Когда ввели плату за капремонт?

Содержание

Обременение на земельный участок: как правильно распоряжаться

Последние изменения: Январь 2020

Пока не будут сняты обременения на земельный участок, некоторые действия с недвижимостью (например, продажа, дарение, обмен) запрещены или предполагают предварительное согласование с инстанцией, установившей запрет. Если потребовалось снять обременение земельного участка, придется пройти определенную процедуру согласно действующему законодательству. При наличии обременений владелец ограничен в праве распоряжения земельным участком, что подтверждается записью в реестре собственности и выписки ЕГРП. Органом, уполномоченным фиксировать сведения об ограничениях, выступает Росреестр.

Как определяется

В действующем законодательстве не установлено точного определения об обременении на землю. О нем говорилось в упраздненной статье 1 закона №122 -ФЗ, утвержденного 21 июля 1997 года. Согласно отмененной норме закона, обременением принято считать запреты и ограничивающие условия, которые мешают собственнику реализовать свои права в отношении объекта – распоряжаться, владеть и использовать землю.

Это определение остается актуальным до сих пор, не меняя сути обременения. Оно должно защитить права третьей стороны, заинтересованной в наделе – арендатора, кредитора, держателя залога.

При обременении возникают условия, стесняющие права собственника, но не лишающие его полностью. Действие ограничений чаще всего ограничено конкретным промежутком времени.

Что такое обременение земельного участка

Помимо личного владения, предусматривающего полноценное использование и распоряжение землей, есть варианты оформления наделов на правах бессрочного или временного пользования. Использование наделов может быть ограничено установленным целевым назначением (например, для выращивания сельскохозяйственной продукции или жилого строительства).

Права собственников ограничивает:

  • договор, на условиях которого передают в собственность надел;
  • законодательство;
  • решение суда.

Принятые виды обременений земельных участков

Установлены следующие запреты и ограничения использования и обременения земельного участка:

  1. Запретительные распоряжения по нецелевому использованию земель (например, запрещено возводить промышленные объекты на территории подсобного хозяйства).
  2. Публичный или частный сервитут с правом третьих лиц использовать территорию участка. На основании ст. 274 ГК РФ, предполагает ограниченное использование участка соседями для допуска на свою территорию, проведения ремонтных работ на смежной территории, выполнения иных нужд, связанных с соседним участком. Предусмотрена компенсация собственнику за ограничения в правах. По ст. 39.23 ЗК РФ для изысканий, использования природных ресурсов устанавливается обременение федеральных земель. Согласно ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут возникает на основании распорядительных актов госорганов и муниципальных властей для обеспечения прохода, проезда к водоемам, проведения межи, проведения коммуникаций, прогона скота. Публичный сервитут также предусматривает возмездный характер, если собственник выдвинет такое требование.
  3. Арест, с целью обеспечить исполнение судебного взыскания в принудительном порядке. Основанием для ареста станет решение судьи для организации обеспечения по рассматриваемому иску (ст.140 гражданско-процессуального законодательства), либо для имущественного взыскания согласно ст. 80 закона №229-ФЗ при наличии долговых претензий к собственнику. Арест не ограничивает права пользования, но запрещает любые регистрационные действия.
  4. Временное ограничение распорядительных действий, на которые добровольно согласился собственник земли (так происходит при оформлении ипотечного кредита на участок). Согласно Гражданскому Кодексу (абз. 2 п. 4 ст. 334), ипотека напрямую связана с установлением залогового обременения, которое обеспечит возврат долга кредитору, если выплаты в его адрес будут приостановлены или прекращены. Сделки с правом собственности возобновятся после завершения исполнения обязательств.
  5. Запрет на некоторые действия в отношении земли в связи с передачей ее в длительную аренду (при покупке арендованной земли права покупателя ограничены, пока не истечет заключенный ранее арендный договор сроком более года). На основании ст. 606 ГК РФ, арендаторы временно пользуются или владеют участком на протяжении действия договора с арендодателем. Чтобы арендное ограничение действовало, согласно п.2 ст. 609 ГК РФ, договор регистрируют в Росреестре с внесением записи.
  6. Передача земли под доверительное управление, на основании ст. 1017 ГК РФ, предполагает обременение с передачей полномочий по распоряжению недвижимостью управляющему (с правом сделок отчуждения). В законодательстве не установлено прекращение прав собственника при доверительном управлении, однако регистрация договора ДУ уполномочивает других лиц действовать в полноте права и в интересах собственника.
  7. Концессионное соглашение предполагает ввод арендных отношений целевого характера. Земля может быть использована концессионером в рамках положений соглашения (коммерческие цели). Концессия основана на оформлении арендного договора в первые 2 месяца с начала действия договоренности. Арендный договор и станет основанием для ограничений в правах.

Дополнительные запреты

Помимо основных ограничительных мер действуют прочие ограничения обременения земельного участка, вызванные особыми обстоятельствами или статусом недвижимости.

Есть и иные запретительные нормы:

  • Налоговый залог, при обращении за отсрочкой по налоговым платежам.
  • Нотариальный запрет на отчуждение.
  • Ограничения в специальных зонах. Например, причисление строения к объектам исторического наследия предполагает распространение ограничений и на землю.
  • Обременение в силу проведения линии электропередач, водопровода, газоснабжения. Действия землевладельца на территории особой охраны допускаются только в рамках согласованных с госорганами мероприятий. Исключение составляют сельскохозяйственные работы, не требующие дополнительного согласования. Высадка деревьев, организация мусорки, дорожные работы недопустимы в 5-метровой зоне от прохождения магистралей.

Последствия введенного обременения

Если планируется покупка, необходимо предварительно проверить, не установлены ли запреты относительно права пользования или распоряжения.

Этот вопрос важен для покупателя, поскольку обременения серьезно ограничивают спектр действий, которые мог бы предпринять землевладелец:

  1. Ипотека предполагает лишение права продажи или временной сдачи земли посторонним, если не получено предварительное согласие держателя залога (по кредитному залогу залогодержателем выступает банк).
  2. Установление сервитута предусматривает сохранение права пользования участком и после продажи, пока не истечет период действия сервитута.
  3. Пока действует арендный договор, собственник не может пользоваться землей по прямому назначению, поскольку это право передано арендатору.

Способы проверки объекта недвижимости

Наличие обременения – прямое указание на ограниченный спектр действий в отношении недвижимости. Права ограничиваются после того, как вносится соответствующие изменение в базу Росреестра. Основанием для ввода станет новая сделка с одновременным оформлением залога, либо отдельное обращение граждан с установлением частного сервитута по соглашению. Пока действует запись в государственном реестре, права собственника ограничены.

Чтобы узнать о наличии обременений на участок, обращаются с запросом в отделение Росреестра напрямую или опосредовано:

  • территориальное подразделение МФЦ по месту расположения участка;
  • на сайте госуслуг через авторизованный доступ дистанционно.

В запросе к Росреестру указывают идентификационные признаки участка – его кадастровый номер или адрес объекта.

Сведения о действующих обременениях находятся в открытом доступе. Получить их может любой заинтересованный человек. Обычно это происходит при намерении приобрести землю, когда важно узнать приобретаемый объем права. Если обременение подтверждается, это напрямую отражается на стоимости покупки. Мало кому понравится, что земельным наделом не удастся воспользоваться в полную силу из-за наличия сервитута или арендатора.

Документом, подтверждающим отсутствие препятствий по наделу, станет выписка ЕГРН. Поскольку обременяющие условия могут быть введены в любой момент, для сделки запрашивают самую актуальную выписку.

Как снять обременение с земли

Чтобы обременение прекратилось, необходимо снять ограничивающую запись в реестре недвижимости. Это возможно на основании нового обращения в отделение Росреестра с подтверждающими документами при следующих обстоятельствах:

  1. При отмене распоряжения или законодательной нормы, если земля имела особый охранный статус.
  2. Прекращение действия или расторжение по инициативе сторон договора о сервитуте или иных введенных ограничений по соглашению.
  3. Окончание определенного периода ограничительных мер (аренда).
  4. Исполнение обязательств, по которым потребовалось обеспечительное ограничение (ликвидация ипотечного долга).
  5. Судебное постановление, аннулирующее обременение.

Обычно при вводе обременений исходят из конкретного договора, когда собственник изъявляет добровольное согласие на эту меру, а при расторжении договора ограничения снимают. Если основанием стал судебный акт, его можно отменить по отдельному запросу.

Если отменяется сервитут, основываются на иных нормах.

Основанием для снятия обременения с земельного участка станет:

  • нарушение обязательств по внесению платы владельцу;
  • воспрепятствование пользованию остальной землей участка;
  • несоблюдение положений закона об установления сервитута при издании распоряжений;
  • ликвидация причин, которые повлекли ограничения в праве пользования (перенос линий электропередачи за участок).

Чтобы Росреестр мог аннулировать запись об ограниченном праве пользования и распоряжения потребуется предварительно обратиться в суд и получить решение о снятии сервитута.

По обременению в силу ипотеки из банка берут справку об окончании выплат и отсутствии задолженности. На основании полученной справки Росреестр возвращает полноценное использования земли по усмотрению владельца.

Если основанием стало судебное решение или распоряжение представителя Службы приставов, снятие организуют следующими способами:

  1. Обеспечительная мера прекращается автоматически после завершения судебного разбирательства.
  2. Арест участка прекращают через предложение иного равноценного объекта в качестве обеспечения (вместо земельного участка могут предложить квартиру или дом).
  3. Если выявлены процессуальные нарушения при установлении ограничения (пристав арестовал чужую недвижимость или долевую собственность).

После подготовки подтверждающего документа подают заявление в Росреестр с просьбой снять ограничительные меры.

В Каком Году Ввели Платежи За Капремонт

C 1 августа 2014 года вводится плата за капремонт многоквартирного дома

С начала 90-х и до 2008 год капремонты практически не проводились. В 2008 году был создан Фонд содействия реформирования ЖКХ, деятельность которого заключалась в поиске и выделении средств на приведение аварийного жилья в норму. С тех пор на сумму более полутриллиона рублей было отремонтировано около 141 тысячи домов. По расчетам аналитиков, чтобы привести весь жилищный фонд России в надлежащее состояние, необходимо как минимум 3,5 триллионов рублей.

  1. Создание национальной системы объективной инвентаризации.
  2. Создание единых требований для оценивания состояния многоквартирных домов.
  3. Налаживание прозрачного контроля над проектно-сметной документацией.
  4. Привлечение исполнителей по правилам госзакупок.

Есть ли плата за капремонт в новостройках, которым меньше 5 лет

С какого времени взимается плата за капремонт? Обязательные платежи закон обязывает производить не сразу, а через установленное субъектом Федерации время после согласования и утверждения программы.

Если владельцы приняли решение о том, что на счёте аккумулируются средства в большем размере, чем установлено властями, деньги могут быть потрачены на виды работ, не указанные в федеральных стандартах.

С какого времени: месяца, числа и года надо платить за капитальный ремонт в новом и старом доме, а также с какой площади берется плата

Больше всего введение платы за капремонт вызвало гнев у жителей новостроек. И их можно понять. Ведь возникает резонный вопрос: зачем ремонтировать то, что только что построили?

Федеральная программа быстро вступила в силу, огорошив жильцов новыми правилами. Причем, те, кто до 1 августа 2015 года не разобрался в этих правилах и не успел выбрать способ накопления средств, теперь перечисляют деньги в «общий котел». Давайте разберемся, когда введена плата за капитальный ремонт и даже с какого числа начали платить за капитальный ремонт.

С какого года введена плата за капитальный ремонт

Ответ: Михаил, во многих городах России, до конца 2014 года существовали городские фонды, в которые также собирались деньги для ремонта. На эти суммы фактически был осуществлен ремонт самых аварийных зданий. Важно, что при смене фонда на региональный в 2015 году, очередь домов сдвинулась в пользу тех, кто не получил отдачи от прошлой программы. Они же будут одними из первых, кто, не сделав большую часть положенных выплат, отремонтируют свой дом.

На самом деле никто не знает, сколько документов придется собрать, чтобы получить право на компенсацию: регионы еще должны принять свои нормативные акты на сей счет. Так как закон должен вступить в силу с 1 января 2016 года, на это остается совсем немного времени.

Сколько лет платить за капремонт

Случается, что предоставленные причины ответчиком, суд не воспринимает как существенное доказательство. В связи с этим, помимо погашения неустойки, ответчику придется оплатить и издержки, связанные с судебным разбирательством. При несвоевременной оплате услуг по капитальному ремонту, приостанавливается предоставление льгот и субсидий.

Гражданам пенсионного возраста, положены льготы, связанные с их возрастом. Пенсионеры, достигнувшие возрастного периода 70 — ти лет, оплачивают лишь 50% от суммы на капремонт. При учете его проживания в квартире – одного. Или с людьми того же возрастного периода.

С какого периода я должна производить оплату за капитальный ремонт

Здравствуйте! Я живу в новом многоквартирном доме, который был сдан в октябре 2013 года. С ноября 2014 года квартира стала моей собственностью (свидетельство регистрации о праве собственности с ноября 2014 года). Наш дом с декабря 2015 года был включен в региональную программу фонда капитального ремонта. (Краснодарский край). В счетах-извещениях по оплате взноса за капитальный ремонт учтена задолженность с ноября 2014 года по январь 2017 года. Правомерно ли это? С какого периода я должна производить оплату за капитальный ремонт?

3. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном домепо истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.

С какого года собственники квартир должны платить за капитальный ремонт

Во время СССР все жилые помещения находились на балансе у государства, которое занималось обслуживанием многоквартирных домов. После начала приватизации жилищный фонд активно становился частным. Именно тогда власти начали задумываться о снятии с себя обязанности выделять денежные средства. Достаточно продолжительное время к этому вопросу не возвращались, планируя бюджет на 2015 год правительство осознало возможность экономии государственных средств.

Субъекты создают свои законы, регулирующие отношения, касающиеся капремонта, соответствующие Федеральным. Все нормативно правовые акты являются общедоступными, что позволяет собственникам постоянно отслеживать все изменения.

Плата за капитальный ремонт

Российским властям стоило бы обратить внимание на европейскую практику, предусматривающую обязанность каждого жильца создавать так называемый ремонтный капитал. Собирается определенная денежная сумма, которая впоследствии отправляется на осуществление работ по преобразованию жилья. Преимущество такой системы очевидно: все действия с финансами остаются на виду у каждого человека. Есть строгая отчетность, позволяющая тратить деньги строго по назначению; ни одна копейка не может уйти кому-то в карман.

  • дворовая территория;
  • уборка и ремонт лестничных площадок;
  • работа с мусоропроводом;
  • содержание и ремонт лифтовой системы;
  • работа с вентиляционными и канализационными каналами;
  • своевременный вывоз мусора с территории около дома и т. д.

С какого периода взимается плата за капремонт

Плата за капитальный ремонт взимается ежемесячно с момента принятия собранием собственников жилья решения том, в какой форме будут аккумулироваться деньги за капитальный ремонт, в копилке товарищества жильцов, или в Фонде капитального строительства.

Если Вы ищете дату, с которой в принципе возникла обязанность уплаты взносов за капитальный ремонт, то в соответствии со ст. 169 ЖК РФ она наступает по истечение 8-ми месяцев после издания Региональной программы капитального ремонта в субъекте Российской Федерации.

Ежемесячная плата на капремонт будет введена с 1 июля 2014 года

Ежемесячная плата на капремонт многоквартирных домов будет введена с 1 июля 2014 года и, по предварительным оценкам, составит за один квадратный метр 10-12 рублей. Однако, по словам главы фракции «Единая Россия» Андрея Воробьева, примерно половину этих расходов будут брать на себя регионы, а гражданам придется платить 5-7 рублей с одного квадратного метра. Новое положение одобрено на совещании у премьера РФ Дмитрия Медведева и вносится в законодательство. Ожидается, что изменения в жилищный кодекс и другие, касающиеся капремонта законы, будут приняты уже в нынешнюю осеннюю сессию.

Воробьев назвал сбор средств на капитальный ремонт домов цивилизованной современной мерой и пообещал, что в законодательстве будут оговорены вопросы сохранности денежных средств и гарантий их целевого использования, передает ИТАР-ТАСС.

С какого года и месяца ввели плату за капремонт

Поправки, подготовленные группой единороссов, устанавливают льготы также для инвалидов 1-й и 2-й групп и семей с детьми-инвалидами – они будут получать 50% компенсации от взноса, рассказал единоросс Павел Качкаев: «Льготы добавятся для одиноко проживающих и неработающих пенсионеров старше 70 и 80 лет и семей из пенсионеров, где есть один неработающий.

«освобождать от уплаты взносов на капремонт одиноко проживающих пенсионеров, достигших возраста 80 лет, и семей, состоящих только из совместно проживающих пенсионеров, из которых хотя бы один достиг возраста 80 лет»

С какого года ввели плату за капремонт

Не трудно догадаться, что второй способ накопления средств более выгоден для граждан, поскольку в этом случае собранные ими средства пойдут на ремонт именно их дома. Кроме того, если жильцы соберут большую сумму, чем требуется на капремонт, оставшиеся деньги можно потратить на оплату других нужд. Однако далеко не все собственники смогут организовать ТСЖ, и, по мнению аналитиков, около 70% россиян воспользуются первым вариантом накопления средств на капремонт.

Многоквартирные дома во времена советской власти по большей части находились в государственной собственности. Поэтому гражданами вместе со всеми ЖКХ-услугами вносилась и плата, предусматривающая капитальный ремонт здания, в котором они проживали. В случае необходимости, муниципалитет проводил ремонтные работы без финансового участия жильцов.

Правовая природа платежей на капремонт Вплоть до сентября 2014 года никаких юридических проблем с перечислением взносов на проведение капитального ремонта многоквартирных зданий не возникало, поскольку данная обязанность отсутствовала в законодательных актах.

Нужно понимать, что в контексте оплаты взносов на капитальный ремонт новостройкой будет считаться дом, которому предоставлена отсрочка. С какого года начинают платить? Плата за капремонт в новом доме часто становится камнем преткновения.

Многие владельцы квартир в МКД считают, что программа до сих пор не принята и является неполной — однако это не так. Ежегодно она подвергается пересмотру и редактированию для исключения ошибок и недочетов.

  1. Федеральный закон под номером 271, утвержденный еще 25 декабря 2012 года, а именно статья 169 ЖК РФ, гласит о том, что владельцы квартир, которые являются имуществом многоквартирного дома, имеют некоторые обязанности – они должны оплачивать обязательный взнос, который пойдет на капремонт общего имущества. Согласно этому закону, размер платы будет устанавливать регион России. Формируется сумма, исходя из общей площади помещения.
  2. Закон федерального уровня под номером 417, утвержденный 28 декабря 2013 года, сообщает о принятии изменений в некоторые статьи Жилищного Кодекса. Статья 157.1 координирует деятельность фондов, взимающих плату. В ней прописано, что представители фонда не имеют прав повышать размер взноса выше допустимых и установленных пределов администрацией субъекта РФ. Кроме того, данный закон определил перечень услуг, который должны проводить фонды, и список многоквартирных домов, не включенных в программу капремонта.
  3. Федеральный закон под номером 176, принятый 29 июня 2015 года, регулирует взаимоотношения между представителями фондов и управляющих многоквартирными домами, а также определяет требования к обеим сторонам и обозначает их прямые обязанности.
  4. Закон под номером 399, принятый на федеральном уровне 29 декабря 2015 года, перечисляет льготников, которые имеют право на компенсацию по уплате такого взноса.
  5. Статья 155 ЖК РФ следит за исполнением обязательств сторон и определяет порядок оплаты взносов.
  6. Раздел 9 действующего ЖК РФ может дать ответы на другие вопросы, касающиеся проведения и организации капитального ремонта.

Но в этом ключе возникает вполне закономерный вопрос: обязаны ли вносить плату за капитальный ремонт жильцы новостроек? Законодательство в этом направлении не делает исключений: жители строений, недавно переданных в эксплуатацию должны накапливать на счету фондов средства на будущие периоды.

Плата за капитальный ремонт – это плата на содержание общего имущества в многоквартирных домах, которую обязаны вносить собственники жилых помещений. Ее минимальный размер устанавливают региональные власти, а максимальный — законом не ограничен. Плату за капремонт надо вносить ежемесячно. Но не всем. Об исключениях и поговорим.

Платить или нет сборы на капремонт

Предусмотрены ли льготы по капремонту для инвалидов? Ответ положительный, если речь идет об инвалидах 1 и 2 группы, а также о родителях, имеющих на своем иждивении детей-инвалидов. Для таких категорий граждан предусмотрена уплата взносов не более, чем в половинном размере.

Чтобы получить субсидии на оплату ЖКХ, требуется приложить немало усилий на сбор разных справок, а мы ведь говорим об очень пожилых, одиноких и больных людях… Г-н Качкаев полагает, что для получения компенсации платы за капремонт дело ограничится одной-двумя справками — компенсация не зависит от уровня дохода, а данные об одиноко проживающих есть в ЕИРЦ, а о неработающих пенсионерах и их возрасте — в Пенс

Апелляционное представление прокурора на решение и представление на определение суда первой инстанции.

Прокурор в случаях, предусмотренных законом (ст. 34, 45, ч. 2 ст. 320, ч. 1 ст. 327, ч. 1 ст. 331 ГПК), вправе инициировать возбуждение производства в суде апелляционной инстанции, а также вступить в дело, рассматриваемое по жалобам сторон или других лиц, участвующих в деле.

Апелляционное представление – это акт прокурорского реагирования на принятое по гражданскому делу и не вступившее в законную силу решение суда первой инстанции, вносимый в суд апелляционной инстанции через суд, постановивший решение, в целях отмены или изменения (полностью или в части) данного судебного постановления.

Представление на определение суда первой инстанции – это акт реагирования прокурора на принятое по гражданскому делу и не вступившее в законную силу определение суда первой инстанции, вносимый в суд апелляционной инстанции, через суд, постановивший определение, в целях отмены (полностью или в части) данного судебного определения.

Прокурор вправе принести представление на судебное постановление в суд апелляционной инстанции лишь в случае, если он участвует в деле (ч. 2 ст. 320, ч. 1 ст. 331 ГПК). В п. 10.1 приказа Генпрокурора РФ со ссылкой на ст. 320 ГПК подчеркивается, что право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в деле. В п. 3 постановления Пленума ВС РФ от 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» отражено, что по смыслу положений ст. 34, 35 и 45 ГПК прокурором, участвующим в деле, является прокурор, который обратился в суд первой инстанции с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или вступил в процесс для дачи заключения по делам, по которым его участие предусмотрено ГПК и другими федеральными законами. При этом прокурор обладает правом на принесение апелляционного представления независимо от его личного присутствия в судебном заседании суда первой инстанции.

Прокурор также вправе принести представление в случае, когда он не был привлечен судом первой инстанции к участию в деле, в котором его участие является обязательным в силу закона.

Основания для принесения представлений аналогичны основаниям для отмены или изменения решения (определения) суда первой инстанции в апелляционном порядке.

Участвующие в деле прокуроры обязаны своевременно реагировать на допущенные судом ошибки, приносить апелляционные представления и представления на определения суда первой инстанции. С этой целью они должны систематически проверять законность и обоснованность судебных постановлений по гражданским делам, подлежащим рассмотрению с участием прокурора, даже если решения (определения), вынесенные судом, соответствуют его заключению. Проверка судебных постановлений осуществляется в срок, установленный для апелляционного обжалования.

Гражданские дела, по каким-либо причинам рассмотренные без участия прокурора, изучаются более тщательно и в полном объеме. Начинать изучение рекомендуется с иска (заявления), обращая внимание на требования истца (заявителя), предмет спора, характер правоотношений сторон, доказательства, представленные ими в подтверждение своих требований и возражений. Такой способ изучения дела позволяет еще до ознакомления с судебным решением сформировать собственное мнение относительно того, каким оно должно быть.

Проверку можно начать и с прочтения решения (определения) суда, после чего изучить апелляционные или частные жалобы (если они поступили), исковое заявление или заявление в зависимости от характера дела. Затем перейти к ознакомлению с материалами дела в той последовательности, в какой они расположены. Следует помнить, что способность прокурора выявить допущенные судом ошибки напрямую зависит от уровня его профессиональной подготовки, знания действующего федерального законодательства, других нормативных правовых актов, постановлений Пленума ВС РФ, судебной практики.

В процессе ознакомления с материалами гражданского дела прокурор должен выяснить: 1) характер правоотношений сторон; 2) соблюдены ли судом правила подведомственности и подсудности спора (ст. 22–33 ГПК); 3) надлежащий ли ответчик по делу; 4) нет ли обстоятельств, влекущих оставление иска (заявления) без рассмотрения либо прекращение производства по делу (ст. 220, 222 ГПК); 5) все ли заинтересованные лица привлечены к участию в деле; 6) не допущены ли судом нарушения норм процессуального права, влекущие безусловную отмену решения (ч. 4 ст. 330 ГПК); 7) правильно ли определены судом обстоятельства, имеющие значение для дела; 8) подтверждены ли надлежащими доказательствами (ст. 55, 59, 60, 61 ГПК) обстоятельства, имеющие значение для дела, которые суд считает установленными; 9) соответствуют ли выводы суда, изложенные в решении, обстоятельствам дела; 10) правильно ли применил суд нормы материального и процессуального права.

Несмотря на особый статус прокурора в гражданском процессе, отсутствие у него материально-правовой заинтересованности в исходе дела, его апелляционное представление (представление на определение суда), по сути, равнозначно апелляционной (частной) жалобе лица, участвующего в деле. Требования, предъявляемые к их содержанию и оформлению, идентичны.

В структуре апелляционного представления можно выделить четыре части: вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную.

Во вводной части указываются: 1) наименование суда, которому адресовано представление; 2) наименование должностного лица органов прокуратуры, внесшего представление, его местонахождение; 3) наименования других лиц, участвующих в деле, их процессуальное положение, место жительства или местонахождение; 4) дата принятия и название решения суда (дополнительное, заочное), о пересмотре которого ставится вопрос; 5) данные о том, каким судом и по какому гражданскому делу оно вынесено.

В описательной части: 1) кратко излагается существо дела; указывается содержание принятого судом первой инстанции решения; доказательства, на которых основаны выводы суда, доводы, по которым суд отклонил те или иные доказательства, а также законодательные акты, на которые суд сослался в решении; 2) если апелляционное представление приносится на дополнительное решение суда, излагается также краткое содержание основного решения суда, с указанием даты его принятия.

В мотивировочной части апелляционного представления дается его правовое обоснование, которое должно согласовываться с основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке. Это самая важная часть представления, являющаяся объективным анализом всех обстоятельств дела.

Все доводы прокурора должны иметь надлежащую правовую аргументацию. В зависимости от вида нарушения можно дать анализ той или иной статьи закона, сослаться на постановления Пленума ВС РФ, материалы официально опубликованных ВС РФ обзоров судебной практики и ответов на возникшие у судов вопросы. Так, например, исходя из конкретных норм права, необходимо объяснить, почему закон, в соответствии с которым суд постановил решение, не подлежал применению и указать, какой закон должен был быть применен. Ссылка на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допустима только в случае обоснования невозможности их представления в названный суд.

В представлении следует указывать на все допущенные по делу нарушения, как влекущие отмену или изменение решения, так и те, которые сами по себе не служат основанием к пересмотру решения, но в совокупности с другими влияют на решение вопроса о его законности и обоснованности.

При подготовке представления важно соблюдать последовательность и логичность изложения, обращать внимание на грамотность, точность формулировок, общую и юридическую культуру написания документа. Неуместны в представлении упреки и замечания в адрес суда, постановившего обжалуемое решение, по поводу его необъективности, предвзятости и т.д.

Резолютивная часть представления должна логически следовать из положений, составляющих содержание его мотивировочной части. Прокурор четко, в соответствии с полномочиями суда апелляционной инстанции формулирует обращенную к нему просьбу, указывая: 1) подлежит решение отмене или изменению полностью или в части (если в части, то какой); 2) как надлежит поступить суду апелляционной инстанции после отмены (изменения) решения (принять новое решение, прекратить производство по делу, оставить заявление без рассмотрения).

Представление подписывается прокурором, имеющим право на его принесение. К представлению прилагаются: 1) новые доказательства по делу (если таковые имеются); 2) копии представления и приложенных к нему письменных доказательств – по числу лиц, участвующих в деле.

Представление на определение суда первой инстанции имеет ту же структуру и содержание, что и апелляционное представление.

В случаях пропуска по уважительной причине срока для принесения апелляционного представления (представления на определение суда) прокурор должен обратиться в суд первой инстанции с мотивированным заявлением о его восстановлении (ст. 112 ГПК). К этому заявлению (выполняется на бланке прокуратуры и подписывается полномочным на принесение представления должностным лицом) прилагается соответствующее представление.

С учетом позиций Европейского Суда по правам человека о необходимости соблюдения принципа правовой определенности прокурорам надлежит принимать меры к тому, чтобы судебные ошибки исправлялись до вступления в силу соответствующих судебных постановлений.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *