Отказ от иска госпошлина возвращается АПК

Содержание

В связи с возникающими в судебной практике вопросами, касающимися применения законодательства о государственной пошлине, уплачиваемой при обращении в арбитражный суд, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.

Уплата государственной пошлины при обращении в арбитражный суд

1. Согласно пункту 1 статьи 333.16, пункту 1 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) под государственной пошлиной по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, понимается сбор, взимаемый с физических лиц и организаций в связи с рассмотрением дел или совершением отдельных процессуальных действий в арбитражном процессе.

Исходя из положений пунктов 1, 3 и 8 статьи 45, статьи 333.17 НК РФ плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

Вместе с тем по смыслу статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) граждане и организации вправе вести свои дела в арбитражном суде через представителей. Согласно пункту 1 статьи 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. В этом случае уплата государственной пошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого.

В платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

Поскольку государственная пошлина может быть уплачена через представителя, по смыслу пунктов 3, 6 статьи 333.40 НК РФ заявление о возврате, зачете излишне уплаченной государственной пошлины также может быть подано представляемым либо его представителем.

Возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины осуществляется на указанный в заявлении банковский счет, таким счетом может быть банковский счет представителя.

2. В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, уплачивается в федеральный бюджет.

Если к исковому заявлению, иному заявлению, жалобе приложен документ, подтверждающий уплату истцом, заявителем государственной пошлины за рассмотрение дела арбитражным судом не в федеральный бюджет, арбитражный суд исходя из части 1 статьи 128, части 1 статьи 263, части 1 статьи 280 АПК РФ выносит определение об оставлении искового заявления, иного заявления, жалобы без движения, указывая в нем срок, в течение которого плательщику следует представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в федеральный бюджет.

В этом случае в таком определении или в ином судебном акте указывается на возврат ошибочно уплаченной государственной пошлины.

При непредставлении истцом, заявителем в определенный арбитражным судом срок документа, подтверждающего уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайства об отсрочке, рассрочке, уменьшении размера государственной пошлины, освобождении от ее уплаты исковое заявление, иное заявление, жалоба возвращаются в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 129, пунктом 5 части 1 статьи 264, пунктом 4 части 1 статьи 281 АПК РФ.

3. По смыслу подпункта 2 пункта 1, пунктов 3, 6 статьи 333.40 НК РФ заявление (жалоба) может быть подано в арбитражный суд в течение трех лет с момента уплаты государственной пошлины за его (ее) подачу.

Если в случае возвращения заявления, жалобы государственная пошлина фактически не была возвращена плательщику из бюджета, сумма государственной пошлины может засчитываться в счет уплаты государственной пошлины в связи с повторным предъявлением аналогичного или иного обращения в арбитражный суд при условиях, что не истек трехгодичный срок со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет и к повторному обращению приложен подлинный документ об уплате государственной пошлины при наличии оснований для ее возврата из бюджета в полном размере либо копия документа об уплате государственной пошлины, заверенная судьей, при наличии оснований для ее частичного возврата из бюджета, копия судебного акта о возврате государственной пошлины, заверенная судьей и содержащая гербовую печать арбитражного суда.

Необходимо иметь в виду, что возможен зачет такой излишне уплаченной пошлины, которая была уплачена в связи с рассмотрением дела в любом из арбитражных судов Российской Федерации.

Аналогично решается вопрос и о зачете излишне взысканной государственной пошлины.

4. Применительно к пункту 6 статьи 52 НК РФ сумма государственной пошлины исчисляется в полных рублях: сумма менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля.

5. Согласно пункту 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Таким образом, при подаче исковых заявлений, иных заявлений и жалоб государственная пошлина уплачивается в размере, установленном на момент обращения в арбитражный суд. Данное правило действует при оставлении указанных заявлений без движения или предоставлении по ним отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины.

Если в суд обратилось лицо, освобожденное от уплаты государственной пошлины, а к моменту принятия судом решения ставки государственной пошлины возросли, и решение суда принято в пользу заявителя, с лица, не в пользу которого принят судебный акт, государственная пошлина взыскивается по ставкам, действовавшим в момент обращения заявителя в суд.

6. В случае, если после обращения истца в арбитражный суд изменились установленные законодательством о налогах и сборах размеры ставок государственной пошлины, государственная пошлина, подлежащая уплате в связи с увеличением истцом размера исковых требований после обращения в суд, исчисляется по ставкам, действовавшим в момент подачи ходатайства об увеличении размера исковых требований.

7. Согласно пункту 1 статьи 333.41 НК РФ отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины может быть предоставлена по ходатайству заинтересованного лица на срок до окончания рассмотрения дела, но не более чем на один год.

После предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины арбитражный суд вправе повторно предоставить такую отсрочку, однако в силу пункта 1 статьи 64, пункта 1 статьи 333.41 НК РФ общий срок предоставления отсрочек не должен превышать одного года.

8. Предоставление отсрочки уплаты государственной пошлины лицу, имущественное положение которого не позволяет исполнить обязанность по уплате государственной пошлины на этапе обращения в арбитражный суд, направлено на обеспечение доступности правосудия и реализацию права на судебную защиту, одной из целей которой является своевременность восстановления нарушенных прав и законных интересов заинтересованного лица.

Поскольку с принятием искового заявления, заявления, апелляционной (кассационной) жалобы и возбуждением судебного производства цель обеспечения беспрепятственного доступа к суду достигнута, то приостановление производства по делу не может рассматриваться в качестве основания для приостановления течения срока, на который была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.

9. При предъявлении несколькими истцами искового заявления, содержащего единое требование (например, при заявлении иска об истребовании из чужого незаконного владения имущества, находящегося в общей собственности, иска о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением должником обязательства перед солидарными кредиторами), государственная пошлина уплачивается истцами в равных долях в размере, установленном НК РФ для указанного требования (пункт 2 статьи 333.18 НК РФ). Если же сумма иска фактически складывается из самостоятельных требований каждого из истцов (например, при заявлении требований, вытекающих из обязательства с долевой множественностью лиц на стороне кредитора, требований о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности имуществу нескольких лиц), государственная пошлина уплачивается каждым из истцов исходя из размера заявляемого им требования.

Вместе с тем частью 3 статьи 46 АПК РФ предусмотрено, что уплата государственной пошлины по делу может быть поручена соистцами одному или нескольким из них.

Возврат и взыскание государственной пошлины, возмещение расходов по ее оплате

10. В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 данного Кодекса.

В указанном случае надо иметь в виду, что государственная пошлина возвращается лишь тогда, когда уменьшение размера исковых требований принято арбитражным судом (части 1, 5 статьи 49 АПК РФ). На возвращение государственной пошлины истцу может быть указано в определении, решении или постановлении арбитражного суда.

11. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения по основаниям, предусмотренным статьями 148 и 150 АПК РФ.

Вместе с тем при прекращении производства по делу в связи с отказом истца (заявителя) от иска (заявления) следует учитывать, что государственная пошлина не возвращается, если установлено, что отказ связан с добровольным удовлетворением ответчиком (заинтересованным лицом) заявленных требований после подачи искового заявления (заявления) в арбитражный суд (абзац третий подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ).

В этом случае арбитражный суд должен рассмотреть вопрос об отнесении на ответчика (заинтересованное лицо) расходов по уплате государственной пошлины исходя из положений статьи 110 АПК РФ с учетом того, что заявленные в суд требования фактически удовлетворены.

В случаях прекращения производства по делу, оставления заявления без рассмотрения на стадии производства в арбитражном суде апелляционной (кассационной) инстанции вопросы о возврате сумм государственных пошлин, уплаченных как при рассмотрении дела в суде первой инстанции, так и при рассмотрении дела в суде апелляционной (кассационной) инстанции, разрешаются судом, прекратившим производство по делу, оставившим заявление без рассмотрения, аналогичным образом. Вместе с тем, если указанные вопросы не были разрешены в судебном акте суда апелляционной (кассационной) инстанции, лицо, участвующее в деле, вправе обратиться с заявлением об их разрешении в суд первой инстанции (часть 2 статьи 112 АПК РФ).

В таком же порядке разрешается вопрос о возврате уплаченной при подаче апелляционной (кассационной) жалобы государственной пошлины в случае прекращения производства по данной жалобе.

12. Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты. При отказе истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины, от иска в связи с добровольным удовлетворением его требований после обращения в арбитражный суд производство по делу прекращается и решение не в пользу ответчика не принимается, в силу чего в этом случае государственная пошлина в бюджет с ответчика не взыскивается.

У суда также отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины (статья ЗЗ3.37 НК РФ).

13. В случае если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, а истцу, в пользу которого принят судебный акт, которым заканчивается рассмотрение спора по существу, была предоставлена отсрочка ее уплаты и государственная пошлина истцом не уплачена, государственная пошлина не взыскивается с ответчика, поскольку отсутствуют основания для ее взыскания в федеральный бюджет.

14. Если апелляционная, кассационная жалоба, заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора были поданы освобожденным от уплаты государственной пошлины ответчиком по делу, государственная пошлина за подачу соответствующего обращения не может быть взыскана с истца, против которого принято постановление суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, так как истец не подавал апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора и не является ответчиком по делу. Таким образом, в этих случаях государственная пошлина не взыскивается.

15. По общему правилу, если после истечения срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате государственной пошлины, дело не рассмотрено, суд выносит определение о взыскании с истца, заявителя неуплаченной им государственной пошлины, подлежащее в силу статьи 187 АПК РФ немедленному исполнению.

16. В тех случаях, когда до окончания рассмотрения дела государственная пошлина не была уплачена (взыскана) частично либо в полном объеме ввиду действия отсрочки, рассрочки по уплате госпошлины, увеличения истцом размера исковых требований после обращения в арбитражный суд, вопрос о взыскании неуплаченной в федеральный бюджет государственной пошлины разрешается судом исходя из следующих обстоятельств.

Если суд удовлетворяет заявленные требования, государственная пошлина взыскивается с другой стороны непосредственно в доход федерального бюджета применительно к части 3 статьи 110 АПК РФ. При отказе в удовлетворении требований государственная пошлина взыскивается в федеральный бюджет с лица, увеличившего размер заявленных требований после обращения в суд, лица, которому была дана отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины.

17. Исполнительные листы на взыскание государственной пошлины следует выдавать по истечении десяти дней после вступления в законную силу судебного акта о взыскании государственной пошлины и при отсутствии в деле информации о том, что государственная пошлина уплачена добровольно (подпункт 2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ).

В исполнительном листе на взыскание государственной пошлины должно содержаться указание на ее взыскание в доход федерального бюджета.

Расчет и удержание процентов и пеней при выдаче исполнительных листов на взыскание государственной пошлины арбитражные суды не производят.

В соответствии с частью 3 статьи 319 АПК РФ исполнительные листы на взыскание государственной пошлины в федеральный бюджет направляются арбитражным судом в налоговый орган по месту нахождения должника.

18. По смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.

В случае, когда решение принято против нескольких ответчиков, понесенные истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины взыскиваются судом с данных ответчиков как содолжников в долевом обязательстве, независимо от требований истца взыскать такие расходы лишь с одного или нескольких из них.

19. Законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах не предусмотрено освобождение надлежащего ответчика от обязанности по возмещению судебных расходов по уплате государственной пошлины в связи с тем, что он не наделен полномочиями самостоятельно (в отсутствие правового акта иного лица, органа власти, в том числе суда) совершить действия, позволяющие истцу реализовать свои права, законные интересы, о защите которых он обратился в суд (например, при обращении в суд с требованием к уполномоченному федеральному органу исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости; с требованием к федеральному органу исполнительной власти по интеллектуальной собственности об оспаривании решения этого органа об отказе в признании недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку ввиду злоупотребления правом правообладателем).

20. Судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, лицами, не участвовавшими в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, в связи с подачей ими апелляционной, кассационной жалоб, могут быть возмещены этим лицам по правилам главы 9 АПК РФ.

21. В силу главы 25 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком — лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.

Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.

Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.

В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).

Уплата (освобождение от уплаты) государственной пошлины и распределение расходов, связанных с ее уплатой, по отдельным видам обращений в арбитражный суд, а также в отношении отдельных категорий плательщиков

22. Если в заявлении, поданном в арбитражный суд, объединено несколько взаимосвязанных требований неимущественного характера, то по смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ уплачивается государственная пошлина за каждое самостоятельное требование. Так, например, по исковому заявлению о признании права собственности на три отдельных объекта недвижимости государственная пошлина в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ составит 12000 рублей (4000 рублей х 3).

В случае если после возбуждения производства по делу арбитражный суд выделил одно из предъявленных требований в отдельное производство (часть 3 статьи 130 АПК РФ), то расходы по уплате государственной пошлины, понесенные при предъявлении данного требования, взыскиваются со стороны, против которой принят судебный акт по делу, образованному в результате выделения требования в отдельное производство, по правилам статьи 110 АПК РФ. Расходы по уплате государственной пошлины, понесенные в связи с предъявлением остальных заявленных требований, распределяются между лицами, участвующими в деле, по правилам статьи 110 АПК РФ по итогам разрешения дела, в рамках которого эти требования рассмотрены.

23. При частичном удовлетворении требования неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку (например, требования о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок), расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу.

24. При применении подпункта 2 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ следует иметь в виду, что использованное в нем для целей исчисления государственной пошлины понятие спора о признании сделки недействительной охватывает как совместное предъявление истцом требований о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности, так и предъявление истцом любого из данных требований в отдельности. С учетом этого размер государственной пошлины при обращении в арбитражный суд с исковым заявлением о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности составляет 4000 рублей.

25. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений неимущественного характера, в том числе заявлений о признании права, заявлений о присуждении к исполнению обязанности в натуре, уплачивается государственная пошлина в размере 4000 рублей. Указанное положение подлежит применению с учетом того, что исходя из части 2 статьи 103 АПК РФ исковые заявления о признании права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения относятся к исковым заявлениям о признании права.

Споры по заявлениям об исключении имущества из описи также не относятся к имущественным спорам; государственная пошлина по ним уплачивается в размере 4000 рублей.

26. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ государственная пошлина уплачивается при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными.

При применении этого положения нужно учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 329 АПК РФ заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагаются. Кроме того, из содержания указанной правовой нормы следует, что по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы, заявления о принятии обеспечительных мер и иные обращения в арбитражный суд.

27. В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявления об обеспечении иска уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей.

Исходя из смысла названной правовой нормы к заявлениям об обеспечении иска относятся указанные в части 1 статьи 90 АПК РФ заявления, направленные на обеспечение иска, и заявления, направленные на обеспечение имущественных интересов.

В связи с этим необходимо учитывать, что за упомянутое в части 4 статьи 90 АПК РФ заявление о принятии обеспечительных мер, подаваемое в арбитражный суд лицами, указанными в части 3 данной статьи и в статье 99 АПК РФ, уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей.

Государственная пошлина подлежит уплате по каждому заявлению об обеспечении иска, в том числе по делам о банкротстве, независимо от того, какое количество мер по обеспечению иска указал заявитель в одном заявлении.

Если при подаче заявления об обеспечении иска государственная пошлина заявителем не уплачена, арбитражным судом применяются правила, изложенные в части 6 статьи 92, части 2 статьи 93 АПК РФ.

В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной, кассационной жалобы на определение об обеспечении иска или на определение об отказе в обеспечении иска государственная пошлина не уплачивается.

Главой 25.3 НК РФ также не предусмотрена уплата государственной пошлины при заявлении ходатайств о встречном обеспечении и отмене обеспечения иска (статьи 94, 97 АПК РФ), по заявлениям о замене одной обеспечительной меры другой, по заявлениям об обеспечении исполнения судебных актов (статьи 95, 100 АПК РФ).

28. Согласно статье 112 АПК РФ вопрос о распределении расходов по уплате истцом государственной пошлины при подаче заявления об обеспечении иска разрешается судом по итогам рассмотрения дела по существу исходя из следующего.

В случае, когда заявление о принятии обеспечительных мер было удовлетворено, но решение по итогам рассмотрения спора по существу было принято не в пользу истца, суд относит расходы по государственной пошлине на истца.

Вместе с тем принятие решения по результатам рассмотрения дела в пользу истца не является основанием для отнесения указанных расходов на ответчика, если в удовлетворении заявления об обеспечении иска было отказано, поскольку в данном случае соответствующее требование о принятии обеспечительных мер истцом было заявлено при отсутствии должных оснований.

29. Действующее законодательство не предусматривает обязанности по уплате государственной пошлины при подаче ходатайств о приостановлении исполнения решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица (часть 3 статьи 199 АПК РФ), ходатайств о приостановлении исполнения оспариваемого решения административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 3 статьи 208 АПК РФ), ходатайств о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта (статьи 265.1, 283, 298 АПК РФ), заявлений о приостановлении исполнительного производства (статья 39 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

30. Несмотря на то, что согласно части 3 статьи 72 АПК РФ обеспечение доказательств производится арбитражным судом по правилам, установленным АПК РФ для обеспечения иска, следует иметь в виду, что уплата государственной пошлины при подаче заявления об обеспечении доказательств законодательством о налогах и сборах не предусмотрена.

31. Поскольку согласно пункту 1 статьи 333.37 НК РФ указанные в нем субъекты освобождаются от уплаты государственной пошлины по делу в целом, они не обязаны уплачивать государственную пошлину, в частности, при подаче апелляционной, кассационной жалоб, заявлений (представлений) о пересмотре в порядке надзора судебных актов, принятых по делу, заявлений об обеспечении иска и иных обращений в арбитражный суд.

32. Судам нужно учитывать, что в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (часть 1 статьи 53 АПК РФ).

Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.

Необходимо также учитывать, что если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.

33. В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

Судам необходимо иметь в виду, что в рассматриваемых случаях государственная пошлина уплачивается за подачу жалобы, следовательно, размер государственной пошлины, уплачиваемой лицом на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, не зависит от того, сколько требований было заявлено истцом (заявителем) на стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции и разрешено судом в рамках данного дела.

34. В связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 рублей для физических лиц и 2000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 рублей для физических лиц и 1000 рублей для юридических лиц.

Лица, обращающиеся с апелляционными, кассационными жалобами на решения, постановления и определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов по иным делам (в частности, названным в подпунктах 6, 8, 10, 11 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), уплачивают государственную пошлину в размере 50 процентов от суммы, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ.

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А.А. Иванов
Секретарь Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Т.В. Завьялова

Какой штраф грозит за отсутствие прописки?

У каждого гражданина должна быть прописка. Федеральный закон 376 регулирует прописку всех граждан нашей страны. Если у вас будет отсутствовать прописка, то налагается административный штраф, зависящий от различных обстоятельств.

Особенности и сроки оформления

Перед государством у каждого человека есть определенные обязательства, в том числе и сообщение о местонахождении, соответственно документом, подтверждающим это является паспорт с пропиской. В соответствии с законом есть определенные сроки, регламентирующие постоянную прописку и регистрацию по месту пребывания.

1. После того как человек был выписан, он обязан в течение недели прописывается в другом месте. Это случается, например при переезде. В этом случае с момента прибытия будет отсчитываться эта неделя.

2. По месту пребывания необходимо зарегистрироваться в 90 дневный срок. Если вы приехали на работу в другой город или на учебу, можно три месяца временно проживать без регистрации, но после этого срока обязательно оформлять временную регистрацию.

С момента рождения новорожденный автоматически регистрирует вместе с родителями. Мать и отца не имеют право привлечь к ответственности, если прописка официально не зарегистрирована.

Когда выписывается штраф

Наказание предусмотрено не только при отсутствии печати в паспорте. Временная регистрация тоже должна осуществляться своевременно, иначе налагаются определенные санкции.

Каждый гражданин должен быть зарегистрирован по месту пребывания. В соответствии с законодательством при проживании в другом населенном пункте более трехмесячного срока необходимо обратиться в Федеральную миграционную службу. Если у гражданина есть обязательства, соответственно на него распространяется и ответственность. Если требования не исполняются, то на нарушителя налагается штраф. Штраф налагается только на проживающих в помещении.

Штрафные санкции

На физическое лицо налагаются штрафы до 3.000 руб. Если владелец недвижимости, который ее сдает, не предоставляет регистрацию, он тоже попадает под санкции. В зависимости от региона штрафные санкции могут варьироваться.

Что влечет за собой проживание без регистрации

Законодательство невозможно никак обойти. Есть люди, которые не уведомляют о своем переезде или не продлевают регистрацию. Размеры штрафов одинаковые при нарушении временной регистрации и постоянной регистрации. Более серьезно наказываются те случаи, когда жилье не предоставляется, а человек в нем регистрируется. За фальшивое вселение людей существует уголовная ответственность. Каждый человек должен понимать, что при нарушении законодательства и при отсутствии прописки он должен будет оплатить штраф.

Каков срок исковой давности по кредиторской задолженности

Кредиторская задолженность, или, проще говоря, долги перед контрагентами, имеет срок исковой давности. Это период, на протяжении которого кредитор может по закону истребовать свой долг, а должник — защитить свои интересы, если считает, что они нарушены.

Правильное определение срока исковой давности гарантированно убережет должника от неприятных неожиданностей в виде судебных разбирательств, а кредитора – от необходимости списывать просроченные неистребованные суммы. Бывают ситуации, когда в интересах обеих сторон соглашения прервать срок исковой давности и начать новый отсчет.

Как определить срок

Общепринятый срок, дающий возможность обращения в суд законодателем, определен как трехлетний (ГК РФ, ст. 196-1). Изменить его индивидуальными договоренностями стороны не вправе. Также и одностороннее решение вопроса с погашением задолженности кредитору закон не допускает (ГК РФ ст. 199-3). К примеру, если срок иска истек, но один из партнеров по договору пытается реализовать свое право путем обращения взыскания на залог, без решения суда осуществить зачет денежных средств, безакцептное их списание, то это незаконно.

Иск к должнику суд примет в любом случае, однако если им будет определено, что исковая давность истекла, в иске будет отказано.

Кстати говоря! Срок исковой давности для дебиторской и кредиторской задолженностей одинаков.

ГК РФ декларирует возможность использования специальных сроков давности по искам (ст. 197). Так, например, у кредиторской задолженности, имеющей отношение к грузоперевозкам по морю, (Кодекс торгового мореплавания, ст. 408-1) он годичный, а природоохранное законодательство (ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 78-3) – 20-летний.

Отсчет срока делается по правилам ст. 200 ГК РФ, с момента, когда кредитор узнал или должен был узнать о том, что ущемлены его права. Далее законодатель уточняет:

  • если срок погашения обязательств в договоре указан, то период начинается сразу после окончания этого срока;
  • если срок погашения обязательства отсутствует в договоре или оно должно быть погашено по факту востребования, исковая давность начинает течь после предъявления требования (завершения периода, предоставленного кредитором должнику для погашения долга).

Если партнеры заключили несколько договоров, по каждому исковой срок рассчитывается отдельно.

Как «исправить» срок

Кредитор может попытаться восстановить пропущенный срок (ГК РФ, ст. 205). Правда, осуществить подобное можно в редких случаях, к примеру, по причине тяжелого заболевания кредитора. Если говорить об организации, подобная ситуация невозможна. Верховный суд неоднократно указывал на это (см., например, пост. №43 от 29-09-15 г.).

Часто бизнес-партнеры желают избежать разбирательств с участием судей, сохранить деловые отношения. Срок давности с этой целью может быть «перезапущен», если кредитору удастся добиться признания долга.

Такая возможность есть, независимо от того, длится срок давности по судебному иску либо уже истек (ГК РФ, ст. 203, 206).

Постановление №43 (п. 20) утверждает: признанием долга можно считать оформленные письменно:

  • согласие с претензией;
  • корректировку договора должником в пользу признания долга;
  • намерение должника изменить договор (обычно содержит просьбу рассрочить, отсрочить выплату);
  • акт взаимных расчетов, под которым стоит подпись ответственного лица должника.

Если плательщик каким-либо способом признал задолженность частично, например, уплатив частично, подобные действия в отрыве от согласия расплатиться полностью не считаются причиной «перезапуска» отсчета давности по иску, говорит законодатель.

Отметим, ранее при частичной уплате долга суды автоматически считали, что срок давности необходимо считать заново. Теперь принимаются иные решения (пост 9-го ААС №09АП-20660/2018 по д. №А40-49691/15 от 27/06/18 г.). На практике должник, уплатив сумму частично, может затем ссылаться на окончание срока исковой давности, отказаться уплачивать оставшуюся часть «кредиторки».

Любой из подписанных сторонами документов может быть предъявлен в суд. Вероятность отказа в иске существенно возрастает, если имеют место указанные ниже обстоятельства:

  1. Документ от должника подписало лицо, не имеющее полномочий. Подпись главного бухгалтера в одних случаях суды признают как подпись лица, имеющего полномочия признать долг, а в других – нет. Чтобы минимизировать риск, кредитор может требовать наличия более «солидной» подписи на документе.
  2. В акте сверки должны быть обозначены реквизиты договора, по которому образовался долг, соответствующих ему первичных документов. Иначе суд решит, что долг не признан, и откажет в просьбе прервать срок давности.
  3. Если стороны с целью урегулировать расчеты заключают допсоглашение, в нем должны быть отражены текущие обстоятельства, сложившиеся фактически в связи с договором. Простого указания на основной договор с припиской, что условия изменились, недостаточно. В допсоглашении должны фиксироваться: сумма задолженности, указание на факт просрочки и основание этого факта, новая дата уплаты задолженности.

На заметку! Срок исковой давности может быть приостановлен (ст. 202 ГК РФ), например, по причине форс-мажорных обстоятельств, препятствующих исполнению договора.

Итоги

  1. Стандартный срок, в течение которого можно истребовать кредиторскую задолженность по суду, минимально составляет 3 года, но не выше 10-ти лет.
  2. Он может прерываться и исчисляться вновь, если должник заявляет о признании долга.
  3. Письменное соглашение может выражаться в форме признания претензии, подписания акта сверки взаиморасчетов и пр. Каждый такой документ должен быть оформлен максимально подробно, с включением всех реквизитов долга, в том числе и сроков его погашения.
  4. Подписываются документы только лицами, уполномоченными организацией.
  5. Признание должником части долга не считается признанием обязательства в целом и не ведет к «перезапуску» срока давности по иску.
  6. По каждой задолженности исчисляется свой срок давности.
  7. Перепродажа долга иному лицу не ведет к изменению срока исковой давности.

Статья 333.21 НК РФ. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами

Какова госпошлина в арбитражный суд за подачу заявления об опровержении порочащих фирму сведений и взыскании убытков?

Такое исковое заявление содержит сразу два требования, одно из которых носит имущественных характер. Юридические лица вправе требовать возмещения убытков, нанесенных им вследствие распрастранения порочащих репутацию сведений. При этом размер госпошлины будет зависеть от величины искового требования о возмещении. Второе требование фирмы-истца — рассмотреть заявление об опровержении порочащих репутацию сведений — неимущественное. За подачу в арбитражный суд сведений неимущественного характера ст 333.21 НК РФ в пп 4 п 1 устанавливает фиксированную сумму пошлины — 6000 руб. Итак, направляя в суд заявление, содержащее сразу два требования, фирма-истец оплачивает госпошлину в арбитражный суд по каждому из них. Необходимо будет заплатить фиксированную пошлину в размере 6000 рублей, а также пошлину, рассчитанную по величине требуемого от ответчика денежного возмещения. Это минимум 2000 руб. или 4% от суммы, меньшей, чем 100 000 руб. Если денежное требование больше 100 000, то минимальная сумма пошлины повышается и прибавляются проценты к сумме, которая выше нижнего предела. Пп 1 п 1 ст 333 21 НК РФ содержит сведения о размерах и подсчёте величины госпошлины в арбитражный суд при направлении имущественного требования. Чтобы рассчитать размер пошлины в каждом конкретном случае, можно воспользоваться онлайн калькуляторами такого подсчёта.

Какова по НК РФ госпошлина в арбитражный суд при подаче апелляции на дополнительное решение самого арбитражного суда?

По (Арбитражный процессуальный кодекс Статья АПК РФ) арбитражный суд может дополнить по своей инициативе или по заявлению истца уже вынесенное решение до его вступления в силу. Такое дополнительное решение может быть обжаловано, если оно не устраивает какую-то из сторон спора. Размер госпошлины при подаче апелляции, а также кассационных и надзорных жалоб на решения арбитражного суда в 2016 году определяется по норме пп 12 п 1 ст 333.21 НК РФ и составляет 50% от размера пошлины за подачу иска неимущественного характера. Пленум ВАС РФ уточняет, что апелляционную жалобу можно подать не только на решение суда целиком, но и на отдельную его часть или на дополнительное решение. Итак, по НК РФ госпошлина в арбитражный суд за подачу неимущественного иска составляет 6000 руб. Значит, подавая апелляцию на дополнительное решение арбитражного суда, следует заплатить 3000 руб. пошлины.

Как платить госпошлину в арбитражный суд, если в иске несколько неимущественных требований, связанных между собой?

Пленум ВАС РФ в 2014 году разъяснил этот вопрос следующим образом. Если в исковом заявлении есть сразу несколько связанных друг с другом требований неимущественного характера, то госпошлина взимается за каждое такое требование. Дело в том, что Налоговый кодекс не разъясняет этот конкретный вопрос. Он лишь включает норму, по которой имущественные и неимущественные требования, содержащиеся в одном иске, облагаются пошлиной по раздельности (ст 333.22 НК РФ). Вывод Верховного суда о том, что два и более неимущественных требования, содержащиеся в одном иске, тоже должны облагаться госпошлиной отдельно, основан на аналогии с этой нормой. Такую позицию поддерживает также и ФНС РФ.

Платит ли Пенсионный фонд госпошлину, обращаясь в арбитражный суд за взысканием недоимок по страховым взносам?

Вопрос дискуссионный, но, при этом, устоявшаяся правовая позиция у судей по нему уже сложилась. То, должна ли перечисляться ПФР (Пенсионным фондом России) госпошлина в арбитражный суд 2016, Налоговый кодекс строго не регламентирует. Да, есть льготы при уплате пошлин — целые категории граждан освобождаются этих платежей полностью. Причём не только граждане в качестве истцов могут быть льготниками при уплате госпошлины. Государственные органы и органы местного самоуправления, в частности, также не платят пошлину, подавая иски в суды общей юрисдикции и в арбитражные суды. Такое освобождение установлено статьями 333.36 и 333.37 НК РФ. Однако ПФР является гос. учреждением, а не гос. органом, и в этом состоит правовая загвоздка. Казалось бы, что раз Пенсионный фонд — не гос. орган, то значит от уплаты пошлины он не освобождается. Но в статьях, содержащих льготы, есть еще один пункт, по которому от уплаты пошлин освобождаются прокуроры и иные органы, если они защищают в суде государственные или общественные интересы. Формулировка “иные органы” позволяет отнести ПФР к категории возможных льготников. Важно понять, что именно в контексте этой нормы подразумевается под “иными органами”. ВАС РФ ранее разъяснял, что под иными понимаются органы, не входящие в гос. структуру власти, но выполняющие публичные и правовые функции. Под такое определение ПФР подходит. Осталось понять, можно ли отнести взыскание недоимок по страховым взносам к государственным или общественным интересам. Ведь “иные органы” освобождаются от пошлин, только если обращаются в суд в связи с такими интересами. Есть авторы, которые сомневаются, что взыскание недоимок может быть отнесено к государственным интересам. Ведь взносы перечисляются не в бюджет РФ, а во внебюджетный фонд. Из этого фонда они могут быть использованы на различные нужды, которые могут не иметь государственной или общественной направленности. Но, тем не менее ВАС РФ и большинство судей считают, что такие органы, как ПФР, ФСС или ЦБ РФ могут быть освобождены от уплаты госпошлины в арбитражный суд 2016, если обращаясь туда они действуют в государственных и общественных интересах. Есть судебные решения, по которым ПФР наделяется правом возбуждать судебные разбирательства по взысканию страховых недоимок, подавая исковое заявление и не уплачивая при этом госпошлину.

Нужно ли платить пошлину, чтобы обжаловать определение суда об отказе в привлечении соответчика к разбирательству?

В судебных разбирательствах возможно процессуальное соучастие, когда на стороне истца или ответчика выступает сразу несколько лиц. Соучастие может иметь место, только если эти лица разделяют между собой права и обязанности относительно предмета спора. По отношению к другой стороне каждый истец или ответчик во время судебного разбирательство выступает отдельно. Но можно поручить ведение дела одному из соответчиков или соистцов. По ст 46 АПК РФ, суд может привлечь соответчика к участию в деле или отказать истцу в таком привлечении — в любом случае, при этом выносится судебное определение. Если вынесено определение об отказе в привлечении соответчика к разбирательству, то такое определение может быть обжаловано. Обжаловать отказ может то лицо, которое подавало соответствующее прошение о привлечении соответчика. Это делается в течение 10 дней с даты вынесения определения. То, должна ли при таком обжаловании быть уплачена госпошлина в арбитражный суд 2016, Налоговый кодекс определяет в ст 333.21 и ст 333.22 НК РФ. Так, ст 333.21 включает исчерпывающий перечень определений, обжаловать которые можно только уплатив пошлину. В приведенном списке нет определения об отказе привлечения соответчика к разбирательству. А, значит, чтобы обжаловать такой отказ, пошлину уплачивать не нужно. Этот вывод подтверждён судебной практикой — все судьи сходятся во мнении, что при подаче апелляционных жалоб на судебные определения гос. пошлина может уплачиваться только в поименованных в пп 12 п 1 ст 333.21 случаях. Остальные судебные определения, включая отказ привлекать к делу соответчика, могут быть обжалованы бесплатно.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *