Мат капитал и военная ипотека

Содержание

Правительственное постановление № 627 вступило в силу 7 июня прошлого года. Оно позволяет семьям военнослужащих максимально использовать возможности военной ипотеки и социальной помощи государства семьям с 2-мя и более детьми. Речь идет о совмещении средств НИС и материнского капитала.

При каких условиях семья военнослужащих сможет воспользоваться объединением средств военной ипотеки и целевых государственных выплат

Соединение НИС и материнского капитала дает возможность семьям с детьми выбрать более просторное и комфортное жилье с качественной отделкой в престижный район. На 2018 год сумма выплат по военной ипотеке составляет 2 485 825 рублей, с учетом индексации (3,2%) – более 2685 тыс. рублей. Именно на такую сумму военнослужащий должен подобрать жилье. Материнский капитал (в 2018 г. он составляет 453 026 рублей) позволит значительно расширить выбор. Однако для объединения имеется ряд условий:

  • военнослужащий должен состоять в официальном браке (т.н. «гражданский брак» не рассматривается, даже если отцовство военнослужащего оформлено органами ЗАГСа);
  • приобретаемое жилье (участок) должно находиться в пределах Российской Федерации;
  • до погашения выплат приобретенное жилье будет находиться в залоге.

Важно! Материнский капитал можно использовать как на приобретение нового жилья, так и на досрочное погашение кредита (или его части) по военной ипотеке.

Что необходимо сделать для объединения военной ипотеки и материнского капитала

Алгоритм включения средств материнского капитала в сумму оплаты стоимости квартиры, приобретаемой по военной ипотеке, довольно прост. Женщина обращается в отдел Пенсионного фонд с заявлением на направление средств материнского капитала в счет оплаты первоначального взноса или досрочного погашения ипотеки. Согласно ПП РФ № 627 ПФ не вправе отказать заявителю. К заявлению прилагаются следующие документы:

  • паспорт родителя, на которого выдан сертификат;
  • сертификат на материнский капитал;
  • предварительный кредитный договор (копия) для приобретаемого жилья и дополнительно справка об отсутствии задолженности по погашению действующего ипотечного кредита;
  • удостоверенное обязательство в 6-месячный срок переоформить приобретенное жилье в долевую собственность супругов и детей;
  • свидетельства рождения всех детей;
  • подтверждение, что мать и ребенок, по рождению которого возникло право на материнский капитал, являются гражданами РФ;
  • свидетельство о браке супругов, кроме случаев, если военнослужащей является мать и она добавляет собственный материнский капитал.

Максимальный срок рассмотрения документов – 30 дней, после чего ПФ обязан перечислить средства банку-кредитору.

В чем преимущество объединения средств НИС и материнского капитала

Главным преимуществом объединения средств является защита прав на имущественную собственность всех членов семьи. Военная ипотека предполагает только одного собственника – военнослужащего, на которого она оформлена. Ни жена, ни дети не имеют имущественных прав на данную жилплощадь. После включения средству материнского капитала и полного погашения кредита приобретенная недвижимость оформляется на всех членов семьи в равных долях.

Досрочное погашение за счет материнского капитала и последующее снятие обременения с жилья дает право воспользоваться военной ипотекой второй раз.

Важно! Согласно ФЗ №118 от 01. 05 2016 супруги-военнослужащие, состоящие в браке не мене 3-х лет, могут объединить собственные средства участников НИС для приобретения общего жилья.

Что изменилось с 1 марта 2019 года при регистрации дома на дачном участке?

Неоформленные садовые и дачные дома с 1 марта 2019 года придется оформлять в собственность по новым правилам, так как вступили в силу поправки в Закон № 218-ФЗ, Градостроительный кодекс РФ, иные нормативные акты.

Упрощенный режим «дачной амнистии» больше не действует для жилых и иных строений, возведенных на участках СНТ. Узаконить самострой и оформить право собственности можно только по уведомлению в адрес местных органов власти.

Что меняется для владельцев дачных домов с 1 марта 2019 года

​До 1 марта 2019 году действовали нормы об упрощенном порядке регистрации прав на дома и строения, возведенные на участках некоммерческих товариществ садоводов и огородников. Для получения правоустанавливающих документов было достаточно:

  • подтвердить законность владения участком (например, по справке правления СНТ и схемы границ участка);
  • заказать технический план через кадастрового инженера (этот документ подтверждает характеристики строения);
  • обратиться в Росреестр или МФЦ, пройти регистрацию и получить выписку ЕГРН.

Владельцам строений, которые прошли эту процедуру до конца 2018 года, никаких уведомлений и заявлений подавать не придется. Они могут не только владеть дачными и садовыми домами, но и продавать их, дарить, завещать и совершать иные сделки. Если дом и участок были оформлены в собственность до 1 марта 2019 года без постановки на кадастровый учет, эту процедуру нужно пройти, чтобы получить возможность распоряжаться недвижимостью.

С 1 марта 2019 года в полном объеме вступили в силу правила подачи уведомления о начале и завершении строительства частных домов на участках СНТ и иных товариществ. Фактически, в ограниченном режиме эти нормы применялись уже с августа 2018 года. Сейчас регистрация дачного дома проводиться по следующим правилам:

  1. обязательным требованием, подтверждающим законность возведения домов и иных строений, является уведомление в адрес местной администрации;
  2. уведомления нужно подавать при начале строительных работ, а также после фактического возведения;
  3. при подаче уведомления по факту завершения стройки, нужно подтвердить обязательные технические требования к характеристикам дома (максимальная этажность и высота, площадь, иные параметры);
  4. после подачи уведомлений и проверки соответствия требований, местная администрация сама должна направить документы в Росреестр для регистрации собственности.

Такой порядок вводится с целью ужесточения требований к характеристикам и параметрам строений. Чтобы уведомление и регистрация прошли без проблем, нужно соблюсти требования Закона № 218-ФЗ и Градостроительного кодекса РФ. В частности, частное домовладение не должно быть более 3 этажей и выше 20 м., содержать более 1 квартиры. Хозяйственные и вспомогательные постройки на участке не должны использоваться для предпринимательской деятельности. Подтверждать характеристики и параметры возведенных строений, как и прежде, нужно по техническому плану кадастрового инженера.

В отношении земельных участков «дачная амнистия» продлена до 2020 года. Однако целесообразно сразу подать документы для регистрации прав на землю и строения, так как это взаимосвязанный процесс. При подаче уведомлений на ИЖС и возведение построек, гражданам все равно придется доказывать законность владения землей, межевать участок и определять его границы.

Как зарегистрировать дачный дом по новым правилам

Уведомительный порядок действует только для регистрации прав на жилые строения. Если на участке возведены хозяйственные, бытовые и вспомогательные объекты (например, баня, сарай и т.д.), их достаточно указать на межевом плане. Процедура узаконивания жилищного строительства на начальном этапе строительства предусматривает следующие действия:

  1. гражданин, владеющий участком в СНТ или по иным основаниям, должен подать уведомление в местный орган власти или уполномоченный орган;
  2. по содержанию уведомления будет проверяться, соответствуют ли заявленные характеристики ИЖС нормативным актам, можно ли строить дом на данном земельном участке;
  3. если характеристики строения соответствуют закону, а целевое назначение участка включает ИЖС, гражданину направляется положительное решение о возможности начала работ.

На этом этапе получить отказ по уведомлению сложно, так как чиновники не могут требовать представления проектной документации, договора с подрядчиком и иные дополнительные документы. Проверяться будет только категория и целевое назначение участка, общие параметры будущего дома.

Сложнее пройдет уведомление и регистрация после завершения стройки. В этом случае, как и ранее, будут проверяться требования противопожарных правил, условия подключения к коммунальным системам, место расположения дома на участке.

Уведомительный порядок после завершения строительных работ включает следующие стадии:

  1. нужно обратиться к кадастровому инженеру для обследования дома в натуре, определения его характеристик, оформления технического плана;
  2. нужно сразу оплатить 2 тыс. руб. за регистрацию права собственности;
  3. не позднее месяца после завершения строительства нужно подать письменное уведомление в адрес местной администрации, приложить технический план и платежку на госпошлину;
  4. после проверки документов, которая не может длиться более 7 дней, гражданин получит ответ о соответствии или несоответствии характеристик дома требованиям закона;
  5. после направления ответа заявителю, местные власти должны сами передать документы в Росреестр для регистрации права собственности.

Получить готовые документы можно в Росреестре или МФЦ. При регистрации прав будет одновременно проводиться кадастровый учет, так как без этого распоряжение объектами недвижимости будет невозможно. Срок регистрационных и учетных действий будет оставлять от 5 до 12 дней, после чего собственнику выдается выписка ЕГРН.

Проверять соответствие параметров дома требованиям закона будут по содержанию технического плана и первоначального уведомления. Кадастровый инженер должен подтвердить соблюдение требований безопасности, соответствие характеристик жилого объекта. При наличии замечаний, кадастровый инженер отразил их в техплане, что повлечет отказное решение по уведомлению.

Последствия неузаконенного самостроя

Хотя процедура уведомлений и регистрации все равно остается достаточно простой, за нарушение сроков и порядка по закону грозят административные санкции, вплоть до принудительного сноса объекта. Уполномоченные органы могут проводить проверки на предмет самовольных и неузаконенных построек. Если такие объекты выявлены, будет направляться требование о согласовании строительства в срок до 30 дней.

Если дом возведен на участке, целевое назначение которого не включат строительство, будет предъявлено требование и исковое заявление о сносе объекта. Кроме того, с нарушителя могут взыскать штрафные санкции за причинения вреда земельному участку. Изменить целевое назначение участка и узаконить самострой можно в административном или судебном порядке.

Виды льгот военным пенсионерам

Большинство пожилых людей в России получают пенсию, а иногда еще и дополнительные льготы или субсидии. Но некоторые категории пенсионеров могут рассчитывать на достаточное количество послаблений. Льготы военным пенсионерам назначают как на федеральном, так и на региональном уровне.

Кого следует отнести к военному пенсионеру

Скидки получают те пенсионеры, которые проходили службу в:

  • Вооруженных силах РФ;
  • органах внутренних дел;
  • подразделениях МЧС и т. д.

Все они при достижении соответствующего возраста или выходе на пенсию по выслуге лет могут рассчитывать на определенные послабления.

Виды государственной помощи

Если говорить о том, какие льготы есть у военных пенсионеров, то сначала нужно определить их виды. Государство предоставляет помощь в виде послаблений или субсидий. Поэтому граждане получают:

  • бесплатное или со скидками лечение;
  • санаторно-курортное лечение;
  • проезд со скидкой;
  • субсидии на оплату ЖКХ;
  • различные налоговые поощрения.

Все эти льготы предоставляют военным пенсионерам в 2018 году.

Какие льготы положены

Льготы для военных пенсионеров и других ветеранов военной службы предусмотрены как на федеральном, так и на региональном уровне. Поэтому в некоторых субъектах РФ есть послабления, которых нет в других. Что касается федеральных послаблений, то ими могут пользоваться все без исключения бывшие офицеры на пенсии.

Налоговые

Все российские пенсионеры освобождены от уплаты налога на недвижимость. К примеру, если у бывшего военного есть квартира, то имущественный налог он не платит. При наличии двух квартир освобождение от налога используют по отношению только к одному объекту. Другие налоговые льготы для всех военных пенсионеров могут быть предусмотрены региональными властями.

Есть не только льготы военным пенсионерам по налогам – земельный и транспортный налог и т. д. Граждане данной категории получают освобождение от уплаты НДФЛ, если единовременная сумма дохода не превышает 10 тыс. рублей. Среди региональных послаблений есть также скидки при оплате транспортного сбора, предоставляемые в зависимости от марки авто, мощности двигателя и т. д.

Субсидии ЖКХ

На федеральном уровне скидки при оплате «коммуналки» для военных не предусмотрены, но местным властям не запрещено их устанавливать. Так, в столице и еще нескольких крупных городах они могут получить скидку 50% от суммы.

Минимальный размер льготы – 10-20%. Некоторые субъекты РФ предоставляют возможность получения дополнительных субсидий для оплаты коммунальных услуг. Для оформления следует обращаться к сотрудникам органа соцзащиты.

Проезд на транспорте

В большинстве населенных пунктах страны пенсионеры имеют право на использование послаблений при проезде в общественном транспорте. Они распространяются на все виды транспорта, включая поезда. Они могут полностью освобождать человека от оплаты билета, либо давать существенную скидку.

Повышенная пенсия

Увеличенные пенсионные выплаты положены тем военным, которые имеют принадлежность к следующим категориям:

  • Герои России и СССР;
  • Герои труда РФ;
  • Награжденные соответствующими орденами и медалями («За службу Родине» и т. д.);
  • Ветераны и инвалиды ВОВ.

Если у пенсионера есть несколько вышеперечисленных званий, он имеет право на несколько доплат. Оформление осуществляется через Пенсионный фонд.

Медицинское обеспечение

О том, какими льготами в сфере медицинского обслуживания пользуются военные пенсионеры, ветераны военной службы, также важно знать. Для их получения гражданин должен отслужить не менее 20 лет или быть уволенным в запас по состоянию здоровья.

Тогда он вправе воспользоваться любыми услугами, предоставляемыми бесплатно или с существенной скидкой:

  • лечение в военных госпиталях;
  • получение необходимых медикаментов;
  • зубное протезирование;
  • санаторно-курортное лечение;
  • компенсация расходов за проезд;
  • особые условия для лечения малолетних детей.

Есть возможность пользоваться дополнительными региональными привилегиям.

Льготы военным в отставке в Москве

Офицеры на пенсии, проживающие в столице, вправе пользоваться дополнительными поощрениями. Их устанавливает Правительство Москвы. Льготы всем военным пенсионерам в Москве предоставляются следующие:

  • освобождение от оплаты за вывоз мусора и некоторые другие услуги;
  • возможность пользоваться различными социальными программами;
  • бесплатный проезд в общественном транспорте (кроме такси);
  • субсидии при оплате ЖКХ.

Полный перечень послаблений пенсионер может уточнить у сотрудников местного органа соцзащиты.

Льготы женам и семьям военных в отставке

Родственники офицеров в отставке также пользуются некоторыми привилегиями. Материальные выплаты получают:

  • иждивенцы бывшего офицера;
  • члены семьи погибшего офицера, на чьем иждивении находится малолетний ребенок;
  • члены семьи с инвалидностью.

Помимо финансовой помощи родственники погибшего военного получают поддержку при получении бюджетной жилплощади, лечении или оплате коммунальных услуг.

В зависимости от вида привелегий военному пенсионеру нужно обращаться либо в налоговую службу, либо к сотрудникам органа соцзащиты. Оформление налогового освобождения при оплате имущественного сбора является обязательным, так как автоматически она не предоставляется.

Заявителю нужно подготовить:

  • паспорт;
  • пенсионное свидетельство;
  • заявление;
  • ИНН;
  • правоустанавливающие документы на объект недвижимости.

Только после рассмотрения всех поданных документов заявитель вправе пользоваться налоговой льготой или вычетом. Если речь идет о получении других видов послаблений от государства, то нужно для начала уточнить информацию в органах соцзащиты. Если у пенсионера есть возможность не платить полную стоимость «коммуналки» или получать дополнительное пособие, нужно подготовить соответствующие документы.

Стандартный пакет бумаг включает:

  • паспорт;
  • пенсионное удостоверение;
  • медицинские документы, если человек имеет инвалидность или другие проблемы со здоровьем, дающие право на льготу;
  • документы на недвижимость;
  • справку о составе семьи;
  • выписку из домовой книги;
  • бумаги, подтверждающие наличие иждивенцев.

Окончательный список документов варьируется в зависимости от разновидности поощрения. Заявление рассматривают на протяжении месяца, после чего пенсионеру предоставляют ответ.

Законодательное регулирование

Бывшие офицеры, пребывающие на пенсии, имеют право пользоваться самыми разными субсидиями и скидками. Это касается и медицинского обслуживания, так как лечение и многие медикаменты предоставляются бесплатно, так и скидки при оплате коммунальных услуг. Даже при оплате налогов у военных пенсионеров есть преимущества. Но практически все скидки нужно оформлять отдельно, так как автоматически они не применяются.

Предыдущая запись Есть ли доплата к пенсии после 40 лет трудового стажа Следующая запись Пенсия работникам сельского хозяйства

Административное задержание является законным ограничением конституционных прав человека: права на личную свободу и свободу передвижения. Правовая природа такого ограничения в целом идентична задержанию подозреваемого в совершении преступления. Так, в законе «О полиции» правила задержания относятся и к административным делам, и к уголовным. В то же время, административная мера принуждения, безусловно, влечет менее значительные последствия негативного характера, чем такая же мера в уголовном праве. В то же время, в административном законодательстве для должностных лиц законом предусмотрены не менее жесткие, чем в УПК РФ, требования по соблюдению процедуры, нарушение которых напрямую влечет признание действий полицейских и иных лиц незаконными.

Административное принуждение

Административное задержание входит в перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (иными словами, в список возможных мер принуждения). Этот перечень является исчерпывающим:

  • доставление;
  • задержание;
  • досмотр личный и (или) личных вещей;
  • отстранение от управления автомобилем;
  • освидетельствование, в том числе медицинское, на предмет выявления состояния опьянения;
  • запрет деятельности;
  • задержание транспортного средства;
  • привод;
  • выдворение за пределы РФ (применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства при совершении ими правонарушений).

В этой статье мы расскажем об особенностях административного задержания гражданина.

Ограничение свободы в соответствии с КОАП РФ

Итак, задержание в рамках административного производства регулируется статьями 27.3-27.6 КОАП РФ. Это мера исключительного характера, необходимость которой продиктована особыми причинами:

законное и своевременное рассмотрение дела

Эта цель полностью совпадает с целью доставления – например, когда лицо доставляется в отдел для составления протокола, который по каким-то причинам невозможно составить прямо на месте. Поскольку без протокола привлечение к административной ответственности не может быть признано законным, человек задерживается.

исполнение постановления

Следует отметить, что при личном досмотре и доставлении свобода гражданина тоже ограничивается, и иногда существенно. Вместе с тем, такие меры не являются задержанием в административном смысле. Так, доставление – это всего лишь принудительное препровождение в отдел правонарушителя, тогда как административно задержанным лицо считается строго с определенного времени.

Задержание не допускается, если есть основание для предупреждения или штрафа на месте совершения правонарушения.

В основном, критериями применения столь жесткой меры обеспечения является:

  • отсутствие документов, удостоверяющих личность. Так, в случае совершения правонарушения человеком для фиксации и составления протокола нужны как минимум паспортные данные правонарушителя. Если паспорта нет, а также отсутствует любой другой документ (водительское удостоверение), возникает необходимость выяснения личности;
  • документы есть, но они вызывают обоснованные сомнения в подлинности, или они имеют повреждения.
    Пример №1. Сотрудники полиции остановили Монина А.В. в парке, где он нарушал правила торговли – пытался продавать запчасти на автомобиль. По требованию полицейских Монин А.В. предъявил паспорт, в котором были вырваны две страницы. Для установления личности Монина препроводили в отдел полиции, где был составлен протокол и подтверждены его данные путем опроса родственников, связи с отделом ФМС. По делу были составлены и протокол доставления, и протокол задержания, после установления личности Монина отпустили;
  • оказание неповиновения сотрудникам правоохранительных органов.
    Пример №2. По вызову Карповой О.Л. на телефонный номер 02 наряд полиции выехал по месту ее жительства, где женщину избил бывший муж. Для составления протокола о привлечении к административной ответственности за побои у Карпова необходимо было отобрать объяснение. Поскольку Карпов отказался покинуть место жительство пострадавшей, отказался отвечать на вопросы сотрудников и оказал сопротивление, он был подвергнут задержанию;
  • введение в заблуждение полицейского. К примеру, при составлении протокола лицо даёт явно ложные сведения, имеющие важное значение для административного дела. В этом случае лицо может быть задержано до установления истины и выяснения причины введения в заблуждение должностных лиц.

Приведённые примеры оснований для ограничения свободы людей – следствие практики, поскольку в КОАП РФ не раскрыто понятие «исключительности». То есть, решение вопроса о необходимости задерживать лицо входит в полномочия представителя полиции, который практически всегда действует по своему усмотрению.

Административное задержание как обеспечительная мера может применяться только к физическому лицу. Задержать ООО, ОАО и т.д. невозможно – в отношении юрлиц есть другие способы воздействия (например, изъятие вещей и документов, арест товаров).

Кто вправе задержать

В одной из статей КОАП РФ указан четкий перечень тех должностных лиц, которые наделены особыми полномочиями. Так, из содержания ч. 1 ст. 27.3 КОАП РФ следует, что правами ограничить свободу обладают:

  • полицейские – по тем делам, которые входят в их компетенцию. Это неповиновение требованиям, мелкое хулиганство, появление в пьяном виде в общественном месте, хищение и т.д.;
  • руководитель отряда служащих национальных гвардии или ведомственной охраны – в делах, касающихся причинения ущерба охраняемому объекту. Так, при выявлении хищения имущества с ведомственных складов или при проникновении постороннего на охраняемую зону старший отряда вправе осуществить задержание в рамках КОАП РФ;
  • должностные лица пограничных органов – по делам о нарушении законодательства о пересечении Государственной границы РФ;
  • должностные лица таможенного органа – в случае, когда установлено нарушение таможенных правил ввоза и вывоза предметов;
  • судебные приставы – в отношении лиц, совершивших правонарушения особого характера, связанного с установленным судебным порядком – к примеру, неисполнение распоряжения судьи, воспрепятствование принудительному исполнению и т.д.

Обратите внимание, что конкретно название должности лица, уполномоченного производить задержание, в законе не отражено, но есть отсылка к законодательным актам исполнительной власти – именно в них перечень конкретных должностных лиц имеется: к примеру, Приказ МВД России 2012г. «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов и административному задержанию»; Приказ ФТС России от 2014 г. (регламентированы полномочия таможенников) и т.п.

Процедура задержания

Порядок действий должностных лиц и процедура оформления протокола регулируется в Регламентах, принятых отдельными законодательными актами. К примеру, действия инспекторов ГИБДД должны соответствовать Административному регламенту МВД № 664, который начал действовать только с 20.10.2017. Ранее более 7 лет (с 2009 года) действовал Приказ № 185, который в настоящее время утратил силу.

Общий порядок административного задержания должен быть таким:

  1. сотрудник правоохранительных органов представляется, объявляет, в связи с чем производит задержание – вид правонарушения, причина;
  2. человек доставляется в отдел полиции, до этого может быть произведен личный досмотр и досмотр транспорта;
  3. составляется протокол;
  4. гражданин помещается в камеру, после чего доставляется в суд, где признается виновным либо невиновным постановлением суда;
  5. постановление можно обжаловать в апелляционном порядке в течение 10 дней со дня вручения его копии.

Обязанности должностного лица и права гражданина

Права человека, которого подвергли задержанию, и обязанности должностного лица тесно пересекаются. Так, согласно закону «О полиции», сотрудники правоохранительных органов обязаны:

  • обращаясь к гражданину, назвать свои должность, звание, свою фамилию, сообщить причину обращения. По просьбе гражданина полицейский обязан предъявить служебное удостоверение. Необходимо отметить, что в последнее время соблюдение такой обязанности сотрудниками практически всегда выполняется, что нельзя было констатировать несколько лет назад.
  • сообщить о причинах и основаниях принудительных мероприятий;
  • разъяснить право на юридическую помощь, на переводчика, право на отказ от дачи каких-либо пояснений (ст. 51 Конституции РФ), право на уведомление своих родственников о произошедшем.

Лицо, которого подвергли административному ограничению свободы, вправе:

  • знать о правонарушении, в связи с которым его задержали – не только номер статьи КОАП РФ, но и суть;
  • просить об уведомлении родственников, близких, работодателя, защитника об административном задержании;
  • требовать о вручении ему копии протокола (без такой инициативе должностное лицо может и не выдать копию, поскольку такой обязанности без просьбы задержанного у него нет);
  • требовать о проведении проверки прокуратурой законности действий полиции по ограничению свободы. Заявление такого характера может быть как в письменной, так и в устной форме, озвучивается составившему протокол сотруднику, который обязан незамедлительно сообщить о подобном требовании прокурору района, который принимает решение о проверке;
  • обжаловать любые действия представителей правоохранительных органов.

Законодатель не называет конкретных сроков, в течение которых должно произойти уведомление родственников о задержании – оно должно быть «кратчайшими». Из этого следует, что сообщение близким лицам должно происходить любым быстрым способом связи – посредством телефона, факса, телеграммы и т.д.

Также не регламентировано, каких именно родственников должен уведомлять сотрудник правоохранительных органов и сколько их вообще может быть. Предполагается, что всех, которые были названы гражданином – ведь проверить, насколько перечисленные люди являются близкими и являются ли они родственниками вообще, в кратчайшие сроки практически невозможно. Все эти особенности на практике решаются в зависимости от индивидуальной ситуации.

В практике встречаются случаи, когда полицейские не позволяют самому задержанному позвонить близким по своему телефону, пресекают попытку звонка и даже изымают телефон. Такие действия должностных лиц нельзя признать законными, поскольку Кодексом об административных правонарушениях не запрещено правонарушителю пользоваться сотовой связью.

Если обеспечительная мера применяется в отношении несовершеннолетнего, то его родители или опекуны уведомляются всегда, вне зависимости, поступила об этом просьба или нет.

Кроме того, всегда обязаны сообщать об инциденте руководителю государственной организации, когда задержанный в ней числится сотрудником.

Протокол

Это основной документ, в котором отражены наиболее значимые данные о правонарушителе и причинах применения обеспечительной меры. Правильное составление протокола является основой законности последующего решения о признании виновным в совершении правонарушения и назначении ему соответствующего наказания. В протоколе об административном задержании должно быть указано:

  1. дата, место его составления. В большинстве случаев таким местом является помещение отдела полиции или муниципального органа.
  2. ФИО лица, который составил протокол, а также его должность.
  3. ФИО задержанного, его адрес проживания. Не является обязательным, но иногда заносится в документ информация о месте работы и должности (например, когда мера принуждения применена к должностному лицу). Все эти сведения могут заноситься в протокол на основании представленных документов, удостоверяющих личность, а также со слов очевидцев, свидетелей, родственников.
  4. мотивы применения этой меры принуждения – то есть, те основания, по которым должностное лицо приняло решение о задержании человека (своевременное рассмотрение дела или исполнение постановления). Без указания обоснованного мотива протокол может быть признан незаконным.
  5. время административного задержания (с точностью до минут).
  6. отметка об уведомлении родственников.
  7. отметка, удостоверяющая разъяснение гражданину, а также присутствующим понятым их прав и обязанностей.
  8. объяснение гражданина об обстоятельствах совершения правонарушения – здесь указывается все, что он сочтет относящимся к делу. От объяснения можно отказаться, используя право, предусмотренное ст. 51 Конституции РФ, указав свое несогласие с задержанием.
  9. другие важные сведения: о личном досмотре, о состоянии опьянения, о предоставлении адвоката, о состоянии здоровья и т.д.
  10. замечания к протоколу, если они имеются. При прочтении информации, которая занесена в документы, в некоторых случаях правонарушитель может найти несоответствия (например, неправильно указано время, место и т.д.), о чем сделать письменное замечание. Также в графе «замечания» можно отразить возможных свидетелей, которых желал бы опросить задержанный.
  11. подписи должностного лица и гражданина. Принуждение задержанного к тому, чтобы он подписал протокол, противоречит закону и недопустимо. В то же время, если имеется отказ от подписи, это фиксируется должностным лицом, ставится отметка «от подписи отказался».

Протокол составляется в соответствии с типовыми формами, разработанными различными ведомствами (МВД, ФССП и т.д.). Ниже приведен образец по типовой форме протокола, рекомендованного в приложении №10 к новому Административному Регламенту исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению надзора за соблюдением участниками ДД требований законодательства РФ в области дорожного движения (ранее мы писали, что данный регламент начал действовать с 20.10.2017):

ПРОТОКОЛ 00AA11111
об административном задержании

(дата и время составления) (место составления)

Я, ИДПС ГИБДД УВД г. Самары старший лейтенант полиции Миронов Е.П.

(должность, специальное звание, подразделение, фамилия, инициалы должностного лица, составившего протокол)

составил настоящий протокол об административном задержании гражданина Зубова Анатолия Владимировича 12.12.1990 г.р., г. Самара

(фамилия) (имя) (отчество при наличии) (дата и место рождения)

проживающего по адресу: г. Самара, ул. Мельникова, д. 3, кв. 4, телефон: 8928888888

(адрес проживания, телефон при наличии)

работающего инженером в ООО «Строитель», г. Самара, ул.Профсоюзная,д. 34,литер А,

(наименование и адрес местонахождения организации, телефон, должность)

Который доставлен в «22» час. «30» мин. «12» ноября 2017г.

ИДПС ГИБДД УВД г. Самары старшим лейтенантом полиции Мироновым Е.П

(должность, специальное звание, подразделение, фамилия, инициалы должностного лица, доставившего гражданина),

в отдел полиции УМВД России по городу Самара______________

(наименование территориального органа МВД России).

Основание задержания (ненужное зачеркнуть): для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренного указать часть, статью КОАП РФ ст. 19.3 КОАП РФ; исполнения постановления по делу об административном правонарушении на основании статьи 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Задержанному разъяснены права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации.

В присутствии понятых, которым разъяснены их права и обязанности, предусмотренные статьей 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях/с применением видеозаписи (ненужное зачеркнуть)

  1. Фамилия Машкова имя Мария отчество Владимировна (при наличии), адрес места жительства г. Самара, ул. Летняя, д. 8, телефон 8902222222222
  2. Фамилия Иванов имя Павел отчество Дмитриевич (при наличии), адрес места жительства г. Самара, ул. Летняя, д. 9, телефон 890333333333

осуществлен личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортного средства, изъяты вещи, документы (ненужное зачеркнуть):.

К протоколу прилагается: —————————————(ничего не изъято)

Объяснения и замечания задержанного С задержанием не согласен, прошу вызвать адвоката

По просьбе задержанного о факте задержания и месте его нахождения уведомлены:

В 22 часа 40 минут 12 ноября 2017 года посредством телефонной связи мать Зубова П.Р., в 22 часа 44 минуты посредством телефонной связи адвокат филиала Адвокатской коллегии Ленинского района г. Самары Попов Г.Р.

(родственники, администрация по месту работы (учебы), защитник (адвокат); при задержании несовершеннолетнего обязательно уведомляются родители или законные представители, дата, время, способ уведомления (номер телефона, адрес)

Заявления и замечания, сделанные при задержании и досмотре: не поступили (указать кем и какие) Подпись задержанного: от подписи отказался

(подпись задержанного лица либо запись об отказе от подписания протокола)

Подпись должностного лица, составившего протокол: Миронов Е.П.__________

Копию протокола получил: Зубов А.В.(вручается задержанному лицу по его просьбе, подпись задержанного лица)

Подписи понятых: 1.Машкова М.В.__________ 2.Иванов П.Д._______

(подпись, фамилия, инициалы) (подпись, фамилия, инициалы)

Задержание прекращено «___»___________20___г., в «__» час.»___» мин.

Как видно из представленного образца, к моменту задержания уже должен быть составлен протокол об административном нарушении – именно в нем указываются обстоятельства совершения проступка. В протоколе задержания подробную информацию о содеянном не вносят, указывая лишь статью КОАП РФ, по которой привлекается гражданин.

Отсутствие в графах таких важных моментов, как разъяснение прав, причины задержания, несообщение о случившемся адвокату при наличии соответствующего заявления – безусловные основания для признания документа незаконным. Кроме того, в протоколе правильно должно быть указано время, поскольку несоблюдение сроков ограничения свободы является грубым нарушением конституционных прав человека.

Исчисление сроков задержания по КОАП РФ

По аналогии с уголовными, в административных делах правильное определение срока является важным аспектом, напрямую влияющим на законность последующего решения о наказании. По общему правилу, задержание правонарушителя не может длиться более 3-х часов. При этом КОАП РФ допускает продление этого срока до 48 часов (это максимальный предел):

  • если задержанным является лицо, о котором имеются сведения по нарушению режима Государственной границы РФ, порядка пребывания на территории России, таможенных правил — при необходимости установить личность и выяснения всех обстоятельств;
  • если в отношении гражданина уже ведется производство по делу, где в качестве административного наказания предусмотрен арест.

Течение срока начинается не с момента фактического задержания (как по уголовно-процессуальному законодательству), а с момента доставления в отдел полиции.

Фактически лицо сразу же помещается в КАЗ – камеры административно задержанных, после чего в течение двух суток их доставляют в суды, где на время ожидания разбирательства правонарушители содержатся в специально отведенных помещениях (по сути, те же камеры, но в здании суда). Поскольку продление свыше 48 часов законом не допускается ни при каких обстоятельствах, нахождение в камерах полностью засчитывается в общий двухсуточный срок.

Отдельно в КОАП оговорено начало исчисления срока задержания для лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения: с момента вытрезвления. Более подробно в Кодексе не разъясняется – как определить, трезв человек или нет, нужно ли для этого медицинское освидетельствование, содержание не в стенах отдела полиции, а в больнице. Практика идет по пути 6-часового ожидания, когда гражданин станет более адекватно воспринимать происходящее с ним и может давать какие-то объяснения. Насколько такой подход соответствует требованиям законности, вопрос спорный. Ведь довольно часто задержанные находятся не в алкогольном опьянении, а в наркотическом, и определять вытрезвление 6-часовым перерывом нельзя признать правильным. Специалисты права считают, что в данном случае имеется существенный пробел в административном законодательстве.

При наличии оснований гражданин должен быть освобожден немедленно, в том числе и до истечения даже минимального 3-х часового срока. К примеру, одним из оснований для освобождения является прекращение административного производства. О времени прекращения делается отметка в протоколе (см. образец).

Кто не может быть задержан

Такой неприкосновенностью обладают:

  • Президент РФ (как действующий, так и прекративший свои полномочия по любому основанию);
  • члены Совета Федерации;
  • депутаты ГосДумы РФ, а также депутаты Думы на областном и городском уровне;
  • судьи любого уровня (мирового, районного, арбитражного и т.д.);
  • прокуроры;
  • уполномоченный по правам человека;
  • иностранные граждане, обладающие дипломатической неприкосновенностью (при наличии подтверждения: например, дипломатического паспорта);
  • некоторые другие.

В отношении одних из перечисленных лиц задержание не может быть применено ни при каких обстоятельствах (к примеру, Президент), а в отношении других такая административная мера может быть применена только в случае, когда лицо застигнуто на месте преступления и имеется разрешение от соответствующего органа. Так, Уполномоченный по правам человека может стать административно задержанным только при соблюдении определенного порядка: необходимо получить согласие Государственной Думы в письменном виде.

Незаконные действия по административному ограничению свободы

На практике далеко не всегда действия полиции соответствуют требованиям закона. Так, в соответствии с КОАП РФ, задержание может иметь место только при совершении лицом административного правонарушения. Из этого следует, что в отсутствие документов при себе, если личность человека нельзя установить на месте, но при этом он не совершил ничего противозаконного, применять обеспечительную меру принуждения нельзя.

Исключение из этого правила касается только особых ситуаций, когда в определенном городе/регионе введен специальный режим безопасности.

Пример №3. Порохов Р.Н. был остановлен сотрудниками ППСП в связи с проверкой документов – именно в такой форме полицейские сообщили Порохову о причине остановки. Порохов, который возвращался с работы и был абсолютно трезв, пояснил, что у него нет документов, кроме пропуска в цех, где он был трудоустроен. В последующем в суде задержание Порохова было признано незаконным, поскольку оснований для него не было.

Незаконными аналогичные действия полиции могут быть признаны при малозначительности административного правонарушения. Многим из нас знакома статья 2.9 КОАП РФ, которая допускает освобождение от ответственности по несущественным проступкам.

Пример №4. 17-летний подросток украл в магазине пачку печенья стоимостью 47 рублей. Вызванные продавцами сотрудники полиции поспешили составить протокол о доставлении, а затем и оформить задержание подростка. При решении вопроса о наказании за содеянное суд освободил виновного от наказания, применив ст. 2.9 КОАП РФ о малозначительности деяния и ограничившись только устным замечанием. Одновременно задержание по жалобе похитителя было признано необоснованным, поскольку ущерб от похищенного был возмещен родителями парня в течение получаса с момента хищения, подросток никуда не пытался скрыться и т.д. Судом в постановлении были учтены обстоятельства содеянного, личность виновного, раскаяние и возмещение ущерба, а также обращено внимание на отсутствие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В приведенном примере усматривается явное отсутствие веских оснований для задержания – напомним, такая обеспечительная мера должна применяться в исключительных случаях, к которым столь незначительное правонарушение явно не относится. В этой связи можно выделить другой случай необоснованного ограничения свободы – когда целесообразно применить другую меру принуждения.

Пример №5. Чекалов Е.Н. находился в общественном месте (кафе) в пьяном виде, уснул за столиком. Администратор кафе вызвал полицию, был составлен протокол задержания. Судом действия сотрудников были признаны не соответствующими закону, поскольку в данном случае целесообразно было бы применить одну из обеспечительных мер – медицинское освидетельствование.

Кроме того, действия должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии возможности установить личность на месте происшествия.

Пример №6. Каргин Н.Г. причинил побои дальнему родственнику на свадьбе. О случившемся администрацией банкета было немедленно сообщено по «02». Прибывшие на место происшествия полицейские установили, что у Каргина не оказалось при себе документов, но они были у его супруги, которая в тот момент направилась на кухню, чтобы проконтролировать подачу десерта. Полицейские не стали ожидать жену Каргина с его паспортом и увезли его в отдел. Судом задержание было признано незаконным, поскольку у служителей закона была реальная возможность установить личность виновного прямо на месте.

Довольно редко, но все же встречаются в реальной практике случаи злоупотребления должностными лицами при реальной возможности составить протокол на месте происшествия. Кроме того, встречаются и редкие случаи задержания за проступки, наказание за которые не предусматривает ареста – например, когда лицо задерживается инспектором ГИБДД за правонарушение, за которое назначается наказание в виде предупреждения.

С учетом такой практики, Верховным Судом РФ в разъяснениях было обращено внимание на недопустимость нарушений целей и оснований, предусмотренных в специальных нормах законодательства. По мнению Верховного Суда, произвольность в принятии решений об ограничений свободы граждан должна быть искоренена, поскольку нарушение Конституции РФ и Конвенции о защите прав человека и основных свобод неприемлемо.

Куда жаловаться

Если вы считаете, что задержаны незаконно, необходимо обжаловать действия полицейских:

  • руководителю отдела полиции или начальнику ГИБДД по области. Насколько результативной будет такая жалоба, сказать трудно. Исходя из практики, начальство может наказать подчиненного, но все же чаще гражданину приходят ответы об отсутствии в действиях сотрудника полиции каких-либо нарушений. Чтобы не терять время на рассмотрение обращения с вероятно отрицательным итогом, лучше просить помощи в других ведомствах;
  • в суд. Довольно действенный метод восстановления своих нарушенных прав. Судебная практика показывает, что нередко задержанные добиваются признания незаконными действий должностных лиц. Вместе с тем, наблюдается нежелание граждан участвовать в каких-либо судебных разбирательствах, поэтому случаев обращения в порядке судебного производства немного. Причина может быть и в общем недоверии населения к судебной системе;
  • в прокуратуру. Согласно ст. 22 Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ», прокурор района вправе собственным постановлением немедленно освободить лиц, подвергнутых незаконному задержанию и помещению в камеру в том случае, если основанием для этого было решение несудебного органа (то есть полиции). Путь обращения в прокуратуру является наиболее предпочтительным, поскольку исключает участие в судебном заседании, освобождает заявителя от предоставления каких-либо доказательств – сотрудник прокуратуры самостоятельно проведет полную проверку.

Можно воспользоваться примерным образцом:

В прокуратуру Республики Калмыкия
(можно составить обращение как в районную прокуратуру, так и в областную, краевую)
Иванова Романа Викторовича, 1990 г.р.,
проживающего в г. Элиста, ул. Ленина, д. 8, кв. 10
Тел. 89188888888

ЖАЛОБА
на незаконное административное задержание

Прошу провести проверки законности и обоснованности моего задержания участковым уполномоченным полиции А.О. Рябкиным.

20.09.2020 я был остановлен участковым уполномоченным Рябкиным А.О. возле своего дома. Рябкин А.О. объяснил, что ему необходимо проверить мои документы, поскольку он меня не знает – я новый жилец дома, переехал на постоянное место жительства из города Вологды.

Я пояснил участковому, что документы у меня находятся дома, на что он объявил мне, что я совершил правонарушение – неповиновение законному требованию сотрудника полиции, в связи с чем он обязан меня доставить в отдел полиции, где будет составлен протокол задержания.

Впоследствии протокол Рябкиным был действительно составлен, я провел 3 часа в камере для административно задержанных в отделе полиции №1 по городу Элиста.

Считаю, что действия участкового уполномоченного полиции Рябкина А.О. незаконны, поскольку оснований для моего задержания не имеется. Протокол об административном правонарушении в отношении меня не составлялся, постановление о признании виновным судом или иным органом не выносилось.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 10 ФЗ «О прокуратуре РФ»,

ПРОШУ:

  1. Провести проверку законности действий сотрудника отдела полиции № 1 по г. Элиста Рябкина А.О.
  2. Отменить протокол о задержании как необоснованный и не соответствующий законодательству.
  3. Привлечь к ответственности Рябкина А.О. за недобросовестное исполнение своих служебных обязанностей, за нарушение ФЗ «О полиции», КОАП РФ.
  4. Направить в установленный законом срок ответ по моей жалобе в электронном виде по адресу vvvv@mail.ru.

Приложение:

  1. копия протокола от 20.09.2020;
  2. копия паспорта.

Иванов Р.В., число подпись.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *