Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?

Одной из важнейших характеристик земельного участка является вид его разрешенного использования, определяющий допустимые возможности такого использования и осуществления каких-либо видов деятельности на земельном участке его правообладателем.

Использование земельного участка не по целевому назначению (не в соответствии с установленным видом разрешенного использования) является основанием для привлечения нарушителя к административной ответственности (штрафные санкции налагаются в соответствии со ст. 8.8 КоАП РФ).

Вид разрешенного использования также является главным фактором, учитываемом при определении кадастровой стоимости земельного участка и связанных с нею платежей (земельного налога, арендной платы).

В данном материале мы разберемся в том, какие виды разрешенного использования земельных участков существуют и как изменить вид разрешенного использования земельного участка.

1. Что такое вид разрешенного использования земельного участка?

Одним из основных принципов земельного законодательства в современной правовой системе является принцип целевого использования земли. Под этим принципом понимается использование земельного участка только по назначению, установленному действующими нормативно-правовыми актами.

Как правило, виды разрешенного использования земельных участков утверждаются в составе градостроительных регламентов, содержащихся в правилах землепользования и застройки (ПЗЗ) и применяющихся в пределах границ соответствующей территориальной зоны.

При формировании земельных участков уполномоченные органы власти и местного самоуправления должны устанавливать виды разрешенного использования в соответствии с утвержденными ПЗЗ.

Определяются виды разрешенного использования земельных участков в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков (Классификатор), утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540.

При этом разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения классификатора (т.е. до 24 декабря 2014 года), признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») (Закон № 171-ФЗ).

Если виды разрешенного использования устанавливаются или изменяются в ПЗЗ после 24 декабря 2014 года, то они должны соответствовать Классификатору видов (Письмо Минэкономразвития России от 31.07.2015 № ОГ-Д23-10238 и Письмо Росреестра от 17.01.2018 № 01-00357-ГЕ/18 «Об установлении или изменении границ территориальных зон»).

До 1 января 2020 года органы местного самоуправления поселения, городского округа обязаны внести изменения в ПЗЗ соответствующих муниципальных образований в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными Классификатором. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (ч. 12 ст. 34 Закона № 171-ФЗ).

В случае утверждения градостроительного регламента, он включает в себя информацию о 3-х категориях видов разрешенного использования (ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ; далее — ГрК РФ):

  • основные;
  • условно разрешенные;
  • вспомогательные.

Основные — это главные виды использования земельного участка в соответствующей территориальной зоне. Они отражают то назначение земельных участков, которое, по мнению разработчиков ПЗЗ, предпочтительно в рамках данной территориальной зоны, и определяются при формировании земельных участков исходя из целей использования такого участка.

Условно разрешённые не относятся к основным, но введение их допустимо градостроительным регламентом той территориальной зоны, в которую входит участок. Для установления условно разрешённого вида разрешенного использования участка требуется проведение дополнительных согласований и получение разрешения органа местного самоуправления.

Вспомогательные являются дополнительными по отношению к основным и условно разрешённым видам использования, не могут быть самостоятельными от них и быть преимущественными, осуществляются только совместно с основными и условно разрешёнными видами использования участков и направлены на обеспечение функционирования их использования.

Подробнее

К ним может относиться использование земельных участков под:

  • проезды общего пользования;
  • объекты коммунального хозяйства (электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение, телефонизация и т.д.), необходимые для инженерного обеспечения объектов основных, условно разрешённых, а также иных вспомогательных видов использования;
  • автостоянки и гаражи, объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания, необходимые для обслуживания жителей и посетителей объектов недвижимости, расположенных на земельных участках с основными, условно разрешёнными, а также иными вспомогательными видами использования;
  • благоустроенные, в том числе озелененные, детские площадки, площадки для отдыха, спортивных занятий;
  • площадки хозяйственные, в том числе площадки для мусоросборников;
  • общественные туалеты и др.
  • объекты временного проживания, необходимые для обслуживания посетителей основных, условно разрешённых, а также иных вспомогательных видов использования;
  • иные объекты, в том числе обеспечивающие безопасность объектов основных и условно разрешённых видов использования, включая противопожарную.

Сведения о виде разрешенного использования земельного участка вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) в качестве дополнительных сведений о земельном участке, и указываются в выписке из ЕГРН о земельном участке, об основных характеристиках (п. 4 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»; далее — Закон о регистрации).

Кроме того, узнать вид разрешенного использования заинтересовавшего Вас земельного участка можно, заказав на нашем сайте «ПАСПОРТ ОБЪЕКТА», представляющий собой единый документ с полной и объективной информацией, полученной из официальных источников, проанализированной и обобщенной квалифицированными специалистами.

2. Специфика определения вида разрешенного использования

Определение видов разрешенного использования земельных участков напрямую зависит от следующих 2-х факторов:

  • утверждены или нет в отношении территории, в пределах которой располагаются земельные участки, ПЗЗ, и соответственно градостроительные регламенты;
  • относятся ли земельные участки к тем категориям участков, в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются или на которые действие градостроительных регламентов не распространяется.

Необходимо отметить, что градостроительный регламент может быть утвержден только в отношении земель определенных категорий. Например, это земли населенных пунктов, земли сельскохозяйственного назначения, за исключением сельскохозяйственных угодий, земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Не устанавливается градостроительный регламент в отношении:

  • сельскохозяйственных угодий,
  • земель лесного фонда,
  • земель запаса,
  • земель, покрытых поверхностными водами,
  • земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов),
  • земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.

Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:

  • в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия;
  • в границах территорий общего пользования;
  • предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами;
  • предоставленные для добычи полезных ископаемых.

3. Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка:

Порядок изменения вида разрешенного использования также зависит от наличия или отсутствия ПЗЗ в отношении территории, в пределах которой располагаются земельные участки.

3.1. Изменения вида разрешенного использования при наличии ПЗЗ:

Если такой градостроительный документ на земельный участок утвержден, то положения об изменении видов разрешенного использования включаются в его содержание.

Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования осуществляется в этом случае в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно только в том случае, если планируемое использование не приведет к нарушению градостроительного регламента в части установленных в нем предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков.

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка в этом случае также зависит от того, к какой категории относится выбранный вид (основной, вспомогательный или условно разрешенный).

3.1.1. Изменение основного и (или) вспомогательного вида разрешенного использования

Правообладатель земельного участка имеет право самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласований, изменить основной и (или) вспомогательный вид разрешенного использования своего участка в рамках перечня видов, предусмотренных градостроительным регламентом ( , далее — Обзор).

Из этого правила есть исключения:

  • арендаторы, которым земельный участок был предоставлен в аренду для определенного вида использования или договор аренды с которыми был заключен на торгах;
  • органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия.

Подробнее

Самостоятельное изменение вида разрешенного использования земельного участка таким арендатором не допускается. То есть произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности, например в целях обхода процедуры торгов (п. 3 Обзора).

Изменение вида разрешенного использования также невозможно по требованию арендатора, если договор аренды участка, который находится в государственной (муниципальной) собственности, заключен на торгах. Согласно п. 17 ст. 39.8 Земельного кодекса (далее — ЗК РФ) внесение изменений в заключенный по результатам аукциона договор аренды земельного участка в части изменения видов его разрешенного использования не допускается. Как показывает судебная практика изменение в таких случаях вида разрешенного использования земельного участка по существу направлено на обход предусмотренной земельным законодательством для предоставления земельных участков процедуры торгов.

Итак, чтобы изменить вид разрешенного использования земельного участка, собственнику земельного участка необходимо выполнить следующие шаги:

Шаг 1 — запросить в местной администрации выписку из ПЗЗ либо градостроительный план земельного участка с целью ознакомиться с основными и вспомогательными видами разрешенного использования, установленными в градостроительном регламенте для той территориальной зоны, в которой участок расположен, и сделать свой выбор.

Шаг 2 — обратиться с заявлением в Росреестр для внесения в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования. В заявлении следует указать новый выбранный вид разрешенного использования участка (основной и (или) вспомогательный), а в качестве документа–основания для внесения таких изменений в ЕГРН — решение об утверждении ПЗЗ для соответствующей территории.

Установить вспомогательный вид разрешенного использования для земельного участка вместо основного нельзя (п. 3 ч. 1 ст. 37ГрК РФ, ).

Рекомендации! В случаях, когда в ЕГРН не внесены сведения о территориальных зонах соответствующего муниципального образования, приложите к заявлению выписку из ПЗЗ, подготовленную местной администрацией.

Если земельный участок находится в публичной собственности, то выбор основного и (или) вспомогательного видов разрешенного использования осуществляется в следующем порядке: уполномоченный на распоряжение земельными участками орган принимает решение об установлении (изменении) вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с ПЗЗ и направляет его в Росреестр в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

3.1.2. Изменение вида разрешенного использования на условно разрешенный вид

Чтобы изменить вид разрешенного использования земельного участка на условно разрешенный, нужно получить разрешение.

Порядок получения данного разрешения установлен ст. 39 ГрК РФ, и предусматривает следующее:

  • заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка лицо направляет заявление о предоставлении разрешения в специальный орган (комиссию по подготовке ПЗЗ при местной администрации);
  • проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования рассматривается на общественных обсуждениях или публичных слушаниях;
  • в случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка может оказать негативное воздействие на окружающую среду, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия;
  • на основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации;
  • глава местной администрации после поступления указанных рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или об отказе в таком разрешении без соблюдения установленной законом процедуры, включая организацию и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, не допускается (ч. 2, 911 ст. 39 ГрК РФ ).

После принятия соответствующего решения правообладатель земельного участка вправе использовать земельный участок в соответствии с условно разрешенным видом использования.

Решение местной администрации о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования является основанием для внесения изменений в ЕГРН в части вида разрешенного использования земельного участка. Такое решение должно быть направлено в Росреестр в порядке межведомственного электронного взаимодействия в течение 5 рабочих дней с момента вступления в силу. Если сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка не были внесены в ЕГРН, то заинтересованное лицо может самостоятельно обратиться в Росреестр с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка на основании указанного решения. Рассматривается такое заявление в срок не более 15 рабочих дней. При подтверждении органом местного самоуправления, в ответ на запрос Росреестра, информации об изменении вида разрешенного использования земельного участка, соответствующие изменения вносятся в ЕГРН.

3.1.3. Изменение вида разрешенного использования земельного участка на не предусмотренный градостроительным регламентом

Изменение вида разрешенного использования земельного участка на не предусмотренный градостроительным регламентом осуществляется посредством принятия нормативного акта о внесении изменений в ПЗЗ (ст.ст. 31, 32, ч. 1 ст. 33 ГрК РФ).

Правообладатель земельного участка вправе направить в комиссию по подготовке ПЗЗ предложение о внесении изменений в ПЗЗ в инициативном порядке либо в случаях, если в результате их применения (п. 5 ч. 3 ст. 33 ГрК РФ):

  • земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно;
  • причиняется вред их правообладателям;
  • снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства;
  • не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Комиссия в течение 30 дней со дня поступления предложения осуществляет подготовку заключения о рекомендации внесения изменения или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения и направляет это заключение главе местной администрации (ч. 4 ст. 33 ГрК РФ).

С учетом заключения комиссии глава местной администрации в течение 30 дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в ПЗЗ или об отклонении предложения о внесении и направляет копию такого решения заявителю (ч. 5 ст. 33 ГрК РФ).

3.2. Изменения вида разрешенного использования земельных участков, в отношении которых градостроительный регламент не устанавливается или его действие не распространяется

Наиболее проблемным является вопрос о возможности изменения вида разрешенного использования земельных участков, в отношении которых градостроительный регламент не устанавливается или его действие не распространяется. В настоящее время федеральным законодательством такая процедура не предусмотрена, несмотря на прямое указание необходимости этого в п. 5 ст. 37 ГрК РФ.

В 2015 году Минэкономразвития РФ в письме от 26.06.2015 № Д23и-2963 озвучило позицию, что порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, до принятия федерального закона может быть определен законодательством субъекта Российской Федерации.

Эта позиция не в полной мере соответствует положениям ГрК РФ (п. 7 ст. 36 ГрК РФ), которыми предусматривается, что порядок изменения вида разрешенного использования для рассматриваемых земельных участков должен быть определен федеральным законом.

Таким образом, до принятия специального федерального закона, регулирующего данный вопрос, изменение вида разрешенного использования сопряжено с существенными рисками (отзыв градостроительного плана и разрешения на строительство, а также признания постройки самовольной и т.д ).

В таких условиях единственным безопасным способом изменения вида разрешенного использования является изменение категории земельного участка на ту категорию, которая предполагает утверждение градостроительного регламента. Порядок и условия такого перевода предусмотрены Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Если же земельный участок входит в состав земель, в отношении которых градостроительный регламент должен быть утвержден, то до его утверждения в отношении видов разрешенного использования таких земельных участков хотелось бы отметить следующее:

В этом случае нельзя говорить о наличии основных, вспомогательных и условно разрешенных видов разрешенного использования, которые вводятся только градостроительным регламентом.

В силу п. 3 ст. 51 ГрК РФ при отсутствии ПЗЗ не допускается выдача разрешений на строительство в целях строительства или реконструкции объектов капитального строительства, за исключением установленных законом случаев (строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительные регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях).

Соответственно, получается, что в случае отсутствия утвержденных ПЗЗ, составной частью которых является градостроительный регламент территории, в отношении которой ПЗЗ должны быть утверждены, выбор правообладателями земельных участков, попадающих в соответствующую территорию, вида разрешенного использования и осуществление строительства в соответствии с выбранными видами разрешенного использования фактически невозможны, что является серьезным ограничением в использовании земельных участков.

Необходимо отметить, что до недавнего времени действовал переходный период, допускающий выбор вида разрешенного использрвания и осуществление строительства на земельных участках, в отношении которых должен быть утвержден градостроительный регламент.

Подробнее

Так до 31.12.2017:

  • разрешенное использование земельных участков определялось в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки;
  • решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принималось главой местной администрации, как правило с учетом результатов публичных слушаний или общественных обсуждений (пп. 3, 5 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»).

Срок «переходного периода» неоднократно продлялся. Однако по состоянию на конец 2017 г. изменения законодательства в части продления сроков «переходного периода» не произошли, ввиду чего в настоящее время отсутствует процедура выбора вида разрешенного использрвания собственниками соответствующих земельных участков и имеются все формальные основания для применения п. 3 ст. 51 ГрК РФ, не допускающего выдачу разрешений на строительство до утверждения ПЗЗ применительно к территории, в отношении которой ПЗЗ должны быть утверждены.

Кафедра англійської мови технічного спрямування №1

ТЕХНИЧЕСКОЕ ПИСЬМО: ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Ольга Овадюк

Национальный технический университет Украины «КПИ»

Техническое письмо — форма технической коммуникации, используемой во множестве технических и профессиональных областей, таких как компьютерная техника и разработка программного обеспечения, химия, аэронавтика и астронавтика, робототехника, финансы, бытовая электроника и биотехнология.

Общество Технической Коммуникации (STC) определяет техническое письмо, как широкую область, включающую любую форму общения, которая отображает одну или больше следующих особенностей: (1) сообщение о технических или специализированных темах, таких как компьютерные приложения, медицинские процедуры или экологические инструкции; (2) сообщение посредством технологий, такие как веб-страницы, справочные файлы или социальные сайты СМИ; или (3) подробные инструкции о том, как сделать что-то, независимо от технического характера задачи.

Техническое письмо — тип письма, где автор пишет о конкретной теме, которая требует руководства, инструкции или объяснения. У этого стиля письма есть совсем другая цель и различные особенности, отличные от других стилей письма, таких как творческое письмо, академическое письмо или деловое письмо.

Техническое письмо это четкие, легкое понятные объяснения и/или инструкции, имеющие дело с конкретной темой. Это — эффективный и четкий способ объяснить, что и как работает.

Поняв основы технического письма, наступает понимание наиболее оптимального его использования. Техническое письмо можно найти повсюду. Есть множество различных типов письма, которые используют технический стиль. Например, инструкции всех видов — прекрасный пример технического письма.

Когда читатель открывает инструкцию, он понимаете что, цель ее состоит в том, чтобы сообщить ему о продукте так, чтобы он мог использовать его максимально эффективно.

Лабораторные отчеты – еще один пример технического письма. Главная цель лабораторного отчета состоит в том, чтобы объяснить результаты и процесс лабораторных исследований так, чтобы другие были в состоянии получить и понять информацию.

Инструкции по навигации можно считать типом технического письма, поскольку цель состоит в том, чтобы ясно и эффективно обеспечить информацию относительно того, как из пункта A добраться до пункта B.

В целом, техническое письмо — это полезная форма письма, с которой все без исключения сталкиваются почти каждый день.

Предмет технического письма может быть:

материальный — что-то, что можно увидеть, и до чего можно дотронуться: компьютер или программа или информация о сборке того или иного объекта; или абстрактный — что-то, что включает серию шагов, которые не связаны с материальным объектом. Примером могут служить ступени и фазы любого процесса.

Некоторые примеры технического письма включают:

• Инструкции

• Стратегические руководства

• Руководства процесса

• Руководства пользователя

• Сообщения об анализе

• Инструкции для сборки продукта

• Резюме длинного отчета, которое выдвигает на первый план и выделяет самые важные элементы

Знание особенностей технического письма очень важно, особенно для тех, кто выбрал карьеру инженера. Есть много различных типов письма, и у каждого типа есть цель. Техническое письмо отличается от других типов письма тем, что оно более информативно. Цель этого типа письма состоит в том, чтобы донести множество информации, и ее разъяснение другим людям.

У технического письма, так же, как любой другой формы письма, есть определенные особенности, которые отличают его от других типов письма. Техническое письмо совершенно отличается от написания статей-мнений, эссе, прозы, или беллетристики. Оно доступное и логичное.

Если Вы интересуетесь техническим письмом в профессиональных целях, очень важно знать, что этот тип письма требует, чтобы пишущий придерживался темы изложения и информации о ней в ясной и краткой манере. Письмо избегает слов, не понятных для людей, так же как и излишнего красноречивого стиля письма. Оно очень подробно. Прекрасный пример технического письма — учебник. Письменное содержание большинства учебников приспособлено к предоставлению информации, описывая предмет максимально доступно и целостно. Оно довольно структурировано. У этого типа письма есть очевидный состав, который облегчает для читателя понимание. Жесткая структура необходима техническому письму, поскольку это позволяет аудитории легко получать доступ к информации по мере необходимости. Есть некоторые формы письма, которые приспособлены к повествованию и есть другие формы письма, которые приспособлены к выражению мнений.

Главная цель технического письма состоит в том, чтобы предоставлять сложную информацию. Это — тип письма, который:

• Помогает в понимании определенного вопроса, такого как использование компьютера или нового препарата или новой технологии.

• Объясняет, как работает объект или как закончить проект.

Техническое письмо предназначено читателям, которые ищут информацию по особой теме. Цель в планировании для этой группы состоит в том, чтобы удостовериться, что предоставленная информация ясна, кратка и легка для понимания.

Этот тип письма довольно сложный, поскольку требует, чтобы Вы были в состоянии трансформировать, иногда трудно понятную информацию, в термины, доступные для любого. В то время, как существуют различные типы письма, которые информативны, техническое письмо — тип, который наиболее сильно сосредотачивается на представлении информации особенным методом — так, чтобы люди могли использовать информацию для множества целей.

Элементы, которые составляют многие виды технических документов, часто подобны по форме и функции. Эти элементы, коллективно названные форматом, включают названия, резюме, введения и т.п.. Форматы используют, чтобы установить порядок содержания во вступительной части документа, основной части, и заключительной. Формат используется в основном профессиональным сообществом, потому что стандартизация формы документа облегчает читателям установку цели документа, понимание организации документа, и сравнение содержания документа с другими документами.

Следующий список идентифицирует некоторые стандартные элементы, которые могут появиться в технических документах. Большинство документов, заметки, предложения, исследовательские статьи и отчеты о научно-исследовательской работе, состоят выборочно из таких элементов:

  • вступительная часть,
  • титульный лист,
  • резюме,
  • оглавление,
  • перечень чисел,
  • перечень таблиц,
  • список терминов,
  • введение,
  • пред-история,
  • теория,
  • критерии расчета,
  • рабочий план,
  • результаты,
  • обсуждение,
  • заключение,
  • рекомендации,
  • справка.

Право общей собственности на землю

Право общей собственности на земельные участки относится к видам частной собственности на землю и характеризуется множественностью субъектов права собственности, именуемыми участниками общей собственности или сособственниками, при совместном использовании земельного участка (ст. 244 ГК РФ). По сути, возникновение общей собственности есть объединение субъектов права собственности на землю и соединение земельных участков в единый объект, подтвержденное актом о государственной регистрации. Право общей собственности на земельный участок делится на два вида:

  1. Общая совместная собственность на землю (без определения долей).
  2. Общая долевая собственность на землю (с определением долей каждого сособственника).

Различия между видами права общей собственности касаются как области содержания правомочий собственников, так и института возникновения правовых отношений. Рассмотрим каждый вид общей собственности на землю по отдельности.

Общая долевая собственность на земельный участок

Общая собственность может быть объявлена долевой на основании соглашения участников общей совместной собственности либо, при отсутствии такого согласия, по решению суда (п. 5 ст. 244 ГК РФ). Каждый из участников долевой собственности вправе получить во владение и пользование часть земельного участка, соразмерной выделенной доли (ст. 247 Гражданского кодекса РФ). Действия правомочий владения и пользования землей, которая является общей долевой собственностью, возникают на основании соглашения всех ее участников собственности либо по решению суда. Участник общей долевой собственности, осуществивший неотделимые улучшения объекта общего имущества (в данном случае – земельного участка) с использованием собственных средств, вправе требовать увеличения своей доли в соответствующем объеме. В случае, если были произведены отделимые улучшения, они являются собственностью того участника долевой собственности, кто их осуществил (ст. 245 ГК РФ). Право общей долевой собственности на землю предполагает распределение между всеми участниками в соответствующих долях поступающих в состав общего имущества доходов, выращенных плодов и произведенной продукции, если иное не предусмотрено дополнительным соглашением (ст. 248 ГК РФ). Расходы по содержанию земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, распределяются между всеми участниками, в соответствии с размером их долей. В частности, каждый из участников несет ответственность за своевременную уплату земельного налога, предоставление налоговой декларации по земельному налогу, уплату издержек по содержанию земли и другое (ст. 249 ГК РФ). Распорядиться своей долей участник общей долевой собственности вправе по своему усмотрению, в том числе, он может передать свою долю в дар или по завещанию, продать по договору купли-продажи земельного участка. В свою очередь, распорядиться земельным участком, находящимся в общей долевой собственности, можно только на основании соглашения всех участвующих сторон. Возмездное отчуждение доли имущества в общей собственности предполагает преимущественное право остальных участников на покупку продаваемой доли по стоимости, в размере которой она продается (ст. 246 ГК РФ).

Нарушение преимущественного права покупки доли дает право любому из участников долевой собственности в течение 3-х месяцев обратиться в суд с иском о переводе на него прав и обязанностей покупателя.

Земельный участок, находящийся в общей долевой собственности и обладающий возможностью деления, может быть разделен между всеми участниками/сособственниками, желающими произвести государственную регистрацию права собственности на отдельный земельный участок. Осуществление действий по делению земли предполагает прекращение общей долевой собственности на данный земельный участок, и может быть выполнено по общему согласию всех сторон либо на основании судебного решения (ст. 252 ГК РФ). В случае невозможности выдела доли по закону либо если деление повлечет за собой несоразмерный ущерб имуществу, выделяющийся собственник вправе потребовать выплаты ему стоимости его доли остальными участниками общей долевой собственности.

Собственник, получивший денежную сумму или иную компенсацию от остальных участников долевой собственности за свою долю, утрачивает право собственности на долю в общем имуществе.

Неделимый земельный участок, находящийся в общей долевой собственности, предполагает выплату стоимости доли участнику, желающему выделить свою долю в натуре, другими участниками (п. 3 ст. 252 ГК РФ).

Общая совместная собственность на земельный участок

Право общей совместной собственности регулируется ст. 253 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой все участники данного правового режима могут сообща владеть и пользоваться общим имуществом (земельным участком), если иное не предусмотрено дополнительным соглашением. Земельным участком, находящимся в общей совместной собственности, могут распоряжаться любой из участников, по согласию всех остальных сторон. Например, порядок владения, пользования и распоряжения землей фермерского назначения определяется соглашением между лицами, изъявившими желание создать и вести совместное фермерское хозяйство. Вместе с тем, правомочие распоряжения фермерским земельным участком получает его глава в интересах ведения фермерского хозяйства. Каждый из участников совместной собственности имеет право совершать различные сделки по распоряжению общим имуществом, при этом, совершенная сделка может быть признана недействительной на основании требований, предъявленных другими участниками, относительно отсутствия у стороны, совершившей сделку, определенных правомочий. Раздел общего имущества между участниками совместной собственности либо выдел доли одного из них осуществляются после предварительного определения доли каждого из участников.

Раздел общего совместного имущества предполагает равные доли для всех участников (ст. 254 ГК РФ).

Правовой режим общей совместной собственности наглядно описывается в ст. 256 ГК РФ (общая собственность супругов). Так, имущество, нажитое супругами в браке, является их совместной собственностью, за исключением отдельных случаев, предусмотренных брачным договором. Вместе с тем, имущество, которое было приобретено одним из супругов до брака или полученное в дар либо в порядке наследования во время брака, является его собственностью. На основании российского законодательства совместная собственность возникает в отношении:

  • крестьянско-фермерских хозяйств;
  • общих земельных участков, которые были приобретены за счет целевых взносов членов садово-огороднических и дачных некоммерческих товариществ;
  • общей собственности супругов, если иное не предусмотрено брачным контрактом;
  • совместной собственности граждан, являющихся членами садово-огороднических и дачных некоммерческих объединений, при условии предоставления земельного участка на условиях оплаты.

Государственная регистрация общей долевой собственности на землю

Объект недвижимости, расположенный на неделимом земельном участке, может быть приобретен на праве общей долевой собственности или аренды с множественностью лиц на стороне арендатора, при этом учитываются доли в праве собственности на здание. Для приобретения права общей собственности на земельный участок все участвующие стороны должны совместно обратиться в государственный орган местного самоуправления с заявлениями о приобретении прав собственности на земельный участок (ст. 245 ГК РФ), к заявлениям необходимо приложить кадастровый паспорт объекта.

Государственная регистрация доли одного из сособственников в праве общей долевой собственности, при отсутствии волеизъявления остальных участников, предполагает их потенциальное участие в общей долевой собственности помимо их воли. В проведении государственной регистрации права общей долевой собственности на землю может быть отказано при отсутствии совместного обращения всех участников.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *