателя собственник вправе потребовать возврата или возмещения всех доходов, которые тот извлек или должен был извлечь со времени, когда он узнал или должен был узнать о неправомерности сдачи имущества в аренду.

📌 Реклама Отключить

Такое же требование может быть предъявлено собственником к арендатору, который, заключая договор аренды, знал об отсутствии у другой стороны правомочий на сдачу вещи в аренду. В случае если и неуправомоченный арендодатель, и арендатор являлись недобросовестными, они отвечают по указанному требованию перед собственником солидарно (п. 1 ст. 322 ГК РФ).

Иск арендатора о возврате платежей, уплаченных за время фактического пользования объектом аренды по договору, заключенному с неуправомоченным лицом, удовлетворению не подлежит.

Государственная регистрация

В соответствии с п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Согласно п. 2 ст. 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения подлежит государственной регистрации, если он заключен на срок не менее года. Договор считается заключенным с момента оформления такой регистрации. Напомним, что регистрация договора аренды не требуется: 📌 Реклама Отключить

– если он заключается меньше чем на год (хотя бы на один день);

– если по его условиям (заключен на срок менее года (например, 11 месяцев)) по окончании действия и при отсутствии замечаний сторон договор автоматически продлевается на тот же срок, так как срок продления, а точнее срок аренды по новому договору составляет менее года;

– если первоначальный договор, заключенный на срок менее года, возобновляется на неопределенный срок.

В пункте 14 Постановления № 13 Пленум ВАС указал, что если стороны достигли соглашения в требуемой форме по всем существенным условиям договора аренды, который в соответствии с названным положением подлежит государственной регистрации, но не был зарегистрирован, то при рассмотрении споров между ними судам надлежит исходить из следующего:

– если собственник передал имущество в пользование, а другое лицо приняло его без каких-либо замечаний, соглашение о размере платы за пользование имуществом и по иным условиям пользования было достигнуто сторонами и исполнялось ими, следует иметь в виду, что оно связало их обязательством, которое не может быть произвольно изменено одной из сторон (ст. 310 ГК РФ), и оснований для применения судом положений ст. 1102, 1105 ГК РФ не имеется. В силу ст. 309 ГК РФ пользование имуществом должно осуществляться и оплачиваться в соответствии с принятыми на себя стороной такого соглашения обязательствами.

📌 Реклама Отключить

– если названным соглашением установлена неустойка за нарушение условий пользования имуществом, она подлежит взысканию с должника. В то же время в силу ст. 308 ГК РФ права, предоставленные лицу, пользующемуся имуществом по договору аренды, не прошедшему государственную регистрацию, не могут быть противопоставлены им третьим лицам. В частности, такое лицо не имеет преимущественного права на заключение договора на новый срок (п. 1 ст. 621 ГК РФ), а к отношениям пользователя и третьего лица, приобретшего на основании договора переданную в пользование недвижимую вещь, не применяется п. 1 ст. 617 ГК РФ.

Определение размера арендной платы

Согласно п. 4 ст. 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если он определяется по результатам проведения торгов. Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов устанавливается ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется (п. 18 Постановления ВАС РФ № 13). 📌 Реклама Отключить

Напомним, что размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, также предусматривается сочетание различных способов определения арендной платы (п. 2 ст. 614 ГК РФ).

В связи с этим, по мнению Пленума ВАС, допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы определяются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному согласно федеральному закону.

В тех случаях, когда в соответствии с законом торги на право заключения договора аренды не проводились, условия договоров аренды государственного или муниципального имущества, предусматривающие взимание с арендатора дополнительно к регулируемой арендной плате платы за право на заключение договора аренды, являются ничтожными (ст. 168, 614 ГК РФ).

📌 Реклама Отключить

Согласно п. 20 Постановления ВАС РФ № 13, если федеральный закон, предусматривающий необходимость государственного регулирования арендной платы, отсутствует, но публично-правовое образование установило правила, которыми оно руководствуется при определении арендной платы и условий сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности этого публично-правового образования, акты, которыми устанавливаются такие правила, регулируют публичные отношения, связанные с управлением государственным или муниципальным имуществом, и адресованы соответствующим органам, осуществляющим управление. Поэтому их положения применяются к договору аренды лишь постольку, поскольку это предусмотрено самим договором.

Если стороны распространили действие упомянутого акта на свои отношения по договору аренды, но договор содержит какое-либо условие, изначально противоречащее действовавшему в момент его заключения положению названного акта, предполагается, если не доказано иное, что стороны отдали приоритет данному условию договора (ст. 431 ГК РФ).

📌 Реклама Отключить

Между тем если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.

Кроме того, в силу п. 3 ст. 614 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, определенные договором, но не чаще одного раза в год (при этом законом могут быть установлены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества).

Данная норма является диспозитивной и допускает изменение по соглашению сторон условия договора аренды о размере арендной платы чаще одного раза в год, в том числе в случае, когда указание на возможность такого изменения в самом договоре аренды отсутствует.

📌 Реклама Отключить

Однако если в соответствии с законом или договором арендодатель имеет право в одностороннем порядке изменять размер арендной платы (ст. 310 ГК РФ), то по смыслу п. 3 ст. 614 ГК РФ такое изменение может осуществляться им не чаще одного раза в год.

1 Постановление Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 № 13 «О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды».

Государственная пошлина: понятие, виды, порядок исчисления и уплаты

Некоторые общие нормы о госпошлине содержатся в ст. 102— 105 АПК, которые носят отсылочный характер. В целом институт государственной пошлины регламентируется гл. 25.3 НК. Согласно ст. 13 НК госпошлина отнесена к федеральным сборам.

Государственная пошлина в арбитражном процессе — установленный государством обязательный и действующий на всей территории РФ денежный платеж (сбор), уплачиваемый заинтересованным лицом в доход федерального бюджета при обращении в арбитражный суд за совершением юридически значимых действий.

Основное назначение госпошлины состоит в компенсации расходов государства на обеспечение осуществления соответствующей публичной деятельности, в данном случае по отправлению правосудия арбитражными судами.

Размеры государственной пошлины при обращении в арбитражные суды установлены в ст. 333.21 НК. В зависимости от порядка расчета госпошлины она может быть нескольких видов. Традиционно в процессуальной науке выделяют простую, пропорциональную и комбинированную (смешанную) госпошлину.

Основанием, дифференцирующим порядок исчисления госпошлины, является характер иска, который согласно положениям ст. 333.21 НК может быть имущественным или неимущественным. По смыслу налогового законодательства требование имущественного характера не следует понимать буквально как связанное с правами на имущество. Это скорее иск о присуждении, независимо от того, заявлен ли он в отношении денежных средств или имущества, при условии возможности его оценки. Требование неимущественного характера связано с защитой имущественных и неимущественных прав, не требующих оценки. При этом в ст. 333.21 НК закреплен открытый перечень заявлений неимущественного характера, к которым относятся, например, иски по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными; о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре; заявления об оспаривании нормативных или ненормативных правовых актов и другие.

По общему правилу размеры госпошлины являются едиными для всех категорий плательщиков — лиц, инициирующих обращение в арбитражный суд. Исключения в виде дифференциации госпошлины для физических и юридических лиц сделаны только в отношении предъявления некоторых заявлений по делам неискового производства (например, о признании должника несостоятельным (банкротом)).

Особенности исчисления госпошлины определяются следующими правилами.

Размер простой госпошлины установлен в твердой денежной сумме. Такая госпошлина предусмотрена для подачи заявлений, содержащих требования неимущественного характера. Например, согласно подп. 2 п. 1 ст. 333.21 НК исковое заявление по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными оплачивается госпошлиной в размере 6000 руб.

Размер пропорциональной госпошлины исчисляется в процентном соотношении к цене иска. Такая госпошлина предусмотрена для заявлений, содержащих требования имущественного характера, подлежащих оценке. Цена иска представляет собой сумму денег, которую просит взыскать истец (долг, неустойка и т.д.), либо стоимость истребуемого им имущества. Исковое заявление с ценой иска до 100 000 руб. оплачивается госпошлиной в размере 4% цены иска (но при этом не может быть менее 2000 руб.).

Размер комбинированной (смешанной) госпошлины определяется путем сложения простой и пропорциональной госпошлины. Такая госпошлина, как и пропорциональная, предусмотрена для заявлений, содержащих требования имущественного характера, подлежащих оценке. При этом критерием, разграничивающим пропорциональную и комбинированную госпошлину, является цена иска, которая должна превышать 100 000 руб.

При цене иска:

НК устанавливает также максимальный размер госпошлины, который составляет 200000 руб.

Простая, пропорциональная и комбинированная госпошлина уплачивается при подаче исковых заявлений или заявлений в арбитражный суд первой инстанции. Госпошлина также уплачивается и при обращении в суды проверочных инстанций. В этом случае она будет определяться не характером требований, не ценой иска, а размером госпошлины, установленной за подачу другого конкретного, указанного в законе процессуального обращения.

Так, госпошлина за подачу апелляционных и кассационных жалоб на судебные акты исчисляется от размера госпошлины, подлежащей уплате за заявление неимущественного характера. Согласно подп. 12, 12.1 п. 1 ст. 333.21 НК размер госпошлины за обращение в суд апелляционной или кассационной инстанций составляет 3000 руб. (50% от 6000 руб.). Госпошлина за подачу надзорной жалобы определяется размером государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, и в соответствии с подп. 12.2 п. 1 ст. 333.21 составляет 6000 руб.

Учитывая, что указанный порядок исчисления госпошлины за подачу апелляционной, кассационной и надзорной жалоб в полной мере не позволяет ее назвать ни простой, ни комбинированной, ни смешанной, его целесообразно выделить отдельно. Поскольку в основе исчисления госпошлины лежит другая госпошлина, т.е. она определяется не прямо, не непосредственно, ее следует назвать производной.

Таким образом, производная госпошлина исчисляется от госпошлины, уплачиваемой за определенное, указанное в законе требование и установлена для подачи апелляционной, кассационной и надзорной жалоб.

Порядок исчисления и уплаты госпошлины определяется следующими основными правилами.

Во-первых, истец (заявитель) уплачивает госпошлину до обращения в суд и прилагает к заявлению документ, подтверждающий ее оплату. Это может быть, например, квитанция банка (при наличных расчетах) или платежное поручение (при безналичных расчетах). Допускается уплата госпошлины не самим истцом, а его представителем, однако в этом случае в документе должно содержаться указание на то, что представитель оплатил госпошлину в интересах именно доверителя, а не в своих собственных. Непредставление документа, подтверждающего уплату госпошлины в установленном размере, влечет оставление заявления без движения.

Во-вторых, при соединении в одном исковом заявлении нескольких требований госпошлиной оплачивается каждое из них.

Пример

Исковое заявление о расторжении договора (как требования неимущественного характера) и взыскании убытков в размере 100000 руб. (как требования имущественного характера) оплачивается госпошлиной в размере 10000 руб. (6000 руб. и 4000 руб. за первое и второе требования соответственно).

В-третьих, размер госпошлины подлежит изменению в соответствии с изменением размера исковых требований. При увеличении размера исковых требований госпошлина уплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска, при уменьшении цены иска уплаченная пошлина возвращается.

Несмотря на то что оплата госпошлины является обязательным условием обращения в арбитражный суд, фактическая невозможность уплаты денежных средств по причине их отсутствия в необходимом размере не является препятствием в реализации права на судебную защиту. Федеральное законодательство предусматривает целый ряд льгот по уплате госпошлины, что является гарантией обеспечения доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Можно выделить четыре основные льготы по уплате госпошлины (п. 2 ст. 333.22 НК):

  • — отсрочка уплаты госпошлины;
  • — рассрочка уплаты госпошлины;
  • — уменьшение размера госпошлины;
  • — освобождение от уплаты госпошлины.

Отсрочка или рассрочка уплаты госпошлины представляют собой изменение (увеличение) временного периода для ее уплаты при наличии оснований, предусмотренных законом, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности (ст. 64 НК). Рассрочка и отсрочка уплаты госпошлины применяются арбитражным судом довольно часто.

Арбитражный суд также вправе уменьшить размер госпошлины, исходя из имущественного положения плательщика, или полностью освободить его от этой обязанности. Указанные льготы могут быть предоставлены истцу (заявителю) при отсутствии у него на момент совершения соответствующего процессуального действия денежных средств в необходимом размере. Это обстоятельство должно быть подтверждено документально. Отсрочка, рассрочка, уменьшение пошлины производятся по письменному ходатайству заинтересованного лица, которое может быть изложено как в исковом заявлении, так и в отдельном документе. В ходатайстве должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение лица не позволяет уплатить госпошлину в необходимом размере. Такими документами являются подтвержденный налоговым органом перечень расчетных счетов и иных счетов лица; а также подтвержденные банком данные об отсутствии на счетах денежных средств в необходимом размере.

В том случае, если арбитражный суд удовлетворит ходатайство, то исковое заявление принимается к производству. В случае если суд откажет в удовлетворении ходатайства, исковое заявление должно быть возвращено заявителю согласно ч. 1 ст. 129 АПК.

Освобождение от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд возможно как по инициативе заинтересованного лица, так и в силу прямого указания закона. В последнем случае предоставление льготы может быть полным или частичным, что обусловлено особым характером защищаемого интереса и статусом лица.

В соответствии с положениями ст. 333.37 НК от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:

  • — прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;
  • — государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков;
  • — истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка;
  • — авторы результата интеллектуальной деятельности — по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).

Указанные субъекты освобождаются в полном объеме от уплаты госпошлины.

От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, также освобождаются:

  • — общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;
  • — истцы — инвалиды I и II группы.

При этом указанные категории лиц освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 млн руб. В случае, если цена иска превышает 1 млн руб., указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с ст. 333.21 НК и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.

Возврат уплаченной госпошлины возможен в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом. Согласно ст. 333.40 НК госпошлина возвращается заявителю в случаях:

  • — внесения госпошлины в большем размере;
  • — возращения заявления судом или отказа в его принятии;
  • — прекращения производства по делу (если только его основанием не послужило добровольное удовлетворение ответчиком требований истца после обращения в суд);
  • — оставления заявления без рассмотрения;
  • — отказа лица от обращения в суд после того как заявление было оплачено.

В случае утверждения арбитражным судом мирового соглашения между сторонами, за исключением соглашения, заключенного в процессе исполнения судебного акта, истцу возвращается 50% от всей суммы госпошлины. Такая мера призвана побуждать стороны к урегулированию спора мирным путем.

Порядок возврата госпошлины регламентирован п. 3 ст. 333.40 НК. Заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в соответствующий арбитражный суд. К заявлению о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины прилагаются платежные документы и судебные акты, подтверждающие обстоятельства, являющиеся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы.

Плательщику государственной пошлины, отказавшемуся после уплаты государственной пошлины от подачи искового заявления, иного заявления, жалобы, арбитражный суд выдает по его просьбе справку о том, что исковое заявление, иное заявление, жалоба в суд не поступали. В этом случае определение арбитражный суд не выносит.

  • См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 20 марта 1997 г. № 6 «О некоторыхвопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерациио госпошлине».

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *