Как зарегистрировать земельный участок в росреестре?

Пошаговая инструкция по регистрации земельного участка

Согласно российскому гражданскому законодательству, земельный участок в качестве недвижимого имущества является объектом права собственности и других вещных прав.

Права на землю возникают по основаниям, установленным Гражданским, Земельным кодексами, федеральными законами и должны быть зарегистрированы в соответствии с ФЗ № 218 «О государственной регистрации недвижимости».

Госрегистрация прав на земельный участок является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на него определенного лица. Госрегистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на участок земли. Зарегистрированное право на землю может быть оспорено только в судебном порядке.

Участники отношений при госрегистрации

Регистрацию осуществляют лица, являющиеся собственниками или обладателями иных прав на земельный участок, другие лица в предусмотренных ФЗ № 218 случаях, с одной стороны, и государственный орган регистрации прав — с другой.

Госрегистрация прав на земельные участки проводится в отделениях федеральной службы Росреестра или через многофункциональные центры на местах.

Основания для госрегистрации

Регистрация прав на земельный участок проводится на основании заявления лица и представленных в законном порядке в орган регистрации прав документов.

Действующее законодательство предусматривает следующие виды прав на земельные участки:

  • право собственности;
  • право постоянного (бессрочного) пользования;
  • право пожизненного наследуемого владения;
  • право аренды;
  • право безвозмездного срочного пользования;
  • право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

В список возможных оснований, по которым может быть проведена госрегистрация прав на землю, входят:

  • акты органов государственной или местной власти, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение (обременение) права на земельный участок;
  • договоры, подтверждающие совершение гражданских сделок в отношении участка земли (например, купли-продажи и т. п.);
  • нотариальные свидетельства о праве на наследство;
  • вступившие в законную силу решения суда;
  • акты о правах на земельный участок, выданные уполномоченными органами власти в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
  • межевой план, выполненный кадастровым инженером по результатам кадастровых работ;
  • иные документы, предусмотренные ФЗ № 218.

Необходимые документы

Госрегистрация прав на землю может быть осуществлена только на основании заявления и прилагаемых к нему необходимых документов.

При одновременной постановке земли на кадастровый учет подается единое заявление.

Заявление и документы могут быть представлены в орган регистрации прав:

  • на бумажных носителях при личном обращении заявителя в любое территориальное отделение Росреестра или МФЦ, независимо от нахождения земельного участка;
  • в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью и отправленных по сети интернет на единый портал госуслуг.

Перечень необходимых документов:

  • заявление о проведении госрегистрации прав (и кадастровом учете);
  • гражданские паспорта участников правоотношений;
  • нотариальная доверенность на представителя, которому правообладатель поручил проведение регистрации;
  • документы, служащие основанием для проведения госрегистрации прав;
  • межевой план земельного участка;
  • документ, подтверждающий оплату госпошлины;
  • иные, предусмотренные законом документы.

В зависимости от особенностей конкретной ситуации перечень документов может варьироваться.

Основные сведения, необходимые для регистрации, должны содержаться в договоре на гражданскую сделку и межевом плане участка.

Для подготовки межевого плана необходимо выбрать кадастрового инженера и представить ему необходимые документы на земельный участок. В ходе кадастровых работ будут определены характерные точки границ участка, которые необходимо согласовать с владельцами смежных земельных наделов. Акт согласования должен прилагаться к межевому плану.

При совершении гражданских сделок с землей сторонам необходимо согласовать все условия. В договоре должна содержаться следующая информация:

  • дата и место составления договора;
  • необходимые сведения о сторонах договора;
  • подробное описание предмета договора (кадастровый номер участка, площадь, категория и вид разрешенного пользования и т. д.);
  • основания для заключения сделки;
  • цена договора и порядок расчета между участниками (в случае возмездной сделки);
  • порядок перехода прав на землю;
  • наличие ограничений и обременений, сохраняющихся при переходе права собственности.

Все условия договора должны отвечать требованиям законодательства. Это будет проверено в процессе регистрации.

Сроки регистрации

По условиям ФЗ № 218 продолжительность процедуры регистрации установлена следующим образом:

  • семь рабочих дней — при представлении документов в отделение Росреестра;
  • девять рабочих дней — в случае подачи документов в многофункциональный центр;
  • три и пять рабочих дней соответственно, когда на регистрацию представляются нотариально удостоверенные документы по сделке.

После приема заявления регистратор вручит заявителю расписку, в которой будет указана дата получения итоговых документов.

Процесс регистрации прав на земельный участок делится на следующие этапы:

  • прием от заявителя документов;
  • проверка полноты состава поданных заявителем документов, их соответствия установленным требованиям оформления и содержания;
  • проведение правовой экспертизы документов (проверка действительности поданных заявителем документов, наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица и наличия ранее зарегистрированных (ранее заявленных) прав на подлежащий регистрации земельный участок;
  • выявление оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
  • при отсутствии каких-либо оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав на земельный участок — внесение соответствующих сведений о нем в ЕГРН. Он содержит информацию о существующих прекращенных правах на объекты правообладателей. Идентификация земельного участка в ЕГРН осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом кадастрового учета;
  • подготовка и выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав на земельный участок, посредством совершения на представленных заявителем правоустанавливающих документах надписей о произведенной государственной регистрации прав.

Случаи отказа в госрегистрации

Отказ в регистрации прав на участок земли может произойти по следующим основаниям:

  • право не подлежит государственной регистрации;
  • акт госоргана или органа местного самоуправления признан недействительным;
  • в процессе правовой экспертизы представленных документов выявлены противоречия между уже зарегистрированными правами и заявленными правами на земельный участок;
  • правоустанавливающий документ о земельном участке свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на него;
  • документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют установленным требованиям закона;
  • правообладатель не представил заявление, а также иные необходимые документы на регистрацию ранее возникшего права на земельный участок;
  • с заявлением о регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо.

Регистрация официально закрепляет право собственности на землю в государственной базе данных ЕГРН.

Для подтверждения этого факта собственник земельного участка может получить в отделении Росреестра или МФЦ выписку из ЕГРН, а также удостоверенный договор с регистрационной отметкой.

В выписку из ЕГРН включается полное содержание кадастрового паспорта на земельный участок, в том числе его графическая схема с указанием площади и границ.

После регистрации собственник получает законную возможность защищать свое право от посягательств третьих лиц и распоряжаться землей (при соблюдении правил категории земель и вида разрешенного пользования участков).

Квартира на троих

Ситуация, которую изучали в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда, выглядела стандартной — супруги решили развестись, прожив в браке больше десяти лет. Правда, по имуществу договориться не смогли. И пришлось им делить его в суде.

Бывают случаи, когда суд может отступить от равенства долей, если есть серьезные основания

По мнению бывшей супруги, ей должно было достаться две трети из совместно нажитого. Ее аргумент — общий ребенок остается жить с ней. А экс-супруг вполне обойдется третью.

Существует некое общее правило, зафиксированное в законе, — все имущество супругов, которое нажито ими во время брака, считается совместным до тех пор, пока не доказано обратное.

Исключением из этого правила будет только личное имущество каждого из супругов. Все активы, купленные любым из супругов за время семейной жизни, по общему правилу так же делятся поровну. Действительно, существуют обстоятельства, при которых суд может отступить от деления поровну. Подобным «обстоятельством» могут оказаться дети. Ведь они после развода останутся жить либо с папой, либо с мамой. Других вариантов нет. Поэтому выглядит резонно, что тот родитель, с которым ребенок останется жить, может попросить при разделе имущества побольше.

Разделом имущества по иску занялся Промышленный районный суд Смоленска. Общего у разведенных было — две машины и участок земли. А еще супруги купили по ипотеке квартиру. За год до развода они выплатили кредит. А вот оформить жилье в общую долевую собственность со своими детьми еще не успели.

По мнению мужчины, участок и машины надо разделить поровну. По версии женщины, ей надо отдать больше, потому что именно с ней остаются жить двое несовершеннолетних детей — их общий сын и дочь женщины от предыдущего брака.

Районный суд выслушал стороны и решил, что все добро надо поделить пополам. Суд оставил бывшей жене автомобиль «Тойота», а муж получил «Maзду».

Также райсуд обязал супруга выплатить бывшей жене 60 000 рублей. Это была разница за превышение стоимости его доли в общем имуществе. Плюс к этому мужчина должен по вердикту суда ежемесячно перечислять алименты на ребенка в размере четверти своего заработка. По поводу же земельного участка суд постановил: признать за сторонами право общей долевой собственности на землю в равных долях.

С таким решением бывшая жена не согласилась. Женщина опротестовала его в Смоленском областном суде, где ее доводы были услышаны

Апелляция пришла к выводу, что в этом споре даме причитается все же две трети нажитого имущества. В обоснование подобного вывода областные судьи сослались на наличие «личных неприязненных отношений» между сторонами и необходимость отступить от принципа равенства долей супругов в общем имуществе ради интересов детей.

Еще одним важным основанием для областного суда стало то, что бывший муж не оформил на своего сына долю в их квартире, за которую они с женой выплатили кредит. Смоленский областной суд постановил, что весь участок должна забрать себе жена, а экс-супруг еще должен ей доплатить 176 666 рублей.

Теперь с таким разделом не согласился уже супруг. Он обжаловал решение своего областного суда в Верховном суде РФ.

Там спор изучили, и Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда заявила следующее.

Смоленский областной суд конкретно не объяс­нил — нарушал ли каким-нибудь образом отец права своего ребенка. И почему для соблюдения интересов несовершеннолетнего сына нужно присуждать его матери две трети от общего имущества. Еще апелляция признала отношения супругов «взаимно недоброжелательными». На этом основании областной суд решил уменьшить только долю мужа. Что было ошибочным решение, заметил Верховный суд.

Кроме того, Судебная коллегия по гражданским делам признала некорректной и ссылку на неоформление доли сына в квартире. Во-первых, жена тоже не стала это делать, во-вторых, спорная недвижимость не является предметом спора.

В итоге Верховный суд отменил решение Смоленского областного суда и оставил в силе решение районного суда. Подобное решение означает, что, по мнению высокой судебной инстанции, правильным было решение районных судей — разделить имущество поровну в конкретной данной ситуации.

Но это не «железное» правило. В действительности бывают случаи, когда суд может отступить от принципа равенства долей, найдя для этого серьезные основания. И им может оказаться учет прав ребенка. Как правило, суды «встают на сторону» неравного деления нажитого, если есть ребенок инвалид и он остается с одним из родителей, если у этого родителя маленький доход, если второй родитель ничем не помогает тому, с кем живет ребенок. Личности родителей тоже влияют на такое решение суда. Но надо учитывать: неравное деление совместно нажитого имущества — это право, но не обязанность суда.

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений (ст. 1 Указа Президента РФ «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний»).

Основные задачи ФСИН России (ст. 3 Положения о ФСИН):

— исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых (далее — лица, содержащиеся под стражей);

— контроль за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений;

— контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;

— обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

— обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее — учреждения, исполняющие наказания), и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;

— охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;

— охрана психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, обеспечение безопасности находящихся на их территориях лиц, сопровождение и охрана лиц, которым назначено принудительное лечение в указанных больницах (стационарах), при переводе их в другие аналогичные больницы (стационары), а также в случае направления их в иные учреждения здравоохранения для оказания медицинской помощи;

— создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;

— организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации;

— управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями.

Уголовно-исполнительная система (УИС) включает:

— федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний – ФСИН России;

— территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

— учреждения, исполняющие наказания;

— следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения — могут входить в эту систему по решению Правительства РФ.

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) как центральный аппарат управления уголовно-исполнительной системой подведомственна Минюсту России. Положение о ФСИН России и предельная численность работников центрального аппарата утверждаются Президентом РФ.

ФСИН России возглавляет Директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности, а также определяемых по количеству Президентом РФ.

Назначение на должности высшего начальствующего состава сотрудников уголовно-исполнительной системы и освобождение от указанных должностей осуществляется Президентом РФ по представлению Минюста РФ, если иное не установлено федеральным законом.

ФСИН России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, счета, а также геральдический знак — эмблему, флаг и знамена, учреждаемые Президентом РФ.

Территориальные органы уголовно-исполнительной системы (УИС) создаются ФСИН России на территориях субъектов РФ и осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию.

Охрана объектов уголовно-исполнительной системы, предназначенных для содержания и труда осужденных, и других объектов уголовно-исполнительной системы осуществляется специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы, создаваемыми для этих целей при учреждениях, исполняющих наказания.

Конвоирование осужденных и заключенных, содержащихся в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осуществляется полицией, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию по плановым маршрутам, установленным соответствующим перечнем. Конвоирование подсудимых на судебные заседания Верховного Суда РФ осуществляется внутренними войсками Министерства внутренних дел РФ.

При территориальных органах УИС могут создаваться специальные подразделения для обеспечения безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, а также органов Минюста России. Порядок деятельности этих подразделений устанавливается Министром юстиции Российской Федерации.

Учреждения, исполняющие наказания (ст. 16 УИК РФ):

— уголовно-исполнительные инспекции;

— исправительные центры;

— арестные дома;

— колонии-поселения;

— воспитательные колонии;

— лечебные исправительные учреждения;

— исправительные колонии общего, строгого или особого режима;

— тюрьмы, следственные изоляторы;

— дисциплинарные воинские части;

— гауптвахты.

Решения о создании и ликвидации учреждений, исполняющих наказания, принимает Правительство РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ.

ПРИМЕЧАНИЕ.: по состоянию на 1 января 2013 г. в учреждениях УИС содержалось 741,6 тыс. человек, в том числе: в 755 исправительных колониях — 623,5 тыс. человек, в 230 следственных изоляторах и 165 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях содержалось – 114,3 тыс. человек, в 7 тюрьмах — 900 человек, в 46 воспитательных колониях для несовершеннолетних — 2,7 тыс. человек. При этом в учреждениях содержалось 60 тыс. женщин (50 тыс. чел. — в ИК, 10 тыс. чел., под мерой пресечения в виде заключения под стражу), при женских колониях имеется 13 домов ребенка. В 2459 уголовно-исполнительных инспекциях состояло на учете на приведенную дату 471,8 тыс. чел., осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

В состав УИС входят 53 государственных унитарных предприятий исправительных учреждений, 587 центров трудовой адаптации осужденных, 52 лечебно-, 41 учебно-производственная мастерская. При исправительных и воспитательных колониях функционируют 318 вечерних общеобразовательных школ и 547 учебно-консультационных пунктов, 333 профессионально-технических училища и 235 обособленных структурных подразделений, действуют 555 храмов, 702 молитвенные комнаты.

Следственный изолятор предназначен для содержания подозреваемых и обвиняемых (подсудимых и осужденных) в совершении преступлений, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также для исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их письменного согласия.

Следственный изолятор создается, реорганизуется и ликвидируется Минюстом России. Структура и штаты следственного изолятора утверждаются территориальным органом УИС в соответствии с нормативами, устанавливаемыми Правительством РФ, типовыми структурами и штатами.

Научно-исследовательские и образовательные учреждения УИС: 8 учреждений высшего профессионального образования с 7 филиалами, в том числе Академия права и управления, 74 учебных центров и пунктов, институт повышения квалификации, научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательский институт информационных технологий.

Лечебные учреждения УИС. Медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают 133 больницы различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 59 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией.

Медицинское обслуживание личного состава осуществляют 56 учреждений здравоохранения, в том числе 34 центра медицинской и социальной реабилитации, 14 больниц, 5 военно-врачебных комиссий и 3 санатория.

Кроме того, в состав ФСИН входит объединенная редакция журналов «Преступление и наказание», «Ведомости УИС», газеты «Казенный дом».

Работники уголовно-исполнительной системы — сотрудники УИС — лица, имеющие специальные звания рядового, сержантского и офицерского состава внутренней службы; рабочие и служащие органов и учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему.

Требования к лицам, желающим стать сотрудником УИС:

— гражданство РФ;

— добровольный порядок поступления на службу;

— возраст — не моложе 18 и не старше 40 лет (в учебные заведения могут приниматься лица, не достигшие 18 лет, имеющие среднее образование).

Возрастные ограничения для граждан, ранее уволенных из учреждений, органов УИС и вновь принимаемых на службу, определяются с учетом:

— имеющегося у гражданина специального звания;

— деловые, личные, нравственные качества, образование и состояние здоровья, позволяющие выполнять служебные обязанности;

— дееспособность;

— отсутствие судимости, в том числе снятой или погашенной;

— образование для должностей рядового и младшего начальствующего состава — не ниже среднего;

— образование для должностей среднего и старшего начальствующего состава — среднее специальное или высшее образование.

В порядке исключения на должности среднего начальствующего состава принимаются граждане, окончившие специальные курсы по программе, утвержденной Минюстом России

Сотрудникам учреждений и органов УИС, состоящим между собой в близком родстве или свойстве, не разрешается проходить службу в одном и том же учреждении или органе УИС, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Прием на службу сотрудников оформляется приказом начальника соответствующего учреждения, органа УИС согласно компетенции, определяемой Минюстом России. Приказ объявляется сотруднику под расписку.

Лица, впервые поступающие на службу в учреждения и органы УИС на должности рядового и начальствующего состава, проходят специальное первоначальное обучение, принимают присягу.

Виды специальных званий, присваиваемых сотрудникам органов УИС:

— рядовой состав → рядовой внутренней службы;

— младший начальствующий состав → младший сержант внутренней службы; сержант внутренней службы; старший сержант внутренней службы; старшина внутренней службы; прапорщик внутренней службы; старший прапорщик внутренней службы;

— средний начальствующий состав → младший лейтенант внутренней службы; лейтенант внутренней службы; старший лейтенант внутренней службы; капитан внутренней службы;

— старший начальствующий состав → майор внутренней службы; подполковник внутренней службы; полковник внутренней службы;

— высший начальствующий состав → генерал-майор внутренней службы; генерал-лейтенант внутренней службы; генерал-полковник внутренней службы.

Сотрудники органов УИС, а также члены их семей находятся под защитой государства.

Неприкосновенность личности, честь и достоинство персонала охраняются законом. Законные требования персонала обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами. Неисполнение законных требований персонала, а также действия должностных лиц и граждан, препятствующие исполнению персоналом своих обязанностей, влекут ответственность в установленном законом порядке.

Закон устанавливает гарантии личной безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей. Так, в интересах обеспечения личной безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей не допускается обнародование в средствах массовой информации сведений о месте жительства сотрудников уголовно-исполнительной системы. Сведения о прохождении службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы могут предоставляться только с разрешения начальников учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.

Федеральный орган уголовно-исполнительной системы обязан обеспечивать сотрудников уголовно-исполнительной системы оружием и специальными средствами индивидуальной защиты для постоянного ношения и хранения по нормам, установленным Правительством РФ.

Рабочие и служащие УИС состоят в трудовых отношениях с соответствующими учреждениями, их правовой статус регламентируется законодательством Российской Федерации о труде и правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *