Когда призыв?

Оформить кредит на закрытие других кредитов

Кредит на оплату других потребительских займов — программа рефинансирования, предусматривающая изменение невыгодных условий на более удобные. Перекредитование позволяет сохранять действующий рейтинг, снизить переплату, удлинить срок исполнения обязательств или получить дополнительные заемные средства.

Взять потребительский кредит на погашение других кредитов

Рефинансирование — рискованный вид перекредитования других займов. К банкам, оказывающим эту услугу, предъявляются повышенные требования в части формирования резервных фондов на случай финансовой несостоятельности заемщика. Без отказа целевые заемные средства могут взять соискатели с хорошей или средней кредитной историей.

При анализе кредитоспособности учитывается:

  • текущая платежеспособность (возможность своевременно вносить платежи по действующим договорам займов и кредитных карт);
  • платежная дисциплина (отсутствие просроченных платежей);
  • прогноз по своевременности взносов на перспективу.

При скоринговом анализе благонадежности претендента оцениваются следующие факторы:

  • экономические (величина заработной платы, дополнительные доходы, взносы по финансовым договорам, общий бюджет семьи);
  • имущественные (наличие в собственности ликвидного имущества);
  • социальные (образование, семейное положение, социальный статус, стаж работы на последнем месте).

Это интересно! Впервые скоринговую модель оценки благонадежности заемщика стал применять Дюрран. Он выделил 7 ключевых показателей, влияющих на платежную дисциплину физического лица: образование, профессия, тип занятости, финансовое положение, возраст, специальность, пол.

Как оформить рефинансирование долга по паспорту

Рефинансирование кредита целесообразно при получении выгоды и экономии на процентах. Для оформления программы требуется паспорт и кредитная документация по действующим заимствованиям. По каждому обязательству необходимо предоставить справку об остатке ссудной задолженности и график платежей.

Перекредитование преследует ряд целей:

  • минимизацию переплаты за счет снижения процентной ставки;
  • объединение займов в один для удобства управления долгом;
  • удлинение срока заимствования;
  • получение дополнительного объема заемных средств.

Возможно 2 варианта рефинансирования:

  1. Выплата нового займа наличными. После аннулирования обязательств заемщику необходимо предоставить справку об отсутствии задолженности по каждому договору. На аннулирование долга ему отводится до 30 дней. По окончании срока установленный тариф существенно повышается.
  2. Безналичный перевод денег в сторонний банк. Фактически клиент не может распоряжаться заемными средствами и выбрать удобный способ внесения платежа. Этот способ снижает риски кредитора.

Перекредитование признается выгодным для частного лица при соблюдении ряда условий:

  • снижение процентной ставки на 2% и более;
  • отсутствие дополнительных платных услуг;
  • сохранение срока договора (при удлинении периода погашения долга увеличивается совокупная переплата);
  • исключение залога или дополнительных обременений.

В программе рефинансирования участвуют кредитные карты. Одно из условий крупных банков — аннулирование пластика после восстановления лимита. Причина очевидна: при повышении долговой нагрузки возрастает риск дефолта клиента.

Условия получения денег взаймы для погашения других займов

Универсальные параметры рефинансирования отсутствуют. При выборе программы погашения действующих обязательств рекомендуется ознакомиться с условиями кредитования выбранного банка. Он устанавливает ограничения на:

  1. Максимальную сумму в рамках перекредитования. Она редко превышает 1 млн. рублей. При расчете лимита учитывается платежеспособность и финансовое положение претендента.
  2. Срок. Новый договор можно заключить на период до 5 лет. Его удлинение нецелесообразно в связи с повышенными рисками невозврата долга.
  3. Количество договоров, участвующих в программе. Эта величина варьируется от 3 до 10 в зависимости от политики организации.

Внимание! Банки редко предоставляют услугу для изменения условий по собственным займам, что связано с потерей части процентного дохода.

Кредит наличными или на карту для оплаты полученных кредитов в других банках

Для подбора займа для погашения потребительских кредитов достаточно заполнить единую заявку в несколько банков одновременно. При положительном решении можно сравнить условия в режиме онлайн и подобрать продукт с учетом пожеланий.

Стандартная часть анкеты предусматривает классические разделы, характеризующие доход, занятость, семейное положение, кредитную историю и финансовую устойчивость заявителя. Отдельный блок посвящен рефинансируемым договорам и способу получения нового кредита: наличными или на карту безналичным переводом.

Для снижения переплаты рекомендуется обратить внимание на продукты зарплатного банка.

Рефинансирование — это реальный шанс сохранить свой кредитный рейтинг и сэкономить на процентах. При отсутствии дополнительных условий снижение ставки на 2% и более всегда экономически целесообразно.

Взыскание задолженности за услуги ЖКХ сегодня и завтра

Задолженность россиян за услуги жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) имеет серьезные масштабы. Так, по данным Минрегиона России, долг предприятий ЖКХ только за потребленные энергоресурсы по состоянию на 1 апреля 2013 года составил 136,5 млрд руб., а рост задолженности за минувший год составил 28%.

По данным коллекторского агентства «Национальная служба взыскания», по итогам первого полугодия 2013 года общий объем задолженности за ресурсы и услуги ЖКХ в России оценивается в 736 млрд руб. При этом задолженность населения (без учета долга управляющих компаний перед поставщиками) составляет порядка 146 млрд руб.

Новый порядок расчета платежа за потребленные услуги ЖКХ, в соответствии с которым услуги, потребляемые в процессе использования общедомового имущества, оплачиваются отдельно от услуг, предоставляемых в квартире (постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), также не смог существенным образом повлиять на рост задолженности по оплате коммунальных услуг.

В связи с этим управляющие компании вынуждены воздействовать на недобросовестных жильцов, используя при этом различные методы.

Какие возможности по взысканию задолженности существуют у управляющих организаций?

В борьбе с должниками управляющие компании и товарищества собственников жилья прибегают к разнообразным способам, среди которых следующие.

1. Размещение списка должников на доске объявлений. Такая мера призвана оказать психологическое влияние на неплательщиков, но не всегда оказывается действенной. Иногда списки задолжавших за коммунальные услуги граждан публикуются также в местных СМИ. Судебной практике уже известны случаи ошибочного включения фамилий добросовестных плательщиков в эти списки, что послужило основанием для публикации опровержения и возмещения морального вреда (см., например, решение Назаровского городского суда Красноярского края от 17 сентября 2012 г. по делу № 2-43/12).

2. Начисление неустойки. В соответствии с ч. 14, ч. 14.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), жильцы, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие предоставленные коммунальные услуги, должны уплатить пеню в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. При этом установление большего размера этой пени в договоре между снабжающей и управляющей организациями не допускается (постановление Президиума ВАС РФ от 24 июля 2012 г. № 3993/12, постановление ФФАС ЦО от 24 апреля 2013 г. № Ф10-895/13 по делу № А36-5292/2012).

Нетрудно посчитать, что при действующей ставке рефинансирования в размере 8,25% в год гражданин, имеющий долг по услугам ЖКХ в размере 10 тыс. руб., ежемесячно будет выплачивать всего 22,6 руб. пени.

3. Ограничение или приостановление оказания коммунальных услуг. Нередко управляющие организации прибегают к такой мере воздействия на должников, как отключение услуг ЖКХ (поквартирное либо всего дома). Должников часто лишают электричества, водоснабжения и даже устанавливают в соответствующем месте стояка заглушку на канализацию.

Вопрос о законности таких действий неоднократно попадал в поле зрения законодателя и судебных органов.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354) допускают возможность приостановления или отключения коммунальной услуги в отношении квартиры или дома конкретного должника. Размер задолженности при этом должен превышать сумму трехмесячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива ее потребления (независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего прибора учета). Потребителю обязательно должно быть направлено письменное предупреждение о возможности ограничения или прекращения оказания той или иной услуги, а возобновление ее предоставления осуществляется в течение двух дней с момента полного погашения задолженности.

В то же время установлено, что такие действия не должны приводить к нарушению прав и интересов других жильцов многоквартирного дома, полностью выполняющих свои обязательства (раздел XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

Возможность отключения должника от благ цивилизации в конечном счете упирается в технические особенности инфраструктуры того или иного дома — к примеру, в новых домах лишить водоснабжения только одну квартиру, как правило, проще, чем в многоэтажках советской застройки. Отключить от предоставления той или иной услуги можно и частный дом (апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 6 августа 2012 г. по делу № 33-7239/2012).

Из правила о допустимости отключения должников-граждан от предоставления коммунальных услуг есть и исключение — так, теплосетевая организация не вправе прибегнуть к такой мере, даже если у гражданина-потребителя или управляющей многоквартирным домом компании существует задолженность (п. 70 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. № 808).

Если же жильцы своевременно оплачивают все квитанции, но задолженность была образована по вине управляющей организации, в этом случае последняя обязана по соглашению с энерго- или газоснабжающей организацией обеспечить жильцам подачу топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах (п. 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утв. постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. № 1). Законность этого правила в 2012 году была оспорена газоснабжающей организацией ООО «Газпром Межрегионгаз Владимир» как ограничивающая свободу экономической деятельности, однако ВАС РФ не нашел оснований для признания этой нормы недействующей (решение ВАС РФ от 17 сентября 2012 г. № ВАС-9586/12). При этом суд указал, что инициатива заключения такого соглашения должна исходить именно от организации-потребителя, к сетям которой подключены жильцы.

Добросовестным плательщикам, оказавшимся в подобной ситуации, следует направить письменное заявление к управляющей организации с требованием о возобновлении предоставления услуг ЖКХ. Нелишним будет также и указать на необходимость проведения перерасчета по оплате за тот период, когда коммунальные услуги не оказывались. Если эта мера не привела к желаемому результату, следующим шагом может явиться обращение к контролирующим органам (жилищная инспекция, Роспотребнадзор, прокуратура) либо в суд.

4. Передача задолженности коллекторским агентствам. Случаи заключения договоров с коллекторскими фирмами о взыскании с населения долгов по ЖКХ не так уж многочисленны, но тем не менее встречаются и уже зафиксированы в судебной практике (см., например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2012 г. № 08АП-4820/12, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 января 2012 г. № 13АП-9737/1). При этом в случае доказанности факта наличия долга при обращении коллекторского агентства в суд решение нередко выносится в пользу истца (см., например, кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 16 июня 2011 г. по делу № 33-787/2011).

Вместе с тем, ФАС Восточно-Сибирского округа указал, что возможность внесудебного взыскания с граждан задолженности по услугам ЖКХ следует считать недопустимой и не соответствующей ст. 35 Конституции РФ. Речь шла именно о деятельности коллекторского агентства. Кроме того, суд указал, что внесение гражданами платежей за коммунальные услуги не связано с деятельностью истца (постановление ФАС ВСО от 18 мая 2012 г. № Ф02-1504/12 по делу № А58-3443/2011).

5. Выселение из квартиры. Такая радикальная мера применяется в настоящее время только в отношении нанимателей квартир по договору социального найма и только в судебном порядке (ст. 90 ЖК РФ). Размер задолженности не имеет значения, основанием для выселения является факт неуплаты без уважительных причин платежей за жилое помещение и коммунальные услуги более чем за шесть месяцев.

Пленум Верховного Суда РФ указал, что судом обязательно должен быть выяснен вопрос уважительности причин образования задолженности. Так, к уважительным причинам могут быть отнесены такие обстоятельства, как: длительные задержки зарплаты, потеря работы и невозможность трудоустройства, болезнь нанимателя или членов его семьи, наличие в семье инвалидов, несовершеннолетних детей и т.д. (п. 38 постановления Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»). При этом нередко суды, отказывая в выселении, предоставляют должнику срок для расчетов с управляющей организацией (см., например, решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 28 марта 2012 г. по делу № 2-703/2012). Правда, предоставление отсрочки для оплаты признается допустимым не всеми судами (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 3 октября 2012 г. по делу № 33-8532). Выселение происходит при предоставлении другого жилого помещения по нормам общежития, то есть из расчета не менее шести кв.м. жилой площади на человека.

Вместе с тем, если проживающие в квартире лица проявили сознательность и в течение шести следующих друг за другом месяцев погашали задолженность хотя бы частично, суд может отказать в выселении (решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 8 июля 2010 г. по делу № 2-2311/2010). Минимальный размер такой оплаты для целей определения возможности выселения должника предлагали установить депутаты Мурманской областной Думы в размере 50% и более от суммы задолженности, но эта инициатива была отклонена1.

Иногда злостные неплательщики успевают уйти от ответственности. Известен случай, когда жильцы, проживающие в квартире по договору социального найма, не оплачивали коммунальные услуги в течение более чем семи лет. Однако выселить должников на этом основании не удалось, поскольку они оперативно приватизировали эту квартиру (определение Санкт-Петербургского городского суда от 30 января 2013 г. № 33-825).

Сейчас судебная практика по этому вопросу уже сложилась, и случаи выселения по этому основанию нередки, однако в первый год действия ЖК РФ Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин охарактеризовал это правило как неконституционное в условиях роста цен, задержек зарплаты и высокого уровня безработицы (доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2005 год).

Какие пути обеспечения погашения долга за коммунальные услуги могут появиться в ближайшее время?

Необходимость в более эффективном механизме взыскания задолженности с граждан в сфере ЖКХ послужила толчком к разработке новых предложений в этой области.

Так, в апреле 2013 года Минрегион России разместил на своем официальном сайте законопроект, распространяющий возможность обращения взыскания по долгам за жилищно-коммунальные услуг (далее — ЖКУ) на квартиры, находящиеся в частной собственности. Условием применения этой меры должно было стать наличие задолженности по коммунальным услугам и взносам на капитальный ремонт. Предполагалось, что такая мера может быть применима и к единственному для должника и его семьи жилью. Для решения суда об обращении взыскания на жилое помещение сумма долга должна была составить не менее 5% от рыночной стоимости жилья.

Иными словами, собственнику квартиры стоимостью 3 млн руб. достаточно было бы задолжать за услуги ЖКХ сумму в размере 150 тыс. руб. По расчетам Общественной палаты РФ2, средняя стоимость услуг ЖКХ в июле 2013 года составила 3862 руб. в месяц (в год — 46 344 руб.). Несложно подсчитать, что минимальный размер задолженности образуется, если не платить за коммунальные услуги в течение около трех лет.

Инициатива вызвала серьезный общественный резонанс, после чего Минрегион России разместил отрицательный отзыв на этот законопроект, указав, что разработан он был не самим министерством, а НП «ЖКХ Развитие». Впоследствии текст документа был удален с официального сайта Минрегиона России.

Надо отметить, что сегодня обратить взыскание на квартиру, находящуюся в собственности и являющуюся единственным пригодным для проживания помещением, сегодня практически невозможно — это не позволяет сделать процессуальное законодательство (ст. 446 ГПК РФ). Единственным исключением, появившемся в конце декабря 2004 года, является случай, когда жилое помещение является предметом ипотеки (Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 194-ФЗ «О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»).

Впрочем, законопроект депутатов фракции «Справедливая Россия» в случае его реализации, возможно, позволит оставить квартиру в пользовании задолжавшего банку гражданина)3. Авторы законопроекта предлагают предоставить государственным и муниципальным органам право выкупать заложенные по ипотечным кредитам квартиры с согласия банка. Основанием для это будет служить заявление собственника-залогодателя, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Определение трудной жизненной ситуации также закрепляется, под этим термином понимается «ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность собственника-залогодателя: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, малообеспеченность, безработица и тому подобное, которую он не может преодолеть самостоятельно». В результате квартира принимается на баланс и учитывается как государственная (муниципальная) собственность, а бывший собственник и его семья продолжают проживать в ней, но уже на правах социального найма. Кроме того, он сохраняет право преимущественного выкупа этой квартиры («обратный выкуп»).

При изучении этого законопроекта возникает очень много вопросов. За чей счет будет произведена независимая оценка стоимости жилья, на основе которой определяется выкупная цена? Что значат в определении трудной жизненной ситуации слова «не может преодолеть самостоятельно» и кто это будет устанавливать? Наконец, возможно ли возложить на бюджеты такую нагрузку? Кроме того, такое правило способно создать основу для массовых злоупотреблений правом со стороны собственников. Самое же интересное заключается в том, что законопроект не содержит запрета на приватизацию такого жилья бывшим собственником после перехода права собственности к государству.

Проблема обращения взыскания на единственное жилье, являющееся предметом ипотеки, обсуждается уже давно. Правительство РФ еще в 2000 году подчеркнуло необходимость создания правового механизма обеспечения жильем заемщика и его семьи в случае обращения взыскания на заложенное жилое помещение. В качестве гарантии жилищных прав этих лиц было предложено создать специализированный фонд временного жилья (постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г. № 28 «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации»).

Цитата

Александр Козлов, эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике:

«Нужно посмотреть на объективные причины коммунальной задолженности. Просроченные долги населения за коммунальные услуги приводят к зеркальной задолженности управляющих организаций перед поставщиками. Такие долги накапливаются и в конечном итоге могут привести к банкротству компаний. Поэтому должны заработать понятные механизмы взыскания задолженности с населения за неоплаченные жилищно-коммунальные услуги. Принцип «добросовестный сосед платит за недобросовестного соседа» должен перестать существовать. Предложенная инициатива Минрегиона России позволит не допустить ситуацию с автоматическим списанием долга, после совершения сделки с квартирой-должником. А сейчас очень много случаев, когда управляющая организация узнает об отчуждении жилых помещений «с долгами» и лишается возможности взыскания задолженности с нового собственника»

Среди предложений по обеспечению погашения задолженности по ЖКУ можно выделить также инициативу Минрегиона России о наложении обременения на квартиры в виде запрета их продажи для жильцов, имеющих задолженность по оплате ЖКУ, выдвинутую в начале августа 2013 года. Долг по коммунальным услугам должен превышать их стоимость за шесть месяцев, факт наличия задолженности будет устанавливаться судом, а в качестве основания для обращения к судебному приставу-исполнителю за наложением обременения будет выступать неисполнение собственником требований по погашению задолженности, содержащихся в выданном на основании решения суда исполнительном листе.

Опрос посетителей нашего портала на тему «Как вы относитесь к предложению Минрегиона России о запрете совершения сделок с жилыми помещениями, собственники которых имеют задолженность по оплате услуг ЖКХ?» показал, что мнения по этому поводу разделились почти поровну. 48% опрошенных высказались за реализацию этой инициативы, отметив, что прочие жильцы не должны нести бремя оплаты долгов недобросовестных собственников квартир. 42% респондентов не поддержали эту идею, указав на то, что как раз после продажи квартиры у должника возникают средства, чтобы погасить жилищно-коммунальную задолженность. Еще 10% посетителей затруднились с ответом, а некоторые из них выдвинули предложение установить минимальный порог задолженности, при которой может быть наложено подобное ограничение.

Распределение ответов показывает, что инициатива Минрегиона России сопряжена с некоторым конфликтом интересов. С одной стороны, задолженность в сфере ЖКХ достаточно велика, и стремление законодателя найти новые пути для обеспечения ее погашения вполне понятно. С другой стороны, при реализации этой меры возникает риск ущемления прав как собственника, так и потенциального приобретателя квартиры.

Только ли недобросовестные жильцы виноваты в образовавшейся задолженности?

Образованию задолженности в сфере ЖКХ способствуют не только недобросовестность задолжавших за ЖКУ граждан, но и иные обстоятельства. К ним относится, к примеру, рост тарифов на коммунальные услуги, часто необоснованный и противоречащий установленной ЖК РФ процедуре (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ). Максимальная величина повышения тарифов на отдельные жилищно-коммунальные услуги устанавливается ФСТ России для каждого региона (приказ ФСТ России от 9 октября 2012 г. № 231-э/4 «Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год», приказ ФСТ России от 25 октября 2012 г. № 250-э/2 «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год»).

Однако сумма в платежке может расти за счет увеличения иных тарифов — к примеру, платы за содержание жилья. Так, только за первые два месяца текущего года максимальный рост тарифов на коммунальные услуги в некоторых регионах (Мурманская область и Республика Алтай) достиг рекордного значения в 225%4.

С 1 января 2012 года утратила силу правовая норма, закреплявшая правило об установлении регионами максимальных индексов возможного изменения платы граждан за услуги ЖКХ для каждого муниципального образования (ч. 1-7 ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации»). Президент РФ Владимир Путин потребовал восстановить эту норму как можно быстрее. Соответствующий законопроект об установлении на федеральном уровне такого индекса на долгосрочный период (не менее пяти лет) был внесен на рассмотрение Госдумы в начале июля текущего года5.

В случае одобрения законопроекта такое правило вступит в силу с 1 января 2014 года.

Однако, по мнению экспертов, такая мера не решит проблему обеспечения прозрачности формирования тарифов за коммунальные услуги. Эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Александр Козлов отмечает, что гораздо более эффективным может стать законодательное закрепление механизмов общественного контроля, которое позволит сбалансировать систему тарифообразования.

К другим инициативам, направленным на снижение бремени граждан по оплате коммунальных услуг, можно отнести следующие:

  • ограничить сумму взыскания за потребленный коммунальный ресурс по показаниям общедомового прибора учета пятью процентами от размера платы по показаниям индивидуальных счетчиков6. По мнению авторов законопроекта, это позволит обеспечить заинтересованность управляющих компаний в выяснении причин значительного расхождения показаний общедомовых и индивидуальных приборов и защитить интересы добросовестных плательщиков;
  • предоставить потребителям возможность участвовать в утверждении тарифов на услуги ЖКХ путем формирования советов при ФСТ России, субъектах естественных монополий и региональных энергетических комиссиях;
  • запретить взимать комиссию при оплате коммунальных услуг посредством ФГУП «Почта России» и ОАО «Сбербанк России7. Эта идея нашла горячую поддержку среди наших посетителей — за ее реализацию высказались 86% опрошенных, против — всего 5%, а еще 9% респондентов заявили, что уже оплачивают коммунальные услуги без комиссии. Однако, по словам Александра Козлова, нужно понимать, что если комиссию не будут брать при оплате жилищно-коммунальных услуг, она автоматически попадет в структуру тарифа и тем самым приведет к увеличению тарифа на эту составляющую. «Все-таки услуга по сбору платежей за жилищно-коммунальные услуги должна стать конкурентным преимуществом банков и почты. В борьбе за привлечение клиентов они должны пойти на существенное снижение размера процента, либо беспроцентный прием платежей за ЖКУ», — делает вывод эксперт.

На объемы задолженности по оплате коммунальных услуг влияет также и недобросовестность управляющих организаций и товариществ собственников жилья, зачастую произвольно повышающих тарифы, не обеспечивающих надлежащее управление домом и присваивающих деньги жильцов.

На рассмотрении Госдумы находится законопроект об установлении ответственности за нарушение порядка расчета размера платы за услуги ЖКХ8.

Административные штрафы за необоснованное определение суммы, подлежащей уплате за коммунальные услуги, предлагается установить в размере от 40 до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 800 тыс. руб. до 1 млн руб. для организаций.

Оригинальное решение этой проблемы было предложено Волгоградской областной Думой. Внесенный ею законопроект предусматривает правило, по которому платежи собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома по умолчанию направляются напрямую ресурсоснабжающим организациям, а не управляющим компаниям. По решению общего собрания собственников жилых помещений плата за все или некоторые коммунальные услуги может вноситься управляющим компаниям9 (напомним, сейчас ст. 155 ЖК РФ закрепляет прямо противоположное правило).

Как поступать в случае, если образовался долг по ЖКУ?

С 1 августа 2013 года начала свою работу «горячая линия» Общественной палаты РФ по платежам за услуги ЖКХ (телефон: 8-800-700-8-800, обращаться можно с 9:00 до 19:00 по московскому времени без выходных, звонок бесплатный). Жители любого региона могут передать информацию о резком повышении тарифов на ту или иную коммунальную услугу. Сведения о нарушениях, поступившие на «горячую линию» в 2012 году, были переданы Генеральной Прокуратуре России и Счетной палате Российской Федерации.

Кроме того, посетители сайта Общественной палаты РФ могут заполнить онлайн-форму обращения, указав суммы в квитанциях, резко отличающиеся друг от друга, и описав возможные причины повышения тарифов.

В первую очередь при выявлении задолженности за коммунальные услуги требуйте проведения взаимной сверки расчетов. Эта мера поможет уточнить размер недоимки и ее происхождение, а иногда способна вообще снять претензии по оплате ЖКУ.

В случае, если долг подтвердился, можно обратиться к управляющей организации с просьбой о заключении соглашения по поэтапному погашению задолженности. Хотя такая мера предусмотрена нормами жилищного законодательства только косвенно (ч. 5 ст. 159, ч. 3 ст. 160 ЖК РФ), многие управляющие организации идут навстречу должникам. При погашении долга рекомендуем в первую очередь оплачивать накопившуюся сумму пени, и лишь затем — основной долг.

Некоторые категории граждан могут получить субсидии на оплату коммунальных услуг в случае, если расходы на ЖКУ превышают максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (ст. 159 ЖК РФ). Сейчас размер такой доли устанавливается регионами самостоятельно. К примеру, в Архангельской области и Камчатском крае субсидия предоставляется, если доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи превышает 22%, в Амурской области размер этого показателя колеблется от 10% до 22%, а в Калужской области претендовать на частичное покрытие коммунальных расходов могут семьи, направляющие на оплату ЖКУ более 15% или более 19% их дохода (в зависимости от того, превышает ли среднедушевой доход семьи региональный прожиточный минимум). Вместе с тем, на рассмотрении Госдумы находится законопроект, предлагающий установить предельно допустимую долю расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 10% для всей территории России10.

Размер субсидии определяется по формуле, в которую включены такие показатели, как размер регионального стандарта стоимости услуг ЖКХ, количество членов семьи заявителя, совокупный доход семьи и размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов на коммунальные услуги. К примеру, проживающий в Архангельской области одинокий пенсионер, пенсия которого равна региональному прожиточному минимуму (8,786 руб.), может рассчитывать на субсидию в размере около 1200 руб.

Нередко полномочия по установлению размера субсидии и ее предоставлению передаются муниципалитетам (Курская область, Иркутская область, Карачаево-Черкесская Республика, Саратовская область, Республика Дагестан и др.).

Некоторые субъекты федерации приняли решение о предоставлении гражданам субсидии в том случае, если рост среднемесячной платы за коммунальные услуги в течение полугода превысит 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (Челябинская область). Встречаются и иные региональные выплаты — к примеру, в Томской области жители домов с печным отоплением имеют право на получение ежегодной субсидии на приобретение и доставку твердого топлива.

Узнать о том, полагаются ли вам субсидии, в каком размере они могут быть предоставлены и какие документы необходимо для этого собрать, можно в районных отделах социальной защиты вашего города.

Новости по теме:

  • Потребители смогут участвовать в утверждении тарифов на коммунальные услуги — ИА «ГАРАНТ», 8 августа 2013 г.
  • Минрегион России предлагает накладывать обременение на квартиры жильцов, имеющих задолженность по оплате услуг ЖКХ — ИА «ГАРАНТ», 6 августа 2013 г.
  • Законопроект о запрете взимания комиссии при оплате услуг ЖКХ через государственные организации внесен в Госдуму — ИА «ГАРАНТ», 23 июля 2013 г.
  • Минрегион предлагает закрепить возможность обращения взыскания на единственное жилье — ИА «ГАРАНТ», 10 апреля 2013 г.

Документы по теме:

  • ЖК РФ
  • Постановление Правительства РФ от 5 января 1998 г. № 1 «О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов»
  • Постановление Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»

1 Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 355582-5.
2 С полными результатами мониторинга цен на социально значимые продукты и услуги можно ознакомиться на официальном сайте Общественной палаты Российской Федерации
3 Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 256584-6.
4 Совещание по вопросам ЖКХ (25 февраля 2013 года, г. Москва, Кремль).
5 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 308873-6.
6 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 257140-6.
7 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 320076-6.
8 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 231281-6.
9 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 173562-6.
10 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 189120-6.

Самовольной постройкой могут признать объект, который соответствует хотя бы одному из этих признаков:

1) Земельный участок не был предоставлен для строительства

Земельный участок не принадлежит лицу, которое возвело постройку, ни по праву собственности, ни на основании договора. Строительство признают самовольным, если оно осуществляется на участке, переданном в аренду или в бессрочное пользование без права возводить постройки.

Из судебной практики: постройку посчитают самовольной, если ее возведение противоречит целевому назначению земель (например, строительство жилья на землях лесного фонда), либо не соответствует видамразрешенного использования, установленным правилам землепользования и застройки (например, градостроительный регламент зоны жилой застройки или общественно-деловой зоны может не предусматривать возможности строительства промышленного предприятия и т.п.).

📌 Реклама Отключить

2) Постройка возведена без разрешения на строительство

Разрешение на строительство разрешает проведение строительных работ. Если разрешения нет – нельзя и строить.

Но закон предусматривает исключения. Например, не нужно получать разрешение физическому лицу на строительство на садовых и приусадебных участках, гаража на земельных участках, не предназначенных для предпринимательской деятельности и т.д.

Разрешение на строительство может быть получено после предоставления документов, перечисленных в ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, при условии, что их содержание не противоречит градостроительному плану земельного участка.

Из судебной практики: согласно позиции Верховного суда РФ, строительные работы можно проводить только после получения разрешения на строительство. Только в такой последовательности. Нельзя получить разрешение на строительство после начала строительства или по его завершению. Верховный суд РФ указал, что отказ в выдаче разрешения на строительство считается законным, даже если соблюдены все требования к представленным документам. Однако встречается и единичная противоположная практика.

📌 Реклама Отключить

3) Постройка осуществлена с нарушением строительных или градостроительных норм и правил

Речь идет о нарушении требований технических регламентов, местных нормативов благоустройства, планировочной документации и других документов.

Процесс строительства и возведения сооружения должен соответствовать принципам законодательства о градостроительной деятельности. Например, согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, относятся:

  • осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;
  • осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;
  • осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Какова судьба самовольной постройки?

Вариантов два – снос и легализация. 📌 Реклама Отключить

1) Снос самовольной постройки.

По решению суда либо в отдельных случаях органов местного самоуправления (органов власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) постройка, признанная самовольной, подлежит сносу.

Из судебной практики: иск о сносе самовольной постройки, как правило, заявляются местной администрацией, но такими правами наделены и другие органы — строительный надзор, прокуратура. Правом требовать сноса самовольной постройки наделен правообладатель земельного участка, на котором возведена самовольная постройка, а также иные лица, права и охраняемые законом интересы которых нарушает сохранение самовольной постройки.

Местная администрация может принять самостоятельное решение о сносе, если земельный участок, на котором расположена постройка, расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения. Такое решение может быть оспорено в суде.

📌 Реклама Отключить

2) Легализация самовольной постройки.

Самовольную постройку могут признать законной в судебном порядке, если суд удовлетворит иск о признании права собственности.

Как признать право собственности на самовольную постройку?

Право собственности на самовольную постройку признают при соблюдении следующих условий:

1) право на землю

У лица должно быть право на земельный участок, допускающее строительство на нем этого объекта. Право собственности подразумевает возможность застройки собственного земельного участка. Однако это право ограничено целевым назначением земли и видами разрешенного использования, указанными в градостроительном плане земельного участка. Основанием может также стать право аренды под застройку.

2) соответствие постройки требованиям планировочной документации, правилам землепользования и застройки

📌 Реклама Отключить

Разрешенное использование земельного участка регламентируется правилами застройки и землепользования, принимаемыми органами местного самоуправления, которые регламентируют:

  • разрешенные виды использования земельных участков в пределах конкретных территориальных зон;
  • максимальный и минимальный проценты застройки;
  • этажность;
  • отступы от границ земельного участка при строительстве.

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости. Средствами доказывания соответствия либо несоответствия целевому назначению и разрешенному использованию являются кадастровые паспорта и кадастровые выписки на земельный участок, на котором расположена самовольная постройка. 📌 Реклама Отключить

Необходимо обращать внимание на случаи, когда Правилами землепользования и застройки предусматривается отсылка к иным документам, например, проекту планировки территории.

3) отсутствие угрозы жизни и здоровью

Сохранение постройки не должно нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц и создавать угрозу жизни и здоровью граждан.

Нарушение прав третьих лиц может выразиться в застройке чужого участка полностью или частично, создании самовольной постройкой препятствий в пользовании чужой недвижимостью. Безопасность постройки, как правило, доказывается судебной экспертизой.

Обычно по делам об узаконении самовольной постройки назначаются строительно-техническая экспертиза, экспертиза пожарной безопасности, исследуется соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, в зависимости от особенностей фактических обстоятельств дела могут быть назначены и другие исследования.

📌 Реклама Отключить

4) принятие своевременных мер для получения разрешений на строительство

Необходимо доказать, что отказ в выдаче разрешения на строительство (или бездействие органов власти) был незаконным, что вы своевременно предоставили необходимые документы, содержание которых соответствует градостроительному плану земельного участка.

Из судебной практики: часто суды требуют, чтобы законность отказа в выдаче разрешения на строительство оспаривалась в отдельном судебном деле, а не в рамках дела о признании права собственности на самовольную постройку.

Право собственности на самострой, возведенный без необходимого разрешение, можно получить в силу приобретательной давности лицом, которое добросовестно, открыто и непрерывно владело им как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет, и, если оно, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

📌 Реклама Отключить

5) при доказательстве того, что объект недвижимости существует, представив его кадастровый план или паспорт, а также то, что объект создан за счет истца.

Юридическая возможность признания права собственности на самовольную постройку ‒ это не упрощенный механизм легализации постройки. Это способ защиты права застройщика, который по какой-то не зависящей от него причине не смог получить разрешение на строительство и/или ввод объекта в эксплуатацию. Поэтому суд при вынесении решения руководствуется таким принципом гражданского законодательства, как добросовестность и недопустимость злоупотребления правом.

Если приходится экономить: сколько времени можно не платить квартплату?

Ежемесячно мы делаем массу платежей: коммунальные, за всевозможные услуги связи, за детские сады-кружки-секции, кредитные и так далее. Однажды ситуация может оказаться очень неблагоприятной: выясняется, что сделать все необходимые выплаты просто невозможно! И сэкономить не на чем. Возникает вопрос: можно ли отложить какие-то платежи до лучших времён? Например, коммунальные?

Сколько можно не платить квартплату без последствий?

Животрепещущий вопрос: сколько можно не платить за коммунальные услуги? И вообще, кто решает, когда и с какой периодичностью платить «коммуналку»? Если подойти к вопросу строго, то шестого мая 2011 года Правительство РФ своим Постановлением №354 утвердило специальные Правила.

В пункте 66 чётко указано: платить необходимо каждый месяц. Прошёл январь – необходимо рассчитаться за коммунальные услуги до десятого февраля. И так далее.

Есть оговорка: если только договор управления не предусмотрит что-то иное. Однако отличные от Правил предоставления коммунальных услуг сроки оплаты встречаются довольно редко.

Получается, что не платить «коммуналку» можно только до тех пор, пока не кончится месяц. Это при условии, что нет долга за более ранний расчётный период. Но это по закону.

Фактически ситуация бывает совсем иной. У каждого из нас даже в пределах одного подъезда найдётся какой-нибудь сосед-неплательщик. Долги временами исчисляются десятками тысяч рублей. Даже вроде бы дисциплинированные граждане нередко становятся должниками. То некогда размер задолженности узнать, то времени нет заплатить, то зарплату на работе задержат.

В зависимости от региона и политики самой управляющей организации задолженность по квартплате за один – два месяца обычно не порождает сколько-нибудь серьёзных мер. Однако чем больше долг, тем суровее могут быть меры.

О том, что будет, если не платить коммунальные платежи, мы расскажем далее.

Что ждет должника?

Многих интересует вопрос о том, а что же будет если не платить квартплату. Ниже даны возможные «карательные» меры, которые ужесточаются вместе с ростом задолженности.

  • Начисление пени. По закону это 1/300 ставки рефинансирования в день. Последняя известная ставка рефинансирования – чуть больше 8%. Это означает, что на каждую тысячу рублей долга будет ежедневно «набегать» 28 копеек. Мелочи? А если долг уже 100 тысяч рублей?
  • Отключение некоторых коммунальных услуг. Нельзя лишать жильцов отопления и холодной воды. А вот без горячей можно остаться запросто. Правда, во многих старых домах нельзя «отрубить» отдельную квартиру, так что неплательщики пользуются всеми благами цивилизации. В любом случае о таких мерах пресечения должны предупредить за 30 дней до их применения.
  • Невыдача всевозможных справок. Например, чтобы оформить жилищную субсидию, необходима справка о размере коммунальных платежей. Представители обслуживающих организаций часто пускаются в этакий шантаж: погасите задолженность – будет вам справка. Такие меры незаконны. Конечно, неплательщик «коммуналки» неправ, но бороться с ним УК обязаны только законными способами.
  • Выставление должников на всеобщий позор. Бывают случаи, когда жильцы дома видят на дверях подъездов объявления: у такой-то квартиры такая-то сумма долга. Не будет погашена задолженность – готовьтесь к суду. В подобных объявлениях возможны варианты, например: «По вашему дому задолженность такая-то, отопление включено не будет! Из-за должников пострадают добросовестные плательщики!» Впрочем, за такие «перлы» любая УК может дорого поплатиться.
  • Судебное разбирательство. Не каждая обслуживающая организация решается на подобные меры. Судебный процесс – дело небыстрое. Последующее взыскание денежных средств тоже может затянуться.
  • Выселение. Такая мера применима только для муниципального жилья. Собственника выселить из жилья, чтобы продать его и возместить убытки, нельзя. По некоторым сведениям, возможность принять подобный закон рассматривается.

Какие именно меры выберет обслуживающая организация, зависит от региона, солидности компании и суммы долга. Далее мы расскажем о том, как законно можно не платить квартплату и пени за коммунальные платежи.

Законные способы уклонения от оплаты

Не все неплательщики становятся такими в силу своей недобросовестности. Любой из нас может однажды потерять работу, столкнуться с необходимостью выплатить за что-либо крупную сумму, оказаться в другой неблагоприятной финансовой ситуации.

Единственный реальный способ не платить коммунальные платежи, если формирование долга по квартплате неизбежно — попытаться договориться с УК. Результатом должно стать специальное соглашение: жилец не платит, УК не взыскивает.

Отсрочка уплаты «коммуналки» едва ли будет беспроцентной, к этому придётся приготовиться хотя бы морально. Время послабления определяется соглашением, обычно оно составляет полгода – год. Однако УК не обязана заключать подобные договоры и может отказать своим просителям.

Следующее видео содержит полезную рекомендацию по тому, как уменьшить объем трат на коммунальные услуги:

Известный юрист также расскажет о способах снизить сумму, которую ежемесячно приходится отдавать в качестве квартплаты:

Что делать собственнику?

Очень неприятной может стать ситуация, когда одни жильцы квартиры добросовестные плательщики, а другие – нет. Рассмотрим два самых типичных случая. И первый из них наступает, когда один из собственников не платит за платежи
по коммунальным услугам.

Не платит один из совладельцев

Допустим, квартирой владеют двое, оба прописаны и совершеннолетние. В квартире не установлены всевозможные счётчики. Значит, квартплата очень тесно связана с количеством прописанных в жилье людей. Совершенно очевидно: «коммуналка» должна делиться на двоих. А если один из них в этой квартире не живёт? Здесь возникает масса вариантов.

  • При отъезде в командировку, на лечение, просто в гости к родственникам можно уменьшить размер коммунальных платежей. Нужно лишь доказать своё отсутствие: предъявить авиа- или железнодорожные билеты, документы о регистрации по месту пребывания и тому подобное. Заявить о перерасчёте нужно как можно скорее по возвращении. Через месяц никто уже не будет заниматься никакими перерасчётами. Допускается отсутствие в течение полугода.

Важно знать, что плату за отопление не пересчитывают: она зависит от площади квартиры.

  • А если один из собственников просто не может жить в этой квартире? Например, второй собственник этому мешает? Фактически платить всё равно должны оба. «Изгнаннику» придётся действовать через суд. Например, потребовать устранить препятствия к проживанию в собственной квартире.
  • Что делать, если собственники предполагают, что между ними могут возникнуть разногласия при оплате «коммуналки»? Они имеют право разделить лицевые счета и буквально платить каждый за себя.

О том, что делать, если жильцы-квартиранты не платят за коммунальные услуги, мы расскажем напоследок.

Не платят квартиранты

Собственник может сдать своё жильё в наём, а ответственный квартиросъёмщик – в поднаём. При этом обязанность платить «коммуналку» не перекладывается на квартирантов. Платить за всё обязан собственник или наниматель, даже если фактические жильцы уже накопили солидный долг. С такими неплательщиками придётся разбираться через суд.

Оказаться должником по коммунальным платежам немного легче, чем перед тем же банком-кредитором. Не будет огромных штрафов, пеней космических размеров, бесконечных звонков и визитов коллекторов. Однако меры борьбы с жильцами-неплательщиками в любой момент могут ужесточиться. Так что лучше финансовые проблемы решать как можно скорее и без расхождений с законом. Кстати, возможно вы еще не научились узнавать задолженность по квартплате, но мы вам подскажем все нюансы! Надеемся, что по прочтении данной статьи вы будете в курсе, что будет, если не платить коммунальные услуги, как не оплачивать пени за квартплату и стоит ли это делать.

C 1 апреля по 30 июня 2020 года собственники московских квартир освобождены от уплаты взносов на капремонт

Указом Мэра г. Москвы от 31 марта 2020 г. № 35-УМ (далее – указ) решено освободить собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории столицы, от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с 1 апреля по 30 июня 2020 года. В своем блоге Мэр Москвы Сергей Собянин прокомментировал данное решение тем, что проведение ремонта создает серьезный дискомфорт для москвичей, находящихся в условиях самоизоляции. Кроме того, отсутствие посторонних людей в жилых домах должно повысить эффективность самоизоляционных мер. Также он добавил, что ранее начатые ремонтные работы, необходимые для обеспечения безопасности и комфорта проживания, будут завершены, а начало ремонта на новых объектах будет отложено.

Помимо этого, в дополнение к ранее принятым мерам временно приостановлено посещение гражданами букмекерских контор, тотализаторов и их пунктов приема ставок.

Ограничительные мероприятия предпринимаются столичными властями в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции. Следует отметить, что вчера на совещании Правительства РФ премьер-министр Михаил Мишустин предложил обсудить с главами регионов страны введение в субъектах РФ режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, который действует в столичном регионе с 5 марта 2020 года. Председатель Правительства РФ выразил уверенность, что «эти шаги могут дать положительный эффект на местах».

В соответствии с п. 9.3 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ в редакции последнего указа с 30 марта в г. Москве действует режим самоизоляции для всех граждан, проживающих на территории столицы независимо от их возраста, за исключением некоторых случаев (такой режим не касается граждан, работающих в системах жизнеобеспечения, имеющих специальные правительственные пропуска и т. д.). Представляется, что такой режим ограничений будет действовать до особого распоряжения об отмене действия такой меры.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Вместе с тем напомним, что согласно этой же редакции указа Мэра г. Москвы для граждан в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих определенные соответствующим перечнем хронические заболевания, установлен срок, в течение которого эти граждане обязаны соблюдать режим самоизоляции по месту проживания (в том числе в жилых и садовых домах) – с 26 марта по 14 апреля 2020 года (п. 7.1 указа).

Кроме того, в целях необходимости предотвращения угрозы быстрого распространения новой коронавирусной инфекции на территории страны действует Указ Президента РФ от 25 марта 2020 г. № 206, по которому дни с 30 марта по 3 апреля объявлены в России нерабочими с сохранением заработной платы за данный период. Минтрудом России подготовлены Рекомендации для работников и работодателей по вопросам исполнения данного Указа Президента РФ.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *