Кто продлевает срок предварительного следствия?

Основания возобновления производства по уголовному делу

Закон делит основания возобновления производства по уголовному делу на вновь открывшиеся и новые обстоятельства, среди последних выделяются иные новые обстоятельства (ч. 2, п. 3 ч. 4 ст. 413 УПК).

Вновь открывшиеся обстоятельства

Вновь открывшиеся обстоятельства — это обстоятельства, которые существовали на момент вступления приговора или иного решения суда в законную силу, по не были известны суду.

Перечень таких обстоятельств дан в ч. 3 ст. 413 УПК. Каждое из них должно быть установлено вступившим в законную силу приговором суда. Ко вновь открывшимся обстоятельствам относятся: заведомая ложность показаний потерпевшего или свидетеля, заключения эксперта, а равно подложность вещественных доказательств, протоколов следственных и судебных действий и иных документов или заведомая неправильность перевода, повлекшие за собой постановление незаконного, необоснованного или несправедливого приговора, вынесение незаконного или необоснованного определения или постановления; преступные действия дознавателя, следователя или прокурора, повлекшие за собой те же последствия; преступные действия судьи, совершенные им при рассмотрении данного уголовного дела.

Кроме приговора, перечисленные обстоятельства могут быть установлены определением или постановлением суда, постановлением следователя или дознавателя о прекращении уголовного дела за истечением срока давности, вследствие акта об амнистии или акта помилования, в связи со смертью обвиняемого или недостижением лицом возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

Новые обстоятельства

Новые обстоятельства — это обстоятельства, возникшие после рассмотрения уголовного дела судом и не позволяющие оценивать вынесенное по уголовному делу решение как законное, обоснованное и справедливое.

Виды новых обстоятельств определены ч. 4 ст. 413 УПК. К ним относятся: признание Конституционным Судом РФ закона, примененного судом в данном уголовном деле, не соответствующим Конституции РФ; установленное Европейским судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. при рассмотрении судом РФ уголовного дела, связанное с применением федерального закона, не соответствующего положениям указанной Конвенции, или иными нарушениями положений данной Конвенции; наступление в период рассмотрения уголовного дела судом или после вынесения судебного решения новых общественно опасных последствий инкриминируемого обвиняемому деяния, являющихся основанием для предъявления ему обвинения в совершении более тяжкого преступления; иные новые обстоятельства.

Закон не устанавливает перечень иных новых обстоятельств. Вместе с тем анализ п. 2 ч. 2 и ч. 4 ст. 413 УПК позволяет заключить, что ими могут являться обстоятельства, не известные суду на момент вынесения судебного решения, исключающие преступность и наказуемость деяния. Однако не исключены ситуации, когда иными новыми обстоятельствами могут стать какие-либо обстоятельства, которые приведут к изменению положения оправданного или осужденного в худшую для него сторону.

Порядок производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств

Закон устанавливает различные, самостоятельные процедуры возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Производство по уголовному делу ввиду новых обстоятельств, указанных в п. 21 ч. 4 ст. 413 УПК, иных новых или вновь открывшихся обстоятельств

Производство по уголовному делу ввиду новых (иных новых) или вновь открывшихся обстоятельств проходит следующие этапы:

  • • возбуждение прокурором производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств;
  • • проведение расследования новых (иных новых) обстоятельств или проверки вновь открывшихся обстоятельств и принятие по их результатам решения;
  • • разрешение судом вопроса о возобновлении производства по делу;
  • • производство по делу после отмены приговора.

Поводы к возбуждению производства ввиду новых (иных новых) или вновь открывшихся обстоятельств изложены в ч. 2 ст. 415 УПК. Ими являются: сообщения граждан, должностных лиц, а также данные, полученные в ходе предварительного расследования и судебного рассмотрения других уголовных дел.

Основанием к возбуждению производства являются достаточные данные, указывающие па наличие новых обстоятельств, обозначенных в п. 2′ ч. 4 ст. 413 УПК, иных новых или вновь открывшихся обстоятельств, которые повлекли или могли повлечь за собой вынесение незаконного, необоснованного или несправедливого приговора, определения, постановления.

При наличии повода и основания прокурор выносит постановление о возбуждении производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Если возбуждено производство ввиду новых обстоятельств, то прокурор направляет соответствующие материалы руководителю следственного органа для производства расследования этих обстоятельств и решения вопроса об уголовном преследовании но фактам выявленных нарушений уголовного законодательства. В ходе данного расследования могут осуществляться следственные и процессуальные действия (ч. 4 ст. 415 УПК). При возбуждении производства ввиду вновь открывшихся обстоятельств прокурор проводит соответствующую проверку этих обстоятельств, истребует копию приговора (определения, постановления) и справку суда о вступлении его в законную силу (ч. 3 ст. 415 УII К). Проверка также может производиться для установления наличия или отсутствия причинной связи между новым (иным новым) или вновь открывшимся обстоятельством и принятым ранее судебным решением.

По итогам проверки или расследования прокурор, установив основания возобновления производства по делу, направляет уголовное дело со своим заключением, а также с копией приговора (определения, постановления) и материалами проверки или расследования в суд. Если основания возобновления производства по делу отсутствуют, прокурор выносит постановление о прекращении возбужденного им производства, которое доводится до сведения заинтересованных лиц. При этом им разъясняется право обжаловать данное постановление в соответствующий суд, правомочный решать вопрос о возобновлении производства по уголовному делу (ст. 416 УПК).

Правом возобновлять производство по делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств наделены суды, перечисленные в ст. 417 УПК. Порядок рассмотрения судом заключения прокурора и разрешения вопроса о возобновлении производства по делу аналогичен процедуре рассмотрения дела судом надзорной инстанции, установленной ст. 407 УПК. По результатам рассмотрения заключения прокурора суд принимает одно из решений, предусмотренных ст. 418 УПК: об отмене приговора, определения или постановления суда и передаче уголовного дела для производства нового судебного разбирательства; об отмене приговора, определения или постановления суда и всех последующих судебных решений и о возвращении уголовного дела прокурору в случае выявления обстоятельств, указанных в ч. 1 и п. 1 ч. I2 ст. 237 УПК; об отмене приговора, определения млн постановления суда и о прекращении уголовного дела; об отклонении заключения прокурора. При этом внести изменения в приговор, определение или постановление суд не вправе, так как новые или вновь открывшиеся обстоятельства не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Судебное разбирательство после возобновления дела в связи с отменой приговора и иных судебных решений ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, а также обжалование вновь вынесенного приговора и новых судебных решений производится в общем порядке (ст. 419 УПК).

Производство по уголовному делу ввиду новых обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 4 ст. 413 УПК

Закон установил особый порядок производства по новым обстоятельствам в случаях, когда основаниями для него являются постановление Конституционного Суда РФ или решение Европейского суда по правам человека. При наличии таких обстоятельств Председатель Верховного Суда РФ вносит представление в Президиум Верховного Суда РФ, который рассматривает данное представление не позднее одного месяца со дня его поступления и отменяет или изменяет приговор, определение, постановление суда по уголовному делу в соответствии с решением Конституционного Суда РФ или Европейского суда по правам человека. Копии принятого Президиумом Верховного Суда РФ постановления в течение трех суток направляются в Конституционный Суд РФ, лицу, в отношении которого принято решение, прокурору и Уполномоченному РФ при Европейском суде по правам человека.

1. Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

2. В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

3. В срок предварительного следствия не включается время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса, а также время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

4. Срок предварительного следствия, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа.

5. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

6. При возобновлении производства по приостановленному или прекращенному уголовному делу, а также при возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия руководитель следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, вправе устанавливать срок предварительного следствия в пределах одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю вне зависимости от того, сколько раз оно до этого возобновлялось, прекращалось либо возвращалось для производства дополнительного следствия, и вне зависимости от общей продолжительности срока предварительного следствия. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.

6.1. В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в связи с выявлением судом обстоятельств, указанных в частях первой и первой.2 статьи 237 настоящего Кодекса, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.

6.2. В случае возвращения судом уголовного дела руководителю следственного органа в связи с отменой постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в порядке, установленном статьей 446.5 настоящего Кодекса, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать один месяц со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.

7. В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

8. Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия.

1. Под собиранием доказательств большинством процессуалистов понимается обнаружение, получение (извлечение) фактических данных, содержащихся в предусмотренных законом источниках.

2. Суд имеет возможность применять различные формы собирания доказательств.

3. Урегулированными гражданско-процессуальным законом средствами собирания доказательств могут быть только судебные действия: допрос свидетелей, экспертов, осмотр, экспертиза, оглашение показаний свидетеля, личной переписки и телеграфных сообщений граждан и др.

4. К процессуальным способам собирания доказательств относится также и часто используемое судами средство — истребование письменных и вещественных доказательств.

5. Истребование письменных и вещественных доказательств осуществляется путем оформления официального, исходящего от суда или судьи запроса.

6. Доказательства могут быть истребованы от любого субъекта гражданского процесса (за исключением самого суда, истребующего доказательство), и, кроме того, от лиц, до момента направления им запроса не вовлеченных в сферу гражданского судопроизводства. После оформления и направления в их адрес запроса на письменное или вещественное доказательство данные лица становятся субъектами гражданского процесса, так как у них появляется гражданско-процессуальная обязанность подчиниться требованию суда.

7. Лицо, ходатайствующее перед судом об истребовании письменного доказательства, обозначает это доказательство в той мере, в какой это позволяет его обнаружить, а также обосновать то, что оно имеет значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

8. Суд не вправе давать поручение об истребовании от истца данных, подтверждающих обоснованность исковых требований, а также иных сведений, которые должны быть указаны в исковом заявлении (в прилагаемых к нему документах) в соответствии со ст. 131, 132 ГПК РФ.

9. Если письменные или вещественные доказательства могут быть представлены сторонами или по их просьбе истребованы судом, рассматривающим дело, то они не должны собираться в порядке судебного поручения.

10. Извещение суда о невозможности представить истребуемое доказательство вообще или в установленный судом срок должно быть письменным.

11. В запросе суда о представлении письменного или вещественного доказательства отражаются не только отличительные признаки данного акта, документа и т.п., но и основания, по которым суд пришел к выводу о его относимости к делу и, соответственно, почему он принял решение об истребовании данного письменного доказательства.

12. Причины отсутствия возможности представить требуемое письменное доказательство или представить его в установленный судом срок должны быть уважительными.

13. Помимо вышеназванных существуют способы собирания имеющих отношение к делу фактических данных, о которых не упоминается в комментируемой и иных статьях гражданско-процессуального закона. Последние, как правило, урегулированы источниками других отраслей права или же вообще неправовые. Для вовлечения в гражданский процесс полученных в результате применения таких средств (собирания сведений о фактах) предметов и документов необходимо оформить запрос. Они же могут быть представлены сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

14. При выполнении задачи, связанной с представлением необходимых доказательств, судья должен учитывать особенности своего положения в состязательном процессе. Судья обязан уже в стадии подготовки дела создать условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, но с учетом характера правоотношений сторон и нормы материального права, регулирующей спорные правоотношения. Судья разъясняет, на ком лежит обязанность доказывания тех или иных обстоятельств, а также последствия непредставления доказательств. При этом судья должен выяснить, какими доказательствами стороны могут подтвердить свои утверждения, какие трудности имеются для представления доказательств, разъяснить, что по ходатайству сторон и других лиц, участвующих в деле, суд оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

Льготы малоимущим пенсионерам

Меры социальной поддержки и льготы малоимущим семьям, в том числе и малоимущим пенсионерам, установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», рядом других федеральных и региональных нормативно-правовых актов.

Кто относится к малоимущим пенсионерам

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» семья пенсионера (одиноко проживающий пенсионер) считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки и льгот, если:

  • среднедушевой доход семьи пенсионера ниже величины прожиточного минимума, установленного в регионе проживания пенсионера.

Расчет среднедушевого дохода семьи пенсионера осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05,04.2003 N 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи пенсионера для оказания государственной социальной помощи, утвержден Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512. «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».

Какие доходы учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи пенсионера

Это не только заработная плата членов семьи пенсионера, но и множество других видов выплат:

  • абсолютно все выплаты, которые предусмотрены системой оплаты труда;

  • суммы среднего заработка, которые были сохранены за человеком в предусмотренных законом случаях;

  • суммы компенсаций за выполнение государственных обязанностей, общественных обязанностей;

  • выходные пособия, выплаты в связи с выходов в отставку;

  • выплаты социального назначения, такие как пенсии, стипендии, пособия по безработице, пособие на ребенка, и т.д.;

  • доходы, которые приносит имущество, принадлежащее семье (доходы от сдачи квартиры, внаем, машины, оборудования в аренду и т.д.);

  • доходы, полученные от продажи продукции подсобного хозяйства (например, овощи, животные, рыба);

  • иные доходы (например, оплата по гражданско-правовому договору, алименты, авторские гонорары, доходы от ценных бумаг).

Малоимущей будет признана семья пенсионера, у которой среднедушевой доход меньше, чем прожиточный минимум. При этом причины, по котором доход семьи пенсионера столь низкий, должны быть уважительными.

Не будет признана малоимущей семья пенсионера, в которой члены семьи являются трудоспособными, но не работают по причине алкоголизма или наркомании.

Что именно понимать под семьей пенсионера, законодательно не установлено. Между тем, этот вопрос важен, ведь именно от количества человек в семье пенсионера и их дохода зависит установление статуса «малоимущая семья». Безусловно, что членами семьи пенсионера являются супруг, дети, братья и сестры. Однако обязательное условие — это совместное проживание и ведение общего хозяйства.

Что такое среднедушевой доход семьи пенсионера

Чтобы определить среднедушевой доход семьи пенсионера, нужно сначала посчитать сумму дохода семьи за последние три месяца. Затем разделить полученную сумму на три, и таким образом мы получим среднемесячный доход семьи. Эту сумму следует разделить на количество членов семьи. Если в итоге получившаяся сумма менее прожиточного минимума, то семья пенсионера признается малоимущей.

Как пенсионеру получить статус малоимущего пенсионера

Для того чтобы пенсионер мог получать дополнительные пособия и льготы, ему необходимо обзавестись статусом малоимущего пенсионера.

Получить такой статус можно только при соблюдении определенных условий и предоставлении полного пакета документов в органы социальной защиты по месту официального проживания.

Как уже говорилось, малоимущими пенсионерами признаются граждане, доход которых ниже величины прожиточного минимума. В свою очередь размер величины прожиточного минимума зависит от региона проживания, уточнить который можно в Пенсионном фонде РФ.

Получение статуса малоимущего пенсионера означает приобретение пенсионером права на социальную помощь от государства в виде субсидий, льгот, различных доплат и т. д.

Для приобретения статуса малоимущего пенсионера пенсионер должен обратиться в органы социальной защиты по месту регистрации со всеми необходимыми документами и написать заявление по установленной форме.

После принятия документов органами социальной защиты будет вынесено решение о назначении социальной помощи или же об отказе в ней с указанием причины.

Перечень документов для получения пенсионером статуса малоимущего пенсионера

Список необходимых документов для получения пенсионером статуса малоимущего пенсионера устанавливается органами социальной защиты в регионе проживания пенсионера.

Как правило, в перечень обязательных документов входят:

  • паспорт пенсионера;

  • пенсионное удостоверение;

  • документ, позволяющий подтвердить состав семьи пенсионера;

  • документ о наличии в собственности пенсионера недвижимого имущества;

  • трудовая книжка пенсионера;

  • справка о доходах семьи пенсионера и всех текущих выплатах за последние 3 месяца до даты обращения за статусом малоимущего пенсионера;

  • заявление по установленной форме об оказании социальной помощи малоимущему пенсионеру от государства.

После того, как органами социальной защиты будут приняты у пенсионера все необходимые документы, органы социальной защиты осуществляют их обработку. Принятие решения органами социальной защиты происходит в течение 10 дней с момента подачи пенсионером документов.

После принятия решения органы социальной защиты направляет пенсионеру письменное уведомление о получении статуса малоимущего пенсионера или же об отказе.

Помимо этого, органы социальной защиты могут провести дополнительную проверку предоставленных пенсионером документов.

В этом случае спустя 10 дней с момента подачи заявления пенсионеру будет направлено уведомление о принятии промежуточного решения, а окончательное решение может быть принято в течение одного календарного месяца.

Льготы, предоставляемые семьям малоимущих пенсионеров

Предоставление мер социальной поддержки и льгот малоимущим семьям пенсионеров осуществляются в целях:

  • поддержания их уровня жизни;

  • адресного использования бюджетных средств;

  • усиления адресности социальной поддержки нуждающихся пенсионеров;

  • создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг пенсионерам;

  • снижения уровня социального неравенства;

  • повышения доходов пенсионеров.

Льготы, которые могут быть предоставлены малоимущих пенсионеров:

  • малоимущие пенсионеры имеют право получать льготу на возврат платежей за коммунальные услуги в том случае, если расходы бюджета на уплату этих услуг выше установленного в конкретном регионе уровня;

  • малоимущие пенсионеры вправе получать льготы на проезд в городском общественном, рейсовом и пригородном транспорте. Как правило, пенсионерам с малоимущим статусом предоставляют билеты бесплатно или по сниженной цене;

  • малоимущие пенсионеры, живущие в северных регионах, вправе один раз за два года вернуть стоимость билетов к месту отдыха и лечения и в обратную сторону. Средства можно возместить, обратившись в Пенсионный фонд РФ по месту жительства, предоставив билеты и необходимые документы;

  • в некоторых удаленных регионах РФ для малоимущих пенсионеров доступны программы с господдержкой, благодаря которым пожилые люди имеют право покупать авиабилеты с определенной скидкой;

  • в некоторых регионах РФ малоимущие пенсионеры могут получать услуги по лечению и протезированию зубов по льготной стоимости.

Полный список льгот, субсидий и доплат, которыми могут воспользоваться пенсионеры, получившие статус малоимущих, можно получить, обратившись в органы социальной защите по месту проживания.

Если у Вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо Вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать Вас по данному вопросу.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ПЕНСИОНЕРОВ: ЛЬГОТЫ ПЕНСИОНЕРАМ

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *