Образец уточнение исковых требований в гражданском процессе

«Дачная амнистия» продлена до 1 марта 2021 года: Росреестр напоминает, как правильно оформить садовые и жилые дома, расположенные на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства.

Пошаговая инструкция упрощенной регистрации дачных домов в собственность

Федеральный закон от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», также называемый законом о дачной амнистии, закрепляет право граждан на регистрацию права собственности объектов недвижимости, находящихся в пределах приватизированного земельного участка.

Такая возможность реализуется с помощью особого упрощенного порядка оформления объектов, воспользоваться которым можно предъявив правоустанавливающий документ, подтверждающий право владения участком.

Однако в 2017 году были приняты поправки, которые дополнили число необходимых документов и немного изменившие регистрационную процедуру.

В чем суть программы

Дачная амнистия – термин, использующийся для обозначения законодательного акта ФЗ № 93 от 30 июня 2006 года.

Закон регламентирует упрощенную схему оформления объектов недвижимости, которые находятся на земельном участке, принадлежащем гражданину.

Действие программы дачной амнистии неоднократно продлевалось.

В июле 2019 года программа была в очередной раз продлена, в этот раз до 1 марта 2021 года.

  • Учитывая простоту приватизации объектов недвижимого имущества, у множества сограждан возникли некоторые сложности при их оформлении.
  • Несмотря на то, что в законе дачной амнистии определены общие нормы процедуры регистрации, в отдельных случаях граждане сталкиваются с проблемами и неурегулированными ситуациями.
  • Для успешного оформления дома по дачной амнистии необходимо изучить особенности и детали такой процедуры.

Кто может участвовать

Оформление недвижимости в упрощенном порядке могут следующие категории граждан:

Владельцы земельных участков на праве собственности, зарегистрированном в надлежащем порядке
Лица которым предоставлено право пользоваться участком земли на правах пожизненного владения или бессрочного пользования (ранее действовавшие права, в настоящее время отменены согласно Земельному кодексу РФ)
Собственники земельных наделов расположенных в пределах садоводческих, огороднических некоммерческих товариществ

Вышеуказанные граждане могут использовать недвижимое имущество, строить на них сооружения и оформлять их в частную собственность.

На какие объекты распространяется

Упрощенная схема оформления собственности применяется к объектам, имеющим следующие виды назначения:

Для создания и развития личного подсобного хозяйства садоводства и огородничества, а также фермерских работ
Для индивидуального жилищного строительства для размещения транспортных средств в гаражных постройках и вспомогательных хозяйственных целях

Закон о дачной амнистии распространяется на объекты, расположенные на участке, предоставленном в собственность владельцу по правовым основаниям, которые гражданин не может документально подтвердить, т.е. у него отсутствуют необходимые бумаги. Либо определить основание владения объектов не представляется возможным.

Исходя из этого, основным признаком успешной регистрации является наличие права собственности, вне зависимости от основания его получения.

В законодательстве также указывается, что упрощенный порядок применяется и в отношении некоторых дачных домов, которые находятся на стадии возведения или которые уже введены в эксплуатацию.

Они включают в себя:
Объекты, строительство которых не допускается без разрешения
  • гаражи, построенные на участке, имеющем назначение для личных целей, но не для коммерческих целей;
  • нежилые строения, сооруженные на земельном наделе, который используется для огородничества или дачного хозяйства;
  • постройки, не являющиеся капитальными объектами строительства;
  • иные строения, которые имеют вспомогательное назначение
Дачные, садовые дома, предназначенные для проживания возведенные на участке, который предназначен для индивидуального жилищного строительства
Прочие объекты находящиеся на участке в пределах населенного пункта или предоставленном лицу для подсобного хозяйства

Сроки действия, продление

Закон о дачной амнистии был продлен Госдумой до 1 марта 2021 года. До этой даты российские граждане имеют права бесплатной регистрации прав собственности на участки земли, а также находящиеся на них объекты недвижимости.

Для получения собственности на земельный участок, необходимо подготовить минимальный пакет документов и обратиться в муниципальные органы.

Как оформить дом в собственность по дачной амнистии

С недавнего времени процедура оформления объектов недвижимости слегка усложнилась. Ранее владельцу объекта нужно было только правильно заполнить декларацию на объект по дачной амнистии. Сейчас от гражданина запросят предъявление кадастрового плана.

  • Подготовить такой документ может кадастровый специалист, оказывающий услуги в государственных учреждениях (бюро технической инвентаризации) или в коммерческих организациях.
  • Кадастровый инженер должен иметь лицензию на оказание данного вида услуг населению, а также иметь членство в саморегулируемой организации (СРО).
  • За оформление кадастровой документации необходимо будет уплатить порядка 7 000 руб. или более, в зависимости от объема работ. Документ изготавливается в течение 5-7 дней.

Корректировки в закон были внесены по следующим целям:

Чтобы предотвратить от конфликтных ситуаций со смежными землепользователями если дачный дом заслоняет свет солнца или в какой-то части располагается на чужом участке
Для предупреждения злоупотреблений для сокращении налоговых взносов часто владельцы вносят в декларацию недостоверные сведения о площади постройки

Важно понимать, что процедура регистрации возведенных объектов носит обязательный характер. Если при проверке обнаруживаются неоформленные самовольные постройки, то, как минимум, с правонарушителя будет взыскан штраф.

Размер штрафа составляет 20% от неоплаченных налоговых взносов за последние три года. Кроме того, владельцу незаконной постройки необходимо будет оплатить сам налог за три года.

Если не соблюдаются нормативные положения, регулирующие выполнение строительных работ, и если дом не соответствует определенным критериям, он подлежит сносу.

Об оформлении земли по дачной амнистии в 2020 году в статье: дачная амнистия на земельный участок.

Особенности регистрации строений:
При постройке небольшого сарая или беседки не требуется обязательно оформлять такие объекты
Земельный участок предоставлен на праве собственности до 2001 г. В рамках дачной амнистии допускается зарегистрировать строение имеющее не более 3-х этажей, помимо подвала
Предельная площадь здания не установлена дома площадью более 200 кв. метров возникнут сложности при легализации

Декларация на дом

Декларация на объект недвижимости является документом, который содержит характеристики оформляемого строения.

Ранее декларация являлась единственной необходимой бумагой, которая требуется для приватизации недвижимости по дачной амнистии. В настоящее время заменена кадастровым планом, однако в некоторых субъектах РФ она также нужна для регистрации.

Она составляется самостоятельно владельцем участка. Минэкономразвития утвердило типовую форму декларации на здание, которая заполняется по определенному образцу во время обращения в МФЦ или в службу Росреестра.

Она подготавливается в 2-х экземплярах и включает в себя следующие сведения:

Расположение оформляемой постройки тип и наименование строения
Год строительства, степень износа этажность дома
Площадь объекта строительные материалы, которые применялись при сооружении фундамента и стен
Подсоединенные инженерные коммуникации кадастровый номер участка и персональные данные владельца

Алгоритм присвоения адреса

У всякого жилого дома должен быть собственный адрес. Это нужно для того, чтобы прописаться (зарегистрироваться) в нем впоследствии.

  • Чтобы присвоить адрес дачному дому, владельцу участка следует обратиться в орган местного самоуправления заявление с приложением правоустанавливающей документации на земельный участок и построенный объект.
  • Оформление осуществляется через МФЦ в течение 18-ти рабочих дней. О том, что документы готовы заявитель будет извещён по смс. После регистрации, заявитель получает постановление администрации, в котором указан адрес дома.
  • После чего собственник объекта с выданным постановлением обращается в соответствующие инстанции для изготовления кадастровой документации.
  • Выписка из ЕГРН, подтверждающая право собственности, предоставляется заявителю после совершения указанных действий.
  • Присвоение адреса выполняется исключительно по отношению к жилым зданиям. Постройкам иного назначения он не нужен.

Перечень необходимых документов

Комплект документации для оформления дома по дачной амнистии:

Паспорт собственника земельного участка Правоустанавливающий акт на участок, в пределах которого был возведен новый жилой дом
Кадастровый паспорт декларация (или тех. план) на строение, а также квитанция об уплате госпошлины

Кадастровый документ на земельный участок не нужен, если:

Участок земли уже оформлен в стандартном порядке информация о нем уже включена в государственный реестр
Земля, на которой сооружен дом имеет вид разрешённого использования для ведения дачного хозяйства или садоводства, если гражданин имеет документ, подтверждающий факт постройки, выданный некоммерческим товариществом (СНТ)
При регистрации строения, на которое не требуется разрешение необходимо предъявить подтверждение того, что дом находится в границах земельного участка

Сроки оказания услуги по регистрации прав на недвижимость по дачной амнистии через МФЦ установлены в ст. 16 ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” и составляют:

  • 9 дней с момента подачи заявления и других необходимых документов (если государственный кадастровый учет уже пройден);
  • 12 дней (проведение кадастрового учета дома сразу с оформлением собственности).

Трудности при регистрации

В процессе регистрации собственности на строения у владельцев могут возникать некоторые проблемы, которые связаны главным образом с пробелами в законодательстве.

  • Владельцы участков вследствие каких-либо причин зачастую отказываются от приватизации, выбирая пользование самовольными постройками.
  • Однако это может привести в негативным последствиям, включая взыскание денежных штрафов, а также проблемы при продаже здания.
  • Если дом не прошел регистрацию в установленном порядке, то это будет служить преградой для продажи дома или приведет к существенному уменьшению его стоимости.

Возможные сложности при регистрации дома по дачной амнистии:

Необходимость доказывания, что жилой дом является пригодным для постоянного проживания выявление даже небольших несоответствий нормам может привести к отказу или требованию устранить ошибки для завершения регистрации
При обнаружении несоответствий сведений в документах например, в кадастровом плане, нужно будет переделать документ
Обосновать основание права собственности может быть довольно сложно придется обратиться в большое количество учреждений за справками и заключениями

Дом может быть признан непригодным для проживания по следующим причинам:

Конструктив несущих стен имеет большую степень износа а дальнейшее использование приведет к его разрушению
Объект находится на территории где произошла техногенное чс (авария, стихийное бедствие)
Микроклимат местности не соответствует действующим нормам для безопасного проживания граждан

Статус жилого дома присваивается зданию, если проживания в нем граждан не имеет риска нанесения вреда их жизни и здоровью. В противном случае оформление не допускается.

Как заполнить декларацию на объект недвижимости по дачной амнистии, смотрите здесь.

Причины отказа

Отказ в регистрации объекта недвижимости муниципальными органами может быть сделан по следующим основаниям:

Предоставление неполного комплекта документов или действительность сведений под сомнением
Сведения о границах земельного участка не совпадают со сведениями в кадастровом плане
Сведения о площади дома не совпадают с данными, содержащимися в кадастровом документе
Участок был получен в собственность позже 2001 г.

До 1 марта 2021 года порядок упрощен, после этой даты оформить дом будет гораздо сложнее.

Уважаемые читатели!

Отзыв на исковое заявление в суд в 2019 году

Такое понятие как «исковое заявление», и для чего оно нужно наверняка знакомо каждому. Однако далеко не каждый знает, как правильно выразить свое несогласие с предъявленными к нему исковыми требованиями. Зачастую просто устно выразить свое несогласие в суде бывает недостаточно, а наличие грамотно составленного документа может сыграть не последнюю роль при принятии решения по делу.

В данной статье пойдет речь о том, что представляет собой «отзыв на исковое заявление», как правильно его составить, и какие для этого существуют сроки?

Что представляет собой «Отзыв на исковое заявление», и чем он отличается от возражения

Для начала хотелось бы отметить, что в судебной реформе в 2019 году появится ряд нововведений. В основном они будут направлены на увеличение прозрачности и открытости судебного процесса. Не малое внимание уделяется и уменьшению коррупции, поскольку судебная система должна стать более самостоятельной, независимой и беспристрастной. Для достижения поставленной цели проведена огромная работа над имеющимся законодательством, где центральное место уделяется Закону № 1 — ФКЗ от 29.07.2018 г., и Закону № 451-ФЗ от 28.11.2018 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Вместе с тем согласно ст. 150 ГПК РФ при подготовке гражданского дела к судебному разбирательству судья обязан изучить исковое требование истца, а так же выяснить имеются ли у ответчика возражения. Для этого обе стороны опрашиваются соответствующим образом. В нынешнем году озвученный процесс может быть произведен как отдельно с каждой из сторон, так и совместно. Опрос сразу истца и ответчика позволяет судье уточнить сущность взаимных претензий.

Статья 149 ГПК РФ определяет действия сторон при подготовке дела к разбирательству в суде, а именно наделяет ответчика правом выразить свое несогласие с предъявляемыми исковыми требованиями. То есть возражение на исковое заявление — это способ защиты ответчика, заключающийся в изложении своих пояснений, и опровержений спорных требований истца. Причем ответчик может быть как полностью не согласен с требованиями, так и частично.

Таким образом, отзыв на исковое заявление, как и возражение по своей сути — это тот же самый иск, но уже в защиту своих прав и интересов. Законодательство объединяет эти оба понятия, а следовательно существенного различия в них нет. Однако некоторое отличие в этих двух документах все таки имеется. Все дело в том, что возражение подается лично ответчиком, в то время как отзыв может подать в суд и третье лицо, например адвокат или иной представитель, действующий на основе доверенности.

При подаче документа требование закона заключается в том, что ответчик должен четко изложить свое несогласие, и приложить все имеющиеся доказательства. Как описано в АПК РФ, если ответчик не предоставил в суде отзыв на исковое заявление, то это обстоятельство не мешает суду рассмотреть дело и принять соответствующее решение.

Простыми словами, если суд вынесет решение, а ответчик захочет его обжаловать, аргументируя свое поведение тем, что он своевременно не предоставил отзыв на исковое заявление, то такое обстоятельство не будет принято во внимание, и с большей долей вероятности просьба отменить решение суда первой инстанции не будет удовлетворена.

Отзыв на исковое заявление должен быть составлен в письменной форме, и содержать всю необходимую информацию в виде наименования суда, мотивы, побудившие составить данный документ, а так же всю доказательную базу. Более подробно этот момент будет рассмотрен позднее.

Отзыв на исковое заявление бывает двух видов:

  1. Материально — правовой. В случае если существуют несогласия с требованиями истца;
  2. Процессуальный. Такой вид документа составляется уже не в адрес оппонента, а в адрес непосредственно суда. Когда имеются несогласия по вопросам: подсудности дела, истекли сроки исковой давности, при существующих сомнениях в дееспособности истца, либо когда ответчик совсем другой человек.

Как показывает судебная практика отзыв ни иск — это не единственное средство защиты ответчика. За ним остается право подачи встречного искового заявления. Согласно которому уже он сможет выставить свои требования к истцу. Однако для такой процедуры в суд необходимо представить все документы, оформленные надлежащим образом. В противном случае без отзыва не обойтись.

Как правильно составить отзыв на иск, и какие для этого существуют установленные законом сроки

При составлении отзыва на исковое заявление в первую очередь необходимо помнить, что данный документ не должен содержать простого описания происходящих событий, или перечень причин по которым появились несогласия. Целесообразно мотивировано обосновать почему предъявленные требования незаконны. Кроме всего прочего возражение должно содержать ссылки на нормы действующего законодательства. Эти данные нужны для того, чтобы судья понимал почему и на каком основании он должен рассмотреть возможность отмены требований истца.

Законодательство не устанавливает какого-то определенного образца возражения. Его вполне возможно написать в произвольной форме от руки, однако следует руководствоваться следующими правилами:

  1. Документ должен быть составлен в письменной форме;
  2. Доводы должны быть обоснованы, и подкрепляться доказательствами;
  3. Необходимо указать Наименование, адрес суда, в котором рассматривается дело;
  4. Все данные истца, с точным уточнением его почтового адреса;
  5. ФИО и адрес ответчика;
  6. Краткое содержание предъявляемых требований;
  7. Указать причины согласно которым ответчик не согласен с иском;
  8. Перечень доказательств, подтверждающих правоту ответчика;
  9. Дата и подпись;
  10. Список приложенных документов.

Необходимо помнить, что количество экземпляров отзыва на иск должно быть определенного количества. Один направляется в суд, и еще по одному документы должны получить все участники процесса.

Составленный отзыв на исковое заявление необходимо отправить истцу заранее. Делается это для того, чтобы он смог заранее ознакомиться с документами, иначе разбирательство по делу будет отложено.

Судебное законодательство 2019 года как и прежде не устанавливает какие — либо сроки для подачи отзыва на иск. Однако уточняется, что данный срок может быть определен судьей. Главное помнить, что возражение подается в Арбитражный суд при гражданском судопроизводстве как во время заседания, так и в процессе подготовки к нему.

АПК РФ устанавливает так же возможность подачи отзыва через интернет. Сделать это следует на официальном сайте соответствующего суда. С помощью этого ресурса можно максимально комфортно составить заявление в любое время. Все что требуется — это заполнить соответствующую форму.

Отзыв на исковое заявление в суд — образец и пример заполнения

«Отзыв на исковое заявление в суд»
Скачать пример заполнения
«Отзыв на исковое заявление в суд»
Скачать пустой бланк заявления

Порядок действий при подаче отзыва на исковое заявление

Так как целью отзыва на исковое заявление является смягчение последствий от требований истца или полный отказ от них, то необходимо ответственно отнестись к последовательности действий при составлении такого документа. А именно:

  1. Подготовить все необходимые документы, служащие доказательствами действий ответчика. Доказательная база должна быть оформлена в строгом соответствии с законом, а само возражение составляется как минимум в трех экземплярах, в зависимости от количества участников, принимающих участие в процессе;
  2. Отзыв должен быть составлен собственноручно ответчиком и содержать его подпись. Список прилагаемых документов должен строго соответствовать списку отраженному в документе;
  3. С подготовленным пакетом документов необходимо обратиться в суд. Сделать это можно разными способами: лично через канцелярию суда, на приеме у судьи, либо отправить заказное письмо по почте.

Важно! При подаче отзыва через почту необходимо составить опись вложения, а уведомление о вручении хранить у себя.

Поскольку каждое судебное разбирательство носит индивидуальный характер, то порядок подачи отзыва может так же отличаться. Не стоит забывать, что за нарушение установленных правил ответчик может быть наказан в том числе и материально. В любом случае за подробной консультаций всегда можно обратиться к опытному юристу.

Поданное возражение приобщается к материалам дела. Это обстоятельство вовсе не означает, что ответчик не может в дальнейшем изменить свое решение, и изменить ряд позиций. Однако как показывает практика подобные шаги ответчика скорее насторожат судью, и он может вообще усомниться в правомерности действий возражающей стороны.

Будет не лишним отметить, что отзыв на исковое заявление будет полезен и в случае если имеет место быть истечение срока исковой давности.

При составлении документа главная задача — это обратить внимание суда на любые обстоятельства, которые помогут ответчику доказать незаконность требований истца. Для этого каждый пункт предъявленных требований должен быть грамотно опровергнут и подкреплен ссылками на законодательство, а так же на другие документы, например договор. В противном случае суд может оставить отзыв без рассмотрения и счесть незаконность действий ответчика, а за подобные действия может быть строгое наказание. Поэтому прежде чем решиться на подобный шаг, следует еще раз взвесить все «за» и «против».

Новые правила сноса самовольных построек и строительства индивидуальных жилых домов

Виталий Гензель

Директор направления «Налоги и право» Группы компаний SRG

специально для ГАРАНТ.РУ

4 августа вступили в силу новые правила сноса объектов капитального строительства, а также получения разрешительных документов на строительство объектов ИЖС и садовых домиков (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Ключевой новацией стало введение структурированного порядка принятия решений о сносе самовольных построек, который устранил многие пробелы в правовом регулировании данного вопроса.

Выявление и снос незаконных построек

Снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо на основании решения суда или органа местного самоуправления (ч. 1 ст. 55.30 Градостроительного Кодекса). При этом в отличие от ранее действовавших норм, новые положения закона вводят более четкое регулирование вопроса сноса самовольных построек. Рассмотрим основные нововведения подробнее.

1

Вместо разрешения на строительство теперь потребуется проект организации работ по сносу.

Для осуществления сноса больше не нужно получать разрешение на строительство – вместо него необходимо представить проект организации работ по сносу с учетом технических условий по отключению объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения (ч. 2 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ). Подготовить такой документ сможет только специалист, имеющий необходимый допуск саморегулируемой организации. Конкретных требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства пока нет – они будут установлены Правительством РФ (ч. 5 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ).

При этом проект организации работ по сносу не потребуется, если речь идет о сносе гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или о сносе на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, а также о сносе сооружений вспомогательного использования (п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Очевидно, что указанные положения закона значительно облегчат процесс согласования сноса объектов недвижимости.

2

Регламентирован порядок сноса объектов капитального строительства.

Снести объект капитального строительства сможет лицо, которое его построило, если у него есть необходимый допуск саморегулируемой организации, либо юридическое лицо, заключившее договор подряда на снос с правообладателем данного объекта или земельного участка, на котором расположен объект (ч. 4-5 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ). Стоит отметить, что раньше осуществлять снос объекта мог только его собственник в административном порядке или правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект, в рамках сложной судебной процедуры.

Чтобы приступить к сносу, необходимо уведомить уполномоченные органы о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее, чем за семь рабочих дней до начала работ. Подать соответствующее уведомление следует в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства или, если объект капитального строительства расположен на межселенной территории, – в орган местного самоуправления муниципального района (ч. 9 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ).

При этом в законе отдельно отмечено, что указанные положения не распространяются на случаи сноса объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства или реконструкции объекта капитального строительства (ч. 8 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ).

3

Уточнен круг лиц, имеющих право выявлять незаконные постройки.

В законе теперь четко оговорено, кто имеет право выявлять незаконные постройки. Такими полномочиями наделены исполнительные органы государственной власти в сфере:

  • государственного строительного надзора;
  • государственного земельного надзора;
  • государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;
  • государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
  • государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;
  • федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и подведомственных государственных учреждений (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Помимо этого, такое право предоставлено должностным лицам государственных учреждений, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющимся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, а также органам местного самоуправления, осуществляющим муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Все это, по моему мнению, качественно упорядочит правовое регулирование в данной сфере.

4

Конкретизирован порядок действий при выявлении незаконных построек.

При выявлении самовольно возведенной постройки или нецелевого использования земельного участка указанные выше органы смогут направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в орган местного самоуправления муниципального района (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ). Это уведомление должно быть рассмотрено в течение 20 рабочих дней, и по результатам рассмотрения уполномоченный орган совершит одно из следующих действий (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

1. Примет решение о сносе самовольной постройки, если она:

  • возведена или создана на земельном участке, на который нет правоустанавливающих документов. При этом необходимость наличия таких документов должна быть установлена законом на дату начала строительства объекта;
  • возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования.

2. Примет решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, если:

  • она возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта;
  • в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство. Необходимость наличия этого разрешения должна быть установлена законом на дату начала строительства такого объекта.

3. Обратится в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

4. Направит уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.

Стоит обратить внимание на то, что такие решения не могут быть приняты в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, когда сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 4 ст. 222 Гражданского кодекса).

Вместе с тем органы местного самоуправления в любом случае не смогут принять решение о сносе самовольной постройки либо о приведении ее в соответствие с установленными требованиями в отношении:

  • объекта недвижимого имущества, если право собственности на него зарегистрировано в ЕГРН;
  • объекта недвижимого имущества, если ранее суд принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе данной самовольной постройки;
  • многоквартирного дома, жилого дома или садового дома (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

Такие постройки могут быть снесены только по решению суда.

Новые правила также предусматривают, что уполномоченные органы после принятия соответствующего решения о сносе направляют уведомление об этом собственнику объекта недвижимости. Если же собственника объекта найти не удалось, они публикуют информацию об этом в СМИ и Интернете, а также на информационном щите в границах земельного участка, где расположена самовольная постройка (ч. 4-5 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Напомню, что срок для сноса самовольной постройки зависит от ее характера, но не может составлять менее 3 месяцев и более 12 месяцев. А срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями – менее 6 месяцев и более 3 лет (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

Снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице – правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка (ч. 6 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Если правообладатель земельного участка или собственник объекта недвижимости не снесут самовольную постройку, органы власти осуществят снос за счет бюджета с последующим взысканием с указанных лиц затрат на снос (ч. 15 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Если давать оценку этим положениям, очевидно, что они позволят установить более четкие «правила игры» при решении вопроса о сносе самовольной постройки. Вместе с тем предоставленная органам местного самоуправления возможность решать вопрос о сносе постройки во внесудебном порядке может стать причиной злоупотреблений с их стороны.

5

Определен порядок прекращения прав на земельный участок под самовольной постройкой.

Нововведения предполагают, что права на земельный участок под ранее существовавшей самовольной постройкой прекращаются путем одностороннего отказа от договора аренды, прекращения права постоянного бессрочного пользования или изъятия земельного участка по решению суда (п. 4-7 ст. 46 Земельного кодекса). При этом прекращение прав на земельный участок, если на нем, помимо самовольно возведенной постройки, имеются объекты, построенные в установленном законом порядке, не допускается (п. 6.1-6.3 ст. 54 Земельного кодекса РФ).

Закон предусматривает, что после прекращения прав на участок он должен быть реализован с публичных торгов. Причем собственнику земельного участка, в отличие от арендатора или лица, которому земельный участок был передан в постоянное бессрочное пользование, будут переданы средства, полученные от такой продажи за вычетом расходов на организацию торгов (ст. 54.1 Земельного кодекса РФ).

Лицо, которое по результатам публичных торгов приобрело земельный участок, на котором расположена самовольная постройка, подлежащая сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями, обязано исполнить обязательства по сносу постройки или по представлению в уполномоченные органы утвержденной проектной документации по ее реконструкции и приведению в соответствие с установленными требованиями за свой счет (ч. 8-9 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Тем самым новые положения законодательства, в отличие от ранее действовавших норм, вводят новый тип обременений при продаже земельных участков в виде обязательств по сносу самовольных построек или приведения их в соответствии с установленными требованиями. Указанные нововведения позволят вовлечь в хозяйственный оборот земельные участки и объекты недвижимости, которые ранее не могли быть использованы по причине невозможности узаконивания указанных объектов недвижимости или их демонтажа в связи с отсутствием у собственников средств для этого.

6

Уточнены сроки рассмотрения судами дел о сносе самовольных построек.

Согласно поправкам дела о сносе самовольной постройки и решения уполномоченных органов о сносе самовольных построек должны рассматриваться судами за один месяц, включая время на подготовку дела к судебному разбирательству (ч. 1 ст. 152 Арбитражного процессуального кодекса). Учитывая сложившуюся судебную практику, очевидно, что данный срок является очень коротким для того, чтобы рассмотреть такие дела по существу.

Рассмотренные выше поправки, по моему мнению, систематизируют и структурируют имеющиеся положения законодательства по вопросу сноса самовольных построек. Однако в связи с тем, что органам местного самоуправления теперь предоставлены значительные полномочия по сносу подобных объектов без решения суда, это может привести к злоупотреблениям и ослабит позиции пользователей таких построек. Кроме того, изменения, касающиеся сроков рассмотрения судами дел по сносу самовольных построек, практически исключают возможность качественного рассмотрения таких дел судами.

Особенности ИЖС

Другая существенная часть поправок касается вопросов строительства дачных домиков и объектов ИЖС. Так, закон исключает необходимость получения разрешения на строительство объекта ИЖС, вместо которого теперь необходимо подать уведомление о планируемом строительстве, в котором должны быть указаны параметры планируемого к строительству объекта (ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ). Указанное уведомление следует подавать в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.

По итогам его рассмотрения уполномоченные органы выдадут уведомление о соответствии указанных параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке (ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ).

Данный порядок несколько упрощает жизнь застройщикам, так как исключает необходимость подачи обязательных ранее документов, необходимых для получения разрешения на строительство: схемы планировочной организации земельного участка и градостроительного плана земельного участка. Однако для ввода таких объектов в эксплуатацию потребуется подготовить технический план, который нужно будет заказать у кадастровых инженеров, что, конечно, приведет к дополнительным затратам (ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).

Указанные изменения в целом облегчают жизнь застройщикам таких объектов, хотя и не отменяют требования к получению дополнительных согласований. Например, если указанные объекты будут располагаться в санитарно-защитной зоне аэропортов, то для начала их строительства потребуется получить согласование Росавиации (ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 1 июля 2017 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны»).

***

Очевидно, что новый закон значительно ужесточает требования к порядку сноса самовольных построек и дает уполномоченным органам расширенные права по принятию решений по данному вопросу во внесудебном порядке. Кроме того, судебный порядок рассмотрения данных вопросов значительно искажается и предполагает совсем иной подход к рассмотрению дел о сносе самовольных построек, что, скорее всего, негативно скажется на качестве рассмотрения данных дел. Видимо, единственным выходом для пользователей самовольных построек будет принятие мер по их узакониванию, в том числе и в рамках вновь предоставленных местным органам власти полномочий по сохранению самовольных построек (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

Вместе с тем закон делает более простым согласование строительства индивидуальных жилых домов и садовых домиков.

Насколько указанные новации будут успешными с точки зрения правоприменительной практики, покажет время. Возможно, в ходе наработки практики по данному закону выявится необходимость в дальнейшей корректировке Градостроительного кодекса РФ.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *