Расписка о том что обязуюсь выплатить деньги

Как написать долговую расписку — скачать образец.

Долговая расписка – документ, применяемый в гражданско-правовых отношениях для того, чтобы минимизировать риск того, что передаваемые денежные средства не будут возвращены. Закон не устанавливает четких требований к составлению данного документа, поэтому важно знать, как его оформлять. Рассмотрим подробно особенности составления долговой расписки.

○ Понятие долговой расписки.

Долговая расписка – это документ, который составляется при передаче финансовых средств. Она удостоверяет, что одна сторона передала деньги в указанном в документе количестве, а вторая их приняла, обязуясь вернуть в оговоренный срок.

Обычно расписка составляется, когда финансовые средства даются в долг под проценты. Цель документа не только фиксирование обязательства о возврате денег, но и указание итоговой суммы, которую следует передать займодателю.

○ Особенности составления.

В подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заемщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему займодавцем определенной денежной суммы или определенного количества вещей.
(п.2 ст. 808 ГК РФ).

Оформление данного документа имеет свои особенности.

✔ При займе более 10 000 рублей.

Если передаваемая сумма не превышает 10 тысяч рублей, стороны могут заключить между собой устный договор о возврате денег. Но если объект передачи больше, необходимо письменное заверение сделки. В этом случае можно составить стандартный договор займа, он будет действительным при наличии подписи сторон или просто оформить расписку.

Каждый документ будет основанием для возврата долга.

✔ Нотариальная заверка.

Нотариальное удостоверение сделок обязательно:

  1. В случаях, указанных в законе.
  2. В случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.
    (п.2 ст. 163 ГК РФ).

Получается, что обязательного требования о нотариальном заверении расписки не существует. Здесь следует учитывать некоторые особенности. Нотариус не будет заверять расписку, как отдельный документ. Он может удостоверить только договор займа и расписку, как приложение к нему.

Таким образом, если вы еще не передали деньги под расписку, но хотите заверить сделку нотариально, составляйте договор займа. А если финансовые средства уже переданы и вы хотите дополнительно подстраховаться, не стоит переживать. Расписка уже является юридическим документом, как основание для возврата долга. Если возникнуть проблемы, в любом случае придется обращаться в суд.

○ Общие правила оформления долговых расписок.

Закон не устанавливает конкретных требований к форме составления документа. Расписка может быть написана от руки или напечатана. Первый вариант является более предпочтительным, потому что в случае возникновения проблем, у вас будет доказательство, что должник лично и добровольно заполнял документ.

Несмотря на отсутствие установленной формы, составление расписки все же имеет некоторые особенности.

✔ Содержание документа.

В документе нужно указать следующую информацию:

  • ФИО, паспортные и контактные данные сторон.
  • Место прописки/проживания.
  • Сумма, передаваемая в долг (цифрами и прописью).
  • Проценты (если они предусмотрены).
  • Курс валюты (если деньги передаются в евро или долларах, курс постоянно меняется и необходимо застраховать себя от возможных убытков).
  • Срок возврата долга – желательно указать конкретную дату.
  • Подписи сторон.

✔ Долговая расписка с процентами.

Главная особенность данной формы расписки – указание процентов, под которые передаются финансовые средства. Учитывая то, что в документе фиксируется и срок использования денег, делается расчет итоговой суммы к возврату.

Если по каким-то причинам должник не передает финансовые средства в срок, проценты продолжают начисляться.

Если сумма долга значительная, лучше составить полноценный договор займа и расписку, как приложение к нему.

Скачать образец “Долговая расписка с процентами” в формате Word(3785 скачивания)

Пример.

Я, Петров Сергей Леонидович, 1986 года рождения, проживающий в г. Краснодар (паспорт 1234 564789 выдан Краснодарским УВД 20.10.2006 года), передаю эту расписку Кравченко Петру Владимировичу, проживающему в г. Красногорск (паспорт 3216 654789 выдан Московским ОВД 21.12.1998 г) в том, что я Петров С.Л. получил от Кравченко П.В. 40 тысяч рублей под 10% годовых.

Обязуюсь вернуть заем в полном объеме (47500 рублей) в срок до 15 сентября 2017 года.

Написано собственноручно 06 августа 2016 года подпись – Петров С.Л.

✔ Долговая расписка без процентов.

Если денежные средства передаются без начисления процентов, в расписке указывается только сумма долга и срок возврата. Важно учитывать, что чем больше конкретной информации указано в документе, тем легче будет использовать его в случае спора.

Скачать образец “Долговая расписка без процентов” в формате Word(5002 скачивания)

Пример беспроцентной расписки

Я, Петров Сергей Леонидович, 1986 года рождения, проживающий в г. Краснодар (паспорт 1234 564789 выдан Краснодарским УВД 20.10.2006 года), передаю эту расписку Кравченко Петру Владимировичу, проживающему в г. Красногорск (паспорт 3216 654789 выдан Московским ОВД 21.12.1998 г) в том, что я Петров С.Л. получил от Кравченко П.В. 40 тысяч рублей.

Займ беспроцентный, обязуюсь вернуть долг в полном объеме до 15 сентября 2017 года.

Написано собственноручно 06 августа 2016 года подпись – Петров С.Л.

✔ Долговая расписка с ежемесячными платежами.

Для такого способа расчета желательно составить договор займа, потому что такая форма документа имеет больший юридический вес и предоставляет возможность составления графика платежей. Также легче доказать, что оговоренная ежемесячная сумма не была внесена вовремя.

При желании график платежей можно внести в расписку, но здесь это будет скорее указание на систематическое внесение платежей.

Но в виде расписки переданный займ будет иметь такую же юридическую силу.

Скачать образец “Долговая расписка с ежемесячными платежами” в формате Word(2964 скачивания)

Таким образом, правильное оформление расписки имеет решающее значение для возврата долга, в случае возникновения спорной ситуации.

○ Советы юриста:

✔ Будет ли расписка основанием для обращения в суд, если должник не хочет возвращать деньги?

Да, это документ, который имеет юридическую силу (при условии наличия подписи сторон). Вам нужно составить судебный иск и приложить к нему расписку в качестве доказательства правомерности ваших требований.

✔ Можно ли написать расписку от руки? Можно ли ее потом заверить у нотариуса?

В соответствии со ст. 163 нотариальное заверение расписки, как отдельного документа не предусмотрено. Вы можете составить договор займа и расписка будет заверена, как приложение к нему. Данный документ желательно писать от руки, потому что в случае возникновения споров почерк станет доказательством, что расписка была написана должником лично.

В соответствии с ч.1 ст.48 ФЗ №131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено:

1.органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт;

2.судом;

3.уполномоченным органом государственной власти РФ (уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ) в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ.

Таким образом, законодателем предусмотрено три самостоятельных способа защиты интересов граждан и юридических лиц, нарушенных принятием муниципального правового акта.

Первый способ

Ст.33 Конституции РФ закреплено право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Т.е., гражданин вправе обратиться непосредственно в органы местного самоуправления или должностному лицу, в том числе по вопросам связанным с принятием муниципального правового акта, при этом не имеет значения, о нормативном правовом акте идет речь или об индивидуальном правовом.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Второй способ

В зависимости от вида муниципального правового акта определяется порядок обжалования — законодателем предусмотрен порядок обжалования нормативных правовых актов и порядок обжалования ненормативных правовых актов.

Порядок обжалования нормативных правовых актов регламентирован Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — ГПК РФ) и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — АПК РФ).

В соответствии с требованиями ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (ст.251 ГПК РФ).

Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности установленной ст.24 ГПК РФ в городской суд, по месту нахождения органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст.131 ГПК РФ (требования к форме и содержанию искового заявления) и содержать дополнительно данные о наименовании органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.

К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.

Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается судом в течение одного месяца (ст.252 ГПК РФ). По результатам рассмотрения заявления суд выносит решение:

·признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления;

·установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное или кассационное обжалование, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты органа местного самоуправления или должностного лица.

В случае подачи кассационной жалобы решение суда, если оно не отменено, вступает в законную силу после рассмотрения судом кассационной инстанции.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства и в порядке, предусмотренном АПК РФ.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:

· о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;

· признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется арбитражным судом в официальные издания органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию указанными изданиями. Кроме того, решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта публикуется в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и при необходимости в иных изданиях.

Порядок обжалования ненормативных правовых актов закреплен в Законе РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», ГПК РФ и АПК РФ.

Муниципальные правовые акты индивидуального (ненормативного) характера быть обжалованы в суд, в том числе, если в результате их принятия:

· нарушены права и свободы гражданина;

· созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

·на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Гражданин, организация вправе обратиться с жалобой на принятый муниципальный правовой акт индивидуального (ненормативного) правового характера, нарушающий его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу местного самоуправления, должностному лицу.

Для обращения в суд с заявлением устанавливаются следующие сроки:

· 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав (в соответствии со ст.256 ГПК РФ);

· 1 месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ (в соответствии с Законом РФ от 27.04.1993 №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).

Заявление подается в суд по правилам подсудности, установленной ст.24-27 ГПК РФ, гражданином по месту его жительства или по месту нахождения органа местного самоуправления или должностного лица принявшего муниципальный правовой акт индивидуального (ненормативного) правового характера, который оспаривается.

Жалоба рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства. Заявление рассматривается судом в течение 10 дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего.

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение:

·установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемый муниципальный правовой акт ненормативного характера незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы;

·установив обоснованность жалобы, суд определяет ответственность органа местного самоуправления или должностного лица за принятие муниципального правового акта ненормативного характера, приведшие к нарушению прав и свобод гражданина.

Если обжалуемый муниципальный правовой акт ненормативного характера суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Некоторые муниципальные правовые акты ненормативного характера, органов и должностных лиц местного самоуправления обжалуются в порядке не гражданского, а арбитражного судопроизводства.

В соответствии со ст.29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений, экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Дела об оспаривании муниципальных правовых актов ненормативного характера, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ.

Производство по данным делам возбуждается на основании заявлений, поданных в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, органов и должностных лиц местного самоуправления не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.

В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, органов и должностных лиц местного самоуправления соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Третий способ

Ст.48 ФЗ №131-ФЗ предусматривает возможность отмены и приостановления муниципальных правовых актов органов местного самоуправления как уполномоченным государственным органом РФ, так и уполномоченным государственным органом субъекта РФ, в отношении переданных ими государственных полномочий. При этом законодательством не предусмотрены условия и основания подобных действий.

Согласно ч.1 ст.21 ФЗ №131-ФЗ органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Административное задержание лица. Все, что нужно знать каждому!

Что если Вас задержали сотрудники правоохранительных органов? У Вас есть подозрения, что Ваш член семьи или близкий друг был процессуально задержан?

В этой статье раскрывается вопрос о том, как защитить и восстановить Ваши права и права Ваших близких на свободу и личную неприкосновенность в случае применения административного задержания.

Не так редки случаи, когда человек подвергается задержанию правоохранительными органами. Это может произойти и на улице и по дороге на автомобиле, и даже у Вас дома.

Для начала следует понять, что задержание – это процессуальная обеспечительная мера принуждения, ограничивающая свободу человека на перемещение и совершение определенных действий.

Задержание может быть только в двух случаях: 1) когда в отношении задержанного производится уголовное, 2) либо административное процессуальное производство (преследование).

Задержание в обоих случаях имеет схожие условия применения и порядок, однако есть и существенные различия.

Статья 27.3 КоАП РФ определяет, что административное задержание — это кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Административное задержание не может длиться более 3 часов. Для такого задержания необходимо обязательное наличие признаков административного правонарушения, зафиксированного в протоколе. В таком протоколе уже должны содержаться сведения о том, какое лицо уличается в правонарушении, и что конкретно оно совершило.

Доставление до отдела полиции и задержание лица в этот отдел являются разными процессуальными действиями и оформляются разными протоколами. В каждом конкретном случае представители правоохранительной системы самостоятельно решают: следует ли доставлять гражданина в полицию и производить его дальнейшее задержание, опираясь на обстоятельства дела. Учитывается характер правонарушения, физическое, психическое состояния и поведение лица, а также условия (место, время и т.д.) административного производства. Часто бывают случаи, когда протокол об административном правонарушении можно составить на месте, без проведения дополнительных проверочных мероприятий и обеспечительных мер, при этом срочности в административной комиссии или судебном постановлении нет.

Обычно доставляют в полицию лиц, которые находятся в состоянии опьянения, проявляют явную агрессию к окружающим, когда есть основания полагать, что лицо может причинить вред себе или окружающим.

Закон говорит о том, что задержание не может превышать трех часов. Однако, часто правоохранителям не достаточно отведенного времени для правильного разрешения дела относительно задержанного. Дело в том, что в процедуру административного разбирательства входят: установление личности, получение объяснения задержанного и очевидцев, освидетельствование, досмотр и пр. Очевидцев можно опрашивать и независимо от задержанного, но порой возникает необходимость сопоставления объяснений участников административного дела. Полиция также может сделать вывод о том, что лицо, в силу каких-то причин, будет избегать административной комиссии или судебного заседания. В жатые сроки собрать весь материал часто сотрудники полиции не могут или просто не хотят.

Злоупотребления при применении административного задержания

В правоохранительной работе закрепилась и порочная практика административного задержания лиц, подозреваемых в уголовном преступлении (здесь я имею в виду не прямое подозрение по правилам уголовного процесса, а на стадии оперативной проверки и поиска преступника по горячим следам). Конечно административное правонарушение и преступление далеко не одно и тоже. В процессе проверки сообщения о преступлении оперативным органам удобно использовать административное задержание, как упрощенную меру воздействия в отношении заподозренного в преступлении лица:

  • Во-первых, процедура административного задержания проще уголовно-процессуальных действий, требующих, как минимум, возбуждения уголовного дела.

  • Во-вторых, объем процессуальных прав и возможностей задержанных не в пользу обычного правонарушителя.

Незаконное административное задержание хоть и существенное посягательство на основные права и свободы человека, но, будучи несопряженное с необоснованным подозрением в преступлении, носит менее негативный оттенок, оправдывая этим работу полиции при допущенных ими ошибках. Ведь необоснованное задержание и ограничение свободы при уголовном преследовании чреваты последствиями реабилитации подозреваемого и дисциплинарной ответственностью должностных лиц, тогда как административное задержание редко и с трудом оспаривается гражданами.

Соблюдение прав на свободу имеет огромное значение в разрешении любого административного дела. Гарантом свободы человека выступает Конституция Российской Федерации (статья 22): «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность». В тоже время субъективная оценка прав задержанных со стороны правоохранительных органов и суда существенная занижена, поскольку примитивно предполагается, что никаких дальнейших негативных последствий административное задержание для лица понести не может, а главный субъективный приоритет отдается разрешению административного дела и все, что может этому способствовать, в том числе меры обеспечения (принуждения).

Учитывая вышесказанное, пора перейти к тому какие приемы применяют сотрудники полиции для продолжительного задержания лица по формальным основаниям.

Статья 27.5 КоАП РФ говорит о том, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Отсюда мы видим, что в случае необходимости задержания человека на 48 часов проще всего его уличить в правонарушении, за которое предусмотрена санкция в виде ареста.

К классическому правонарушению, которое может повлечь арест гражданина является мелкое хулиганство (ст. 20.1. КоАП РФ)

Мелкое хулиганство — это нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. Наказание за это нарушение может быть как незначительный штраф (500 руб.), так и арест на 15 суток.

Сотрудники полиции довольно часто прибегают к «обвинению» в хулиганстве, как формальному поводу задержать человека. «Зачем в действительности Вы понадобились сотрудникам полиции?» – это уже отдельный вопрос.

Кроме того, мелкое хулиганство, как правонарушение, не требует сбора каких-либо дополнительных доказательств и получения объяснений очевидцев происшествия, поскольку КоАП РФ не регламентирует порядок доказывания данного правонарушения. Полицейские обходятся рапортами сотрудников, которые выявили данное нарушение. Конечно абсурдно держать человека 48 часов для сбора доказательств правонарушения, в то время как никаких доказательств и собирать не надо!

Такие действия сотрудников полиции следует оценивать как противоправные, имеющие признаки злоупотребления полномочиями. Однако, эти действия в большинстве своем оправдываются судами, тем более, когда у задержанного обнаруживаются запрещенные в обороте предметы или оружие. Проще закрыть глаза на недостатки в работе полиции, если они все равно приносят результат в борьбе с правонарушителем или преступником.

Но главным приемом, позволяющим избежать полицейскому ответственности за незаконное задержание человека, остается «правильное» составление протокола о задержании.

Дело в том, что суд при рассмотрении вопросов о правомерности поведения полиции, исходит прежде всего из поведения самого задерживаемого лица, из той позиции, которую он поддерживал в момент задержания и изложил в протоколе.

Основной вывод: огромное значение для задержанного имеет само содержание протокола об административном задержании, поскольку все, что в нем отражено, будет указывать на обоснованность применяемой административной меры, суть административного нарушения, отношение задержанного к самому задержанию, изъятым предметам т.д.

Сотрудники полиции хорошо знают, что граждане мало придают значение содержаниям протокола их чтению и подписанию, отдавая все на усмотрение должностного лица. Ваша пассивная позиция относительно содержания протокола прежде всего преступна по отношению к самому себе!

Остановимся только на самых важных деталях оформления административного задержания:

1. Замечания и пояснения на протокол задержания

При задержании, тем более когда требуется произвести досмотр лица, перед его водворением в камеру задержания, к участию в процессуальном действии привлекаются понятые.

Большое значение имеет то, где ставят свои подписи понятые и задержанные и что они этими подписями удостоверяют.

Подписи задержанного и понятых удостоверяют всё, что написано в протоколе задержания и важно не просто проверять протокол на содержание, но и выражать свою позицию в протоколе по существу действий, выполняемых в отношении Вас.

Основная ошибка задерживаемого: ставить свою подпись в конце протокола, когда в графе «пояснения и замечания» не стоит никаких отметок, либо когда полицейский сам поставил отметку, что «возражений, заявлений или замечаний не поступило». Если Вы не согласны с задержание по какой-либо причине, то обязательно следует (по возможности собственноручно) написать, что «с задержанием не согласны». Вы можете ограничится этой фразой, но рекомендую обосновать свою позицию: Ваше несогласие связано с тем, что реальных оснований для задержания нет, поскольку административного правонарушения не совершали и(или) правильному и своевременному рассмотрению административного дела ваше свободное местонахождение не препятствует.

2. Уведомление родственников и защитника о задержании

В этой же графе («пояснения») обязательно впишите просьбу уведомить кого-либо из Ваших близки родственников, указав необходимые биографические и контактные данные лица. Здесь Вы вправе указать, что просите вызвать адвоката через родственника или самостоятельно, но в таком случае желательно заранее знать контакты Вашего адвоката.

Закон предусматривает, что по просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. При задержании несовершеннолетнего его законные представители уведомляются независимо от его пожеланий.

Таким образом, если Вы задержаны или являетесь близким лицом задерживаемо, то следует незамедлительно заявить о том, что просите обеспечить участие защитника. Практика показывает, что отношение к адвокату, как самостоятельному процессуальному лицу, позволяет правоохранителям более оперативно принимать решения об освобождении задержанного.

3. Изъятие личных вещей, денег и ценностей

В момент задержания у лица изымаются ценные вещи и предметы, находящиеся при нем, поскольку их наличие в общей камере административного задержания, могут повлечь их утрату, повреждение или уничтожение по средствам действий сокамерников. Изымаемые предметы описываются по количеству и по индивидуальным признакам в протоколе задержания. Важно чтобы индивидуальные признаки вещей были описаны детально, исключающие их подмену или изменение их существенных качественных, количественных характеристик. Если отраженные в протоколе данные об изъятом не устраивают Вас, следует также собственноручно отразить это в протоколе задержания, сделать необходимые дополнения.

Возвращение предметов происходит с одновременной отметкой об этом в протоколе задержания, где задержанный вправе указать если у него замечания по поводу возврата ранее изымаемого. Иногда сотрудники полиции помимо протокола просят составить расписку о возврате имущества, которую приобщают к административному материалу. Если не уверены в возможности грамотно составить такую расписку, то лучше от этого отказаться, поскольку ее содержание формируется под диктовку сотрудника полиции, который может попросить отразить в расписке лишнее, косвенно относящееся к административному делу, что негативно скажется для Вас в будущем.

4. Момент освобождения и исчисление срока задержания

Освобождение лица с отметкой о времени и месте освобождения удостоверяется одним и тем же протоколом задержания, то есть он окончательно оформляется как процессуальный документ в момент выдворения лица из камеры административного задержания.

Важно понимать, что на этой стадии защитник может беспрепятственно присутствовать, поскольку это непосредственный процесс административного производства. И если защитник был допущен к административному производству, то и при освобождении лица от задержания он вправе присутствовать.

Следует иметь в виду, что если человек был доставлен в отдел полиции в состоянии алкогольного опьянения, то срок задержания исчисляется с момента его вытрезвления, что требует медицинского освидетельствования. В любом другом случае срок задержания исчисляется с момента его доставления в отдел полиции.

5. Условия содержания в КАЗ

Условия содержания задержанного лица также имеют большое значение для конституционного государства, но одновременно они носят оценочный характер. Тем не менее, такие условия не должны унижать человеческое достоинство личности, негативно сказываться на его психическом и физическом здоровье. Человек должен иметь возможность получать питание, в нормальных условиях реализовывать потребности в личной гигиене, получить врачебную помощь и т.д.

Статья 21 Конституции Российской Федерации провозглашает, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 27.6 КоАП РФ регламентирует, что задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях соответствующих органов (уполномоченных производить задержание), либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления.

Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц.

Условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок оказания медицинской помощи таких лиц определяются Постановлением Правительства РФ №627 от 15.10.2003 г. Запрещается размещать в специальные помещения:

а) лиц с заболеваниями (травмами), состояние которых определяется как «состояние средней тяжести» или «тяжелое»;

б) лиц, страдающих сахарным диабетом (в средней или тяжелой степени);

в) беременных женщин;

г) взрослых, имеющих при себе детей в возрасте до 14 лет, при невозможности передачи их родственникам или иным законным представителям.

6. Копия протокола об административном задержании

По Вашей просьбе сотрудники полиции обязаны вручить Вам копию протокола задержания о чем делается отметка в самом протоколе. Никогда не пренебрегайте этим правом, поскольку отсутствие у Вас протокола усложнит процесс оспаривание незаконных действий полиции. Бывают случаи изменения содержания протокола к моменту его проверки.

7. Судебная практика по вопросу содержания протокола

Судебная практика склоняется к тому, что подпись под любым текстом в протоколе задержания, указывает, что Вы с ним ознакомлены, а без замечаний в протоколе и в отсутствии отметок о собственной позиции задержанного соглашаетесь с его содержанием.

Тем не менее согласится с такой правовой позицией судей сложно, поскольку это противоречит требованиям всесторонней оценки действий участников процессуальных отношений. Суд не учитывает обстоятельства, при которых составлялся соответствующий административный протокол, личность лица, подвергнутого преследованию, его физическое и психическое состояние на момент участия в процессуальных действиях.

Еще раз обращаю Ваше внимание на то, что важно читать, под чем Вы ставите подпись в протоколе.

8. Куда обращаться за защитой прав задержанного?

К кому следует обращаться если сотрудники полиции препятствуют получению информации о задержанном лице и явно ущемляют его процессуальные права, злоупотребляют своими полномочиями?

Членам семьи задержанного (родственникам), которые не могут получить вразумительного ответа о судьбе задержанного, следует обращаться к дежурному прокурору, той прокуратуры, за которой территориально закреплено подразделение полиции. Справочные данные о прокуратуре можно найти в интернете; бывает, что контактная информация содержится в холе самой Дежурной части полиции. Прокурору (как по телефону, так и на приеме) необходимо указать на конкретные противоправные признаки в действиях полиции. Например: отсутствие письменного уведомления о задержании, препятствие доступа защитника к задержанному, не уведомление о точном месте содержания, можно указать иные сведения об обстоятельствах задержания.

Поскольку нарушение прав задержанного, как правило, носят длящийся характер, то прокурор в рамках своих надзорных функций, должен действовать незамедлительно: проверить порядок задержания, процессуальные документы, условия содержания, получить от задержанного жалобы и заявления по существу принятых в отношении него процессуальных мер.

9. Как разобраться с последствиями незаконного задержания?

Если Вас незаконно привлекают к административной ответственности за правонарушение, которого Вы не совершали, то это говорит о наличии в действиях полицейских признаков состава преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ (злоупотребление). В каждом конкретном случае следует ставить вопрос, есть ли необходимость подавать заявление о привлечении должностных лиц к уголовной ответственности.

Обжалование действий полиции по средствам просьбы прокуратуры провести надзорную проверку не самое продуктивное и эффективное мероприятие. Подробности проблем прокурорской проверки я упускаю (можно отдельную тему посвятить).

Гораздо эффективней отстаивать свои права в суде путем обжалования задержания, как незаконно примененной меры обеспечения. В случае положительного для Вас разрешения дела в суде, Вы получите право на компенсацию за причиненный моральный вред и расходы на судебные издержки из казны Российской Федерации.

10. Позиция Конституционного суда о злоупотреблении властью

при применении административного задержания

Признавая необходимость повышенного уровня защиты прав и свобод граждан в сфере правоотношений, связанных с публичной, в том числе административной, ответственностью, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что законодательные механизмы, действующие в этой сфере, должны соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации, ее статей 17, 19, 46 и 55, и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека в качестве высшей ценности, в том числе посредством справедливого правосудия (Постановления от 12 мая 1998 года №14-П, от 11 мая 2005 года №5-П и от 27 мая 2008 г. №8-П).

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16.06.2009 №9-П указано, что лицо, относительно которого вынесен акт о применении принудительных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, по существу, ограничивалось бы в возможности реализовать свое право на судебную защиту, если бы суды оценивали законность действий (бездействия) органа государственной власти или должностного лица исключительно с точки зрения соблюдения пределов предоставленных им законом (т.е. формально определенных) полномочий, не исследуя все обстоятельства, связанные с установлением наличия или отсутствия события и (или) состава административного правонарушения.

Понятие «законное задержание», употребленное в подпункте «c» пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, как и понятие «задержание, произведенное в установленном законом порядке» включают обязанность осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях органов государственной власти и их должностных лиц соблюдать нормы материального и процессуального законодательства. В контексте содержащихся в данной норме предписаний это означает, что задержанный имеет право на проверку соблюдения органом государственной власти или его должностным лицом законодательных положений, необходимых для признания примененной к нему принудительной меры законной в указанном смысле, а суд, в свою очередь, должен проверить как соблюдение процессуальных норм, на основе которых производится задержание, так и обоснованность этой меры с точки зрения целей, а также исходя из того, была ли она необходимой и разумной в конкретных обстоятельствах, послуживших основанием для ее применения.

Целью задержания как обеспечительной меры является создание условий для проведения производства по делу о соответствующем административном правонарушении, с тем чтобы были проверены факты, подтверждены или устранены конкретные подозрения, обосновывающие задержание, подготовлены необходимые документы для передачи дела на рассмотрение суда.

Административное задержание, предусмотренное частью 3 статьи 27.5 КоАП Российской Федерации, может считаться законным лишь в том случае, если оно осуществляется в целях, определяемых предписаниями Конституции Российской Федерации и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, необходимо для их достижения и является соразмерным. Следовательно, такое административное задержание не может быть признано законным, если оно применялось должностным лицом хотя и в рамках установленных законом полномочий, но с нарушением указанных целей и критериев, при отсутствии достаточных оснований, произвольно или тем более сопровождалось злоупотреблением властью.

#административноепроизводство #возмещениеущерба

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *