Как получить вычет за медицинские услуги?

Содержание

Порядок обжалование решения налогового органа в судебном порядке

Ключевым инструментом налогового контроля является проведение в отношении налогоплательщиков выездных и камеральных проверок.

Если по итогам такого контрольного мероприятия инспекторы посчитают, что плательщиком не в полном объеме были уплачены законно установленные налоги и сборы, они составят акт проверки, где будут отражены соответствующие претензии. Именно с момента получения акта можно оспаривать решение проверяющих.

Действия налогоплательщика

В соответствии с п. 1 ст.

100 НК РФ , акт проверки составляется в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенном выездном контрольном мероприятии, которую также обязаны вручить налогоплательщику. В случае проведения камеральной проверки и выявления нарушений законодательства о налогах и сборах, проверяющими составляется акт проверки в течение 10 дней после ее окончания (абз.

2 п. 1 ст.

П. 6 ст. 100 НК РФ закрепляет, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, в течение одного месяца со дня его получения вправе предоставить в ИФНС письменные возражения по указанному акту. Также налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в ИФНС документы, подтверждающие обоснованность своих возражений.

При подготовке возражений на акт проверки, а также документов, которые могут подтвердить изложенные в возражении доводы, налогоплательщику нужно учесть следующее.

  1. По итогам рассмотрения акта проверки проверяющие могут увеличить сумму налоговых претензий, если это связано с новыми доводами и документами, предоставленными налогоплательщиком с возражениями (Определение ВС РФ от 20.08.2015 № 309-КГ-9617).
  2. Пункт 6 ст. 101 НК РФ предоставляет ИФНС право по итогам рассмотрения материалов (акта проверки и возражений на него) принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, в рамках которых могут истребоваться документы, допрашиваться свидетели и проводиться экспертизы. Тем самым новые доводы и документы, предоставленные налогоплательщиком в возражениях на акт, с высокой долей вероятности будут пристально исследованы проверяющими в рамках дополнительных мероприятий по контролю в области налогов и сборов.

Если аргументы, изложенные в возражениях на акт проверки, не убедили проверяющих полностью или в части, то выносится решение о привлечении проверяемого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения проверяемому лицу. Именно с этого момента ИФНС вправе начать процедуру принудительного взыскания выявленной задолженности.

Сразу обжаловать решение инспекции в судебном порядке не удастся. Положения НК РФ закрепляют обязательный досудебный порядок обжалования решения налогового органа и результатов проверки в вышестоящий налоговый орган (как правило, Управление ФНС по субъекту).

Виды и срок обжалования решения налогового органа

Выделяют два вида такого обязательного обжалования:

  • апелляционная жалоба — если оно не вступило в силу. Подается до истечения месяца со дня получения налогоплательщиком решения по проверке;
  • жалоба — если оно вступило в силу. Подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого документа, если оно не было обжаловано в апелляционном порядке.

В обеих ситуациях жалоба направляется непосредственно в тот налоговый орган, который вынес решение. По общему правилу, вышестоящий орган рассматривает жалобу без участия представителя налогоплательщика.

Если итог рассмотрения жалобы вышестоящим органом не удовлетворил налогоплательщика и решение налогового органа не было отменено или было отменено не в полном объеме, то он вправе обжаловать его в судебном порядке путем подачи соответствующего заявления в суд. В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ , соответствующее заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении их прав и законных интересов оспариваемым решением налогового органа. При оспаривании его в арбитражном суде срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим органом (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 № 8815/07).

Важно помнить, что после обязательного досудебного обжалования решения в вышестоящий налоговый орган налогоплательщик вправе не только обратиться в суд с признанием его незаконным, но и подать жалобу в Центральный аппарат ФНС России (абз. 3 п. 2 ст. 138 НК РФ ).

Обжалование решений налоговых инспекций. Практика применения обязательной досудебной процедуры

Обжалование по желанию компании в административном порядке решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с 2009 года стала обязательной процедурой досудебного урегулирования споров (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Обращение компании в суд за защитой своих прав без соблюдения такого порядка служит основанием для оставления заявления без движения (ч. 1 ст. 128 АПК РФ), а в случае, если это обстоятельство будет установлено после принятия заявления к производству — для оставления его без рассмотрения (ч. 2 ст. 148 АПК РФ).

В настоящей статье мы разберем основные вопросы практического применения п. 5 ст. 101.2 НК РФ.

Досудебное обжалование обязательно не для всех решений

Обязательному досудебному порядку обжалования подлежат не все ненормативные акты налоговых органов. Такой порядок распространяется только на два вида решений, а именно – решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Специалисты сходятся во мнении, что досудебной процедуре обжалования подлежат только такие решения, в которых отражены нарушения, установленные статьями 120, 122, 123 НК РФ.

Поскольку выявление предусмотренных указанными статьями нарушений возможно в ходе налоговых проверок, то можно заключить, что рассматриваемый порядок применятся только к решениям о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности, выносимым по результатам проверок. О правомерность данного вывода также свидетельствуют взаимосвязь положений п.9 ст. 101 и п. 2 ст. 101.2 НК РФ об апелляционном порядке обжалования актов налоговых органов.

Следует отметить, что нарушения налогового законодательства могут быть выявлены налоговым органом и зафиксированы в соответствующем решении также вне рамок проверок. Такие нарушения не связаны с правильностью исчисления налоговой базы и уплаты налогов, но препятствуют осуществлению налогового контроля. Например, нарушение установленных сроков для представления сведений об открытии и закрытии банковского счета или неподача декларации (ст. 118, 119 НК РФ соответственно). По решениям о таких нарушениях апелляционный порядок обжалования не установлен и применяется иной специальный порядок производства (ст. 101.4 НК РФ)

Мнение эксперта Захаров Виктор Юрьевич Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — семейное право. Признанный эксперт права.

Таким образом, по-прежнему без предварительного административного обжалования компания может обращаться в суд за защитой своих прав, нарушенных следующими ненормативными актами налоговых органов:

  • решением об отказе в возмещении НДС;
  • решением об отказе в зачете или возврате излишне уплаченного (взысканного) налога;
  • решением о наложении ареста на имущество налогоплательщика;
  • решением о взыскании налога, пеней и штрафа за счет денежных средств на счетах в банке, а также за счет имущества налогоплательщика;
  • решением о приостановлении операций по банковским счетам.

Варианты обжалования решений

Существует две возможности административного обжалования решений: в порядке апелляционного производства или в общем порядке. Применение того или иного варианта зависит от того, вступило решение в законную силу или нет. При этом будут различаться процедура и последствия обжалования.

Решение, принятое по результатам проверки вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения компании (п. 9 ст. 101, п.6 ст. 6.1 НК РФ). В течение указанного периода времени решение считается невступившим в силу и может быть обжаловано в апелляционном порядке (п. 2 ст. 101.2, п. 2 ст. 139 НК РФ).

Жалоба на вступившее в законную силу решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Преимущества обжалования невступивших в силу решений (апелляционное обжалование)

При подаче апелляционной жалобы вступление в силу обжалованного решения откладывается до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (п.9 ст. 101, п.2 ст. 101.2 НК РФ). По общему правилу такое решение принимается в течение месяца со дня подачи жалобы, но указный срок может быть продлен не более чем на 15 дней (п. 3 ст. 140 НК РФ). Такая отсрочка вступления решения в силу означает отсрочку возможного принудительного взыскания доначисленых сумм.

Дело в том, что решение подлежит исполнению со дня вступления в силу (пп.1ст. 101.3 НК РФ). Это означает, что в течение 10 дней с этой даты налоговый орган обязан направить компании требование об уплате налога, пеней, а также штрафов в случае привлечения компании к ответственности за налоговое правонарушение (п. 3 ст. 101.3, п. 2 ст. 70 НК РФ). В этом требовании компании будет предложено уплатить в добровольном порядке доначисленные решением суммы, при этом уплата должна быть произведена в течение 10 календарных дней с даты получения требования, если в нем не указан более продолжительный период времени для уплаты (п.4 ст. 69 НК РФ). В случае неуплаты денежных средств в установленный срок, налоговый орган инициирует процедуру принудительного взыскания доначислений (ст. 46 НК РФ).

Таким образом, можно сказать, что апелляционное обжалование переносит момент необходимости уплаты денежных средств или их возможного списания с банковского счета компании как минимум на месяц. К тому же у компании появляется достаточно времени для подготовки качественного заявления в суд.

Процедура обжалования

Апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через налоговый орган, решение которого обжалуется (п. 3 ст.139 НК РФ). Жалобы, направленные непосредственно в вышестоящий налоговый орган, как показывает практика, возвращаются налогоплательщику без рассмотрения. В результате такой «технической» ошибки компания может пропустить срок для апелляционного обжалования, и решение вступит в силу.

В отличие от процедуры рассмотрения результатов налоговой проверки, налоговым законодательством не предусмотрено участие представителей компании при рассмотрении доводов жалобы. В связи с таким процедурным отстранением компании можно сказать, что рассмотрение жалобы носит формальный заочный характер. Об итогах рассмотрения жалобы компанию письменно уведомят (п. 3 ст. 140 НК РФ).

Итоги апелляционного обжалования

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган вправе (1) оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения, (2) отменить или изменить решение полностью или в части и принять по делу новое решение, (3) отменить решение и прекратить производство по делу (п. 2 ст. 140 НК РФ). Принятие любого из указанных вариантов решения свидетельствует о завершении процедуры административного обжалования решения, вынесенного по результатам налоговой проверки.

Иначе говоря, принятие по результатам рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом нового решения, не является обстоятельством, препятствующим обращению компании в суд. Это связано с тем, что такое решение выносится не по результатам налоговой проверки, а в связи с рассмотрением жалобы на решение, вынесенное нижестоящим налоговым органом. Конечно, при желании компания может обжаловать это новое решение в следующий вышестоящий налоговый орган, однако такое обжалование уже не является условием для обращения в суд.

Исчисление срока для обращения в суд

Процессуальный трехмесячный срок на подачу заявления в суд, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ, исчисляется с учетом положений п. 5 ст. 101.2 НК РФ, то есть срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

При апелляционном обжаловании решение вступает в силу в день принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе. При этом такое решение по общему правилу должно быть вынесено в течение месяца (п.9 ст. 101, п.2 ст. 101.2, п. 3 ст. 140 НК РФ).

В случае, если в нарушение ст. 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган не даст письменный ответ на жалобу в течение месяца, то трехмесячный срок, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом.

Учитывая правовое толкование норм высшим судебным органом, представляется, что в случае нарушения вышестоящим налоговым органом установленного месячного срока на вынесение решения у компании возникают объективные риски, связанные с пропуском срока на судебное обжалование.

С другой стороны, если компания посчитает целесообразным все-таки дождаться решения по жалобе и пропустит срок на подачу заявления в суд, то она сможет обратиться в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на обжалование ненормативного акта государственного органа (ст. 117 АПК РФ). Суды, признавая принятие мер для урегулирования спора в административном порядке уважительной причиной пропуска срока, такие ходатайства удовлетворяют. Учитывая практику федеральных арбитражных судов, а также правовую позицию, выраженную высшим судебным органом, в настоящее время нет оснований полагать, что в случае обращения в суд при пропуске срока компании будет отказано в судебной защите.

Обжалование вступивших в силу решений

Вступившее в силу решение может быть обжаловано в течение года с момента его вынесения путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган (п. 3 ст. 101.2, п.2 ст. 139 НК РФ).

В случае обжалования вступившего в силу решения процедура взыскания автоматически приостанавливаться не будет, но положения п. 4 ст. 101.2 НК РФ предусматривают право вышестоящего налогового органа удовлетворить ходатайство компании о приостановлении обжалуемого решения. В настоящее время отсутствует практика обращения компаний с подобными ходатайствами, не налажено взаимодействие налогоплательщика и налогового органа, повышающее вероятность положительного для компании разрешения вопроса, в связи с чем риск принудительного списания спорных средств с банковских счетов налогоплательщика является высоким.

В случае распространения логики исчисления сроков на судебное обращение, примененной в случае апелляционного обжалования, на случай обжалования решения в общем порядке, получалось бы, что трехмесячный срок на подачу заявления в суд начинает исчисляться по истечении месяца со дня подачи жалобы, которая в свою очередь может быть подана в течение одного года с даты вынесения обжалуемого решения.

Однако, данный приём противоречит положениям Налогового кодекса РФ. В связи с чем компании необходимо внимательно отнестись к правилам исчисления сроков для обращения в суд при обжаловании решения в общем порядке, чтобы, в случае необходимости, не лишиться права на судебную защиту.

Как было отмечено выше, процессуальный срок на обращение в суд применяется с учетом положений налогового законодательства, а именно п. 5 ст. 101.2 НК РФ, предусматривающих, что в случае обжалования решений в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Если решение не было обжаловано в апелляционном порядке в вышестоящий орган, то оно вступает в силу на следующий день после истечения десятидневного срока на подачу апелляционной жалобы (п. 9 ст. 101 НК РФ). Следовательно, для сохранения права на судебную защиту и одновременного соблюдения обязательной досудебной процедуры обжалования решения, установленного п. 5 ст. 101.2 НК РФ, компании следует подать жалобу в вышестоящий налоговый орган не позднее полутора месяцев со дня вступления решения в силу.

Таким образом, если налогоплательщик ожидает отрицательного результата по рассмотрению жалобы и планирует защищать свои права в суде, то реальный срок на подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган существенно сокращается.

Представляется, что противоречие между установленным в законе годичным сроком на административное обжалование (п.2 ст. 139 НК РФ) и его существенным сокращением с целью сохранения права на судебную защиту до полутора месяцев (п. 5 ст. 101.2 НК РФ) является «технической» недоработкой законодателя.

Коллизия порядка исчисления сроков на судебное обращение, по нашему мнению, будет преодолеваться путем обращения компаний в арбитражные суды с просьбой о восстановлении пропущенного срока на обжалование ненормативного акта государственного органа по уважительной причине.

Мнение эксперта Захаров Виктор Юрьевич Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — семейное право. Признанный эксперт права.

Обозначенные в настоящей статье спорные вопросы практического применения п. 5 ст. 101.2 НК РФ в настоящее время стали дискуссионными, в связи с чем, можно полагать, в ближайшее время они найдут свое разрешение в виде разъяснений компетентных органов.

Куда подавать жалобу

Согласно п. 1 ст.139 НК РФ жалобу на решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности нужно подавать в вышестоящий налоговый орган.

Структура налоговых органов разделена на три уровня: территориальные инспекции, управления ФНС РФ по субъектам Российской Федерации и центральный аппарат ФНС РФ (приложение № 1 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н).

К территориальным инспекциям относятся инспекции по району, району в городе, городу без районного деления, а также межрайонные инспекции. Их решения нужно обжаловать в управление ФНС РФ соответствующего субъекта Российской Федерации (области, края, республики, города Москвы или Санкт-Петербурга).

Если решение принято управлением ФНС РФ по субъекту Российской Федерации, то жалобу надо подавать непосредственно в ФНС РФ.

Крупнейшие налогоплательщики состоят на учете в специальных межрегиональных инспекциях. Их решения нужно обжаловать сразу в ФНС РФ (приложение № 2 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н).

Повторные проверки проводят также межрегиональные инспекции по федеральным округам. Их решения нужно обжаловать в ФНС РФ (приложение № 4 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н).

Что может предпринять инспекция в связи с решением, не вступившим в законную силу

До вступления в силу решения, принятого по результатам проверки, налоговая инспекция, в качестве обеспечительных мер может вынести постановление о запрете компании распоряжаться определенным имуществом стоимостью не меньше недоимки, пени и штрафа. Если совокупная стоимость имущества компании по данным бухгалтерского учета меньше доначисленных согласно решению сумм, то на сумму разницы инспекция вправе также арестовать банковский счет налогоплательщика (п. 10 ст. 101 НК РФ).

При аресте счета деньги не списываются с него, как при взыскании, а лишь «замораживаются», то есть компания не может ими распоряжаться.

В чем смысл обжалования решения об отказе в привлечении к ответственности?

Формулировка «об отказе в привлечении к ответственности» означает лишь то, что инспекция не нашла оснований для штрафа за совершение налогового правонарушения. Таким решением инспекция тоже может доначислить компании налоги и пени.

В какой форме составляется жалоба в вышестоящий налоговый орган?

Форма жалобы в вышестоящий налоговый орган законодательно не установлена. В связи с чем она может быть составлена в произвольной форме.

При подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган надо уплачивать госпошлину?

Нет, плата за административное обжалование решений налогового органа не взимается.

Статья 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения», ст. 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налогов (сборов)», ст. 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) неперечислению налогов» Налогового кодекса РФ.

Заявление об оспаривании ненормативного акта налогового органа может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда компании стало известно о нарушении её прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ). Обязательность обжалования решений налоговых органов в административном порядке как условие возможности обращения за судебной защитой установлена в п. 5 ст. 101.2 НК РФ. Указанной нормой права прямо предусмотрено, что в случае обжалования решений налогового органа в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Трехмесячный срок на подачу искового заявления начинает исчисляться по истечении месяца со дня подачи апелляционной жалобы. При превышении указанного срока срок на подачу заявления в суд будет считаться пропущенным.

Статья В. Стрельникова «Досудебный беспорядок», ЭЖ-Юрист № 14, 2009.

Каким образом обжаловать решение налогового органа по налоговой проверке

Случаются ситуации, когда результаты налоговой проверки не устраивают налогоплательщика и он не согласен с ними, поэтому он имеет право защитить свои права и обжаловать решение налогового органа. Рассмотрим подробнее, каким образом обжаловать решение налогового органа по налоговой проверке в вышестоящем налоговом органе или суде. Жалобой признается: обращение лица в налоговый орган для обжалования действий или бездействия должностных лиц, которые по его собственному мнению нарушают его права; обращение гражданина для обжалования актов налогового органа, вступивших в силу.

Цель апелляционной жалобы заключается в обжаловании не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности или об отказе в подобном привлечении, если вы считаете, что такое решение нарушает ваши права. Об этом гласит п. 1 ст. 138 НК РФ.

Вы можете обратиться с жалобой в суд или вышестоящий налоговый орган. Имейте в виду, что решения налогового органа могут быть обжалованы в суде лишь после того, как они будут обжалованы в вышестоящем налоговом органе (в данном случае есть исключение, и касаются они решений, которые были приняты по итогам рассмотрения жалоб, в том числе и апелляционных). Этот момент закреплен в п.п. 1,2 ст. 138 НК РФ.

Но в налоговый орган, который занимался проверкой, можно подать возражение по акту налоговой проверки, поэтому в данной статье мы тоже заострим на этом ваше внимание.

Подача возражений по акту налоговой проверки

Вы имеете право в течение месяца со дня получения акта налоговой проверки представить в налоговый орган, который проводил проверку, письменные возражения по данному акту в целом и по его отдельным положениям. В п.6 ст. 100 НК РФ сказано, что вы при этом можете приложить документы (их копии, заверенные нотариально), подтверждающие обоснованность ваших возражений.

Вдобавок, в случае назначения дополнительных мероприятий налогового контроля по результату налоговой проверки, завершенной после 2 июня 2016 года, вы имеете право представить собственные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части в течение 10 рабочих дней со дня, когда истек срок проведения обозначенных мероприятий. Эти моменты закреплены в п.6 ст.6.1, п.6.1 ст. 101 НК РФ; п. 4 ст. 2 Закона от 01.05.2016 №130-ФЗ.

Рассмотрим конкретный пример. Основание для возражений по акту налоговой проверки

Вы купили недвижимое имущество (квартиру) у гражданина, который носит с вами одну и ту же фамилию, но не состоит в родственных связях. При обращении в налоговый орган за предоставлением имущественного вычета, который предусмотрен пп.3 п.1 ст. 220 НК РФ по расходам на покупку квартиры вы получили отказ. Мотивировано это было тем, что сделка купли-продажи была осуществлена между взаимозависимыми лицами, о чем сказано в п.5 ст.220 НК РФ. Такой вывод налоговый орган сделал на основании того, что покупатель и продавец являются однофамильцами. При написании возражения на акт налоговой проверки нужно сослаться на ошибочность вывода, который сделал налоговый орган, и обратиться с просьбой отмены акта налоговой проверки.

Материалы по проведенной налоговой проверке, куда входит и сам акт налоговой проверки и предоставленные вами в письменном виде возражения, будет рассматривать руководитель (или заместитель руководителя) налогового органа, который проводил проверку. На это законом выделяется срок в 10 рабочих дней со дня, когда окончился срок на подачу возражения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней (об этом гласит п.6 ст. 6.1, п.1 ст. 101 НК РФ).

По результатам рассмотрения будет принято одно из следующих решений:

  • Об отказе в привлечении к ответственности;
  • О привлечении к ответственности за то, что было совершено налоговое правонарушение;
  • О проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

На законодательном уровне эти моменты обозначены в п.1 ст.101 НК РФ.

Если вы считаете, что принятое решение налогового органа нарушает ваши права, то за вами остается право его обжаловать (ст. 137 НК РФ).

Право обжалования ненормативных актов налоговой инспекции, в т. ч. о привлечении к ответственности. Правовое регулирование процедуры

Возможность обжалования решения налогового органа, выраженного в форме правового акта ненормативного характера, равно как и действий такого органа, является одной из базовых гарантий защиты прав налогоплательщика. Данное право закреплено ст. 137 Налогового кодекса (НК) за каждым лицом, если оно полагает что вынесенные акты каким-либо образом нарушают или ограничивают его права.

Процедура обжалования решения налогового органа, сроки такового обжалования, вопросы, связанные с рассмотрением жалоб (и выделяемая в качестве самостоятельного способа апелляционная жалоба) в вышестоящих органах, регулируются нормами налогового законодательства, а именно главой 19 НК. Однако оспорить правомерность подобных актов можно и путем направления соответствующей жалобы в суд, о чем указывает не только НК, но и ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса (АПК). Процедура подачи и рассмотрения жалобы в судебном порядке (в отношении хозяйствующих субъектов) регулируется нормами АПК.

Кроме того, некоторые разъяснения относительно рассматриваемой процедуры приводились Пленумом ВАС, в частности, в Постановлении от 30.07.2013 № 57. Акты из судебной практики также неофициально дополняют источники правового регулирования данной процедуры.

Для правильной квалификации некоторых понятий, не приведенных в законодательстве (например, понятие ненормативного акта), необходимо прибегнуть к разъяснениям самой налоговой службы. Письма, разъяснения и методички ФНС также способствует правильному пониманию ряда вопросов, связанных с обжалованием решений налогового органа.

Процедура обжалования: в суде и вышестоящем органе

П. 2 ст. 138 НК устанавливается обязательная процедура обжалования в досудебном порядке (а именно — в вышестоящем органе) практически всех решений и иных актов (ненормативных), в том числе принятых после проведения налоговых проверок. Таким образом, лицо не может обратиться в суд, чтобы защитить свои затронутые права, минуя налоговый орган, являющийся вышестоящим по отношению к вынесшему решение.

Исключение: акты ФНС, которые можно обжаловать сразу в судебном порядке.

После вынесения соответствующего решения по процедуре обжалования оно (равно как и первоначальное решение) может быть обжаловано в Арбитражном суде на основании ст. 4 АПК.

При этом важно учитывать мнение ВАС, выраженное в п. 66 вышеупомянутого постановления Пленума № 57, о том, что если срок на обжалование принятого решения в налоговую службу лицом был пропущен, то данный факт должен рассматриваться как несоблюдение досудебной процедуры. В связи с этим суды не должны принимать подобные жалобы. Естественно, кроме случаев пропуска срока по уважительной причине.

  • обжаловать любое решение налогового органа может каждое лицо, если оно полагает, что таковым нарушаются его права;
  • срок для обжалования установлен в 1 год и 1 месяц для вступившего и не вступившего в законную силу решения соответственно;
  • при обжаловании рассматриваемых решений обязательна досудебная процедура обжалования.

Оспаривание решения налоговой: что предпринять для признания его недействительным

Результаты налоговой проверки далеко не всегда удовлетворительны для предпринимателя. Но иногда акты составляются и вовсе с нарушением прав налогоплательщика. Если есть основания предполагать такое, можно оспорить решение налогового органа и добиться, чтобы его признали недействительным. В статье подробно расскажем о том, как это сделать. Узнайте, какие существуют способы обжалования решения налоговой и в каких случаях они применимы.

Автор статьи Захаров Виктор Юрьевич Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — семейное право. Признанный эксперт права. Следующая СудПорядок кассационного обжалования в арбитражном процессе Отличная статья 0

Налоговый вычет за лечение. Как получить, документы, список медицинских услуг

В соответствии с действующим налоговым законодательством, в случае оплаты лечения либо лекарств, граждане могут претендовать на получение налогового вычета или, иными словами, вернуть некоторую часть потраченных на лечение средств.

Внимание! С 1 января 2020 года упростился порядок получения социального налогового вычета на лечение. Из него было исключено требование наличия приобретенных лекарственных средств в утвержденном перечне (Федеральный закон от 17.06.2019 № 147-ФЗ).

Вычет – представляет собой часть заработка, которая не подлежит обложению налогом. Таким образом, если Вы имеете официальное место трудовой деятельности (и отчисляете НДФЛ) и оплачивали лечение одного из родственников либо свое собственное, то имеете право вернуть часть денег, а именно — до 13% от суммы затрат на предоставленные вам медицинские услуги.

Кому положен вычет на лечение?

Оформить налоговые вычет за лечение возможно в случаях:

  1. оплаты медуслуг
  • по лечению одного из родственников (несовершеннолетних детей, родителей супруги(а)), а также своему лечению в лечебных учреждениях РФ;
  • оказанные услуги есть в перечне медуслуг, по которым предусмотрено предоставление вычета (перечень утвержден Постановлением № 201 от 19.03.2001 г.).
  • лечение осуществлялось в лицензированном учреждении;
  1. При оплате лекарств, если:
  • вы оплатили из личных средств лекарства для себя либо кого-то из родственников, назначенные доктором;
  • Подробнее о том, как получить налоговый вычет за лекарства, читайте в нашей статье.
  1. В случае оплаты страхования (добровольного), если:
  • заплачен страховой взнос по договору медстрахования за себя либо за одного из близких родственников (родителя, несовершеннолетнего ребенка (детей);
  • страховой договор предполагает лишь оплату лечения;
  • фирма-страхователь, с которой оформлен договор, обладает лицензией на право осуществлять соответствующий вид деятельности.

Процедура получения вычета на лечение

Процесс оформления вычета НДФЛ на лечение включает следующие этапы:

  • сбор и подачу необходимых документов в налоговый орган. В случае предъявления копий, при себе нужно иметь и их подлинники;
  • проверка документов МИФНС (ее срок составляет до 90 суток). После ее завершения налогоплательщику в течение 10 суток направляется уведомление с итогами проведенной проверки;
  • перевод средств заявителю, в случае принятия налоговым органом решения в его пользу – в течение 30 дней.

Список документов, необходимых для получения налогового вычета за лечение

  • Заполненная надлежащим образом декларация (по 3-НДФЛ форме);
  • Справка о фактическом доходе (по 2-НДФЛ форме). Выдается бухгалтерией на работе;
  • Паспорт (оригинал + копия).
  • Заявление на вычет с указанием реквизитов счёта, куда будут перечисляться средства;
  • Договор с медучреждением с прописанной стоимостью лечения (ксерокопия, заверенная налогоплательщиком);
  • Лицензия медучреждения на право осуществления деятельности (копия);
  • Справка от медучреждения, которая подтверждает, что лечение действительно было оплачено;
  • В случае лечения в санатории — аналогичная справка, где указана стоимость лечения;
  • Платёжная документация по оплате медицинских услуг – копии.

Скачать бланк 3-НДФЛ для физических лиц за 2019 год (.pdf или .tif)

Скачать форму 2-НДФЛ

Скачать образец заполненной формы 3-НДФЛ вычета за лечение

Скачать образец заявления на налоговый вычет на лечение

Если у вас возникли сложности с подготовкой и отправкой в налоговую инспекцию всех необходимых документов для оформления вычета НДФЛ, или вы не знаете, как правильно заполнить заявление на вычет, то наш дежурных юрист онлайн готов оказать вам оперативную помощь в данном вопросе.

Дополнительные документы:

  1. Для вычета за лекарства.
  • Рецепт формы № 107-1/у с пометкой «Для налоговой, идентификационный номер налогоплательщика», выписанный лечащим доктором.
  1. Для вычета за страхование.
  • полис (копия заверенная налогоплательщиком);
  • лицензия страховой фирмы на право осуществлять соответствующую деятельность (копия);
  1. Вычета за расходы на лечение одного из родственников.
  • документ о рождении – копия (в случае вычета за детей);
  • документ о заключении брака – копия (в случае вычета за супругу(а));
  • свое свидетельство о рождении – копия (в случае вычета за родителя).

Размер вычета в 2020 году

Сумма вычета за расходы на лечение рассчитывается за год и зависит от таких факторов:

Вам не удастся вернуть денег больше, чем выплатили НДФЛ (до 13% от официальной заработной платы).

Возврату подлежат до 13% от оплаченной стоимости лечения/лекарственных средств, но не больше, чем 15 600, что вызвано ограничением максимального размера компенсации в 120 тысяч руб. (13% * 120 000 = 15 600).

При этом данное ограничение касается как вычета на расходы, связанные с лечением, так и иных социальных вычетов. Общая сумма всех положенных вычетов (пенсионные взносы, учеба, лечение) должна быть не больше 120 000 (то есть вернуть максимум удастся – 15 600 руб. за все полагающиеся вычеты). Такие образом, максимальная сумма социального налогового вычета по состоянию на 2020 год равна 15 600 рублей.

Существует перечень дорогих медуслуг, на которые ограничение по размеру не распространяется. Так можно получить 13% с полной стоимости оказанных услуг (помимо остальных соц. вычетов). Здесь вы можете ознакомиться с этим списком дорогостоящих медицинских услуг.

Пример: Гражданин Сидоров в 2020 году пролечил зубы на 140 000 руб. и сделал платную дорогую операцию на сумму 200 000. Доход гражданина за 12 месяцев составил 500 тысяч руб., а сумма налога – 62 000. Поскольку лечение зубов дорогостоящим не считается, то максимальный размер вычета по нему будет равен 120 тысячам руб. Операция является дорогим видом лечения, поэтому ограничений по размеру вычета нет. Таким образом, за 2020 год Сидорову полагается к возврату 41 600 руб. 13% * (200 000 + 120 000), и в связи с тем, что налог был заплачен больше 41 600 руб., он вправе вернуть всю сумму сразу.

Как получить вычет?

Для того чтобы определить положен ли вам вычет следует обратиться к правительственному постановлению № 201, согласно которому сумма налогового вычета на расходы по лечению включает в себя оплату услуг по реабилитации, профилактике, диагностике, лечению, при оказании поликлинической и амбулаторной мед. помощи.

Полный список видов медпомощи можно найти в Общем российском классификаторе ОК 004-93 (Документ утратил силу или отменен).

Итак, человек вправе получить вычет если:

  • Он официально работает на территории РФ;
  • Получает зарплату, облагаемую по налоговой 13%-й ставке;
  • Лечебное заведение, где проводилось лечение, должно обладать лицензией на право осуществления соответствующей деятельности;
  • Лицо, претендующее на вычет, предъявило документы, которые подтверждают факт оплаты услуг по лечению;
  • Гражданин оплачивал лечение из личных средств.

Пример, как рассчитать суммы вычета на лечение

Гр-н Иванов в 2019 г. заплатил за лечение 50 тыс. руб.

Его суммарный доход за этот год составляет 600 тысяч. (12 месяцев*50 000).

Сумма подоходного налога за год — 78 тысяч рублей. (13%*600 000).

Иванов в 2020 г. решает оформить вычет. Он сможет получить — 6 500 руб. (13%*50 000) – в полном объеме, поскольку НДФЛ он заплатил – 78 000.

Следует напомнить, что вычет ограничивается суммой в 120 тыс. И если, скажем, гражданин оплатил бы лечение на 150 тысяч, его вычет составил бы — 15 тысяч 600 рублей (13%*120 000).

Вычет за лечение детей

Дети болеют гораздо чаще, нежели взрослые, оплачивать медуслуги для них, как правило, приходится их родителям. Согласно российскому законодательству, родители ребенка, а также его официально назначенные опекуны, имеют право на получение налогового вычета, если оплачивалось лечение в лицензированных медучреждениях. Важным аспектом выступает возраст ребенка – он должен быть не старше 18 лет. В противном случае вычет за лечение своего ребенка родители не получат. Подавая документы в налоговую инспекцию, важно приложить подтверждение того факта, что лицо является родителем или законным представителем ребенка.

Пример: Гражданин Сидоров в 2019 г. заплатил за курс лечения 14-летней дочки в медицинском центре 70 тысяч рублей. Доход Сидорова за этот год составил 480 тысяч. (12 месяцев*зарплату 40 000). Подоходный налог за 12 месяцев Сидорова равен 62 400 (13%*480 000). Поскольку возраст ребенка младше 18-ти лет, гражданин вправе воспользоваться вычетом по затратам на лечение дочери. Полагающаяся к возврату, сумма составит: 9 100 руб. (13%*70 000). В связи с тем, что за 2019 г. отец девочки заплатил НДФЛ больше чем 9 100, он имеет право на вычет в полном размере.

Вычет за лечение родителей, супруга(и)

Необходимо помнить, что при оплате лечения родственников договор должен оформляться на имя человека, который хочет получить вычет.

Пример: Мужчина оплатил лечение своей супруги, договор должен быть оформлен на имя супруга пациентки, равно как и все платежные документы.

В ряде случаев люди, обладая необходимой суммой денежных средств, не имеют возможности заплатить за собственное лечение, в частности из-за травмы, поскольку лишены возможности свободного перемещения. В подобных ситуациях оплата может производиться членами семьи или друзьями.

Когда лечение оплачивается друзьями, знакомыми, супругом (супругой) не состоящими в официальном браке с налогоплательщиком, получить вычет довольно сложно, но все-таки можно. Гражданин вправе доверить другому лицу оплату своего лечения, то есть оформить на него доверенность. Согласно разъяснению УФНС России данная доверенность не обязательно должна оформляться нотариально, а может быть просто заверена, к примеру, главным врачом лечебного заведения.

Далее гражданин может обратиться за получением вычета, предъявив в налоговый орган оформленную на его имя доверенность, а также полный пакет документов, в частности платежное поручение (квитанцию и пр.), в которых доверенное лицо указано в качестве в плательщика.

Вычет за курортно-санаторное лечение

Действующее законодательство дает возможность снизить сумму расходов человека на курортно-санаторное лечение при соблюдении одного условия: лечение было получено в санатории, имеющем лицензию на право осуществления соответствующего вида деятельности.

Пример: Гр-н Кузнецов приобрел путёвку в санаторий, где прошел полный курс лечения. При отъезде учреждение выдаёт ему справку установленной формы о стоимости, которую Кузнецов потратил на собственное лечение. Эта сумма включает в себя стоимость всех проводимых процедур (в частности диетического питания) предусмотренных путёвкой плюс цены платных дополнительных медуслуг.

Предположим, что стоимость одних суток лечения в санатории составляет 2000 руб. Курс лечения – 14 суток. Стоимость платной дополнительной услуги – 1000 руб. Итого, Кузнецов потратил на лечение 29 000 ((2000 х 14) + 1000). Так, сумма вычета составит 3770 рублей (29000*13%), при условии, что размер уплаченного НДФЛ превышает стоимость лечения.

Если вам требуется помощь или консультация по вопросам оформления возврата НДФЛ за социальные услуги, то наш дежурный юрист онлайн готов оперативно ответить на все ваши вопросы.

Особенности ипотеки на покупку квартиры по переуступке права требования

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА ИПОТЕКУ И БЫСТРО УЗНАТЬ РЕШЕНИЕКвартира по переуступке права требования в ипотеку — это один из вариантов стать владельцем жилья в новостройке. Эта схема не очень распространенная и воспринимается банками с осторожностью. Она предусматривает передачу права собственности на квартиру в доме, который еще находится в стадии строительства. Например, если покупатель приобретает квартиру на кредитные деньги у другого физлица, которому она принадлежит на основании договора долевого участия.

Понятие переуступки права требования на квартиру в строящемся доме

Переуступка может совершаться физическим или юридическим лицом в пользу другого гражданина или компании. Право на нее гарантировано законом – человек, заключивший с застройщиком договор о покупке жилья на стадии строительства, имеет право продать еще не построенное жилье посредством переуступки права требования. Проще говоря, происходит смена покупателя: после сдачи новостройки оформление произойдет на нового собственника, а не того, кто изначально финансировал строительство.

Еще один документ, о котором следует знать сторонам, так как на его основании переходит право собственности, называется договором цессии. Стороны, принимающие участие в сделке называются:

  • цедент – продавец,
  • цессионарий – покупатель.

Кроме вышеуказанных лиц в процессе принимает участие застройщик и банк (в случае покупки в ипотеку).

Существует две разновидности переуступки прав на имущество:

  1. Через договор ДДУ – сторона договора передает покупателю свои права по нему. Пока дом не будет сдан в эксплуатацию, подобные сделки можно заключать бесконечное количество раз.
  2. Посредством предварительного договора купли-продажи – по этому документу стороны берут на себя обязательство в будущем (после сдачи дома в эксплуатацию) заключить договор купли-продажи на заранее оговоренных условиях. Но банки такую форму сделок не кредитуют, полагая их слишком рискованными.

Переуступка права требования по договору долевого участия возможна только в случае полного исполнения обязательств по оплате перед застройщиком.

Как происходит оформление ипотеки на переуступку

Перед тем как согласиться на заключение сделки, потенциальному покупателю следует изучить репутацию застройщика. Ведь планируется приобрести не готовую квартиру, а только права на будущее жилье, которое находится в процессе строительства. При этом основной акцент следует обратить на такие моменты:

  1. Сколько лет застройщик работает на рынке.
  2. Есть ли сданные объекты.
  3. Качество выполненных работ.
  4. Проверить, есть ли все разрешительные документы на строительство, в т.ч. договор аренды на землю.

Далее продавцу необходимо собрать документы:

  • договор долевого участия,
  • согласие застройщика на переуступку,
  • согласие супруга(и) в нотариальной форме на передачу прав собственности,
  • квитанции и платежки, подтверждающие оплату долевых взносов.

От покупателя потребуется только паспорт и согласие второго супруга. Третьей стороной сделки является банк, который заключает с покупателем ипотечный договор.

Порядок совершения сделки

Коротко процесс покупки квартиры в новостройке по переуступке права можно представить так:

  1. Проинформировать застройщика о своих планах.
  2. Получить официальное разрешение от застройщика на заключение сделки (обычно оно платное).
  3. Также застройщик выдает справку об отсутствии или наличии задолженности.
  4. Заказать в Росреестре выписку ЕГРН.
  5. Получить нотариальное согласие супруги(а) на переход права собственности по недвижимости.
  6. Заключить договор переуступки права требования и зарегистрировать его в Росреестре.

Регистрация документа займет 10 рабочих дней, подать документы можно через МФЦ.

Возможные сложности и на что обратить внимание

Приобрести права на квартиру по переуступке в ипотеку, хоть это и не стандартная процедура, не сложно. Главное собрать все необходимые документы и быть уверенным в репутации застройщика. Ведь пока дом не сдан в эксплуатацию, существуют риски замораживания строительства, в результате чего покупатель может потерять свои средства.

Также есть ряд других сложностей:

  1. Банки неохотно дают ипотеку на покупку квартир по договору переуступки. Если стороной сделки является застройщик, причем из числа аккредитованных в банке, вероятность одобрения намного выше, чем если квартира приобретается у частного лица. Исключением может являться покупка через партнерские с банком агентства недвижимости.
  2. Налоги – в соответствии с действующим налоговым законодательством продавец обязан оплатить 13% подоходного налога с разницы цены на недвижимость, указанной в ДДУ и договоре цессии. Например, первый владелец приобрел права на жилье за 1 млн. рублей, но так как дом за некоторое время уже почти готов к сдаче в эксплуатацию, стоимость квартиры выросла на 700 тысяч рублей, до 1,7 млн. рублей. И именно по такой цене она будет продаваться. В таком случае 700 тысяч рублей облагается подоходным налогом 13%. Продавец обычно не желает переплачивать и просит записать в договоре сумму меньшую, чем получает фактически. Но при ипотеке такая схема невозможна – ни один банк на это не пойдет.
  3. Приобретение квартиры по переуступке у частного лица не подходит под программы господдержки ипотечных заемщиков.

Покупатель имеет полное право получить имущественный вычет после подписания акта приема-передачи жилья.

Гражданину необходимо после получения последнего документа обратиться в налоговую с заявлением о предоставлении имущественного вычета по доходам в тот налоговый период, когда был подписан передаточный акт. С собой нужно принести договор, по которому был осуществлен переход права собственности.

Основные риски, который несет покупатель квартиры:

  1. Объект не будет вовремя передан в эксплуатацию.
  2. Продажа прав требования без согласия застройщика может привести к признанию договора цессии недействительным. Закон не устанавливает обязанности согласовывать переуступку с застройщиком, но большинство компаний включает такой пункт в ДДУ.

Выгода же от покупки квартиры подобным образом заключается в возможности приобрести жилье дешевле, пока оно находится на стадии строительства. На этапе котлована и подготовки фундамента цена на жилье минимальная, но в тоже время покупатель берет на себя и самые высокие риски. В настоящее время такой тип сделок не пользуется особой популярностью по простым причинам:

  • сложно найти банк, который готов предоставить кредит на переуступку от частного лица;
  • кризис в строительной отрасли и обилие предложения квартир в новостройках позволяют покупателю найти квартиру с более простым оформлением.

Если говорить об ипотеке на квартиру по переуступке, которая сама покупалась в кредит – то такой вариант практически невозможен. Стандартные ипотечные программы этого не предусматривают, решение можно найти лишь при индивидуальном рассмотрении банком конкретного обращения заемщика.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *