Срок подачи апелляционной жалобы АПК РФ

Шестой Арбитражный апелляционный суд

Срок подачи апелляционной жалобы

(ст. 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ)

(пункты 5, 6, 6.1, 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции»)

Общеустановленный срок подачи апелляционной жалобы — в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения. Срок на подачу апелляционной жалобы исчисляется с даты изготовления судом первой инстанции судебного акта в полном объеме.

Десятидневный срок подачи апелляционной жалобы установлен:

— по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства (часть 3 статьи 229 АПК РФ);

— по делам о привлечении к административной ответственности (часть 4 статьи 206 АПК РФ);

— по делам об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 5 статьи 211 АПК РФ);

— по делам о понуждении юридического лица созвать общее собрание участников (часть 4 статьи 2257 АПК РФ);

— для обжалования определений, выносимых при рассмотрении дел по корпоративным спорам (за исключением определений о прекращении производства по делу и об оставлении заявления без рассмотрения) (часть 1 статьи 2259 АПК РФ);

— для обжалования определений о передаче дела по подсудности или об отказе в передаче дела по подсудности (часть 3 статьи 39 АПК РФ), об отказе в удовлетворении ходатайства о вступлении в дело соистца, о привлечении соответчика (часть 7 статьи 46 АПК РФ), об отказе во вступлении в дело третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора (часть 4 статьи 50 АПК РФ), об отказе во вступлении в дело третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (часть 31 статьи 51 АПК РФ), об отказе в удовлетворении ходатайства об объединении дел в одно производство, об отказе в удовлетворении ходатайства о выделении требований в отдельное производство (часть 7 статьи 130 АПК РФ);

— для обжалования определения арбитражного суда о наложении судебного штрафа (статья 120 АПК РФ);

— для обжалования определений, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) и обжалование которых предусмотрено АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу (статья 223 АПК РФ).

Не позднее чем через четырнадцать дней со дня принятия могут быть обжалованы в апелляционном порядке иные определения арбитражного суда, которые приняты в рамках дела о банкротстве (статьи 15, 42, 93, 124, 233 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») .

Правила исчисления процессуальных сроков

Сроки совершения процессуальных действий определяются точной календарной датой, указанием на событие, которое обязательно должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено (статья 113 АПК РФ). Процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. Если окончание процессуального срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который соответствующего числа не имеет, срок истекает в последний день этого месяца. Процессуальный срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. В случаях, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Процессуальное действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока. Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные суммы были сданы на почту, переданы или заявлены в орган либо уполномоченному их принять лицу до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока, срок не считается пропущенным (ст. 114 АПК РФ).

Восстановление пропущенного срока

Срок подачи апелляционной жалобы, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такой жалобой, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству указанного лица может быть восстановлен арбитражным судом апелляционной инстанции при условии:

— ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня принятия решения, — ходатайство подано лицом, не участвовавшим в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт (статья 42 АПК РФ) не позднее чем через шесть месяцев со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав и законных интересов обжалуемым судебным актом.

Образец ходатайства о восстановлении пропущенного срока при подаче апелляционной жалобы (файл в формате pdf)

НЕ ЯВИТЬСЯ В ПРОЦЕСС:
1) Не явиться и ничего не сообщить суду
Способ очень рискованный и «успех» его зависит от того, были ли Вы как сторона по делу надлежащим образом уведомлены о предстоящем заседании. Если в материалах дела таких доказательств нет, то, скорее всего, заседание будет отложено. Если же Вас уведомляли, а Вы просто не явились, то высока вероятность того, что решение будет вынесено без Вас, а процессуальный оппонент, безусловно, воспользуется ситуацией, чтобы убедить судью в своей правоте в отсутствие Ваших возражений.
К сведению: способ не ходить на почту и ничего не брать (и вроде бы как не быть уведомленным) давно себя дискредитировал — если Вы знаете о процессе, то не получать корреспонденцию по адресу, известному суду, станет, скорее, Вашей проблемой, нежели спасением.
2) Не явиться, но заблаговременно уведомить суд, ссылаясь на уважительность причин неявки
В данном случае заблаговременно (а не в тот же день!) подается ходатайство об отложении разбирательства дела с приложением документов (как правило, копий), подтверждающих уважительность причин невозможности присутствовать в судебном заседании в назначенную дату. Здесь всё будет зависеть от того, признает ли суд причины неявки уважительными. В ситуации, когда дело сложное, сроки рассмотрения ещё не «горят» и вообще есть ощущение, что судья по каким-то причинам не готов вынести решение, вероятность того, что причины неявки будут признаны уважительными весьма велики, следовательно, дело будет отложено.
Способ, конечно, несет определенные риски — ведь до конца нельзя быть уверенным, признает ли судья причину неявки уважительной или нет. «Поджимающие» сроки рассмотрения дела могут сделать неуважительными даже болезнь, невозможность ознакомиться с материалами дела и необходимость присутствовать в другом судебном заседании (для представителя).
К сведению: способ подходит, преимущественно, для граждан. Варианты, когда, к примеру, генеральный директор, представляющий компанию, приносит больничный в обоснование невозможности своего присутствия в суде, совершенно «не проходит» в арбитражном суде, позиция которого такова, что юрлицо априори обладает достаточными человеческими ресурсами и не должно останавливать свою деятельность (в том числе отстаивать свои интересы в суде), если заболел руководитель. И, конечно, аналогичные «директора нет на месте, а больше никто не может выдать доверенность» также не представляются убедительными.
ЯВИТЬСЯ И ЗАЯВИТЬ ХОДАТАЙСТВО ОБ ОТЛОЖЕНИИ:
В данном случае возможны несколько причин для обоснования заявления такого ходатайства.
3) Ходатайство об отложении в связи с необходимостью представить дополнительные доказательства / истребовать доказательства с помощью суда
Конечно, в этом случае доказательства, о предоставлении которых ходатайствует сторона, действительно должны иметь значение для дела. Следует иметь в виду, что придется аргументированно обосновать это, а также срок, который необходим для их предоставления.
Вариантом может быть ходатайство об истребовании доказательств, но не самостоятельно, а с помощью суда. В этом случае необходимо будет также убедительно аргументировать необходимость исследования этих доказательств в рамках рассматриваемого дела, а также обосновать, почему не представляется возможным получить такие доказательства самостоятельно. В качестве доказательства невозможности получения доказательства самостоятельно, к примеру, может быть представлен отрицательный ответ на запрос о предоставлени каких-либо сведений в связи с невозможностью их предоставления любому обратившемуся лицу, а только, скажем правообладателю (если истребуемые сведения касаются какого-либо права) или его представителю.
К сведению: на практике имеют место случаи, когда сторона по делу намеренно не предоставляет с самого начала все имеющиеся доказательства, «придерживая» ряд важных, с тем чтобы получить фору по времени, выражающуюся в возможности «затянуть» процесс.
4) Ходатайство об отложении для уточнения истцом исковых требований
Согласно действующему процессуальному законодательству, только истец вправе «уточнить» иск. В законе термина «уточнить иск» нет, но, обычно, под этим подразумевают увеличение/ уменьшение размера исковых требований, изменение предмета или основания иска.
В свою очередь, ответчик может искусственно создать ситуацию, в которой истцу придется «уточнять» исковые требования. К примеру, ответчик может частично исполнить денежное обязательство и просить в этой связи отложении разбирательства дела для произведения сверки взаиморасчетов с истцом и изменения последним суммы иска.
5) Ходатайство об отложении для урегулирования спора миром
По общему правилу, одной из обязанностей суда является принятие всех возможных мер для применения сторон и содействие сторонам в поисках такого компромисса.
С одной стороны, об урегулировании спора путем заключения мирового соглашения должны ходатайствовать обе стороны, поэтому, заявлять просто так об этом в процессе, не обсудив данную перспективу с процессуальным оппонентом, по меньшей мере, нелогично.
В связи с этим, одна из сторон уже до судебного заседания выходит с таким предложением и даже начинает коммуникацию по этому вопросу. И далее вопрос техники — заявить в суде, что идет обсуждение мирового соглашения (и это подтверждает другая сторона), в связи с чем ходатайствовать об отложении разбирательства дела.
К сведению: очевидно, что далеко не всегда такие инициированные одной из сторон обсуждения имеют реальной целью заключение мирового соглашения. При этом необходимо понимать, что если эта «фиктивность» будет обнаружена , то у суда будут все основания квалифицировать действия соответствующей стороны как злоупотребление правом и недобросовестность процессуального поведения, не говоря уже о формировании вполне конкретного негативного отношения к стороне.
6) Ходатайство об отложении для ознакомления с материалами дела / в связи с необходимостью подготовиться к прениям
Объективная необходимость отложить судебное заседания для ознакомления с материалами возникает в случае, когда, к примеру, практически накануне заседания в процесс вступает новый представитель, у которого объективно нет возможности ознакомиться с материалами (особенно если дело многотомное и содержит много расчетов, технических деталей, эпизодов и т.п.) Отказ в таком ходатайстве может в ряде случаев вообще квалифицироваться как нарушение права на получение квалифицированной юридической помощи, гарантированное Конституцией РФ, и повлечь отмену судебного решения в выщестоящей инстанции.
Нетрудно понять, что в ряде случаев такая «замена» представителя носит исключительно формальный характер и направлена на «затягивание» процесса таким образом.
Что касается прений, то, в отличие от уголовного процесса, в гражданском, административном и арбитражном процессах реальное в них участие далеко не всегда целесообразно. Как правило, о подготовке к прениям и отложении заседания по этому основанию имеет смысл заявлять, если дело реально сложное, объемное и длительное.

7) Ходатайство об отложении для явки доверителя
Очень невелика вероятность, что по этому основанию будет отложено разбирательство дела. Имеет смысл только в гражданском процессе, только когда доверитесь физическое лицо и только когда его личное присутствие действительно объективно необходимо для полного и всестороннего разбирательства (при этом желательно, чтобы сам доверитель имел уважительную причину неявки в судебное заседание, в котором заявляется такое ходатайство).
СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ, ЧТОБЫ ЗАСЕДАНИЕ БЫЛО ОТЛОЖЕНО ПО ИНИЦИАТИВЕ СУДА:
8) Предъявить встречный иск
По общему правилу, после принятия встречного иска рассмотрение дела производится с самого начала. При этом необходимо помнить, что для того чтобы такое «принятие» состоялось, встречный иск должен соответствовать всем установленным законом требованиям ( встречное требование направлено к зачету первоначального требования, удовлетворение встречного иска исключает полностью или в части удовлетворение первоначального иска, между встречным и первоначальным исками имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному рассмотрению споров).
К сведению: ответчик может заявить, например, встречный иск о недействительности договора или признании договора незаключенным. Объективно, он может быть совсем не обоснованным и не иметь никакой перспективы разрешения (теоретически, от него вообще можно будет отказаться), главное, чтобы он формально отвечал указанным требованиям.
9) Обеспечить появление третьего лица с заявлением о вступлении в дело с самостоятельными требованиями относительно предмета спора
В таком случае, конечно, необходимо это третье лицо найти. Здесь также не имеет значения, насколько обоснованны требования третьего лица, главное, что с его вступлением рассмотрение дела производится с самого начала. В крайнем случае, а именно если суд откажет во вступлении третьего лица в дело, это определение можно обжаловать, не дожидаясь итогового решения суда. И, кстати, в связи с необходимостью обжалования, можно также заявить ходатайство об отложении разбирательства дела.
10) Заявить ходатайство о привлечении в процесс третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора / обеспечить появление третьего лица с заявлением о вступлении в дело
Как уже было сказано выше, после вступления третьего лица рассмотрение дела производится с самого начала. Однако, в данном случае будет необходимо аргументированно доказать суду необходимость привлечения данного третьего лица. Как и в вышеуказанном случае, отказ можно будет обжаловать, предварительно ходатайствуя об отложении заседания.
К сведению: наибольшие затруднения вызывают ситуации привлечения третьего лица иностранца (или иностранной организации). Затруднения связаны, в первую очередь, с особенностями надлежащего уведомления лица, находящегося за границей, что существенно увеличивает время рассмотрения дела.
11) Заявить ходатайство о приостановлении производства по делу
Для приостановления производства по делу необходимо соблюдение формальных оснований, поименованных в законе. Пр этом следует учитывать, что в некоторых случаях приостановка дела является обязанностью суда (к примеру, признание стороны недееспособной или отсутствия законного представителя у лица, признанного недееспособным, невозможность рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском, административном или уголовном производстве, а также дела об административном правонарушении — производство по таким делам зачастую инициируется без цели разрешения дела по существу), а когда — правом (например, нахождения стороны в лечебном учреждении, розыск ответчика и (или) ребенка, назначение судом экспертизы, назначение органом опеки и попечительства обследования условий жизни усыновителей по делу об усыновлении (удочерении) и другим делам, затрагивающим права и законные интересы детей, реорганизации юридического лица, являющегося стороной в деле или третьим лицом с самостоятельными требованиями).
К сведению: ходатайство о приостановлении производства по делу по вышеуказанным обстоятельствам можно «совместить» с ходатайством об отложении судебного заседания с целью предоставления доказательства наличия оснований для приостановления производства по делу.
12) Заявить ходатайство о проведении экспертизы
Как было указано в предыдущем абзаце, назначение экспертизы предоставляет суду право приостановить производство по делу (на практике, почти всегда производство по делу приостанавливается, как минимум, с целью «экономии» процессуального времени, отведенного законодателем для разбирательства дела).
Безусловно, стороне необходимо убедить суд в необходимости назначения экспертизы.
К сведению: для заявления такого ходатайства, необходимо заранее обратиться в экспертную организацию и получить от неё письмо (сообщение) с заявлением о готовности проведении такой экспертизы и иными условиями ее проведения (стоимость, сроки и т.п.). Также лучше заранее сформулировать вопросы, в отношении которых сторона ходатайствует о постановке перед экспертом.
К сведению: уже после проведения экспертизы и в зависимости от экспертного заключения, может также возникнуть необходимость в проведении повторной, или дополнительной экспертизы, что также увеличит время рассмотрения дела.
13) Заявить ходатайство о вызове свидетелей, специалиста, эксперта
Очевидно, что вызов свидетеля должен быть объективно необходим, и суду придется объяснять, какие именно сведения, имеющие значение для правильного, полного и всестороннего разрешения дела, данному свидетелю известны.
Что касается экспертов специалистов, то на их вызов суды далеко не всегда соглашаются, и необходимо, чтобы были объективные «неясности» в экспертном заключении, для объяснения которых необходимы специальные познания.
14) Заявить ходатайства с перспективой обжалования определений по этим ходатайствам
Целью в данном случае является именно получение дополнительного времени, а не объективное процессуальное разрешение заявленных ходатайств. В силу того, что для их заявления создается исключительно видимость соответствующих обстоятельств, вероятность отказа, конечно, велика. Поэтому сторона ходатайствует об отложении для обжалования определения об отказе в удовлетворении такого ходатайства.
К сведению: в качестве таких ходатайств заявляют: ходатайство о передаче дела в другой суд, ходатайство о вступлении в дело соистца, о привлечении соответчика, ходатайство о процессуальном правопреемстве, ходатайство об объединении дел в одно производство или о выделении требований в отдельное производство.
15) Заявить о фальсификации доказательств
Способ рискованный, так как если для этого вообще нет никаких оснований, то возникает вероятность быть привлеченным к уголовной ответственности за заведомо ложный донос (ст. 306 УК РФ). На практике таких случаев очень немного — объективную сложность составляет доказывание этого самого признака «заведомости». Основанием для отложения является то, что такое заявление подразумевает проведение экспертизы, в связи с чем дело приостанавливается.
ПОЙТИ НА КРАЙНИЕ МЕРЫ:
16) Форс-мажор
Это, конечно, самая крайняя мера, на которую по возможности не нужно решаться во избежание, в ряде случаев, и уголовно-правовых последствий. В качестве такого форс-мажора может быть «стало плохо» в зале суда, пожар/потоп в офисе, кража важных документов и т.п. Практике известны и более экзотические происшествия — так, в архиве офиса одной из сторон завелся жучок, который съел важные для дела оригиналы документов. Факт наличия насекомого был подтвержден экспертизой. При этом никого, однако, не смутило, что «жучок» покусился на документы исключительно в пределах срока исковой давности.

Как правильно составить жалобу на учителя школы

Жалоба на учителя школы – документ, который готовится родителем (законным представителем) учащегося на имя должностного лица или контролирующей организации с целью указания на существенные нарушения со стороны учителя образовательного заведения. В 2020 году, когда особо актуален вопрос буллинга, каждый родитель должен знать основания подачи жалобы, а также должен быть знаком с процедурой направления жалобного письма.

Основания направления жалобы

Разрушая стереотипы следует отметить, что направление жалобы целесообразно не только при существенных нарушениях со стороны педагога. Так, родитель или законный представитель несовершеннолетнего гражданина, может инициировать проверку независимо от сложности нарушения. Этот вопрос регулируется положениями Федерального Закона «О рассмотрении обращений граждан».

Этим нормативно-правовым актом предусмотрено, что граждане России могут направлять письменные обращения к государственным и муниципальным органам власти, а также в иные инстанции, которые исполняют контролирующие и надзорные функции.

Внимание! Обвинения не должны быть голословными, то есть каждая претензия обосновывается или подтверждается документально.

Законодательством не ограничен список нарушений, за которые допускается подача претензии на действия педагога. Но анализ практики позволяет выделить следующие – наиболее распространенные моменты:

  • применение физической силы (при этом, недостаточно наличие видимых телесных повреждений);
  • жалоба за оскорбление ученика (в эту категорию входят все факты психологического насилия над учащимся);
  • претензии на некомпетентность педагога или неисполнение вверенных обязанностей;
  • сбор денег с учеников, что заранее не оговорено;
  • жалоба на учителя за предвзятое отношение к ученику (предвзятость может проявляться в различных формах, поэтому родитель должен подробно описать, что именно он имеет в виду в конкретной ситуации);
  • учитель требует то, что не предусмотрено программой или же, создает опасные ситуации во время учебного процесса;
  • применение мер воспитания, которые ограничивают/нарушают права ребенка или вовсе противоречат действующему законодательству;
  • метод обучения тормозит развитие малыша или способствует возникновению психических расстройств;
  • выставление оценок, которые не соответствуют уровню знаний или же повышенные требования к конкретному ученику.

На практике сплошь и рядом встречаются ситуации, когда учитель просто выгоняет ребенка из класса за нарушение дисциплины. Это невинное действие – прямое нарушение конституционных прав детей, поскольку Конституция Российской Федерации гарантирует каждому ребенку право на получение образования и доступ к системе образования.

Кто может направить жалобу

Законодательством установлено, что претензия может быть индивидуальной или групповой. Это значит, что подготовить жалобное письмо на педагога может только один родитель класса или же несколько родителей, обеспокоенных сложившейся ситуацией.

Что касается полномочий, то письмо может быть подготовлено и направлено:

  • родителем ребенка;
  • опекуном;
  • попечителем;
  • усыновителем, но только после завершения процедуры усыновления.

Куда можно написать жалобу на учителя школы

Порядок рассмотрения обращений напрямую связан с сутью нарушения, а также наступившими последствиями. Это связано с тем, что существует несколько видов ответственности педагогов, а также предусмотрен ряд разноуровневых инстанций, уполномоченных разрешать конфликты и привлекать к ответственности виновных учителей.

В 2020 году законный представитель несовершеннолетнего учащегося может подготовить официальную претензию в следующие организации:

  1. Подача обращения вышестоящему руководству, которым выступает завуч школы или директор. Как показывает практика, 70% конфликтов можно решить именно таким способом. Начальник конкретного педагога применяет локальные меры воздействия (а иногда достаточно просто устного разговора), чтобы остановить нарушение.
  2. Органы образования, которые представлены городским отделом, департаментом и Министерством. Подавать претензии необходимо именно в этом порядке по мере развития полномочий. То есть сначала жалоба направляется в городской отдел и только, если это не помогло, то письмо передается дальше. В таком случае необходимо помнить, что на подготовку ответа заявителю у организации есть только десять календарных дней.
  3. Правоохранительные органы, представляемые полицией и прокуратурой, вступают в работу только при наличии в действиях педагога состава административного или уголовного правонарушения. По заявлению родителя возбуждается уголовное производство или составляется протокол об административном правонарушении. Дальше ведется расследование, которое завершается закрытием дела или передачей его в суд.
  4. Суд – крайняя инстанция, участие которой обязательно при необходимости удержать с учителя сумму материального или морального ущерба. Для получения выплаты родитель готовит исковое заявление, подтверждая его необходимыми документами.

Внимание! При принятии иска суд требует показать бумаги, свидетельствующие о том, что родитель пробовал уладить конфликт мирно. То есть должны быть копии обращений и ответов к администрации учебного заведения и отдела образования.

Как правильно написать жалобу на учителя зависит от того, куда подается претензия. Обязательные условия и полезные советы:

  • при подаче жалобы директору, желательно готовить сразу два экземпляра, один из которых остается у заявителя, но с отметкой, что обращение принято;
  • при направлении обращения в отделы образования необходимо указать не только на конфликт ребенок-учитель, но также на тщетные попытки уладить конфликт мирно (это свидетельствует о том, что администрация учебного заведения не только покрывает, но и поощряет поведение педагога);
  • в случае подачи жалобы в правоохранительные органы заявитель должен указать, какое правонарушение/преступление он видит в действиях учителя (указание статьи закона не исключает, что полиция/прокурор изменит квалификацию на другую статью, но это обязательное условие, поскольку подача обращения в полицию или прокуратуру возможна лишь при наличии состава преступления).

Направление анонимного обращения

Законодательство о рассмотрении заявлений и жалоб граждан выдвигает строгие требования к таким письмам. Одно из существенных условий – указание ФИО и контактных данных обращающегося. Это необходимо для того, чтобы компетентная организация могла подготовить официальный ответ и могла уточнить важные сведения, необходимые для полноценного расследования нарушения.

С другой стороны, работа каждой из этих инстанций построена таким образом, что граждане могут обращаться анонимно, без указания своей личности. Это законно, но едва ли поможет решить конфликт. На анонимные претензии реагирование будет, но отчитываться за проделанную работу некому. Поэтому не стоит рассчитывать, что это позволит уладить конфликт. Единственная возможность в таком случае – массовые обращения недовольных родителей.

Как правильно оформить жалобное письмо

Законом не предусмотрена строгая форма обращения, но заявитель должен включить в содержание своей претензии следующие элементы:

  1. указание адресата, то есть должностного лица или конкретной организации, на рассмотрение которой передается заявление;
  2. личные данные заявителя (ФИО, контактные данные);
  3. описание сути нарушения;
  4. наступившие последствия;
  5. способы решения конфликта;
  6. законные требования;
  7. дата и подпись.

Не лишним будет приложить к обращению копии подтверждающих документов. В таком случае все бумаги номеруются, и готовится единая опись материалов. Представление доказательств целесообразно даже при направлении претензии директору.

Также предстоит принимать во внимание следующие правила оформления документа:

  • последовательность изложения фактов;
  • разборчивое письмо;
  • отсутствие нецензурных выражений и эмоциональных фраз;
  • отсутствие ошибок, помарок и исправлений;
  • избегание угроз и личных домыслов, а также индивидуальных оскорблений.

Если обращение готовится от имени коллектива, то в содержании должны быть указаны данные всех заинтересованных лиц и наступление конкретных последствий для каждого из них.

Применяемые виды ответственности

Зачастую родителя не интересует возможное привлечение педагога к юридической ответственности. Законный представитель. Как правило, ищет способы, как отказаться от учителя, который досаждает ребенку. Но вместе с тем, в зависимости от вида нарушения и наступивших последствий, педагог может привлекаться к разным видам ответственности:

  1. дисциплинарная;
  2. административная;
  3. уголовная;
  4. гражданская.

Дисциплинарное наказание

Дисциплинарное взыскание может применяться только администрацией учебного заведения или же работниками отдела образования. С этой целью проводится служебное расследование, при котором не только изучается претензия, но также отбирается объяснение у виновной стороны, то есть у педагога. Учитель вправе защитить себя и доказать законность своих действий.

По окончанию расследования проверяющая сторона готовит приказ о назначении дисциплинарного наказания, которое может быть представлено в форме устного или письменного выговора, а также увольнения. Какие последствия наступят в конкретном случае, зависит от тяжести спора, а также от последствий и числа пострадавших участников.

Внимание! Неправомерное увольнение может быть оспорено человеком в суде, поэтому необходимо точно следовать процедуре, не нарушая права и интересы самого учителя.

Второй момент, на который предстоит обратить внимание, досрочное расторжение трудового договора по односторонней инициативе работодателя. При оформлении рабочего контракта в содержание соглашения вносятся дополнительные пункты, которые могут стать основанием увольнения. В частности, это касается существенного нарушения прав и интересов детей (например, применение физической силы или психологического насилия).

Административная ответственность

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает два виды проступков, за которые существует ответственность по КоАП РФ. Первая группа – нарушение права ребенка на образование. В частности, это касается выставления детей за дверь во время учебного процесса. Учитель, допустивший такие действия, может понести наказание в виде административного штрафа, размер которого будет варьироваться в пределах 30 – 50 тысяч рублей.

При повторном допущении такого нарушения, педагог может быть лишен права заниматься учительской деятельностью на срок до одного года.

Вторая группа нарушений связана с осуществлением самого учебного процесса. Если будет подтверждено, что учитель своими действиями срывает процесс обучения, то ему грозит наказание до 30 000 рублей штрафа.

Наказание применяет только судья на основании составленного полицией административного материала.

Наказание по УК РФ

Учитель, как должностное лицо, может привлекаться к разным статьям Особенной части Уголовного кодекса. Это касается и нанесения телесных повреждений, подтверждаемых заключением судебно-медицинского эксперта. В таком случае оформляется уголовное делопроизводство, которое расследуется в общем порядке. Педагог должен быть готов к тому, что мера ответственности не будет самой слабой, поскольку есть отягчающее обстоятельство – учитель совершает преступление против своего подчиненного, ребенка, который не может самостоятельно защитить свои интересы.

Внимание! В качестве факультативного наказания используется запрет на осуществление педагогической деятельности.

Кроме того, существует одна норма, привлекаться к уголовной ответственности по которой могут только учителя. Это нарушение права на образование с применением жестокости. Мера ответственности зависит от индивидуальных особенностей случая. Так, педагог может понести следующие виды наказания:

  • штраф, сумма которого не может превышать 100 000 рублей или же не может быть выше годового дохода человека;
  • не более трех лет принудительных работ с обязательным отчислением части прибыли в пользу государства (от 5 до 20 процентов заработной платы);
  • до трех лет лишения свободы;
  • лишение права занятия образовательной деятельностью на период времени до пяти лет.

Гражданская ответственность

Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает возможность физических лиц получить денежную компенсацию за причиненный материальный и моральный вред. Наличие конфликтов между педагогами и учащимися – не исключение. При чем, направление судебного иска на удержание компенсации может происходить независимо от сопутствующего расследования.

Законный представитель ребенка, который считает, что есть достаточные основания для получения денег, должен выполнить следующие действия:

  • получение подтверждающих фактов, что есть основания для получения компенсации;
  • сбор доказательств, свидетельствующих о вине учителя, а также о легальности требования денежной выплаты;
  • расчет размера компенсации (подтверждение суммы финансовыми документами);
  • подготовка обоснованного искового заявления, которое направляется в федеральный суд общей юрисдикции с учетом требований территориальной подсудности.

С удержанием морального ущерба на практике немного сложнее, поскольку доказать его не просто. С другой стороны, неправомерные действия педагога нарушают права и интересы несовершеннолетних детей, поэтому размер компенсации будет на порядок выше.

Внимание! Допускается подготовка и направление в суд коллективного искового заявления.

Таким образом, законом предусмотрена масса возможностей, какой законный представитель может защитить интересы несовершеннолетнего чада. Если есть сомнения, что удастся добиться справедливости, то можно привлечь к конфликту квалифицированного юриста, который поможет решить спор.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *