Как вернуть госпошлину при возврате искового заявления?

Порядок возврата или зачета государственной пошлины

Излишне (ошибочно) уплаченная (взысканная) госпошлина может быть возвращена плательщику или зачтена в счет суммы госпошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия на счет того же уполномоченного органа — администратора доходов бюджета, на счете которого числится переплата согласно п. п. 1 — 4, 6, 7 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ и Письма Минфина России от 06.04.2017 N 23-01-06/20554.

На практике в основном используется возврат госпошлины, который более подробно будет рассмотрен ниже. Правила зачета госпошлины в основном такие же, кроме особых положений, которые ниже специально оговариваются.

Для возврата (зачета) госпошлины рекомендуется придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Определить сумму госпошлины к возврату

1. Согласно пункту 1 статьи 333.40 НК РФ госпошлина подлежит возврату в полном размере в следующих случаях:

1) вы уплатили госпошлину за государственную регистрацию и отказались от совершения юридически значимого действия до подачи документов на совершение таких действий, то есть до начала процедуры государственной регистрации;

2) суд вернул или отказался принять ваше заявление, жалобу или иное обращение или уполномоченный орган (уполномоченное должностное лицо) отказал в совершении нотариальных действий.

Примечание. Если сумма уплаченной госпошлины не возвращена, она засчитывается при повторном предъявлении иска, административного иска, но только в том случае, если не прошло трех лет со дня вынесения предыдущего решения. Для зачета суммы госпошлины к повторному иску, административному иску нужно приложить первоначальный документ об уплате госпошлины (пп. 2 п. 1 ст. 333.40 НК РФ);

3) Верховный Суд РФ, суд общей юрисдикции или арбитражный суд прекратил производство по делу (административному делу) или оставил заявление (административное исковое заявление) без рассмотрения;

4) вам отказано в выдаче загранпаспорта или проездного документа беженца;

5) вы получили уведомление о принятии вашего заявления об отзыве заявки на государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы до даты регистрации;

6) вы ошибочно уплатили госпошлину.

2. Госпошлина подлежит возврату частично, в соответствии с пп. 1, 3 п. 1, п. 4 ст. 333.40 НК РФ, если:

1) вы уплатили госпошлину в размере свыше установленного установленного налоговым законодательством. В этом случае госпошлина возмещается в размере переплаты;

2) вы как правообладатель подали заявление о прекращении государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В данном случае госпошлина будет возвращена в размере 50%;

3) вы являетесь истцом по делу и заключаете мировое соглашение до того, как Верховный Суд РФ, арбитражный суд примет решение, то госпошлина подлежит возврату в размере 50%.

3. В соответствии с пп. 3 п. 1, п. п. 2, 4 ст. 333.40 НК РФ, госпошлина не подлежит возврату, в следующих случаях:

1) мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда, Верховного Суда РФ;

2) ответчик (административный ответчик) добровольно удовлетворил требования истца (административного истца) после его обращения в Верховный Суд, арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления (административного искового заявления) к производству, а также при утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении судом общей юрисдикции;

3) вы уплатили госпошлину за нижеперечисленные действия, но не произвели их:

— государственная регистрация заключения/расторжения брака;

— государственная регистрация перемены имени;

— внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния;

4) вы уплатили госпошлину за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, но в госрегистрации вам отказали.

Примечание. В случае если лицо уплатило государственную пошлину за регистрацию заключения брака, расторжения брака, перемены имени, внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, но отказалось от совершения указанных юридически значимых действий до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данные юридически значимые действия, то, по мнению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, государственная пошлина подлежит возврату на основании пп. 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ (письмо Минфина РФ от 30.05.2011 г. № 03-05-04-03/36.

Также по мнению Департамента, государственная пошлина, которую лицо уплатило ошибочно за действия, перечисленные в п. 2 ст. 333.40 НК РФ, подлежит возврату на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ.

Шаг 2. Представьте заявление в уполномоченный орган (должностному лицу)

Для возврата госпошлины нужно подать заявление в адрес органа (должностного лица), уполномоченного совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) госпошлина (п. 3 ст. 333.40 НК РФ).

Примечание. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, нужно подать в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело (п. 3 ст. 333.40 НК РФ).

Срок, в течение которого можно подать заявление о возврате (зачете) госпошлины, составляет три года с момента, когда вы перечислили в бюджет излишнюю (ошибочную) сумму, или с момента принятия решения суда о возврате госпошлины из бюджета согласно п. 7 ст. 78, п. п. 3, 6 ст. 333.40 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 333.40 НК РФ к заявлению необходимо приложить:

— решения, определения или справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается (взимается) госпошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата пошлины, — в случае возврата госпошлины по делам, рассматриваемым судами;

— платежные документы, подтверждающие уплату государственной пошлины, — в случае полного возврата госпошлины;

— копии платежных документов — в случае частичного возврата госпошлины.

Для зачета госпошлины подайте заявление в тот уполномоченный орган, куда вы обращались за совершением юридически значимого действия, а для межрегионального зачета — в тот, на счет которого зачислена переплата (если это не налоговый орган) (Письмо Минфина России от 06.04.2017 N 23-01-06/20554).

К заявлению о зачете приложите следующие документы (п. 6 ст. 333.40 НК РФ):

— решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается госпошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата госпошлины;

— платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату госпошлины.

Заявление можно представить (п. 1 ст. 26, п. п. 4, 6 ст. 78, п. 5 ст. 79, п. 7 ст. 333.40 НК РФ):

— непосредственно в уполномоченный орган лично или через представителя. В этом случае подготовьте заявление в двух экземплярах. На одном из них уполномоченный орган (должностное лицо) поставит отметку о принятии заявления с указанием даты приема и вернет его вам;

— по почте (направив документы почтовым отправлением с описью вложения);

— в электронной форме, в частности через личный кабинет налогоплательщика, если вы обращаетесь в налоговый орган.

Срок принятия решения о зачете (возврате) уполномоченным органом (должностным лицом) — 10 дней со дня получения вашего заявления. В случае отказа в возврате (зачете) госпошлины вам обязаны сообщить в письменной форме в течение пяти дней со дня принятия решения. Сообщение направят вам по почте или, в случае личного обращения, выдадут на руки.

Упрощенное производство в арбитражном процессе: основные минусы и ловушки в поствирусный период

После сворачивания ограничительных мер по противодействию коронавирусной инфекции нагрузка на арбитражные суды возрастет многократно. За счет тех дел, которые остались не рассмотренными в связи с ограничениями в работе судов, а также за счет большого потока заявлений, которые, безусловно, будут поданы в ближайшие несколько месяцев.

Одним из институтов, который позволяет оптимизировать судопроизводство, является порядок упрощенного рассмотрения споров, предусмотренный главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) .

По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации количество дел, рассмотренных в порядке упрощенного производства, в течение последних трех лет неуклонно растёт: в 2017 году — 624 099 дел, в 2018 году — 633 536 дел, в 2019 году — 670 671 дело.

Это процедура имеет ряд преимуществ: сокращенный срок рассмотрения спора; рассмотрение дела без вызова сторон; не проводится предварительное судебное заседание; решение суда подлежит немедленному исполнению; решение суда вступает в законную силу по истечении 15 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Одновременно с этим существует и ряд рисков, которые, к сожалению, нивелируют то положительное, что в этот процессуальный институт было заложено изначально. За время существования этой процедуры многие юристы столкнулись с тем, что далеко не всегда она приносит те результаты, которые хотелось бы.

К основным рискам, которые необходимо учитывать, следует отнести:

1. Суд исключительно по своей инициативе определяет, в каком порядке будет рассматриваться дело

При принятии искового заявления суд решает вопрос о том, относится ли дело к категориям дел, которые рассматриваются в порядке упрощенного производства (ч.1 и 2 ст. 227 АПК РФ).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» (далее — Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10) конкретизировало, что согласие сторон на рассмотрение данного дела в таком порядке не требуется. Более того, указание в исковом заявлении третьих лиц само по себе не является препятствием для его рассмотрения в упрощенном порядке (п. 18).

Рекомендации: Если судебный процесс носит явно спорный характер, предполагает большой объем доказательств, которые в целях реализации правовой стратегии необходимо представлять в суд постадийно и в определенной последовательности, если проект предполагает или имеет целью непосредственное взаимодействие с оппонентом, то для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, необходимо будет заявить соответствующее ходатайство. Это ходатайство должно быть обосновано.

В любом случае, чтобы исключить возможные негативные последствия, всем юристам на сегодняшний день необходимо проверять наличие оснований к тому, что исковое заявление будет рассмотрено в порядке упрощенного производства. Исходя из этого, пакет документов при обращении в суд необходимо формировать исчерпывающе полным.

2. Сокращенный срок рассмотрения дела: не более 2 месяцев со дня поступления искового заявления (заявления) в арбитражный суд

Безусловно, упрощенное производство для того и было введено как процессуальная конструкция еще в 2012 году, чтобы сократить сроки на рассмотрение дел. Однако в складывающейся ситуации это может оказаться ловушкой для участников процесса.

Суд устанавливает два срока, в течение которых стороны могут выразить свою правовую позицию и предоставить письменные доказательства в подтверждение её:

  • не менее 15 дней со дня вынесения определения о принятии заявления (заявления) к производству — для представления доказательств и отзыва на исковое заявление (заявление) ответчиком или другим заинтересованным лицом;
  • не менее 30 дней со дня вынесения определения о принятии искового заявления (заявления) к производству или определения о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства — для представления дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции. Такие документы не должны содержать ссылки на доказательства, которые не были раскрыты в установленный судом срок.

Устанавливая сроки представления доказательств, письменных объяснений и возражений, суд должен проявлять разумность и учитывать время на доставку почтовой корреспонденции и общий срок рассмотрения дела в порядке упрощенного производства (п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10). Однако эта «разумность» в любом случае будет ограничена сроками, обозначенными выше (ст. 228 АПК РФ).

Таким образом, обосновать свою позицию по делу и подготовить доказательственную базу сторонам необходимо в кратчайшие сроки и исключительно в письменном виде. На практике стороны по делу не всегда могут вовремя среагировать на представленные с противоположной стороны доказательства. Необходимо иметь в виду, что указанные выше сроки предоставлены в том числе для того, чтобы направить указанные документы противоположной стороне. При невыполнении этой обязанности соответствующие доказательства не принимаются судом и подлежат возвращению, о чем выносится определение.

Рекомендация: если срок, установленный для представления процессуальных документов и доказательств по делу, всё же пропущен стороной, есть возможность исправить сложившуюся ситуацию, если направить документы в суд до принятия решения по делу и обосновать невозможность представления указанных документов в установленный судом срок по причинам, не зависящим от подателя (ч.4 ст. 228 АПК РФ).

Особенно неблагоприятной становится ситуация, когда у доверителя существуют проблемы с получением корреспонденции. Это становится препятствием для эффективного сопровождения спора, поскольку одновременно с определением суда о принятии искового заявления (заявления) к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства сторонам направляются данные, необходимые для идентификации сторон, в целях доступа к материалам дела в электронном виде (ч.2 ст. 228 АПК РФ).

Именно это позволяет оперативно отслеживать информацию по делу и своевременно получить доступ к документам, представленным оппонентом. Если по каким-либо причинам указанное определение не было получено (а срок его хранения на почте всего 7 дней), код можно будет узнать только при непосредственном ознакомлении с материалами дела, что займет значительное время. На практике, к сожалению, такие ситуации возникаю достаточно часто. Многие юристы-практики сталкиваются с этим и пытаются узнать соответствующий код у помощника судьи по телефону (не всегда безрезультатно), но официально предоставлять эту информацию таким образом запрещено. Поэтому надеяться на этот способ неблагоразумно.

Рекомендация: одновременно с подачей искового заявления (заявления), которое может быть рассмотрено в порядке упрощенного производства, имеет смысл заявлять ходатайство о направлении всей корреспонденции по делу в адрес представителя (если у доверителя есть затруднения в этом вопросе). Указанное ходатайство должно быть четко выделено в тексте искового заявления (заявления или отзыва) или должно быть оформлено в качестве отдельного документа.

Есть еще один момент. Несмотря на то, что рассматриваемая процедура предполагает именно «упрощение» судебного процесса, судья может предложить сторонам представить подлинники документов. На это суд указывает в определении о принятии искового заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства. Это никоим образом не делает участие в процессе проще, поскольку в таком случае соответствующей стороне приходится передавать в суд оригиналы важных документов, в том числе первичных, по почте или через канцелярию суда. В последствии стороне придется приложить дополнительные усилия, чтобы получить эти документы обратно.

Рекомендация: для того, чтобы минимизировать возможность такого запроса со стороны суда, имеет смысл подавать или дублировать пакет документов на бумажном носителе. При этом все копии документов должны быть надлежащим образом заверены.

3. Дело в порядке упрощенного производства рассматривается без вызова сторон (п. 5 ст. 228 АПК РФ)

Этот риск тесно связан с сокращенными сроками рассмотрения дела.

Отсутствие вербального общения и короткие сроки для представления документов можно рассматривать как преимущество только, если речь идет о пассивной позиции оппонента. Когда же с его стороны имеет место активная правовая процессуальная позиция, ведение дела осложняется, поскольку возникает необходимость четко и быстро реагировать на представление другой стороной процессуальных документов и доказательств.

Это может создавать серьезные проблемы в том случае, если спорная ситуация существует уже давно, имеется длительная и разнообразная деловая переписка, большой объем первичной документации и иных доказательств по делу.

Существенную проблему представляет тот факт, что отсутствует возможность задать соответствующие вопросы противоположной стороне. Кроме того, нет никакой возможности оценить позицию суда и спрогнозировать исход дела. Роль психологии в судебных процессах нельзя недооценивать, и в данном случае воспользоваться этим ресурсом будет, к сожалению, невозможно.

Согласно ч.2 ст. 227 АПК РФ независимо от цены иска по правилам упрощенного производства рассматриваются дела по искам, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору.

Это достаточно большая категория дел. И исходя из данных положений закона, подразумевается, что такие дела по сути носят бесспорный характер. Однако в практике нередки случаи, когда в результате рассмотрения такого спора суд выносит решение об отказе в удовлетворении требований Истца, ссылаясь на недостаточность доказательственной базы. Таких примеров было много, когда суды работали в штатном режиме, а сейчас, уверена, их количество будет увеличиваться

Когда складываются такие ситуации, сложно отрицать, что процедура рассмотрения споров в упрощенном порядке ограничивает свободу выбора лицами, участвующими в деле, процессуальных средств доказывания своей позиции по делу, а принцип состязательности арбитражного процесса не получает своей реализации.

Рекомендация: в случае необходимости имеет смысл обратиться в суд с мотивированным ходатайством о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства. Основания для этого предусмотрены ч.5 ст. 227 АПК РФ.

3. Переход к рассмотрению дела по правилам общего искового производства полностью зависит от усмотрения суда

Анализ судебной практики показывает, что арбитражное процессуальное законодательство не предусматривает обязанности суда по переходу к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, а лишь право, реализуемое в случае наличия к тому процессуальных оснований:

— Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.02.2020 N Ф04-11/2020 по делу N А27-16463/2019;

— Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.02.2020 N Ф08-10910/2019 по делу N А63-4854/2019;

— Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.07.2019 N Ф04-1938/2019 по делу N А03-18152/2018;

— Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.07.2019 N Ф04-3175/2019 по делу N А70-18903/2018;

— Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27.11.2018 N Ф10-5090/2018 по делу N А62-2228/2018;

— Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.04.2018 N Ф07-2047/2018 по делу N А56-47586/2017

— и др.

Рекомендация: для перехода из упрощенного производства к рассмотрению дела по общим правилам необходимо заявить ходатайство, которое должно быть мотивировано (ч. 5 ст. 227 АПК РФ). Само по себе ходатайство стороны спора не является основанием для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

4. Обжаловать отказ суда в переводе рассмотрения дела из упрощенного порядка в общий возможно только при обжаловании решения суда по существу.

Согласно Определению Верховного Суда РФ от 05.07.2018 N 306-ЭС18-9499(2) по делу N А12-42711/2017, «возвращая апелляционную жалобу на Определение от 20.12.2017, суды руководствовались положениями п. 2 ч. 1 ст. 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходили из того, что определение об отказе в удовлетворении ходатайства о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства не подлежит обжалованию».

5. Мотивированное решение изготавливается только по заявлению стороны спора

Решение по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается путем изложения резолютивной части. Суд обязан изготовить мотивированное решение в двух случаях: по заявлению лица, участвующего в деле, либо при поступлении апелляционной жалобы.

Лицам, участвующим в деле, должна быть предоставлена легкореализуемая возможность обращения к суду с заявлением о составлении мотивированного решения. Такая лёгкость и доступность обращения обеспечиваются сроком, в течение которого подается заявление, и моментом исчисления его начала.

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение 5 дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Необходимо иметь в виду, что суд не обязан составлять мотивированное решение, если заявление об этом подано до вынесения резолютивной части решения, и содержится например, в тексте искового заявления/отзыва на исковое заявление (п. 41 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10).

Рекомендация: В случае опасения пропустить срок на подачу заявления о составлении мотивированного решения либо в случае уже произошедшего пропуска данного срока, необходимо подать апелляционную жалобу в срок, не превышающий 15 дней со дня принятия резолютивной части решения. Жалоба, безусловно, будет краткой и неполной, однако на её основании суд обязан будет изготовить мотивированное решение. При этом он вынужден будет оставить жалобу без движения и предоставить срок для устранения недостатков (для приведения в жалобе мотивов несогласия с решением). Эта рекомендация не способствует ускорению и оптимизации процесса рассмотрения дела, но позволяет устранить недостатки в работе юриста или преодолеть процессуальные нарушения со стороны суда.

6. Для приобщения дополнительных доказательств в ходе обжалования судебного акта в суде апелляционной инстанции подтверждения уважительности причин непредставления указанных доказательств в суде первой инстанции недостаточно

Дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями ч. 6.1 ст. 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.

Необходимо четко понимать, что дополнительные доказательства могут быть приняты судом апелляционной инстанции только в том случае, если суд перешёл к рассмотрению дела по правилам рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции. Если этот переход не произошел, но суд принял от одной из сторон дополнительные доказательства, это станет безусловным основанием для отмены судебного акта.

В свою очередь, для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции АПК РФ предусматривает узкий перечень оснований:

— рассмотрение дела арбитражным судом в незаконном составе;

— нарушение правил о языке при рассмотрении дела;

— принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;

— неподписание решения судьей или одним из судей, если дело рассмотрено в коллегиальном составе судей, либо подписание решения не теми судьями, которые указаны в решении;

— нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения.

Предостережение: принятие дополнительных доказательств по делу (которые не были предоставлены суду первой инстанции) носит исключительный характер и тесно связан с наличием грубейших процессуальных нарушений со стороны суда первой инстанции.

ВЫВОД: Полагаю, что участники процесса имеют очень высокие шансы столкнутся с трудностями правового и организационного характера при рассмотрении дел в порядке упрощенного производства в условиях большого дефицита времени и того наплыва судебных дел, который ожидается в ближайшее время. Для преодоления возможных проблем необходимо учитывать все положительные и отрицательные стороны этой процессуальной конструкции и не обольщаться наименованием «упрощенное производство», поскольку в большей степени этот порядок рассмотрения споров направлен не на упрощение процесса, а на повышение процессуальной ответственности сторон.

Для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения административного дела в отношении потенциального нарушителя может применяться ограничение свободы. Административное задержание не является санкцией за проступок, а его максимальный срок жестко ограничен нормами КоАП РФ. В этой статье разберем, при каких обстоятельствах гражданин может быть задержан, и влияет ли факт задержания на назначение наказания.

Что это такое

Задержание рассматривается как исключительная мера воздействия, которая носит временный характер – до фактического рассмотрения дела.

Сразу после вынесения постановления режим задержания аннулируется, а нарушитель приступает к исполнению наказания, либо освобождается. Выделим ключевые моменты, которыми характеризуется порядок применения задержания:

  • ограничение свободы носит исключительный характер – при задержании составляется протокол, в котором должны быть указаны основания для такого решения;
  • применять указанную меру могут только должностные лица и ведомства, перечисленные в ст. 27.3 КоАП РФ;
  • установление предельных сроков задержания обязывает рассмотреть дело незамедлительно после поступления протокола в суд, либо иной уполномоченный орган.

В законе не указан точный перечень мотивов, по которым граждан могут задерживать. Исходя из положений судебной практики, к таким основаниям может относиться пресечение правонарушения, имеющего повышенную общественную опасность, предотвращение дальнейших негативных последствий и т.д. Кроме того, задержание используется по статьям, за которые грозят санкции в виде ареста или выдворения за пределы РФ.

Как оформляется задержание

При выявлении факта нарушения, должностными лицами составляется протокол с указанием конкретной статьи КоАП РФ, по которой будет рассматриваться дело. Если в момент пресечения проступка устанавливаются исключительные основания для задержания, об этот составляется самостоятельный протокол. В содержании этого документа указываются следующие сведения:

  • дата и место оформления протокола;
  • информация о должностном лице, принявшем такое решение;
  • сведения о задержанном гражданине;
  • время, место и мотивы ограничения свободы.

Таким образом, уже непосредственно при задержании гражданину разъясняются причины такого процессуального решения. С содержанием протокола задержанный гражданин знакомится под роспись, вправе подавать возражения и объяснения. Отказ от подписи удостоверяется с участием понятых, а копия документа выдается гражданину по его просьбе.

Сразу после составленияпротоколаграждане могут реализовать право на защиту. Для этого вызывается адвокат, либо иное лицо, допущенное в качестве защитника.

Решение о задержании может быть обжаловано через суд по общим правилам КоАП РФ, а рассмотрение жалобы должно проходить немедленно после ее поступления.

Задержание может применяться даже к несовершеннолетним гражданам, однако они помещаются отдельно от взрослых нарушителей. Можно выделить следующие правила содержания задержанных лиц:

  • ограничение свободы происходит в помещении органов, указанных в ст. 27.3 КоАП РФ, либо в спецучреждениях, предусмотренных федеральными нормативными актами;
  • размещение задержанных лиц вместе с гражданами, отбывающими арест, запрещено;
  • каждому задержанному лицу гарантируется питание и медицинская помощь по нормативам, утвержденным Правительством РФ.

Режим ограничения свободы будет действовать до момента рассмотрения дела, либо до истечения предельного срока задержания.

В зависимости от статуса задержанного лица, а также его волеизъявления, сразу после составления протокола уведомляются:

  • родственники гражданина и/или его защитник (адвокат или иной представитель) – если от задержанного поступила такая просьба;
  • военная полиция или командование части – если задержан военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы;
  • иные органы или ведомства, в которых гражданин проходит службу.

Указанное уведомление направляется в устной или письменной форме с соответствующей отметкой в материалах административного дела.

Срок задержания

Должностные лица и уполномоченные органы не могут произвольно устанавливать сроки ограничения свободы. Для этого нужно руководствоваться статьей 27.5 КоАП РФ:

  • стандартный срок задержания составляет не более трех часов – он используется для установления личности граждан, не имеющих при себе документов, для оформления процессуальных документов, направления на медосвидетельствование и т.д.;
  • если проступок связан с нарушением государственной границы, таможенных правил или иных аналогичных режимов, срок задержания может составить до 48 часов;
  • если в состав санкций за правонарушение входит арест или выдворение за пределы страны, ограничение свободы также может составлять 48 часов.

Продление указанных сроков недопустимо, ни при каких обстоятельствах. Если срок задержания истек, а дело фактически не рассмотрено, граждан немедленно освобождается из спецучреждения.

Дальнейшая процедура привлечения к ответственности будет проходить по общим правилам, в том числе с возможностью принудительного доставления.

Если для рассмотрения дела использовано задержание, административный материал незамедлительно направляется в суд, либо иной орган. Не позднее суток после получения протокола дело должно быть рассмотрено с вынесением постановления.

В КоАП РФ указаны специальные правила исчисления сроков ограничения свободы:

  • период задержания начинается с момента добровольного или принудительного доставления гражданина в служебное помещение уполномоченного органа;
  • если нарушитель был задержан в состоянии опьянения, срок начинает течь с момента его вытрезвления.

При нарушении этих правил протокол будет отменен по жалобе задержанного лица.

Особенности применения задержания

Хотя временное ограничение свободы не рассматривается как мера наказания, оно будет учтено при назначении отдельных видов санкций. В частности, в срок назначенного ареста войдет весь период задержания – эти сведения будут указаны в постановлении. Сразу после рассмотрения такого дела арестованный гражданин будет направлен для отбывания наказания в спецучреждение МВД. Режим ареста будет отличаться от временного задержания более серьезными мерами контроля.

Если задержание применялось для лица, которому грозит выдворение за пределы РФ, после назначения наказания оно помещается в места временного содержания иностранцев или лиц без гражданства. Контроль за режимом выдворения осуществляет миграционная служба МВД, таможенные органы и иные ведомства.

Если рассмотрение дела закончилось прекращением производства или оправданием гражданина, за факт неправомерного задержания ему приносятся официальные извинения от имени государства. Кроме того, гражданин сможет рассчитывать на возмещение заработка за период ограничения свободы и компенсацию морального вреда. Аналогичные последствия наступают, если жалоба на протокол о задержании была удовлетворена судом.

Тест по ОП.13 Документационное обеспечение управления

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Краснодарского края

«Армавирский юридический техникум»

(ГБПОУ КК АЮТ)

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

для программы «АСТ-тест»

по дисциплине ОП.13 «Документационное обеспечение управления»

для студентов 2 курса специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Подготовила преподаватель

Каграманян М.А.

Рассмотрены и утверждены

на заседании цикловой методической комиссии

«___» 2017 г.

Протокол №

Председатель ЦМК

г. Армавир

2016-2017 уч. год

Пояснительная записка

Область применения:2 курс рубежный контроль знаний.

Форма задания: закрытая

Тип сложности: средней трудности

Ограничение по времени: для теста 40 минут.

Алгоритм предъявления заданий: случайный

Способ оценивания: оценка

Расчёт итогового результата: без учёта трудности

Режим контроля: жёсткий контроль

Критерии оценок:

86% — 100% — 5 «отлично»;

76% — 85% — 4 «хорошо»;

61% — 75% — 3 «удовлетворительно»;

0% — 60% — 2 «неудовлетворительно».

Студенту предъявлять– 50 заданий.

К каждому вопросу дается несколько вариантов ответа, один из которых верный.

Тест охватывает темы:

Тема 1.1.1. «Основные свойства документов и их функции».

Тема 1.4. «Формуляр-образец, реквизиты и бланки».

Тема 1.5. «Организационно-распорядительные документы (ОРД)».

Тема 1.6. «Справочно-информационные документы».

Тема 1.7. «Организация кадрового делопроизводства».

Тема 2.1. «Служба документационного обеспечения управления».

1. В раздел общие положения документа входят:

а) цели и задачи;
б) формы и методы управления;
в) конкретные обязанности.

2. На каком документе не ставится реквизит наименование вида документа:

а) уставе
б) должностной инструкции
в) письме

3. Гриф утверждения ставится:

а) в верхнем правом углу

б) в нижнем правом углу
в) в нижнем левом углу

4. К основным регламентирующим работу службы ДОУ документам относят:

а) инструкция по делопроизводству

б) квалификационный справочник должностей
в) табель унифицированных форм документов

5. Какой вид распорядительного документа издается единолично руководителем:

а) постановление
б) решение
в) распоряжение

6. Количество реквизитов нового ГОСТа по сравнению с предыдущим:

а) больше на два реквизита
б) больше на один реквизит

в) меньше на два реквизита

7. В обработку входящего документа этот этап не входит:

а) рассмотрение
б)вскрытие конвертов
в)согласование

8. Последний этап работы с документами называется:

а) сдачей в музей
б) сдачей в архив

в) опубликование во всех российских газетах

9. Внутреннее согласование называется:

а) виза

б) отметка о заверении
в) утверждение

10. Какая форма работы с документами подходит для организаций, деятельность которых требует особенно тщательной защиты информации:

а) централизованная
б) смешанная
в) децентрализованная

11. Вид организационного документа, который определяет порядок образования, структуру и организацию работы предприятия:

а) устав

б) инструкция
в) положение

12. К основным регламентирующим работу службы ДОУ документам относят:

а) инструкцию по делопроизводству

б) основные правила работы архивов организаций
в) ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело

13. К внутреннему документообороту относят:

а) официальные письма
б) внешние докладные записки, справки
в) приказы, распоряжения организации

14. Служба ДОУ может быть представлена:

а) экспедицией
б) общим отделом

в) машинописным бюро

15. С какого момента распорядительный документ вступает в силу:

а) с момента создания
б) с момента подписания

в) с момента утверждения

16. Реквизит – это

а) способ создания документа
б) материальный объект с информацией
в) обязательный элемент оформления официального документа

17. Какой реквизит располагается в левом нижнем углу:

а) гриф утверждения
б) виза

в) гриф ограничения

18. К группе входящих документов можно отнести:

а) деловые письма

б) организационные документы
в) приказы организации

19. Что представляет циркулярное письмо:

а) информация одного содержания предназначена для большого количества адресатов

б) информация одного содержания предназначена для одного адресата
в) информация разного содержания предназначена для большого количества адресатов

20. На каком документе нет грифа утверждения:

а) приказе

б) положении
в) уставе

21. Сколько адресатов может содержать один документ:

а) четыре

б) шесть
в) два

22. Комплекс документов, регулирующих деятельность организаций:

а) распорядительные документы

б) организационные документы
в) информационно-справочные документы

23. К категориям технических исполнителей службы ДОУ относят:

а) редактора
б) документоведа
в) делопроизводителя

24. Нормативный документ, определяющий фонд заработной платы сотрудников организации:

а) должностная инструкция
б) штатное расписание

в) устав

25. Документ не бывает без:

а) паспортных данных составителя
б) государственных реквизитов
в) видеосопровождения

26. Контроль за сроками исполнения документов осуществляет:

а) работник отдела кадров

б) работник службы ДОУ

в) руководитель организации

27. Какие документы минуют стадию проекта:

а) докладные записки

б) приказы
в) справки

28. Текущий контроль осуществляется:

а) в начале исполнения документов
б) в конце исполнения документов
в) в течение всего периода исполнения документов

29. На каком документе не ставится реквизит наименование вида документа:

а) письме

б) должностной инструкции

в) уставе

30. Какой документ составляется при нарушении трудовой или общественной дисциплины:

а) объяснительная записка

б) докладная записка
в) служебная записка

31. Совокупность документов, связанных между собой называется:

а) документооборот

б) дело
в) документирование

32. Какие вопросы рассматриваются в распоряжении:

а) наиболее важные вопросы деятельности организации
б) вопросы, связанные с выполнением приказов
в) оперативные вопросы деятельности

33. К категориям специалистов службы ДОУ относят:
а) делопроизводителя
б) корректора
в)стенографистку

34. Предварительное рассмотрение документов включает:

а) распределение документов на рассмотрение руководителю и в структурные подразделения

б) проверку правильности адресования
в) согласование документа

35. Один из государственных реквизитов:

а) резолюция

б) рекламация
в) резорбция

36. Какую информацию содержит раздел Устава «Общие положения:

а) структура организации
б) права и обязанности должностных лиц
в) цели и задачи организации

37. Каким органом издается решение:

а) коллегиальным

б) зависит от организационно-правовой формы
в) единолично руководителем

38. Выбор формы организации работы с документами зависит от:

а) структуры организации
б) объема документооборота
в) организационно-правовой формы

39. Какие из перечисленных документов относятся к организационным:
а) письмо, положение
б) устав, инструкция
в) устав, указ

40. Документ, регламентирующий деятельность сотрудников организации:

а) устав

б) должностная инструкция

в) приказ

41. Документ – это

а) зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
б) носитель информации, используемой в целях регулирования социальных отношений.
в) информация, зафиксированная любым способом на любом носителе.

41.Подлинник документа – это

а) первый или единственный экземпляр документа.
б) экземпляр документа, с которого снята копия.

в) второй экземпляр документа

42. Юридическая сила документа – это

а) особенности внешнего оформления документа.
б) свидетельство наличия в документе положений нормативного характера.
в) способность документа порождать определенные правовые последствия.

42. Имеет ли юридическую силу документ, полученный по факсимильной связи?
а) да.
б) да, по соглашению сторон информационного обмена.
в) нет.

43. Какой из перечисленных реквизитов не относится к реквизитам удостоверения?

а) гриф утверждения.
б) печать.
в) отметка о заверении копии.
г) виза согласования.
д) подпись.

44. В какой последовательности должны быть расположены наименования в бланке письма филиала организации?

а) открытое акционерное общество.
б) (ОАО «Сибнефть»).
в) филиал в городе Ханты-Мансийске.
г) «Нефтяная компания “Сибнефть”».

45. Какие реквизиты включаются в бланк письма? 

а) место составления или издания документа.
б) заголовок к тексту.
в) наименование организации.
г) товарный знак (знак обслуживания).
д) наименование вида документа.
е) адресат.
ё) справочные данные об организации.

46. На каком экземпляре делового письма, подготовленном для отправки адресату по почте, проставляются визы?

а) на подлиннике, отправляемом адресату.
б) на копии, помещаемой в дело организации.

в) на дубликате.

47. Какой реквизит оформлен неправильно? 

а) наименование организации-автора.
б) справочные данные об организации.
в) дата документа.
г) регистрационный номер документа.

48. Должен ли исполнитель, подготовивший текст письма, визировать документ?

а) да.

б) нет.

49. Какие нормы применяются для расчета численности  делопроизводственного персонала?

а) нормы выработки.

б) нормы времени.

в) нормы управляемости.

г) нормы обслуживания.

50. Какой документ относится к нерегистрируемым? 

а) письмо-запрос.

б) жалоба гражданина.

в) сопроводительное письмо.

г) рекламное письмо.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *