Основания продления срока содержания под стражей

Содержание

Статья 109 УПК РФ

Статья 109. Сроки содержания под стражей

  1. Содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца.
  2. В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня в порядке, установленном частью третьей статьи 108 настоящего Кодекса, на срок до 6 месяцев. Дальнейшее продление срока может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения судьей того же суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя соответствующего следственного органа по субъекту Российской Федерации, иного приравненного к нему руководителя следственного органа либо по ходатайству дознавателя в случаях, предусмотренных частью пятой статьи 223 настоящего Кодекса, с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или приравненного к нему военного прокурора, до 12 месяцев.

(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 03.12.2007 N 323-ФЗ)

Примечание. О выявлении конституционно-правового смысла частей третьей – седьмой статьи 109 в их взаимосвязи с частью третьей статьи 237 данного документа см. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 N 23-П.

  1. Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, судьей суда, указанного в части третьей статьи 31 настоящего Кодекса, или военного суда соответствующего уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия в соответствии с подследственностью Председателя Следственного комитета Российской Федерации либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти), до 18 месяцев.

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 58-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

  1. Дальнейшее продление срока не допускается. Обвиняемый, содержащийся под стражей, подлежит немедленному освобождению, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 части восьмой и частью восьмой.1 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 05.06.2012 N 53-ФЗ)

  1. Материалы оконченного расследованием уголовного дела должны быть предъявлены обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, установленного частями второй и третьей настоящей статьи.
  2. Если после окончания предварительного следствия материалы уголовного дела были предъявлены обвиняемому и его защитнику позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, то по его истечении обвиняемый подлежит немедленному освобождению. При этом за обвиняемым и его защитником сохраняется право на ознакомление с материалами уголовного дела.
  3. В случае, если после окончания предварительного следствия сроки для предъявления материалов данного уголовного дела обвиняемому и его защитнику, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, были соблюдены, однако 30 суток для ознакомления с материалами уголовного дела им оказалось недостаточно, следователь с согласия руководителя следственного органа по субъекту Российской Федерации или приравненного к нему руководителя иного следственного органа вправе не позднее чем за 7 суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбудить ходатайство о продлении этого срока перед судом, указанным в части третьей статьи 31 настоящего Кодекса, или военным судом соответствующего уровня. Если в производстве по уголовному делу участвует несколько обвиняемых, содержащихся под стражей, и хотя бы одному из них 30 суток оказалось недостаточно для ознакомления с материалами уголовного дела, то следователь вправе возбудить указанное ходатайство в отношении того обвиняемого или тех обвиняемых, которые ознакомились с материалами уголовного дела, если не отпала необходимость в применении к нему или к ним заключения под стражу и отсутствуют основания для избрания иной меры пресечения.

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 N 98-ФЗ, от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

  1. Ходатайство о продлении срока содержания под стражей должно быть представлено в суд по месту производства предварительного расследования либо месту содержания обвиняемого под стражей не позднее чем за 7 суток до его истечения. Судья не позднее чем через 5 суток со дня получения ходатайства принимает в порядке, предусмотренном частями четвертой, восьмой и одиннадцатой статьи 108 настоящего Кодекса, одно из следующих решений:

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 58-ФЗ, от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 02.12.2008 N 226-ФЗ)

1) о продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела и направления прокурором уголовного дела в суд, за исключением случая, предусмотренного частью шестой настоящей статьи;

2) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя и освобождении обвиняемого из-под стражи.

8.1. В случаях, предусмотренных частью второй.1 статьи 221 и частью второй.1 статьи 226 настоящего Кодекса, по ходатайству прокурора, возбужденному перед судом в период предварительного расследования не позднее чем за 7 суток до истечения срока домашнего ареста или срока содержания под стражей, срок домашнего ареста или срок содержания под стражей может быть продлен до 30 суток.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 05.06.2012 N 53-ФЗ)

  1. Срок содержания под стражей в период предварительного следствия исчисляется с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до направления прокурором уголовного дела в суд.

Примечание. О выявлении конституционно-правового смысла части десятой статьи 109 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.03.2005 N 4-П.

  1. В срок содержания под стражей также засчитывается время:

1) на которое лицо было задержано в качестве подозреваемого;

2) домашнего ареста;

3) принудительного нахождения в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, по решению суда;

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

4) в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его Российской Федерации в соответствии со статьей 460 настоящего Кодекса.

Примечание. О выявлении конституционно-правового смысла части одиннадцатой статьи 109 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.03.2005 N 4-П.

  1. По истечении предельного срока содержания под стражей в случаях, предусмотренных пунктом 4 части десятой настоящей статьи, и при необходимости производства предварительного расследования суд вправе продлить срок содержания лица под стражей в порядке, установленном настоящей статьей, но не более чем на 6 месяцев.

(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

  1. В случае повторного заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого по тому же уголовному делу, а также по соединенному с ним или выделенному из него уголовному делу срок содержания под стражей исчисляется с учетом времени, проведенного подозреваемым, обвиняемым под стражей ранее.
  2. Рассмотрение судом ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей в его отсутствие не допускается, за исключением случаев нахождения обвиняемого на стационарной судебно-психиатрической экспертизе и иных обстоятельств, исключающих возможность его доставления в суд, что должно быть подтверждено соответствующими документами. При этом участие защитника обвиняемого в судебном заседании является обязательным.

(часть тринадцатая введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

  1. В случае, предусмотренном частью тринадцатой настоящей статьи, судья выносит постановление о рассмотрении вопроса о продлении срока содержания под стражей в отсутствие обвиняемого с указанием причин, по которым присутствие обвиняемого невозможно.

(часть четырнадцатая введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

Комментарий к статьям 109 УПК РФ

  1. Из правила, согласно которому мера пресечения в виде заключения под стражу применяется лишь по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, следует, что, если лишение свободы за данное преступление не предусмотрено вообще, а обвиняемый уклоняется от следствия и суда или препятствует расследованию, он подлежит розыску и принудительному приводу на допросы, очную ставку или для участия в другом следственном действии, в судебном разбирательстве, к нему может быть применена мера пресечения, не связанная с заключением под стражу, но и только. Закон не позволяет лишать до суда свободы тех, кому даже в случае признания их виновными по суду не может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Данное правило касается и тех, кто обвиняется в преступлении, за которое предусматривается наказание в виде лишения свободы до двух лет. Тем не менее в исключительных случаях заключение под стражу может быть применено и по делу о преступлении, за которое законом наказание в виде лишения свободы предусмотрено и на срок до двух лет. Все исключительные случаи перечислены в пунктах 1 – 4 части первой комментируемой статьи. Расширительному толкованию этот перечень не подлежит.
  2. Третье предложение части первой комментируемой статьи 108 УПК, появившееся в ней в последнее время (см. Федеральный закон от 2 декабря 2008 г. N 226-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Российская газета. 2008. 5 дек.), акцентирует внимание участников уголовного судопроизводства на том, что в основу судебного решения о применении меры пресечения в виде заключения под стражу могут быть положены только доказательства, т.е. материалы уголовного дела, обладающие признаками, указанными в статье 74 УПК (см. текст данной статьи и комментарий к ней). Данное законоположение призвано полностью исключить случаи, когда при принятии судебного решения о заключении под стражу принимаются во внимание представленные органами уголовного преследования сведения, полученные внепроцессуальными, оперативно-розыскными средствами, которые следственным путем еще не проверены или даже такой проверке вообще не поддаются (например, агентурные донесения).
  3. По поводу возникших на практике наиболее острых процедурных вопросов, связанных с судебным рассмотрением ходатайств органов уголовного преследования о заключении под стражу подозреваемого или обвиняемого, Верховный Суд дал следующие разъяснения. Если подозреваемый или обвиняемый не доставлен в судебное заседание в назначенное время, суд отказывает в удовлетворении указанного ходатайства по истечении 48-часового срока задержания. При этом отказ в удовлетворении ходатайства о заключении под стражу подозреваемого или обвиняемого ввиду того, что тот или другой скрылся или заболел, не препятствует повторному обращению органов уголовного преследования с ходатайством после создания соответствующих условий для обеспечения явки подозреваемого или обвиняемого. Если при рассмотрении ходатайства о заключении под стражу одной из сторон будет заявлено ходатайство об отложении судебного заседания для представления дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения, судья при наличии предусмотренных пунктом 3 части седьмой статьи 108 УПК оснований для продления срока задержания выносит постановление о таком продлении, но не более чем на 72 часа, и указывает дату и время, до которых продлевается срок задержания. Если в установленный срок дополнительные доказательства не поступят, судья проводит повторное заседание с участием сторон и на основе ранее поступивших материалов выносит соответствующее решение о применении меры пресечения в виде заключения под стражу либо об отказе в удовлетворении ходатайства об этом.
  4. В случаях, когда в судебное заседание не может явиться защитник, приглашенный подозреваемым или обвиняемым, а от защитника, назначенного в порядке части четвертой статьи 50 УПК, подозреваемый или обвиняемый отказался, судья, разъяснив последствия такого отказа, может рассмотреть вопрос о применении меры пресечения в виде заключения под стражу без участия защитника, если только участие последнего не является обязательным в силу требований статьи 51 УПК, т.е. когда подозреваемый является несовершеннолетним, страдает физическими или психическими недостатками, не владеет языком, на котором ведется судопроизводство, и т.д. В подобных случаях неявка приглашенного защитника в судебное заседание влечет обязанность дознавателя, следователя, прокурора принять меры к назначению защитника, а суд обязан продлить срок задержания и рассмотреть дело с участием сторон в установленный им же, судом, срок (пункты 5 – 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. N 1 “О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”).
  5. В отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления, судей, прокуроров существует особый порядок применения меры пресечения в виде заключения под стражу (см. статью 450 УПК и комментарий к ней).
  6. Порядок и условия содержания заключенных под стражу обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений определяются Федеральным законом от 15 июля 1995 г. “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” (СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2759) с послед. изм. и доп. Согласно этому Закону (статья 7) местами содержания заключенных под стражу подозреваемых и обвиняемых являются:

– следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;

– изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;

– изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых Пограничных войск Российской Федерации;

– в особых, определяемых упомянутым Законом случаях – учреждения, в которых уголовное наказание исполняется в виде лишения свободы.

  1. По общему правилу обвиняемый может находиться под стражей в стадии предварительного расследования в пределах двух месяцев. Этот срок исчисляется со дня фактического лишения свободы (ареста) гражданина и включает в себя не только время действия данной меры пресечения, но и время задержания по подозрению в преступлении, время нахождения под домашним арестом, в медицинском или психиатрическом стационаре, куда он на основании уголовно-процессуального решения может быть помещен в связи с производством экспертизы, а также время пребывания под стражей на территории иностранного государства, если заключение под стражу инициировано российской стороной в виде запроса об оказании правовой помощи на основании международного соглашения. Течение срока, о котором идет речь, заканчивается в день направления уголовного дела прокурору с обвинительным заключением для последующего направления в суд. С этой даты содержащийся под стражей обвиняемый закрепляется за прокурором, а затем – после направления дела в суд – за судом. Время пребывания под стражей после указанной даты к срокам, установленным комментируемой статьей, отношения не имеет. Сроки содержания обвиняемого под стражей в стадии судебного разбирательства регламентируются особо (см. текст статьи 255 УПК и комментарий к ней).
  2. В случае невозможности закончить предварительное расследование в срок до двух месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен в судебном порядке, детально регламентированном законом, в котором отдельное место отводится острейшим ситуациям, когда максимальный срок содержания обвиняемого под стражей недостаточен для полного ознакомления стороной защиты с материалами предварительного следствия.
  3. УПК не предусматривает права ни обвиняемого, ни защитника знакомиться с материалами следственного производства, на основании которых принимается судебное решение о применении меры пресечения в виде заключения под стражу и о продлении срока содержания обвиняемого под стражей. Но Конституционный Суд РФ считает, что данное обстоятельство “не препятствует обвиняемым, права и свободы которых затрагиваются судебными решениями об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или о продлении срока содержания под стражей, и их защитникам в ознакомлении с материалами, на основании которых принимаются эти решения” (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2003 г. “По жалобе гражданина Коваля Сергея Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями статей 47 и 53 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации” // Российская газета. 2003. 10 июня). Это положение подчеркивает и Верховный Суд РФ: суд не вправе отказать обвиняемому и его защитнику в удовлетворении ходатайства об ознакомлении с материалами дела, на основании которых принимается решение о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания обвиняемого под стражей (пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. N 1 “О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”.
  4. Как и прежде, за рамками закона остается в высшей степени практически важное положение, которое необходимо иметь в виду буквально в каждом случае судебного рассмотрения следственно-прокурорских ходатайств о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, а также о продлении срока содержания под стражей: судья не должен рассматривать вопрос о доказанности-недоказанности обвинения, обоснованности-необоснованности уголовного преследования. До тех пор, пока уголовное дело не поступило в суд с обвинительным заключением и не внесено в судебное разбирательство по существу, рассмотрение данного вопроса означало бы вмешательство в “чужую” процессуальную функцию (уголовного преследования), “суд до суда”. Данное положение, господствовавшее в теории и практике постреформенного уголовного судопроизводства Российской империи, неоднократно подчеркивал и Верховный Суд РФ как в своих общих разъяснениях, так и в решениях по отдельным уголовным делам в период действия УПК РСФСР 1960 г., когда судебный контроль за законностью и обоснованностью ареста носил еще не предварительный, а последующий характер, т.е. осуществлялся в форме рассмотрения жалоб стороны защиты. Сейчас он (Верховный Суд РФ) снова подчеркивает: рассматривая ходатайство органов уголовного преследования об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, судья не вправе обсуждать вопрос о виновности подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (пункт 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. N 1 “О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”).
  5. Действующий УПК не предусматривает права обвиняемого, но еще не осужденного и содержащегося под стражей, лично участвовать в заседании суда кассационной инстанции (непосредственно или путем использования систем видеоконференцсвязи) при рассмотрении жалобы стороны защиты на решение органов уголовного преследования о продлении срока содержания под стражей, заявлять отводы и ходатайства, знакомиться с позициями участников судебного заседания и дополнительными материалами, давать объяснения суду и приводить доводы в опровержение выводов противоположной стороны. Конституционный Суд РФ в этой связи определил, что данный пробел не может рассматриваться как лишающий обвиняемого права на обжалование процессуальных действий и решений суда и не освобождает суд кассационной инстанции от обязанности принимать окончательное решение по жалобе лишь при условии обеспечения обвиняемому возможности реализовать это право (Определение Конституционного Суда РФ от 25 марта 2004 г. “По жалобе гражданина Дмитренко В.П. на нарушение его конституционных прав частями второй и третьей статьи 376 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации” // Российская газета. 2004. 15 апр.).
  6. И в постановлении органа расследования о возбуждении ходатайства о продлении срока содержания под стражей, и в положительном судебном решении по данному вопросу должна быть указана точная дата окончания данного срока. Его продление, например, “до момента окончания ознакомления всех обвиняемых и их защитников с материалами уголовного дела и направления прокурором дела в суд” не допускается (Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ по делу Жернова и Смирнова // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 1. С. 17).
  7. В контексте части 13 комментируемой статьи иными обстоятельствами, позволяющими суду рассматривать ходатайство органов уголовного преследования о продлении срока содержания обвиняемого под стражей в его отсутствие, являются болезнь обвиняемого, стихийные бедствия, плохие метеоусловия, карантин в месте содержания под стражей (пункт 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. N 1 “О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”).
  8. Не вступившие в законную силу постановления судьи о применении к подозреваемому, обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу и о продлении срока содержания под стражей могут быть обжалованы в кассационном порядке, а вступившие в законную силу могут быть пересмотрены в надзорном порядке в соответствии со статьей 402 УПК (пункт 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. N 1 “О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”).

Если вам нужна помощь Адвоката

Cвязаться с адвокатом:

От каких налогов освобождены пенсионеры в РФ

Коммунальные платежи и налоги — это то, что существенно уменьшает доходы российских граждан. Особенно чувствительны такие затраты для социально уязвимых прослоек населения. С выходом на пенсию человек все еще обязан платить сборы в казну, но на некоторые из них распространяются федеральные и местные налоговые льготы.

Льготы пенсионерам по налогам

Наличие и размер налоговых преференций зависит от ряда факторов:

  1. Место проживания. Некоторых платежи идут в местные бюджеты и регулируются на региональном уровне. Условия их уплаты и величина льгот отдельным категориям отличаются от региона к региону.
  2. Размер налоговой базы. Будет ли человек платить определенный налог, зависит от того, что из облагаемого имущества он имеет.
  3. Тип пенсионного обеспечения. Согласно федеральному законодательству некоторые категории пенсионеров не платят налоги, независимо от места проживания.

Лица, имеющие право на федеральную льготу, которая полностью освобождает от уплаты налогов:

  • Герои СССР и РФ;
  • Граждане, имеющие Орден Славы трех степеней;
  • инвалиды 1–2 гр., инвалиды детства;
  • участники и ветераны боевых действий ВОВ и других операций по защите Родины;
  • ликвидаторы аварии на ЧАЭС и подобных катастроф;
  • военнослужащие некоторых категорий;
  • члены семей, потерявшие кормильца из-за его участия в боевых действиях.

Пенсионеры получают льготы на уплату транспортного, земельного, имущественного налогов. Для их оформления нужно подать в ФНС заявление о желании воспользоваться таким правом и предоставить необходимые документы.

На имущество физических лиц

Налог на недвижимость для пенсионеров компенсируется льготой на таких условиях:

  • преференция касается имущества, принадлежащего лицу, получающему пенсию от государства;
  • от налога освобождается только 1 объект собственности каждого вида недвижимости по выбору налогоплательщика;
  • льгота распространяется на имущество, не используемое для предпринимательской деятельности.

Освобождается от налогообложения по одному объекту из следующих категорий:

  • квартира или ее часть;
  • жилой дом или его часть;
  • хоз. постройка;
  • творческая мастерская;
  • гараж или машино-место.

Если в собственности пенсионера есть две квартиры, то за одну из них он должен платить сбор в казну в полном размере. Такой же порядок действует и в отношении других типов недвижимости. В заявлении следует уточнить, какое имущество нужно освободить от налога, иначе ФНС сделает это самостоятельно.

Земельный налог

Относится к региональным, поэтому размер льготы определяется местными нормативно-правовыми актами. Государство позаботилось о том, чтобы облегчить некоторым пенсионерам груз этого сбора. Согласно Налоговому кодексу от земельного сбора полностью освобождаются граждане из списка федеральных льготников.Обычные пенсионеры, независимо от региона проживания, не платят налог на земельный участок, площадь которого не превышает 6 соток. Например, в собственности гражданина есть участок 8 соток. В казну нужно заплатить только за 2 сотки. По сути, это право получить вычет размером 10000 рублей. Величина обязательной к уплате суммы за участок зависит от региона.

Транспортный

Льгота на транспортный налог для пенсионеров тоже рассчитывается на уровне регионов, так как сбор относится к местным. Например, в Москве преференцию на одну машину имеют ветераны, чернобыльцы, Герои РФ и СССР. Федеральные льготники полностью освобождены от уплаты средств в казну за ТС.На уровне государства прописано право пенсионера не платить налог за одно транспортное средство до 100 л. с. Общий размер платежа зависит от типа транспорта, мощности двигателя. Федеральный закон устанавливает определенную базу, но региональные власти вправе увеличить ставку.

Транспортным сбором облагаются следующие ТС:

  • автомобили;
  • мотоциклетный транспорт;
  • скутеры и прочее.

К исключениям относятся:

  • специально оборудованные ТС для инвалидов;
  • весельные или моторные лодки до 5 л. с.;
  • средства передвижения мощностью до 100 л. с., полученные в рамках программы соцзащиты.

Освобождение от уплаты госпошлины

Пенсионеры РФ могут не платить пошлину, если обращаются в суд по искам, связанным с назначением и получением пенсии. Важное условие – сумма требований не должна превышать 1 млн рублей. Во всех других случаях госпошлина уплачивается на общих основаниях.

Налог на доходы физических лиц

Подоходный налог не взимается с пенсии или других получаемых социальных выплат. Но работающий пенсионер должен отдавать часть заработанных средств государству. То же касается и предпринимателей: они обязаны платить все те же налоги, что и другие граждане.

Льготой от государства в рамках НДФЛ можно считать право получить имущественный вычет. Пенсионеры при покупке недвижимости могут вернуть сумму НДФЛ, уплаченную за 4 года – год регистрации права собственности и три предыдущих. Обязательное условие – подача налоговых деклараций за этот период.

Изменения 2020: все, что вы хотели знать о материнском капитале

2020 год ознаменовал собой ряд новшеств, связанных с социальной поддержкой материнства и детства. Изменились, в частности, суммы и порядок выплаты материнского капитала. Об этом сообщил во время ежегодного обращения к Федеральному собранию президент России В.В. Путин.

Размер материнского капитала и изменения в выплате

Глава государства заявил о новшестве, которое поразило и порадовало многих: выдавать материнский сертификат при рождении первого ребенка. Президент назвал сумму выплаты родителям первенца: с 1 января 2020 года она составит 466 617 рублей. Напомним, прежде материнский капитал выплачивали лишь при рождении второго или последующих детей. Президент озвучил и другие изменения, связанные с поддержкой материнства и детства.

Предлагаю увеличивать материнский капитал еще на 150 тысяч рублей. Право на эти дополнительные средства к материнскому капиталу семья получит при рождении уже второго ребенка.

Таким образом, общий размер материнского капитала для семьи с двумя детьми составит 616 617 рублей. И в дальнейшем он будет ежегодно индексироваться.

При этом считаю, что если в семье сейчас есть ребенок, то после рождения второго материнский капитал должен предоставляться ей уже в новом, увеличенном размере. А это, как уже сказал, 616 617 рублей.

Добавлю, мы уже приняли решение, что при рождении третьего ребенка государство «гасит» за семью 450 тысяч рублей ее ипотечного кредита, — отметил президент.

Отметим, что оформление документов на получение материнского капитала на рождение первенца планируют начать с весны нынешнего года.

Надеемся, что уже в марте-апреле люди смогут оформлять документы на материнский капитал и на ежемесячные пособия на детей, — сообщила член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб.

Как менялся размер материнского капитала

С момента старта этой формы государственной поддержки размер материнского капитала претерпевал изменения:

  • 2007 г — 250 000,00
  • 2008 г — 276 250,00
  • 2009 г — 312 162,50
  • 2010 г — 343 378,80
  • 2011 г — 365 698,40
  • 2012 г — 387 640,30
  • 2013 г — 408 960,50
  • 2014 г — 429 408,50
  • 2015 г — 453 026,00
  • 2016-2019 г — 453 026,00*
  • 2020 г — 466 617,00
*В 2016 году из-за сложной финансово-экономической ситуации Правительство РФ приняло решение не индексировать размер материнского капитала. Поэтому ежегодное повышение суммы заморозили вплоть до 2020 года.
Динамика роста размера материнского капитала с 2007 по 2020 гг. Источник: «Комсомольская Правда». © , Комсомольская Правда

Где оформить документы для получения сертификата на материнский капитал

Напомним, материнский капитал администрирует и выплачивает Пенсионный фонд РФ. Для получения выплат необходимо подать документы на сертификат, который оформляют один раз.

Документы можно подать любым удобным способом:

  • в территориальный отдел МФЦ;
  • в любой территориальный орган Пенсионного фонда России.

Информация о том, какие документы необходимо представить, а также бланк заявления отмечены в соответствующем разделе на сайте Пенсионного Фонда РФ.

Можно оформить и электронный сертификат на материнский капитал. Для этого необходимо подать заявление через личный кабинет на сайте Пенсионного фонда или на Портале госуслуг.

На какие цели можно потратить средства материнского сертификата

Адвокат Геннадий Кузьмин пояснил, на какие цели можно потратить материнский капитал:

Согласно ч. 3 ст. 7 закона № 256-ФЗ, сертификат на материнский капитал можно использовать, чтобы:

  • улучшить жилищные условия семьи;
  • оплатить обучение ребенка (в том числе старшего);
  • сформировать накопительную часть пенсии матери;
  • компенсировать покупку товаров и услуг, необходимых ребенку-инвалиду для социальной адаптации;
  • ежемесячно получать ежемесячное пособие на второго ребенка.

О выплате ежемесячного пособия на второго ребенка из средств материнского капитала

С 1 января 2020 года вырос размер ежемесячной выплаты из материнского капитала, в каждом субъекте по-разному. Как отмечается на сайте Пенсионного Фонда РФ, в среднем по России прожиточный минимум, в соответствии с которым определяется размер выплаты, увеличился до 11 тысяч рублей в месяц. Как и прежде, выплата предоставляется семьям, в которых второй ребенок был рожден или усыновлен начиная с 2018 года. Адвокат Геннадий Кузьмин обратил внимание пользователей Сети:

Согласно ст. 1 закона № 205-ФЗ от 02.08.2019 изменится порядок выплаты ежемесячного пособия на второго ребенка из средств материнского капитала;

  • порог среднедушевого дохода, при котором семья может его оформить, увеличится с 1,5 региональных прожиточных минимумов до 2-х;
  • изменится срок выплаты — с 1,5 до 3 лет с момента рождения ребенка.

Чтобы определить, имеет ли семья право на ежемесячную поддержку, необходимо разделить доходы родителей и детей за последний год на двенадцать месяцев и на количество членов семьи, включая второго ребенка. Если полученная величина окажется в пределах двух прожиточных минимумов трудоспособного населения в субъекте, можно подавать заявление в Пенсионный фонд на выплату.

Что будет с материнским капиталом при разводе супругов

Как быть, если семейная лодка идет ко дну и супруги, которым была ранее оказана эта господдержка, разводятся? Иногда развод происходит без споров и вопрос раздела имущества решается полюбовно. Но порой мирно урегулировать ситуацию не получается.

Материнский капитал не подлежит разделу при расторжении брака, — подчеркивает адвокат Елена Кондратьева. – Например, сертификат получен до расторжения брака супругами, при этом дети остались проживать с отцом. Сертификат находится на руках у мамы. Этот сертификат должен остаться у матери. Законодательство не предусматривает раздела сертификата между супругами.

То есть если сертификат на материнский капитал еще не был направлен по назначению, при разводе он остается у мамы ребенка.

В Верховном суде РФ пояснили, как быть, если до развода супругов материнский сертификат уже был использован на улучшение жилищных условий.

Закон о материнском капитале специально очертил круг субъектов, в чью собственность поступает жилое помещение, купленное или построенное на средства этого капитала. А еще этим законом установлен и вид собственности – общая долевая.

По Семейному кодексу (статьи 38 и 39) в случае развода разделу имущества между супругами подлежит только общее имущество, нажитое в браке. В этот перечень общего имущества входят и денежные выплаты, полученные каждым из супругов. Но общими будут лишь те денежные выплаты, которые не имеют специального целевого назначения. Это сказано в 34-й статье Семейного кодекса.

А средства материнского капитала по закону имеют целевое назначение. Они не могут являться совместно нажитым имуществом, а значит, не подлежат разделу между супругами. Дети, сказано в законе, должны признаваться участниками долевой собственности на объект недвижимости, купленной на материнский капитал. Причем неважно, деньги были потрачены на это целиком или частью. Поэтому дом, даже недостроенный, надо делить на всех, как того требует Семейный кодекс и закон о материнском капитале.

Срок действия программы материнского капитала

Этот период озвучил во время ежегодного обращения к Федеральному собранию президент России В.В. Путин:

Программа рассчитана на период до 31 декабря 2021 года. Знаю, что часто звучит волнующий для многих людей вопрос: что государство намерено делать после 31 декабря 2021 года? Мы продлим эту программу минимум до 31 декабря 2026 года.

А вы уже оформили документы для получения сертификата на материнский капитал?

Как заполнить декларацию об объекте недвижимого имущества?

Заполнить декларацию об объекте недвижимого имущества необходимо в соответствии с требованиями действующего законодательства. Такой документ позволит произвести регистрацию права собственности на сооружение, возведенное без получения предварительного разрешения соответствующей организации. К ним относятся дачные постройки и садовые домики.

Правила регистрации

Чтобы недвижимый объект стал предметом имущественных прав, то есть производить с ним гражданско-правовые сделки, он должен пройти регистрацию в Росреестре и получить свой уникальный кадастровый номер, дающий возможность оформить его в собственность. Положения ФЗ-218 устанавливают обязательность проведения регистрационной процедуры и порядок оформления документов. В последнее время была обновлена форма декларации и правила её заполнения

В настоящее время оформить дачное владение в собственность можно без разрешительной документации на имущество, без строительной документации. Кроме того, допускается подача документов на регистрацию даже при отсутствии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, строительного проекта или кадастрового паспорта.

Так, к декларации должен прилагаться технический план недвижимости. Его составляют кадастровые инженеры или специалисты БТИ. Процедура производится в упрощенном порядке.

Обязательные условия

Декларация может быть принята к регистрации, если соблюдены следующие условия:

  1. Земля должна принадлежать заявителю на праве собственности. Другие виды прав не дают возможности воспользоваться дачной амнистии.
  2. Участок имеет дачное, садовое либо огородное предназначение.
  3. Возведенное строение не имеет разрешительной документации и считается самовольным.
  4. Дом не выходит за пределы участка.
  5. Строение не может быть выше 4 этажей.
  6. Проживающие в нем люди должны иметь родственную связь с заявителем.

Основным преимуществом использования упрощенного порядка оформления недвижимости по стандартной декларации является необязательность получения разрешительной документации на проведение строительных работ.

Что представляет собой декларация об объекте недвижимого имущества и для чего она используется

Статьей 51 ГДК РФ предоставлена возможность гражданам не оформлять разрешительные документы для возведения строений, если:

  • Производится постройка гаража на территории, не предназначенной для ведения коммерческой деятельности;
  • Строятся вспомогательные помещения (например подсобные и пр.);
  • Осуществляется преобразование капитальных строений, когда их главные конструктивные характеристики остаются без изменений, то есть не проводится существенная переделка.

В этих ситуациях заполняется декларация на объект недвижимого имущества для регистрации права собственности, которая содержит все технические характеристики здания.

На основании статьи 23.5 ФЗ-122 от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закона) такая декларация является единственным документом, который необходимо представить в Росреестр для регистрации своих правомочий. Подтверждать внесенную в неё информацию не нужно!

Как заполнить декларацию о недвижимости

Приказом Минэкономразвития России от 13.12.10г. №62 установлена форма декларации и порядок её заполнения. Документ может быть подготовлен на бумажном носителе или в форме электронного файла. При этом стоит учитывать:

  1. Бумажный вариант оформляется на листах формата А4, которые должны быть прошиты между собой;
  2. Электронный документ готовится в формате XML. Отправляется только форма, удостоверенная усиленной цифровой подписью обратившегося лица, системные требования к сертификату ключа необходимо выяснять на сайте Росреестра и делать это нужно прямо перед направлением документа, так как такие сведения могут изменяться в зависимости от новшеств в операционной системе. ЭЦП и сам документ может проверяться в срок до шестидесяти дней с момента их ввода на сайте службы.

Скачать бланк декларации об объекте недвижимости

Документ заполняется собственноручно заявителем в двух экземплярах. Сведения вносятся в печатном виде без сокращений. Все графы подлежат заполнению, прочерки проставляются лишь в исключительном случае. Отсутствие значений в графе отмечается прочерком. В графах проставляется:

  • В информации об адресе объекта указывается его место расположения, законно присвоенного дому почтового адреса. При его отсутствии, указывается наименование субъекта РФ, населенного пункта, улицы и прочее;
  • При проставлении вида сооружения отметка напротив подходящего наименования: для дома отмечается графа – здание, для частного строения – жилой дом, для бани или сарая – иное сооружение, квартира или комната – помещение, гараж относится к сооружениям, незавершенные постройки вносятся в графу кадастрового номера, комната отмечается под кадастровым номером квартиры;
  • Когда в здании регистрируется единственное помещение, ему присваивается кадастровый номер самого здания. Если строений несколько, декларация составляется на каждое;
  • В техническом описании имущества вносится общая площадь в кв. м. не учитывая величину балкона, веранды, лоджии и террасы. Все размеры округляются: длина — до 1 метра, для подземных сооружений глубина – до 0,1 м., площадь – до 0,1 кв. м., объем – до 1 куб. м., высота – до 0,1 м. Для незавершенных объектов указывается степень готовности в % рассчитываемая по формуле:

Степень готовности = 100 х стоимость реально выполненных работ / общую сумму строительных работ (указывается из сметы в рублях);

  • Используемые строительные материалы;
  • Год завершения строительства здания;
  • Наличие подведенных к дому коммуникаций на газ, воду, электричество и канализацию;
  • Правообладателем указываются паспортные данные заявителя, его СНИЛС и место регистрации. Ели земельная территория принадлежит юридическому лицу, то проставляются его реквизиты;
  • Сведения об общей собственности должны заполняться, если существует общая доля в имуществе. При этом указывается доля в виде простой дроби;
  • По окончании проставляется дата заполнения документа проставляется подпись и ФИО лица.

Образец заполнения можно увидеть на сайте ИФНС России либо на стендах многофункциональных центров.

Теперь могут подаваться данные не только о виде и назначении имущества, но и его полное наименование. Кстати, сооружения могут относиться к животноводческому, топливно-энергетическому или транспортному комплексам. На основании поданной документации владелец вправе оформить новый кадастровый паспорт и план земельной территории, но только если у него все остальные бумаги отвечают требованиям действующего законодательства. По окончании регистрационной процедуры прежний объект снимается с учета, а новый заносится в государственный кадастр с измененными данными о возведенных сооружениях с присвоением ему нового индивидуального номера и кода квартала, где располагается такое имущество.

В документе необходимо указать цель строительства объекта.

Налоговая декларация на иную недвижимость

Часто в практике встречаются случаи, когда имущественный объект является долевой или совместной собственностью, которое входит в общее владение. Это касается некоммерческих объединений, образованных большим количеством физических лиц либо организацией. При этом в форме установленного образца нужно будет указать величину доли, представленной в виде простой дроби.

Дачная амнистия позволит за небольшое время легализовать строения, возведенные на садовом участке, а также оформить право собственности на землю, предоставленную для организации подсобного или фермерского хозяйства, садоводства.

Как получить адрес недвижимости

Чтобы прописаться в доме, построенном на участке земли, выделенного под дачу, нужно оформить его адрес. Он может быть присвоен местным муниципалитетом на основании обращения владельца объекта.

К заявлению потребуется приложить правоустанавливающий акт на участок и строение на нем. Срок присвоения адреса не может занимать более одного месяца со дня получения обращения. Наличие адреса дает возможность получить право собственности на имущество, а также прописаться в нем.

Необходимо помнить, что подавая декларацию для проведения процедуры регистрации правомочий собственника, заявитель такими действиями подтверждает указанные в ней данные. Если сведения при проверке окажутся недостоверными, то владелец может быть привлечен к административной ответственности и подвергнут наложению санкций. По окончании регистрационного процесса, вся документация передается в кадастровую палату для внесения информации об объекте на кадастровый учет.

В соответствии с положениями статьи 18 Закона, бумаги, представляемые с исправлениями и подписками, зачеркнутыми словами и заполненные карандашом, с повреждениями, не дающими однозначно определить их содержание, не принимаются на регистрацию. Поэтому декларация должна быть заполнена без различных помарок, чтобы не пришлось составлять её снова.

Оформление такого документа удостоверяет факт создания имущественного объекта и подается в пакете документов, требуемых для внесения его в государственный реестр. В нем выделяются различные виды недвижимости: здание, помещение, сооружение, незавершенное строительство.

Законодательство о дачной амнистии существенно упростило регистрационную процедуру дачного строительства. Она позволяет не только совершать операции со своими постройками, но и застраховать свое имущество в непредвиденных ситуациях. Кроме того, собственники значительно освобождены от дополнительных трат на проведение кадастровых работ и существенно сокращено время оформления, когда были исключены бюрократические препоны.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *