Основания для прекращения уголовного

Содержание

1. Согласно пункту 6 ст. 5 государственный обвинитель — это поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры (см. п. 4 ком. к ст. 5). Участие государственного обвинителя обязательно в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, поскольку без этого невозможно обеспечить состязательность процесса. Кроме того, именно государственный обвинитель начинает судебное следствие, излагая предъявленное подсудимому обвинение (ч. 1 ст. 273). Государственный обвинитель в судебном разбирательстве является стороной обвинения, а не органом надзора за законностью. Поэтому он, в частности, высказывает суду лишь свое мнение по вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, а не дает заключения, как это имело место по старому уголовно-процессуальному закону (ч. 1 ст. 248 УПК РСФСР).

2. Наряду с государственным обвинителем обвинение, в т.ч. по делам частно-публичного и публичного характера, вправе поддерживать потерпевший (п. 16 ч. 2 ст. 42). Это т.н. добавочное (дополнительное) обвинение, когда потерпевший наделен определенным объемом прав (по заявлению ходатайств и отводов, представлению и исследованию доказательств, участию в судебных прениях, обжалованию решений суда), но в случае отказа государственного обвинителя от поддержания обвинения не может продолжать поддерживать его самостоятельно.

3. Ком. статья различает отказ (полный или частичный) государственного обвинителя от обвинения (часть 7) и изменение им обвинения (часть 8). Отказ от обвинения может быть связан с убеждением обвинителя в отсутствии события преступления или состава преступления в деянии подсудимого (п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 24) либо в непричастности его к совершению преступления, а также с истечением сроков давности уголовного преследования, смертью подсудимого и другими обстоятельствами, исключающими уголовное преследование. Частичный отказ от обвинения может иметь место, когда названные основания касаются только некоторых вменявшихся ранее в вину эпизодов деятельности подсудимого либо только отдельных подсудимых, если их несколько. Отказ государственного обвинителя от обвинения влечет за собой полное или частичное прекращение уголовного дела. Вынесение оправдательного приговора в этом случае законом не предусмотрено (Определение ВС РФ N 78-о03-12 по делу Ременюка). Отказ от обвинения может быть заявлен вплоть до удаления суда в совещательную комнату, в том числе во время выступления в судебных прениях (БВС РФ. 2003. N 7).

4. Изменение государственным обвинителем обвинения в смысле данной статьи не ведет ни к полному, ни к частичному прекращению уголовного дела. Под исключением из юридической квалификации деяния признаков преступления, отягчающих наказание (п. 1 ч. 8 данной статьи), следует понимать исключение из обвинения не обстоятельств, отягчающих наказание, предусмотренных ст. 63 УК и п. 7 ч. 1 ст. 220 УПК (они не охватываются квалификацией преступления), а признаков квалифицированного состава преступления, включающего предусмотренные соответствующей частью статьи уголовного закона отягчающие обстоятельства (например, признака особой жестокости, хулиганских побуждений при обвинении в убийстве по ч. 2 ст. 105 УК и т.п.).

Исключение из обвинения ссылки на какую-либо норму УК (п. 2 ч. 8) является основанием для изменения государственным обвинителем обвинения только в том случае, если деяние подсудимого полностью охватывается составом другого преступления, которое изначально было указано (вменялось обвиняемому) в обвинительном заключении или обвинительном акте, — в противном случае будет иметь место фактически либо полный или частичный отказ от обвинения (ч. 7 ком. статьи), либо переквалификация обвинения, если соблюдены условия, предусмотренные для применения п. 3 ч. 8 ком. статьи). То есть переквалификация деяния на новое преступление, обвинение в котором ранее не предъявлялось и не было указано в обвинительном заключении или акте, может быть, но, во-первых, не по п. 2 ч. 8 ком. статьи, а во-вторых, если только это не означает поворот обвинения к худшему ввиду перехода к более тяжелому обвинению или нарушения права подсудимого на защиту (см. об этом ком. к ст. 252). «Основным ограничением при переквалификации преступления в суде является требование о том, чтобы объем нового обвинения составлял лишь часть прежнего обвинения, т.е. статья Особенной части, на которую переквалифицируются действия лица, должна предусматривать такое преступление, состав которого может рассматриваться как часть ранее вмененного лицу преступления». Мера наказания также не может быть повышена по сравнению с ранее назначенной.

Если же исключение из обвинения ссылки на норму УК вообще не сопровождается оставлением в нем ссылки на другое инкриминируемое подсудимому преступление, то в этом случае следуют полный отказ государственного обвинителя от обвинения и прекращение судом уголовного преследования (дела).

+Читать далее…

5. Переквалификация государственным обвинителем деяния в соответствии с нормой УК, предусматривающей более мягкое наказание (п. 3 ч. 8), также означает изменение им обвинения. При этом, однако, следует учитывать общий запрет на изменение (поворот) обвинения к худшему, предусмотренный ч. 2 ст. 252. Если статья или часть статьи УК, на которую переходит обвинитель, хотя и предусматривает более мягкое наказание, но включает такой состав, который не может рассматриваться как часть ранее вмененного лицу преступления, а значит, сопровождается и существенным изменением на деле фактических обстоятельств, то изменение обвинения практически равнозначно отказу обвинителя от обвинения, поскольку в таком случае суд вынужден будет оправдать подсудимого по этому новому обвинению, дабы избежать нарушения права обвиняемого на защиту. Так, например, изменение обвинения в вымогательстве, предусмотренном п. «б» ч. 3 ст. 163 УК (в целях получения имущества в крупном размере), на п. «в» ч. 2 той же статьи (вымогательство с применением насилия) — это, без сомнения, переквалификация в соответствии с нормой, предусматривающей более мягкое наказание (часть третья статьи 163 УК предусматривает максимальное наказание до 15 лет лишения свободы, тогда как часть вторая — лишь 7 лет). Однако новое обвинение существенно отличается по квалифицирующим признакам и фактической фабуле от прежнего, оно не было заранее известно и предъявлено обвиняемому, поэтому осуждение его по измененному таким образом обвинению было бы неправомерным.

6. Государственный обвинитель должен изложить суду мотивы полного или частичного отказа от обвинения, равно как и изменения обвинения в сторону смягчения со ссылкой на предусмотренные законом основания. При этом суд должен рассмотреть указанные предложения в судебном заседании с участием сторон обвинения и защиты на основании исследования материалов дела, касающихся позиции государственного обвинителя, и итоги обсуждения отразить в протоколе судебного заседания. Судебное решение, принятое в связи с полным или частичным отказом государственного обвинителя от обвинения или в связи с изменением им обвинения в сторону смягчения, может быть обжаловано участниками судебного производства или вышестоящим прокурором в апелляционном, кассационном или надзорном порядке.

Как копить деньги и не тратить их: советы экспертов

Не знаете, как копить деньги и не тратить их? Свои неудачи люди оправдывают разными отговорками: низкая зарплата, отсутствие силы воли, большие расходы. На самом деле достаточно изменить образ жизни и привнести в нее несколько полезных привычек, чтобы появились «лишние» деньги на сбережения.

Как заставить себя копить деньги?

Ошибочно считать, что копить должны только те, кто в чем-то нуждается. А привычку экономить ассоциировать с бедностью.

Стимулом к накоплению денег является желание сделать себя серьезным, независимым и ответственным человеком в финансовом плане.

Возможно, сейчас вы довольны зарплатой, но подумайте о будущем. Что будет через 20 лет? Уверены, что останетесь на прежнем рабочем месте? А вдруг нагрянет болезнь или необходимость в крупных покупках?

Как начать копить деньги и не тратить их: пошаговая инструкция

Как только появился стимул копить, переходите к реализации плана:

  • Перезвоните в банк и узнайте, какие действуют программы по накоплению.
  • Установите приложение, позволяющее вести учет расходов и доходов. Подобная таблица поможет понять, как научиться экономить деньги и копить их.
  • Проанализируйте затраты. Старайтесь избегать бесполезных покупок.
  • Определите, какую сумму нужно выделять каждый месяц на оплату ипотеки, коммунальных и других обязательных счетов.

Выберите способ накопления, подходящий вашему образу жизни. К примеру, одним удобно откладывать 10% от заработной платы, другим — фиксировано 500 рублей в месяц.

Создавая индивидуальный план накопления денег, не спешите. В течение недели вернитесь к его редактированию еще 2—3 раза.

Как быстро копить деньги: рабочие схемы

Чем сложнее финансовая часть жизни, тем больше времени и сил она отнимает (есть риск совершить ошибку). Найдите оптимальную схему накопления и четко следуйте ей.

Накопительный счет

К пластиковой или кредитной карте можно привязать «копилку». Ее легко пополнять, и в любой момент — снять сбережения.

Накопительный счет оформляйте в том же банке, клиентом которого являетесь. Между счетами можно свободно переводить деньги. К примеру, в Сбербанке можно детально узнать, как копить деньги при помощи их пластиковых карт.

К недостаткам можно отнести возможность снять средства в любой момент. Эта особенность расценивается и как преимущество, ведь непредвиденная ситуация может случиться в любой момент.

Банковский депозит с не снижаемым остатком

Банковский депозит — еще один способ копить деньги на черный день, но под выгодные процентные ставки.

Выбирая этот способ, учитывайте его недостатки:

  1. Ставка аннулируется при досрочном снятии всей суммы.
  2. Комиссия за транзакции.
  3. Расходные операции выполняются при клиенте.

Преимущество схемы: страх потери процентов поможет избежать необдуманных покупок.

Металлические счета

Металлические счета подходят для людей, опасающихся обесценивая валюты. Здесь не нужно покупать слитки золота — покупайте граммы. На счету будет отображаться их эквивалентная стоимость.

Следите за котировками драгоценных металлов, чтобы выгодно продать или купить. Такая стратегия накопления подойдет тем, кто может погрузиться в мир торговли и круглосуточно следить за рыночной стоимостью товара.

В тему: Как научиться экономить и копить деньги при маленьком доходе

Индивидуальный инвестиционный счет

Вы кладете на счет в банке конкретную сумму, доверяя сбережения банкирам. Они вкладывают средства в бизнес, затем возвращают деньги вкладчику с процентами.

Недостаток такого способа — нет страховки. Выбирайте проверенный банк с приличной репутацией.

Как правильно копить деньги на квартиру?

Копить на покупку жилья проще, чем кажется. У вас есть цель и мотивация, дело за малым — зарабатывать и откладывать.

Как копить деньги на квартиру:

  1. Откладывать часть зарплаты. Определитесь с примерной стоимостью квартиры и сроками. После этого создайте план или таблицу, сколько нужно откладывать каждый месяц, чтобы собрать сумму в срок.
  2. Взять кредит. Этот вариант можно рассматривать, если вам негде жить, и покупка квартиры необходима немедленно. Учитывайте, что по завершению кредитного срока, оплаченных денег могло бы хватить на 2—3 квартиры.

Недостаток первого способа — если у вас низкая зарплата, купить квартиру из накопленных средств получится как минимум через 10 лет.

Статья в тему: Как избавиться от долгов по кредитам за 11 шагов: инструкция и советы

Как перестать тратить деньги на ерунду?

Чтобы понять, как не тратить деньги на ерунду, заведите учет расходов и доходов. Так станет понятно, сколько средств ежедневно тратиться и на что конкретно.

Распространенная причина необдуманных покупок — кратковременное удовольствие. Покупая обновку, вы в течение 2 дней чувствуете эйфорию. Психологи советуют не спешить: возьмите вещь, походите с ней по магазину, разглядывая другие товары. Подумайте, действительно ли она вам нужна, задайте себе этот вопрос несколько раз. Желание что-то купить ослабнет, и вы сможете взять себя в руки.

Рекомендую: Как накопить на квартиру с зарплатой 30000, 20000, 50000 рублей?

Полезные советы и лайфхаки, как накопить нужную сумму

Людей можно разделить на две категории — те, которые умеют копить и те, кто умеет разумно тратить. Этому можно только научиться, прививая себе полезные финансовые привычки:

  • Составляйте список покупок на протяжении недели. Так вы будете уверены, что приобретете только необходимые продукты.
    Проверьте платные подписки, за которые автоматически списываются средства.
  • Изучите условия тарифного плана. Операторы подключают много платных услуг, о которых пользователи даже не догадываются.
  • Оформляйте и используйте скидочные карты. Способ поможет копить деньги не только взрослому, но и ребенку.
    Не тратьте накопления на другие покупки. Не важно, сломался телефон, день рождения у знакомого — средства из «копилки» должны потратиться на запланированную вещь.
  • Не сдавайтесь. Даже если сорвались и сделали необдуманную покупку, никогда не поздно осознать ошибку и продолжить идти к цели.
  • Ведите домашнюю бухгалтерию. Это поможет исключить необдуманные покупки, а также понять, на что тратиться зарплата. Кроме того, в конце дня вы сможете проанализировать свое финансовое поведение.
  • Тщательно обдумывайте каждую покупку. Не спешите.
    Не берите в долг. Это прививает привычку жить не по средствам.
    Заведите копилку (можно использовать банку). Складывайте в нее монеты и мелкие деньги.
  • Если у вас минимальная заработная плата, найдите способ откладывать ежемесячно хотя бы по 200 рублей.

Почему не получается копить: распространенные ошибки

Незнание финансовых механизмов и технологий накопления приводит к тому, что люди копят неправильно и совершают ошибки, которых можно избежать.

Вредные финансовые привычки и правильные способы копить деньги:

  • Откладывать остатки. Трудно строить планы, если не знаешь, сколько сможешь собрать за полгода. Кроме того, к концу месяца редко остается хоть что-то с зарплаты. Установите фиксированную сумму.
  • Игнорировать скидки. Не упускайте возможность сэкономить.
    Не знать, в какой валюте копить деньги. К примеру, сбережения будут потрачены на отдых в Европе. Значит, копите в евро.
  • Оставаться «в минусе» между зарплатами. Урегулируйте жизнь так, чтобы зарплаты хватало на все необходимое.
  • Отсутствие цели накопления. Наличие конкретной цели психологически подкрепляет стремление накапливать деньги.
  • Носить при себе крупные суммы. Будет соблазн купить что-то лишнее, поэтому ограничивайте бюджет.

В теории эти схемы просты, но на практике могут возникнуть проблемы. Не переживайте, со временем вы научитесь договариваться с собой, контролировать желания и эффективно копить деньги. Тогда все будет происходить на автомате.

Посмотрите видео в тему:

Рекомендую:

  • Как правильно продать квартиру без риэлтора: пошаговая инструкция + практические советы
  • Сайты для совместных покупок для организаторов: обзор 9 оптовых поставщиков
  • Верстка сайтов фриланс: перспективы заработка и сервисы для поиска работы
  • M1shop ru товарная партнерка: обзор офферов и перспектив заработка
  • Работа верстальщиком удаленно без опыта: 10 фриланс-бирж в сфере IT

Статья подготовлена редакцией сайта. Познакомьтесь с авторами блога

Если вы хотите получать свежие идеи о заработке в интернете в свой почтовый ящик, то введите свой e-mail-адрес в форму ниже. Как только я добавлю новый пост в блог, вы сразу же будете узнавать об этом. P.S. Не забудьте подтвердить подписку, перейдя по ссылке указанной в письме, которое придет на ваш e-mail.

100% полезный контент и никакого спама!

Использую для заработка:

  • etxt — заработок на написании статей от 20 руб / 1000 симв
  • Advego — заработок на написании статей и выполнении мелких заданий
  • Socpublic — простой заработок для новичков (клики, задания в соцсетях)
  • Qcomment — платят за комментарии от 3 до 50 рублеей
  • Воркзилла — выполнение заданий (от 100 рублей в час)
  • Кворк — все задания по 500 рублей
  • weblancer — биржа удаленной работы
  • МогуЗа — удаленная подработка (от 100 рублей)
  • Бестчендж — выгодный и безопасный обмен электронных денег, криптовалюты, вывод денег с кошельков на карты

Заработок для вебмастеров:

  • Адмитад — партнерка с оплатой за целевого клиента
  • Миралинкс — платят за размещение статей на своем сайте
  • Telderi — здесь можно купить сайт или YouTube-канал, приносящий пассивный доход, или продать свой ресурс

Ч. 1 ст. 285.1 УК РФ

Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Ч. 2 ст. 285.1 УК РФ

То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, – наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание.

Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером – семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Оглавление

Комментарий к ст. 285.1 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Объективная сторона преступления (состав является специальной нормой по отношению к ст. 285 УК) предполагает деяние в виде действия: расходования бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере (примечание к ст. 285.1 УК).
Нецелевой характер расходования возможен через нарушение правила адресности бюджетных трат, закрепленного бюджетным законодательством.

2. Преступление окончено с момента нецелевого расходования, т.е. списания денежных средств с соответствующего счета.

Комментарий к статье 285.1 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Преступления, предусмотренные ст. ст. 285.1 и 285.2 УК, помимо соответствующей закону деятельности властного публичного аппарата, посягают на отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов, и на принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. ст. 1, 28, 38 БК).

2. Бюджетом является форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В РФ существует трехуровневая бюджетная система, включающая в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты (ст. 10 БК).

3. Объективная сторона рассматриваемого преступления представлена действием – расходованием бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. Расходование бюджетных средств – это процедура финансирования, технически осуществляемая путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере санкционированного денежного обязательства в пользу физических и юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права (ст. 219 БК). Санкционирование денежного обязательства осуществляется органом, обеспечивающим кассовое обслуживание исполнения бюджета (Федеральное казначейство и его органы на местах, а при определенных бюджетным законодательством условиях – финансовые органы субъектов РФ и местного самоуправления), после проверки соответствия заявки на кассовый расход и иных представленных получателем бюджетных средств документов (так называемые “документы-основания”, например те или иные договоры) действующим кодам бюджетной классификации, установленным предельным размерам авансовых платежей, остаткам соответствующих лимитов бюджетных обязательств и проч. Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета установлен Приказом Министерства финансов РФ от 1 сентября 2008 г. Оно осуществляется в форме разрешительной надписи (акцепта), производимой уполномоченным работником органа, обеспечивающего кассовое обслуживание исполнения бюджета.

Следовательно, расходование бюджетных средств представляет собой процесс, состоящий из трех этапов:

1) принятие получателем бюджетных средств бюджетного обязательства путем заключения соответствующего договора, контракта;

2) подтверждение и санкционирование оплаты денежного обязательства;

3) списание денежных средств со счета.

Указанное обстоятельство необходимо иметь в виду при решении вопроса о моменте окончания анализируемого преступления.

4. Нецелевым согласно диспозиции комментируемой статьи является расходование бюджетных средств, которое не соответствует условиям их получения, определенным в следующих документах: а) утвержденный бюджет соответствующего уровня; б) бюджетная роспись; в) уведомление о бюджетных ассигнованиях; г) смета доходов и расходов; д) иной документ, являющийся основанием для получения бюджетных средств, например уведомление о лимитах бюджетных обязательств (см. ст. 6 БК и письмо Министерства финансов РФ от 9 сентября 2008 г.).

В общем виде формы расходов бюджетов, т.е. цели, на финансирование которых могут направляться бюджетные средства, действующим законодательством классифицированы на разделы и подразделы, единые для всех бюджетов бюджетной системы России. Это, например, общегосударственные вопросы (судебная система, фундаментальные исследования и проч.), национальная оборона (мобилизационная подготовка экономики, ядерно-оружейный комплекс), жилищно-коммунальное хозяйство и т.п. (ст. 21 БК). Бюджет соответствующего уровня, предусматривающий величину расходования бюджетных средств и цели, на финансирование которых они направляются (ст. 184.1 БК), принимается ежегодно на очередной финансовый год и плановый период в порядке, установленном разделом VII БК.

Исполнение бюджетов осуществляется на основе бюджетной росписи. Это документ, который составляется и ведется главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств в целях исполнения бюджета по расходам. В ней устанавливается распределение бюджетных ассигнований между нижестоящими распорядителями и получателями бюджетных средств; ее показатели доводятся до получателей до начала соответствующего финансового года (ст. 219.1 БК).

Уведомление о бюджетных ассигнованиях ранее являлось формой доведения показателей сводной бюджетной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств. Оно служило отправной точкой при самостоятельной разработке каждым получателем бюджетных средств сметы доходов и расходов (ст. ст. 220 – 221 БК в редакции до принятия Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ). Действующее законодательство, хотя и сохраняет само понятие уведомления о бюджетных ассигнованиях в контексте отдельных фактически ненаказуемых бюджетных правонарушений (см. ст. ст. 283, 294, 296 БК), не предусматривает, что показатели бюджетной росписи доводятся до получателей именно в такой форме (ч. 5 ст. 217 и ч. 2 ст. 219.1 БК). В настоящее время доведение показателей бюджетной росписи до получателей бюджетных средств осуществляется в форме уведомлений о лимитах бюджетных обязательств и предельных объемах финансирования.

Сведения о целях и объемах расходования бюджетных средств непосредственно каждым учреждением, государственным органом, органом местного самоуправления содержатся в бюджетной смете (ст. ст. 161 и 221 БК РФ), которая составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном соответствующим главным распорядителем бюджетных средств на основе общих требований, предусмотренных Приказом Министерства финансов РФ от 20 ноября 2007 г. N 112н “Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений”.

5. Конкретными проявлениями нецелевого расходования бюджетных средств являются финансирование расходов, не включенных в смету расходов и доходов; финансирование расходов, ошибочно включенных в смету, когда она не соответствует уведомлению о бюджетных ассигнованиях и иным документам, указанным выше; финансирование расходов в объеме большем запланированного за счет недофинансирования других расходов и т.п.

6. Преступление окончено в момент списания бюджетных средств со счета.

7. От административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП, данное преступление отличается, во-первых, крупным размером, а во-вторых, тем, что оно не может быть совершено юридическим лицом. В соответствии с примечанием к комментируемой статье крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая 1 млн. 500 тыс. руб.

8. С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом.

9. Субъект преступления специальный – должностное лицо (см. п. п. 8 – 11 комментария к ст. 285) получателя бюджетных средств. Получатель бюджетных средств – орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. Лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях (см. комментарий к ст. 201 УК), имеющих право на получение, например, субвенций из бюджета, не являются субъектом рассматриваемого преступления.

10. Поскольку при отсутствии разрешительной надписи расходование средств состояться не может, совершение оконченного преступления мыслимо лишь в случае ошибки либо халатности, допущенных при подтверждении денежного обязательства должностными лицами органа, исполняющего бюджет. В тех же случаях, когда должностные лица исполняющего бюджет органа, при отсутствии оснований для расходования бюджетных средств, умышленно и согласованно с должностным лицом получателя осуществляют разрешительную надпись, они должны нести ответственность за пособничество в совершении рассматриваемого преступления. В теоретически мыслимой ситуации умышленного совершения должностным лицом исполняющего бюджет органа разрешительной надписи при отсутствии признаков соучастия в анализируемом преступлении оно должно отвечать по ст. 285 УК.

11. Нецелевое расходование бюджетных средств считается совершенным группой лиц по предварительному сговору (п. “а” ч. 2 ст. 285.1 УК), если в его совершении участвовали два или более должностных лица получателя бюджетных средств, имея о том предварительную договоренность (например, директор и главный бухгалтер государственного учреждения). Сама специфика расходования бюджетных средств такова, что единоличное совершение рассматриваемого преступления маловероятно. Так, в силу п. 3 уже упоминавшегося Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств заявка на кассовый расход подписывается руководителем и главным бухгалтером либо иными уполномоченными руководителем получателя бюджетных средств лицами.

12. Особо крупным размером (п. “б” ч. 2 ст. 285.1 УК) признается сумма бюджетных средств, превышающая 7 млн. 500 тыс. руб.

13. Не может квалифицироваться как нецелевое расходование бюджетных средств размещение бюджетных средств на банковских депозитах и передача их в доверительное управление с нарушением правил, установленных бюджетным законодательством, а равно нецелевое использование должностными лицами Министерства финансов РФ или Центрального банка средств Фонда национального благосостояния. При наличии к тому оснований содеянное следует квалифицировать как превышение должностных полномочий (см. комментарий к ст. 286). В случае нецелевого использования средств Фонда национального благосостояния сотрудниками специализированных финансовых организаций (ст. 96.11 БК) они привлекаются к уголовной ответственности по ст. 201 УК (см. комментарий к ней). Если расходование бюджетных средств явилось способом безвозмездного противоправного обращения их в пользу виновного или других лиц, содеянное следует квалифицировать в зависимости от обстоятельств по ч. 4 ст. 159 или ч. 4 ст. 160 УК (см. комментарий к ним).

Комментарий к статье 285.1 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Объект преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ, – соответствующая закону деятельность публичного аппарата власти и управления в сфере бюджетных отношений.
Предметом преступления являются бюджетные средства (бюджетные ассигнования) – средства бюджетов различных уровней, за исключением средств государственных внебюджетных фондов.
Одним из условий нормального функционирования публичного аппарата власти и управления является финансирование его деятельности государством путем предоставления соответствующих бюджетных средств.
Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ)). Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

– федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов);

– бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ);

– местные бюджеты (разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований).

Бюджетная система РФ основана на принципах, перечисленных в ст. 28 БК РФ. Одним из них является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, в соответствии с которым бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ).
Объективная сторона рассматриваемого состава преступления выражается в действии – расходовании (трате) бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения этих бюджетных средств, совершенном в крупном размере. Указанные условия при этом определяются утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.

Бюджет – это документ об образовании и расходовании всего фонда денежных средств. Бюджетная же роспись предназначена для его практического исполнения и представляет собой документ о распределении доходов и расходов бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств.

Бюджетная роспись составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств в зависимости от уровня бюджетной системы: федеральным органом государственной власти, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления (главным распорядителем также может выступать наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета). В соответствии с бюджетной росписью главный распорядитель распределяет бюджетные средства между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств (орган государственной власти, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение), в свою очередь, распределяет полученные от главного распорядителя бюджетные средства между непосредственными подведомственными получателями бюджетных средств.

Получателями бюджетных средств являются: орган государственной власти, орган местного самоуправления, а также находящееся в ведении главного распорядителя (или распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

Бюджетным учреждением при этом признается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Показатели бюджетной росписи доводятся до сведения всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств в форме специального документа – уведомления о бюджетных ассигнованиях (т.е. о количестве выделенных бюджетных средств). Имея такую информацию, бюджетное учреждение составляет смету доходов и расходов, которая затем утверждается вышестоящим распорядителем бюджетных средств. Смета доходов и расходов представляет собой финансовый документ, содержащий информацию об образовании и расходовании денежных средств. В ней должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения: получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности. Бюджетное учреждение обязано использовать бюджетные средства строго в соответствии с утвержденной сметой.

Важно помнить, что уголовная ответственность по ст. 285.1 УК РФ наступает при нецелевом расходовании средств, поступивших получателю лишь из бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального или местного), но не из иных источников финансирования. Так, по конкретному делу Военная коллегия Верховного Суда РФ, отменив приговор в части осуждения бывшего начальника Главного управления МЧС России по Свердловской области за нецелевое расходование бюджетных средств, указала, что перечисление должностным лицом денежных средств, пожертвованных компанией ЗАО “Тургаз” Главному управлению МЧС для приобретения специальной пожарной техники, на иные цели, а именно на инвестирование строительства квартиры, состава преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ, не образует. Поступившие от ЗАО “Тургаз” денежные средства в состав доходов бюджета при составлении, утверждении и исполнении федерального бюджета не включались, были перечислены в Главное управление МЧС не в качестве бюджетных средств. На счет Главного управления МЧС денежные средства поступили из внебюджетного источника.

Для наступления уголовной ответственности необходимым условием является крупный размер нецелевого расходования бюджетных средств. В соответствии с примечанием к ст. 285.1 УК РФ крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая 1500000 рублей.

По конструкции объективной стороны состав преступления формальный. Преступление окончено с момента направления бюджетных средств на цели, не предусмотренные соответствующим документом, т.е. с момента списания их с лицевого счета бюджетного учреждения.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновное лицо осознает, что расходует выделенные бюджетные средства на цели, не соответствующие условиям их получения, и желает совершения этих действий.

Мотивы действий не имеют значения для квалификации деяния. Это могут быть личная заинтересованность, ложно понятые интересы службы и др. Однако если нецелевое расходование средств осуществляется в целях предотвращения наступления более существенного вреда, действия виновного следует рассматривать с учетом правил ст. 39 УК РФ (крайняя необходимость): например, в преддверии скорой зимы лицо направляет средства для обеспечения отопительного сезона вместо строительства участка дороги.

Субъект преступления специальный – должностное лицо получателя бюджетных средств, обладающее правом подписи соответствующих расходных документов.
Часть 2 ст. 285.2 УК РФ предусматривает более строгую ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств, совершенное группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК РФ) либо в особо крупном размере (в соответствии с примечанием к ст. 285.1 УК РФ – в сумме, превышающей 7,5 млн. рублей).

Какая предусмотрена ответственность за фальсификацию доказательств

Фальсификация доказательств – преступление, предусмотренное ст. 303 УК РФ. Ответственность наступает за фальсификацию доказательств по уголовному делу, административному и гражданскому, в том числе арбитражному. Кроме того, уголовное наказание грозит и за фальсификацию результатов оперативно-розыскной деятельности, причем не только для целей уголовного преследования, но и для причинения вреда деловой репутации, чести и достоинству, то есть в рамках гражданского дела.

Ответственность по ст. 303 УК РФ наступает только при наличии определенных условий:

  • Специальный субъект преступления – он отличается в зависимости от вида процесса и категории фальсифицируемых доказательств.
  • В ряде случаев необходимо наличие конкретной цели (целей) фальсификации доказательств или конкретных последствий, и если это отсутствует, то состава преступления не будет.

Статью 303 УК РФ можно назвать собирательной. Фактически она включает 4 состава преступления и, соответственно, состоит из 4 частей.

Уголовный процесс

Ответственность за фальсификацию доказательств по уголовному делу несут:

  1. Следователь, дознаватель, прокурор, адвокат (защитник). Цель фальсификации и последствия в данном случае значения не имеют. Ответственность наступает по ч. 2 ст. 303 УК РФ. Возможное основное наказание – ограничение свободы до 3 лет, принудительные работы на такой же срок или лишение свободы до 5 лет. В качестве дополнительного наказания может быть назначено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (профессиональная дисквалификация) на срок до 3 лет.
  2. Участники уголовного процесса (перечень не конкретизируется), если они сфальсифицировали доказательства по уголовному делу о тяжком/особо тяжком преступлении и (или) фальсификация повлекла тяжкие последствия (например, осуждение невиновного или оправдание виновного, причинение серьезного материального ущерба, тяжелое заболевание или смерть потерпевшего). Ответственность наступает по ч.3 ст. 303 УК РФ. Возможное наказание – лишение свободы до 7 лет с профессиональной дисквалификацией на срок до 3 лет.

Формулировка части 3 ст. 303 УК РФ относительно субъекта преступления неоднозначная. Он не обозначен вовсе. Учитывая наличие наказания в виде профессиональной дисквалификации, логично предположить, что субъектами должны быть те же самые лица, что перечислены в ч. 2 ст. 303 УК РФ. Однако специалисты, тем не менее, считают, что перечень должен включать не только следователя, дознавателя, прокурора и адвоката, но и всех других участников уголовного дела, а также их представителей. Иначе совершенная такими лицами фальсификация останется безнаказанной, в отличие от аналогичных действий в рамках гражданского или административного процесса.

  1. Оперативные сотрудники, которые сфальсифицировали результаты оперативно-розыскных мероприятий в целях уголовного преследования заведомо непричастного к преступлению лица. Ответственность наступает по ч. 4 ст. 303 УК РФ. Возможное наказание – лишение свободы до 4 лет, штраф до 300 тысяч рублей или в размере дохода за период до 12 месяцев либо профессиональная дисквалификация на срок до 5 лет.

Административный процесс

Фальсификация доказательств по административному делу влечет ответственность для следующих лиц:

  • Участники административного дела, рассматриваемого по правилам КАС РФ. К ним относятся стороны, прокурор, привлеченные в процесс заинтересованные лица, а также организации и физлица, обращающиеся в суд в защиту чужих интересов.
  • Представители участника административного дела, рассматриваемого по правилам КАС РФ.
  • Участники производства по делу об административном правонарушении, рассматриваемому по правилам КоАП РФ. К участникам относятся: лицо, привлекаемое к ответственности, потерпевший и прокурор.
  • Представители участника производства по делу об административном правонарушении, рассматриваемому по правилам КоАП РФ.
  • Лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, то есть принимать решение о привлечении к ответственности.
  • Лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.

Для всех вышеперечисленных лиц ответственность наступает по ч. 1 ст. 303 УК РФ. Возможное наказание – штраф 100-300 тысяч рублей или в размере дохода за период 1-2 года, обязательные работы до 480 часов, исправработы до 2 лет или арест до 4 месяцев. При наступлении тяжких последствий ответственность будет по ч. 3 ст. 303 УК РФ.

Гражданские дела

Гражданские дела – дела, рассматриваемые по правилам ГПК и АПК РФ. Фальсификация доказательств по гражданскому делу влечет ответственность только для участников процесса и их представителей. Деяние квалифицируется по ч. 1 ст. 303 УК РФ, а в случае наступления тяжких последствий – по ч. 3 ст. 303 УК РФ. Тяжкие последствия – признак оценочный. Это может быть, например, спровоцированное банкротство, незаконное взыскание, причинение серьезного ущерба иного характера, в том числе из-за вреда деловой репутации.

Согласно правилам ГПК РФ (ст. 186), участник процесса вправе заявить суду о подложности имеющегося в деле доказательства. В этом случае суд может назначить экспертизу для проверки заявленного факта или попросить представить иные доказательства.

Фальсификация доказательств по арбитражному делу предусматривает несколько иной порядок действий:

  1. Участник дела вправе заявить суду в письменной форме о фальсификации доказательств другим участником процесса.
  2. Суд разъясняет сторонам последствия сделанного заявления, в том числе уголовно-правового характера.
  3. Если сторона, представившая спорное доказательство, согласна, это доказательство исключается из дела.
  4. Если сторона, представившая спорное доказательство, возражает, суд проверяет обоснованность сделанного заявления, в том числе назначает производство экспертизы.
  5. Результаты рассмотрения заявления о фальсификации доказательств независимо от принятого судом решения отражаются в протоколе судебного заседания.

Установление факта совершения в рамках гражданского и арбитражного процессов преступления в виде фальсификации доказательств не входит в полномочия суда, рассматривающего дело. Максимум, что может сделать суд – провести проверку и, если факт подтвержден, исключить подложное доказательство.

Сделанные судом выводы могут лечь в основу направления заинтересованной стороной в прокуратуру, полицию или СК заявления о фальсификации доказательств. Вместе с тем, преступление, предусмотренное ст. 303 УК РФ, относится к делам публичного обвинения. Такие дела могут возбуждаться и без заявления потерпевшей стороны.

Какое доказательство считается сфальсифицированным

Фальсификация доказательств, как преступление, является умышленным действием. Мотивы виновного лица значения не имеют. Но важно, чтобы лицо специально подделало доказательство, исказило его информационное содержание с целью выдать за настоящее, подлинное. Если доказательство недостоверно из-за ошибок, опечаток или других неумышленных действий, состава преступления не будет.

Сфальсифицированными доказательствами могут быть:

  • вещественные доказательства;
  • протоколы;
  • документы;
  • видео-, аудио- и другие материалы.

Ложные показания и заключение эксперта, несмотря на то, что также являются доказательствами, составом преступления ст. 303 УК РФ не охватываются. Более того, это уголовно наказывается (по ст. 307 УК РФ) только, если такие показания или экспертное заключение фигурируют в уголовном деле.

Действия, образующие состав преступления

Преступление, предусмотренное ст. 303 УК РФ, совершается рядом действий, объединенных одним умыслом:

  1. Первично действия по фальсификации могут, в частности, заключаться в следующем:
  • изготовление полностью или частично ложного документа, протокола, материала;
  • внесение в документ, протокол, материал ложных сведений или исключение (уничтожение) правдивых;
  • подмена подлинной информации и (или) ее носителей недостоверными, искусственно созданными, полученными из недостоверного источника данными и (или) носителями;
  • подмена вещей (предметов), внесение в них изменений, искажающих информационное значение;
  • изменение порядка вещей на месте преступления (правонарушения) с тем, чтобы создать вместо истинной свою, нужную и при этом ложную картину обстоятельств произошедшего;
  • уничтожение доказательств.
  1. На втором этапе осуществляется выдача сфальсифицированных доказательств за достоверные, настоящие. Это может быть совершено путем представления доказательств следствию (дознанию) или суду. Если преступление совершается лицом, ведущим уголовное расследование или административное производство, действия, как правило, заключаются в приобщении сфальсифицированных доказательств к материалам дела.

Последствия фальсификации доказательств особой роли не играют. Они важны только для квалификации деяния по ч. 3 ст. 303 УК РФ, где предусмотрено наступление тяжких последствий в результате такого преступления. Вместе с тем, оценка самих действий, их последствий, а также мотивов и целей совершения фальсификации очень важна. В судебной практике есть примеры, когда дела по ст. 303 УК РФ прекращались из-за малозначительности содеянного и отсутствия общественной опасности.

Если преступление совершается должностным лицом, которое подделывает официальные документы, – это служебный подлог (ст. 292 УК РФ). Однако если речь идет о доказательствах, то действия квалифицируются по ст. 303 УК РФ – специальной норме по отношению к общей ст. 292 УК РФ.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *