Переуступка договора долевого участия в строительстве

Содержание

Нецелевое использование бюджетных средств

Выделяя деньги, государственные органы всегда следят за их использованием. Любые бюджетные субсидии выделяются для достижения конкретной цели. Если их используют на что-то другое, будет признан факт нецелевого использования бюджетных средств.

Особенности понятия нецелевого применения средств

Процесс распределения бюджетных средств в России контролируется Бюджетным кодексом РФ. 38-я статья данного документа гласит, что деньги нельзя выделить без уточнения цели, на которую они должны быть потрачены. Статья 306.4 БК РФ определяет, что любое уклонение от цели, указанной в документах, на основании которых выделены деньги, будет считаться нецелевым расходованием бюджетных средств. К таким документам относятся:

  • Закон о бюджете.
  • Свободная бюджетная роспись.
  • Бюджетная смета.
  • Договор о предоставлении субсидии.
  • Соглашение.
  • Другой правомочный документ.

Нарушением закона будет признано бездействие или действие, в следствие которого деньги пошли на другие цели, чем было заявлено в этих документах.

Последствия нецелевых расходов

Помимо того, что нецелевой расход средств считается нарушением закона, он имеет и иные правовые и фактические последствия. Данные последствия напрямую связаны с уровнем и формой совершённого действия:

  • Субъект нарушения – финансовый орган или распорядитель (главный распорядитель, распорядитель, получатель бюджетных средств). Если будет выявлено нарушение такого рода, то часть полномочий нарушителя будет передана уполномоченному по бюджету.
  • Нарушение возникло в случае ошибок межбюджетного финансирования. То есть, если на цели одного бюджета пошли деньги из другого, то из бюджета получателя взыщут данную сумму денег плюс плату за их использование.

Также в качестве дополнительной меры воздействия могут сократить программу финансирования.

Виды нецелевого применения государственных финансов

Нецелевое использование бюджетных средств классифицируется по участникам данного нарушения:

  • Закон нарушили участники процессов распределения бюджетных средств.
  • Нарушение совершили автономные учреждения.

Нужно учитывать, что после передачи денег автономным учреждениям они перестают быть бюджетными, но, тем не менее, целевое назначение за ними сохраняется, а его нарушение подпадает под статью КоАП 15.14.

Варианты средств из бюджета «не на те цели»

В ходе реальных проверок целевого расходования бюджетных денег, были выявлены типичные примеры нарушений:

  • Совершение затрат, которые не предусмотрены планом хозяйственной деятельности на данный период.
  • Перепутан уровень бюджета. В частности, выделение из федерального бюджета денег на цели, которые должны финансироваться из муниципального.
  • Цели, которые должны финансироваться из внебюджетных источников, оплачены из бюджета.
  • Финансирование затрат другой организации.
  • Оплата услуг, которые вообще не относятся к сфере деятельности данной организации.
  • Бюджетные деньги получили арендаторы, но не возместили эти расходы.
  • Затраты на финансирование без проектной сметы.
  • Нарушение условий субсидирования.
  • Использование средств из одних разделов бюджета для финансирования целей других разделов.
  • Прибыль с вложенных бюджетных денег используется не в соответствии с хозяйственным планом.
  • Неверное движение средств по статьям и подстатьям бюджетной классификации.

За все эти действия виновных привлекают к различным формам ответственности, о которых мы расскажем отдельно.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 450-38-95

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 317-73-96

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 600-25-34

Субсидии, примененные нецелевым образом

Если основанием выделения денег из бюджета является соответствующий договор, то данные средства считаются субсидией. Есть ряд типичных нарушений условий субсидирования, которые судами также признаются нецелевым использованием бюджетных средств. Среди них:

  • Оплата услуг, не оговорённых в договоре вместо тех, что были оговорены.
  • Оплата фиктивных услуг. То есть по документам услуги выполнены и оплата за них перечислена, но проверка выявляет, что услуги не выполнены полностью или частично.
  • Оплата содержания чужой собственности. Субсидии на содержание имущества всегда выделяются только в отношении имущества, принадлежащего организации, которая эту субсидию получила. Оплата данными деньгами иного имущества будет считаться нарушением.

Подобные правонарушения обычно выявляются в ходе специальных проверок.

Кто виноват?

Главным виновником в нарушении цели расхода выделенных денег признаётся юридическое лицо, то есть организация, эти средства получившая. Но также к ответственности привлекут и конкретных должностных лиц. Деятельность организации могут приостановить и назначить её штраф, а персональным виновникам произошедшего грозит штраф, запрет занимать должность, принудительные работы, а в некоторых случаях и лишение свободы.

Виновным будет тот сотрудник организации, кто подписывал соответствующие документы, на основании которых были получены бюджетные средства или на основании которых они были неправильно расходованы. Чаще всего это руководитель организации или его заместитель.

Формы ответственности

За нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Административное наказание

Если признаков уголовного преступления в деле нет, то наказание будет определено на основании статьи КоАП 15.14:

  • Штраф для организации в размере 5-20% нецелевых расходов.
  • Для должностного лица штраф 20-50 тысяч рублей или запрет на работу в данной должности на 1-3 года.

Это наказание достаточно мягкое в сравнении с уголовным.

Уголовные наказания за несоответствие бюджетным целям

В рамках статьи УК РФ 285.1 должностное лицо может быть:

  • Оштрафовано на 100-300 тысяч рублей (доход за 1-3 года).
  • Арестовано на полгода.
  • Привлечено к принудительным работам с дополнительным лишением права занимать данную должность на 1-3 года.
  • Лишено свободы до 2 лет.

Дополнительно к лишению свободы могут установить запрет на занятие должности до 3 лет.

Отягчающими обстоятельствами является совершение преступления группой лиц или нецелевое использование бюджетных средств в особо крупном размере (более 7,5 миллионов рублей).

В таком случае наказание ужесточается:

  • Штраф 200-500 тысяч.
  • Принудительные работы до 5 лет.
  • Лишение свободы до 5 лет.

К уголовной ответственности могут привлечь только должностное лицо, но не организацию.

Также для квалификации нецелевых трат как преступления (или административного нарушения) необходимо доказать наличие прямого умысла. В ином случае это будет расценено, как ошибка.

Переуступка прав по договору долевого участия в строительстве: риски, налоги, документы

В процессе долевого участия физических лиц в строительстве домов оформляется договор, который содержит все юридически значимые условия данной сделки. Одним из существенных условий является возможность требования передачи готового помещения по завершении возведения здания. Такое право можно передать иным лицам путем оформления соглашения об уступке прав.

В статье мы подробно разберем, что такое переуступка прав по договору долевого участия в строительстве, какие есть риски, какие документы нужны для осуществления процедуры и как избежать уплаты налогов.

Правовые основания для заключения договора

В процессе исполнения различных гражданских сделок, к которым относится и договор участия в долевом строительстве, у сторон возникают различные правоотношения, связанные с правом требовать в будущем совершения определенных действий или передачи имущества. Для указанного контракта таким правом будет являться возможность требовать передачи готового объекта (квартиры) сразу после завершения строительных работ.

Общие основания для совершения таких сделок регламентированы параграфом 1 главы 24 ГК РФ, однако и профильный Закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ содержит специальные нормы в данной сфере. Статьей 11 указанного нормативного акта зафиксированы основанные требования, которые должны соблюсти все стороны в процессе перевода указанного права требования по договору на новое лицо.

Порядок оформления уступки в рамках долевого строительства

Помимо общих требований, которые предъявляет ГК РФ к данному виду правоотношений, уступка по соглашению о долевом участии в строительстве здания должна соответствовать специальным правилам ст. 11 Закона № 214-ФЗ. Таким образом, чтобы передать указанное право третьему лицу, требуется в обязательном порядке соблюсти следующие условия:

  1. дольщиком должна быть полностью уплачена стоимость по основному соглашению, либо сумма задолженности перейдет одновременно с правом требования;
  2. оформление уступки возможно только до подписания контрагентами акта о сдаче готовой квартиры;
  3. уступка по такой категории сделок требует обязательной регистрационной процедуры в органах Росреестра.

Для возможности передать сторонним лицам свое право, дольщик должен надлежащим образом зафиксировать свое право путем внесения полной стоимости по исходному соглашению. В качестве альтернативы, статья 11 Закона № 214-ФЗ допускает передачу остатка долга перед застройщиком одновременно с передачей прав иному лицу.

Чтобы сделка по переходу прав на стороннее лицо приобрела юридическое значение, не требуется согласие застройщика. Боле того, даже отсутствие доказательств уведомления строительной компании не будет означать недействительность оформленной передачи прав, однако в этом случае все риски неблагоприятных последствий будет нести лицо, получившее указанное право.

Исключение предусмотрено для ситуаций, когда первоначальный участник не уплатил стоимость по контракту до оформления перехода прав. В этом случае на одновременный перевод требования и остатка задолженности будет необходимо получить согласие строительной компании.

Порядок действий дольщика для передачи прав третьему лицу можно представить в виде пошаговой инструкции:

  1. оформление договора между гражданином и строительной компанией и проведение регистрационной процедуры;
  2. оплата цены, зафиксированной участниками в условиях соглашения;
  3. поиск лица, которому будет производиться уступка;
  4. оформление соглашения о переходе прав и остатка задолженности по основному договору, если она не была внесена ранее;
  5. направление в адрес строительной компании уведомления о том, что право требование по основному договору перешло к новому лицу;
  6. регистрационные мероприятия в отношении сделки по переходу прав.

Продавец вправе самостоятельно определять цену и условия соглашения, по которому он передает права третьему лицу. Застройщик не вправе участвовать в согласовании условий данной сделки.

В процессе совершения действий по уступке, сторонам будет необходимо иметь следующий пакет документации:

  • паспорта участников соглашения, либо доверенность на представителя;
  • основной договор на участие в долевой застройке;
  • платежный документ, подтверждающий внесение полной стоимости по договору с застройщиком;
  • документ, подтверждающий факт регистрационных действий по отношению к исходному договору.

После перевода права требования у нового кредитора появляется полный комплекс прав и обязанностей в правоотношениях со строительной компанией, в том числе возможность контролировать ход строительства и знакомиться с документацией застройщика.

После заключения соглашения и уведомления застройщика стороны должны пройти регистрационную процедуру. Данные мероприятия уполномочены проводить органы Росреестра, в компетенцию которых входит проверка и подтверждение перехода любых прав в отношении объектов недвижимого имущества.

На регистрацию стороны должны представить должностному лицу Росреестра:

  • заявление на проведение регистрационной процедуры перехода права требования;
  • договор уступки права требования;
  • документ, подтверждающий оплату по исходному соглашению на участие в долевом строительстве, либо документы об одновременном переводе долга на новое лицо;
  • письменный документ, подтверждающий согласие строительной компании на одновременный переход права требования и остатка задолженности на новое лицо;
  • согласие супруга заявителя, передающего право требования новому лицу.

По итогам регистрационных процедур на договоре об уступке будет проставлена соответствующая отметка. С момента регистрации данной сделки права дольщика официально переходят к новому инвестору.

Скачать договор уступки права требования на квартиру в новостройке (образец)

Помощь юриста в подготовке договора >>

Риски перехода прав требования на новое лицо

Приобретая право требование для его дальнейшей реализации в рамках строительства объекта, покупатель должен представлять себе реальное состояние возводимого объекта. Нередко уступка прав со стороны первоначального дольщика вызвана проблемами, возникающими в правоотношениях со строительной компанией. После перехода права требования, к покупателю перейдут и все возможные риски, связанные с недобросовестным отношением строительной компании.

На стадии подготовки договора уступки прав покупателю необходимо удостоверится в надлежащем исполнении обязательства со стороны застройщика. С этой целью проводится анализ следующих документов:

  • исходный договор между застройщиком и дольщиком, в том числе график проведения строительных работ на объекте;
  • справка о фактически выполненных работах по возведению здания;
  • финансовая документация, связанная с надлежащим исполнением обязательств для всех сторон сделки.

В отношении первоначального участника договора долевого строительства проводится изучение следующих документов:

  • выписка из ЕГРН, подтверждающая регистрацию договора долевого участия и отсутствие ограничений и обременений на распоряжение правом;
  • платежные документы, свидетельствующие о внесении цены договора застройщику.

Отсутствие документов, подтверждающих полную оплату по договору, является потенциальным риском отказа в регистрации сделки по уступке прав, поэтому покупателю права требования необходимо исполнять обязательство по передаче денежных средств только после государственной регистрации сделки.

Если после регистрации перехода прав у покупателя возникают проблемы с застройщиком относительно сроков сдачи объекта или качества передаваемо жилья, он будет обладать полным комплексом прав и обязанностей, которыми владел первоначальный участник долевого строительства.

Налоговые обязательства при уступке права требования

Так как уступка прав требования относится к категории возмездных гражданских сделок, по ее итогам может возникать денежная выгода, которая подлежит налогообложению. Если продавцом права выступает гражданин РФ, таким налогом будет являться НДФЛ по ставке 13%.

Уплата налога осуществляется гражданином самостоятельно, путем представления в налоговые органы декларации по итогам прошедшего года. Для расчета суммы налоговых платежей будет использоваться разница между ценой первоначального договора и стоимостью уступки права. Таким образом, налогообложению подлежит только сумма разницы между указанными значениями.

Так как основанием для начисления налога будет являться декларация, самостоятельно предъявляемая гражданином, при уклонении от указанной обязанности его могут привлечь к ответственности.

Чтобы избежать необходимости уплачивать значительную сумму налоговых платежей, можно воспользоваться следующими вариантами:

  1. одновременно с представлением декларации оформить налоговый вычет;
  2. установить цену уступки права требования равной сумме первоначального обязательства.

Если размер средств, полученных от уступки, будет совпадать с первоначально уплаченной суммой по долевому договору, денежная выгода не наступает, в результате чего продавец исключает обязанность по уплате налога.

Если фактически полученная сумма превысила размер первоначального обязательства, для устранения налоговой обязанности можно размер превышения оформить в виде отдельного документа – расписки. Данная расписка будет устанавливать обязанность продавца вернуть деньги в случае признания недействительным исходного права. При возникновении спора о денежных взаиморасчетах сторон данная расписка будет являться надлежащим доказательством.

Административная ответственность юридических лиц и предпринимателей

Общие основания административной ответственности юридических лиц и предпринимателей

Российская Федерация далеко не первое государство, где широко применяется институт административной ответственности юридических лиц и предпринимателей (в тех странах, где разделяется статус юридических лиц и лиц, занимающихся бизнесом персонально). В Европе нет ни одного государства, в котором бы в повседневной правоприменительной практике не подтверждалась значимость и эффективность данного института. Закономерно поэтому, что и КоАП РФ проявляет к нему повышенное внимание, признавая юридических лиц и предпринимателей субъектами значительного количества административных правонарушений, связанных с несоблюдением установленных правил в области промышленности и энергетики, связи и информации, предпринимательской деятельности, антимонопольного законодательства, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела, транспорта, экологии и многих других.

Правовой статус юридического лица в административно-деликтных отношениях имеет существенные особенности, наличие которых обусловило выделение в КоАП РФ ряда специальных норм, характеризующих специфику административной ответственности этой группы субъектов. Укажем на некоторые черты этой специфики.

1. В основе понятия юридического лица как субъекта административного правонарушения лежит гражданско-правовое определение данной правовой категории, сформулированное в ГК РФ (статьи 48 и 51 ГК РФ). Обязательным признаком юридического лица в таких отношениях является наличие у него гражданской правосубъектности. Из этого следует два важных вывода.

Во-первых, не любая организация, обладающая гражданской правосубъектностью, может быть субъектом административной ответственности. В частности, не являются таковыми общественные объединения, не зарегистрированные в качестве юридического лица (например, религиозные группы), международные организации, их филиалы и представительства, работающие на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства российских юридических лиц.

Во-вторых, административная ответственность юридических лиц распространяется не только на хозяйствующих субъектов, но и на субъектов публичного права, имеющих статус юридического лица.

Речь идет о различных публично-правовых образованиях, главным предназначением которых является не участие в гражданском обороте и не осуществление предпринимательской деятельности, а решение задач общественного характера либо путем различных форм общественной самодеятельности, либо путем реализации властных полномочий публичного управления.

Можно выделить две группы таких субъектов:

•организации, которые упоминаются в качестве юридических лиц в ГК РФ;

•организации, которые в качестве юридических лиц в ГК РФ не упоминаются и приобретают данный статус на основании иных нормативных правовых актов.

К первой группе можно отнести некоторые общественные объединения и учреждения, в том числе профсоюзы, политические партии, государственные и муниципальные учреждения: образовательные учреждения культуры, здравоохранения, научно-исследовательские институты, государственные университеты и т.п.

Во вторую группу входят, в частности, федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы (за исключением Правительства РФ, которое в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» не имеет статуса юридического лица); иные государственные органы, например Счетная палата, Центральная избирательная комиссия, а также представительные и исполнительные органы субъектов РФ, такие же органы местного самоуправления (подробнее см.: «Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях» (Панкова О.В., под ред. О.А. Егоровой, «Статут», 2014)).

Кроме того, в качестве юридических лиц публичного права следует рассматривать саморегулируемые организации, осуществляющие государственные функции по оказанию государственных услуг.

2. Юридические лица подлежат административной ответственности только тогда, когда это предусмотрено статьями Особенной части КоАП РФ или законами субъектов РФ (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ). Это универсальное правило исключений попросту не знает.

3. В случае если в санкции статьи, устанавливающей административную ответственность, прямо не указано, что она применяется только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу (ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ).

4. Из десяти видов административных наказаний, предусмотренных ст. 3.2 КоАП РФ, к юридическим лицам могут применяться только четыре: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности.

Наиболее распространенными из них являются административный штраф и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Объявление устного замечания в порядке ст. 2.9 КоАП РФ к числу административных наказаний не относится.

При этом размер административного штрафа, исчисляемого в твердом рублевом эквиваленте, по общему правилу не может превышать 1 млн. руб. Однако за отдельные составы нарушений такой штраф установлен в значительно большем размере и может достигать десятков миллионов рублей. Как видим, введенные в законодательство об административных правонарушениях штрафные санкции для юридических лиц являются значительными по размеру и способны существенным образом влиять на их социально-экономическое положение. Очевидно, что подобное наказание объективно направлено на осуществление не только предупредительной, но и карательной функции, и в этом качестве оно вполне сопоставимо с уголовно-правовыми штрафами.

5. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.10 КоАП РФ), при том, что за отдельные виды административных правонарушений для юридических лиц предусматриваются более высокие по размеру санкции по сравнению с санкциями для физических лиц.

По мнению Конституционного Суда РФ, такое правовое регулирование, будучи обусловленным спецификой юридических лиц, на которых, как на участников хозяйственного оборота возлагаются и риски, сопутствующие осуществляемой ими деятельности, а также тем обстоятельством, что в отличие от физических лиц они не признаются действующим законодательством субъектами уголовной ответственности, является конституционно допустимым (Постановления Конституционного Суда РФ от 27 апреля 2001 г. № 7-П и от 26 ноября 2012 г. № 28-П).

Это правило многие авторы объясняют принципом справедливости, согласно которому каждое лицо несет ответственность за деяние в соответствии со степенью его вины. Однако у большинства правоприменителей и лиц, привлекаемых к административной ответственности, оно просто не укладывается в голове: почему за одно и то же правонарушение должны отвечать и юридическое лицо, и лицо физическое? Почему в этом случае законодатель по сути ввел принцип двойной ответственности за одно правонарушение (в административных протоколах составы правонарушений для юридических лиц и для должностных лиц часто формулируются словно «под копирку»). Такой подход особенно болезненно воспринимается владельцами небольшого бизнеса, для которых юридическое лицо – это, по существу, они сами, их дело, их жизнь. Критично относится к подобной практике и автор публикации. Полагаю, что рано или поздно нас ждут здесь принципиальные уточнения и разъяснения, например, по вопросу о том, что должностное лицо не может отвечать за то же самое правонарушение, состав правонарушения для него должен формулироваться иначе и быть специально предусмотрен КоАП РФ.

Положение ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ разъяснено в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. №5), в котором говорится о необходимости установления виновности как должностного, так и юридического лица в совершении административного правонарушения, за которое они могут быть привлечены к административной ответственности по одной и той же статье Особенной части Кодекса. Тем самым обращено дополнительно внимание на то, что в названной норме речь идет не о любых физических лицах, не имеющих никакого отношения к юридическому лицу, а о его должностных лицах.

В силу ч. 3 ст. 2.10 КоАП РФ возможность одновременного привлечения к административной ответственности за одно и то же правонарушение юридического лица и его должностного лица не исключается и в том случае, когда противоправное деяние выразилось в невыполнении требований индивидуального правового акта, адресованного как юридическому лицу, так и его должностному лицу (например, предписания контрольно-надзорных органов).

6. Признаки вины юридического лица, закрепленные в ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ, значительно отличаются от признаков вины физического лица.

Дело в том что сама субъектная категория юридического лица весьма специфична и представляет собой особую правовую конструкцию, которая не обладает ни психикой, ни волей, ни сознанием. Поэтому и традиционная трактовка вины как психического отношения лица к совершаемому им противоправному деянию и его последствиям здесь не подходит. Эти сформулированные законодателем признаки необходимо учитывать при привлечении юридических лиц к административной ответственности.

7. Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, совершившие административное правонарушение в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, при привлечении их к административной ответственности приравниваются к должностным лицам (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Строго говоря, должностными лицами индивидуальные предприниматели не являются, они лишь несут административную ответственность как должностные лица. Обращая внимание на оговорку, сделанную в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, необходимо отметить, что положения об административной ответственности должностных лиц распространяются на них лишь в том случае, если федеральным законом не установлено иное.

Примечательно, что большинство статей главы 14 КоАП РФ, посвященной административным правонарушениям в области предпринимательской деятельности, также предусматривают ответственность только для должностных и юридических лиц. И лишь некоторые из более чем 60 составов правонарушений в данной области содержат санкции специально для индивидуальных предпринимателей (например, ст. ст. 14.1.2, 14.1.3, 14.25, 14.46.1). При этом размер применяемого к ним административного штрафа значительно превышает размер штрафа за аналогичное правонарушение, совершенное гражданами, не имеющими статуса индивидуального предпринимателя.

Малозначительность административных правонарушений

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ, учитываются при назначении административного наказания.

В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. №5 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Заметим, что в соответствии с п. 8. (Обзора судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016) административное правонарушение, состав которого предусмотрен статьей 19.29 КоАП РФ (привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции»), ввиду особой значимости охраняемых законом общественных отношений, выступающих объектом посягательства этого административного правонарушения, не может быть признано малозначительным.

Очевидно, что судебной практикой будут наработаны подходы и по другим составам административных правонарушений, где будет нельзя применять малозначительность.

Применять малозначительность может как орган, рассматривающий вопрос о привлечении к административной ответственности, так и суд (когда он сам выступает как такой орган, и когда суд рассматривает вопрос в порядке обжалования решения такого органа).

При малозначительности совершенного административного правонарушения лицо, совершившее административное правонарушение, административному наказанию не подвергается.

Таким образом, не будет являться обстоятельством, отягчающим административную ответственность, совершение повторного административного правонарушения в случае, когда за первое административное правонарушение лицу, привлекавшемуся к административной ответственности, было объявлено устное замечание в порядке ст. 2.9 КоАП РФ.

Личная практика автора статьи показывает, что применение государственными органами и судами малозначительности происходит только тогда, когда просьба об этом:

•следует по делам, где не отрицается сам факт административного правонарушения, но внимание органа правоприменения акцентируется на его малозначительности;

•подробно мотивирована с приведением аргументов и соответствующих доказательств;

•проиллюстрирована похожей судебной практикой, особенно – местной;

•подкреплена ссылками на отсутствие вредных последствий, на формальный характер нарушения.

Продолжение в следующем номере

МИХАИЛ СЛЕПЦОВ, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «СЛЕПЦОВ И ПРТНЕРЫ», кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации

Уточнение исковых требований в арбитражном суде

Правилами арбитражного процесса допускается уточнение к исковому заявлению при рассмотрении дела в соответствующем суде. Выдвигаемые требования нередко корректируются истцом, если меняется сумма взыскиваемой задолженности, выявляются новые существенные обстоятельства. Заявитель вправе уточнить свой иск до вынесения судом надлежащего вердикта. Данная процедура регламентируется нормами статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК). Необходимо выяснить, как и по каким причинам можно изменить исковые требования в арбитражном судопроизводстве.

Как уточнить исковые требования в арбитражном суде

Чтобы уточнить или модифицировать исковое заявление, нужно руководствоваться такими правилами, оговоренными статьей 49 АПК:

  1. Истец может скорректировать размер своих требований, поменять сам предмет выдвигаемого иска, заменить основание для обращения в соответствующий суд. Подобные уточнения он вправе сделать до момента вынесения этим судом решения, завершающего разбирательство данного дела по существу. Такое правило применяется, если дело разбирается судебным органом первой инстанции.
  2. До вынесения судебного вердикта, завершающего разбирательство по существу, истец может снять (аннулировать) свои претензии – как полностью, так и частично. Такая возможность у него имеется, если данное дело разбирается органом судопроизводства первой или апелляционной инстанции.
  3. В судебном процессе ответчик может признать соответствующий иск – как частично, так и полностью. При этом данное правило действует для любой инстанции суда, рассматривающего соответствующее дело.
  4. На основаниях главы 15 АПК разбираемое судебное дело может завершиться оформлением мирового соглашения между сторонами.
  5. Истец вправе снять претензии или уменьшить размер своих требований, а ответчик может признать предъявленный иск. Если окажется, что такие решения истца (ответчика) ущемляют права иных субъектов или противоречат закону, арбитражный суд обоснованно отклонит данные просьбы. Мировое соглашение, ущемляющее права (интересы) иных лиц или противоречащее закону, также не будет утверждаться судебным органом. В данных ситуациях дело будет разбираться органом судопроизводства непосредственно по существу.

Общий порядок уточнения предъявленного иска в арбитражном судопроизводстве выглядит следующим образом:

  1. Истец составляет письменное заявление, содержащее необходимые уточнения к поданному иску. К данному заявлению нужно приложить всю обосновывающую, подтверждающую документацию.
  2. Сформированный пакет данных бумаг передается арбитражному суду (как непосредственно в судебном заседании, так и заблаговременно).
  3. Кроме того, копии уточняющего заявления и документальных приложений нужно переслать ответчику, а также иным участникам арбитражного процесса. Такая документация направляется почтой или персонально передается адресату во время заседания суда.
  4. Если потребуется, орган судопроизводства откладывает процесс, чтобы ответчик скорректировал свою позицию по рассматриваемому спору (статья 158 АПК).
  5. Рассмотрев поданное заявление, арбитражный суд принимает обоснованное решение о его принятии (приобщении) или отклонении. Надлежащий вердикт судебного органа оформляется определением (часть 2 статьи 159 АПК).
  6. Обжалование вынесенного определения выполняется по правилам статьи 188 АПК – на протяжении месяца через вышестоящую инстанцию.
  7. Если суд принял заявление об уточнении, финальный вердикт будет учитывать данные корректировки.

Основания и обстоятельства для уточнения иска

В арбитражном судебном процессе заявитель может уточнить иск, руководствуясь содержанием части 1 статьи 49 АПК. Данная норма позволяет скорректировать величину претензий, поменять предмет предъявленного иска, а также изменить правовое основание для судебного обращения.

Важное условие – заявитель вправе внести необходимые уточнения до вынесения судом первой инстанции окончательного вердикта.

Изменение величины претензий

Уменьшение (увеличение) размера претензий может быть вызвано следующими причинами:

  • увеличение суммы начисленных процентов или образовавшейся неустойки, что привело к росту задолженности ответчика;
  • погашение ответчиком определенной части взыскиваемого долга, что привело к уменьшению его обязательств перед истцом;
  • иные обстоятельства, выявление которых может стать причиной пересмотра размера заявленных требований (например, прощение истцом долга).

Изменение предмета

Корректировка предмета иска означает замену материально-правовых требований, адресованных ответчику. Изменение предмета требований может выражаться заменой, дополнением или изъятием выдвигаемых претензий.

Например, сначала истец хотел взыскать просроченный долг, а потом попросил суд о расторжении договора с ответчиком-должником. Ещё один пример – истец выдвинул требование о выплате ответчиком неустойки, а затем поменял его на возмещение понесенных убытков.

Изменение основания

Корректировка основания иска подразумевает замену правовых (юридических) норм, обеспечивающих возможность обращения в арбитражный суд. Речь идет о тех нормах, на которые ссылается истец в своем заявлении. Такая корректировка может быть вызвана тем, что обстоятельства дела сменились, утратили свою актуальность или дополнились новыми обстоятельствами.

Если, например, истец требует признать конкретную сделку недействительной, он может изменить юридическое основание, то есть сослаться на иную статью Гражданского кодекса, позволяющую выдвинуть такое требование.

Правила подготовки заявления по уточнению требований

В арбитражном процессе заявление истца об уточнении предъявленных требований должно включать следующие сведения (реквизиты):

  1. Наименование судебного органа – адресата заявления.
  2. Информация об участниках данного разбирательства (истец, ответчик, третьи лица). Указываются их ФИО, адреса, контактные данные, иные сведения.
  3. Реквизиты рассматриваемого дела (регистрационный номер).
  4. Цена иска (рекомендуется её указать).
  5. Название самого документа, отражающее его суть.
  6. Изложение обстоятельств, причин заявленного уточнения.
  7. Суть ходатайства. Необходимо четко сформулировать содержание уточнения, перечислить уточняемые и новые (выдвигаемые) требования.
  8. Ссылки на соответствующие законодательные нормы. Например, сослаться на статью 49 АПК.
  9. Список документальных приложений.

Составленная бумага подписывается заявителем, передается в канцелярию органа судопроизводства. Само заявление, документальные приложения надлежащим образом регистрируются (этим занимается секретарь суда). Документация приобщается к разбираемому делу, она подлежит рассмотрению на ближайшем судебном заседании.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *