Сроки возобновления исполнительного производства по заявлению взыскателя

Возможно ли возобновление исполнительного производства после его окончания?

Отмена постановления об окончании исполнительного производства

Возобновление производства после его прекращения

Как возобновить приостановленное производство

Порядок подачи жалобы на пристава

Порядок повторной подачи документа

Отмена постановления об окончании исполнительного производства

Основания для окончания производства приставом-исполнителем приведены в ст. 47 закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ (далее — закон № 229). Однако в большинстве случаев (за исключением фактического исполнения требования исполнительного документа) окончание производства не означает невозможности его продолжения через некоторое время.

Если же срок предъявления исполнительного документа для взыскания не истек, постановление об окончании производства может быть отменено как на основании заявления взыскателя, так и по решению вышестоящего судебного пристава или его заместителя (ч. 9 ст. 47 закона № 229). Пристав в таких случаях обязан снова возбуждать производство.

В частности, производство оканчивается при возвращении исполнительного документа (далее — ИД) взыскателю. Происходить это может по разным причинам (они перечислены в ст. 46 закона № 229). Самый распространенный случай — невозможность установить местонахождение как самого должника, так и его имущества. Пристав обязан составить при этом акт о наличии обстоятельств, по которым стало невозможно исполнить судебное решение. Вместе с актом взыскатель получает постановление об окончании производства.

На практике часто бывает, что пристав не использует для поиска должника и его имущества все предоставленные ему возможностей, т. е. проще говоря — бездействует, не желая приложить усилия к взысканию долга. Если взыскатель заподозрит халатность со стороны исполнителя, то может подать на его действия/бездействие жалобу вышестоящему должностному лицу или в суд.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Если взыскатель получил обратно свой исполнительный документ без взыскания, он может не добиваться отмены постановления об окончании производства, а просто повторно его предъявить в пределах установленного в ст. 21 закона № 229 срока. По заявлению взыскателя будет произведено повторное возбуждение исполнительного производства после его окончания.

Возобновление производства после его прекращения

Окончание производства следует отличать от его прекращения, т. к. второе не предполагает возможности повторно предъявить ИД к взысканию. Прекращается же производство лишь при наличии веских оснований. Такое решение может принять, согласно ст. 43 закона № 229, суд или судебный пристав.

Среди основных причин прекращения можно назвать:

  • в отношении физлиц — смерть одной из сторон (должника или взыскателя), если право требований (обязательств) не переходит к другому лицу — правопреемнику; в отношении юрлиц — ликвидацию и исключение записи о них из ЕГРЮЛ;
  • утрату возможности совершить взыскание;
  • отказ взыскателя от получения изъятого исполнителями у должника имущества или полный отказ от взыскания;
  • отмену ИД;
  • признание долга по платежам в бюджет безнадежным.

Как возобновить исполнительное производство после его прекращения? Первой возможностью возобновить прекращенное исполнительное производство является отмена постановления пристава о его прекращении (в том числе по жалобе взыскателя).

Производство также возобновляется, если (ч. 3 ст. 43 закона № 229):

  • отменено судебное решение, которое послужило причиной прекращения производства;
  • изменились обстоятельства, которые легли в основу прекращения производства.

Инициатором возобновления в этой ситуации может быть как взыскатель (для этого ему нужно подать в ФССП заявление), так и пристав.

Как возобновить приостановленное производство

В ряде случаев исполнительное производство может быть приостановлено судом или приставом-исполнителем (ст. 39–40 Ззакона № 229). Главное основание для возобновления исполнительного производства — это устранение обстоятельств, из-за которых оно было приостановлено (ч. 2 ст. 42).

Чтобы суд возобновил согласно ч. 1 ст. 438 ГПК РФ приостановленное по его решению производство, требуется:

Подпишитесь на рассылку

  1. Подача взыскателем или приставом соответствующего ходатайства.
  2. Фактическое устранение препятствующих ходу исполнительного производства оснований.

Кроме того, согласно ч. 2 указанной выше статьи ГПК, срок, на который изначально приостановлено производство, может быть сокращен судом.

Возобновление судом

Анализ ст. 39 закона № 229 позволяет определить, какие обстоятельства должны быть устранены, чтобы суд возобновил приостановленное производство.

Суд вынесет решение о возобновлении производства, если:

  • получен отказ по иску об освобождении арестованного имущества;
  • имеется результат рассмотрения судом вопросов, связанных с оспариванием результата оценки имущества, находящегося под арестом, или взысканием исполнительного сбора;
  • должник вернулся из длительной командировки;
  • отказано по иску об оспаривании исполнительного документа или завершилась процедура оспаривания судебного акта, по которому был тот выдан.

Решение о возобновлении производства принимается тем же арбитражным судом, который первоначально выдал исполнительный документ и затем приостановил его (ч. 1 ст. 45 закона № 229), либо тем, который ближе находится к месту осуществления деятельности исполнителя.

Возобновление приставом

Пристав может приостановить производство, если ему подаст соответствующее обоснованное заявление одна из сторон (ч. 4 ст. 45 закона № 229). Чтобы возобновить производство, потребуется убедиться, что основания для приостановки производства устранены, либо получить соответствующее заявление от взыскателя (ч. 7).

Основываясь на анализе положений ст. 40 закона № 229, обобщим сведения о том, по каким основаниям исполнитель может возобновить производство:

  • должник либо взыскатель вернулся из зоны боевых действий либо прекратил исполнять задания в условиях чрезвычайного положения (п. 3 ч. 1);
  • должник закончил лечение в стационаре (п. 1 ч. 2);
  • отменено признание должника безвестно отсутствующим или умершим по причине его появления (п. 1 ч. 1);
  • должник восстановил свою платежеспособность и финсостоятельность путем выхода из процедуры банкротства (пп. 5 и 5.1 ч. 1);
  • завершился срок предоставленной судом отсрочки исполнения обязательства (п. 6 ч. 1);
  • снят арест с имущества организации-должника, непосредственно участвующей в производственном процессе (п. 7 ч. 1);
  • отсутствие имущества у должника — иностранного государства (п. 8 ч. 1);
  • найден разыскиваемый ранее должник (п. 2 ч. 2);
  • должник-призывник вернулся из армии (п. 3 ч. 2).

Производство может быть приостановлено высшими должностными лицами исполнительной службы (ч. 3 ст. 40 закона № 229) или судом (ч. 3 ст. 39 закона № 229) по причине поступления жалобы на действия или бездействие пристава. Для возобновления производства при этом необходимо, чтобы орган, рассматривающий жалобу одной из сторон производства или постановление исполнителя, не нашел оснований для приостановления или получил доказательства урегулирования ситуации.

Порядок подачи жалобы на пристава

Если взыскатель получил не устраивающее его постановление о прекращении/окончании/приостановлении исполнительного производства, он может подать жалобу. Оформленная в письменном виде по стандартному образцу жалоба с необходимыми обоснованиями подается вышестоящему приставу либо направляется в суд.

После этого орган, получивший жалобу, в рамках имеющихся материалов исполнительного производства изучит:

  • выполнял ли пристав свои обязанности в рамках законодательства;
  • направил ли он исполнительные документы во все инстанции для обеспечения проведения взыскания (на работу должнику-физлицу, в банк для ареста счета, в налоговую или регистратору для ареста имущества);
  • выполнены ли действия, необходимые для розыска должника и его активов;
  • надлежащим ли образом составлялись акты о невозможности взыскания.

Если в процессе изучения этих вопросов найдут допущенные нарушения, соответствующее постановление будет отменено. После этого исполнительное производство продолжится в обычном порядке.

Порядок повторной подачи документа

Если взыскателю были возвращены исполнительные документы в связи с окончанием производства, он в пределах срока давности может их повторно подать на исполнение.

Согласно ч. 1 ст. 21 закона № 229, в общих случаях срок предъявления документов для исполнения составляет 3 года с момента вступления в силу судебного акта, на основании которого был выдан ИД. Особенность в том, что этот срок не течет в то время, пока производство открыто (ч. 1 ст. 22 закона № 229).

Если это периодичные платежи (пример — алименты), тогда взыскатель может снова и снова подавать на исполнение и в течение срока, на который был выдан ИД, и в течение трех лет после его завершения (ч. 4 ст. 21 закона № 229).

В том случае, если документы возвратились заявителю в пределах данного срока, он имеет право подать их повторно на исполнение, причем сколько угодно раз. Пристав-исполнитель, получивший соответствующее заявление, должен на общих основаниях открыть новое исполнительное производство. Его отказ может быть обжалован заявителем в суде. В рамках нового исполнительного производства пристав обязан воспользоваться полным комплексом предоставленных ему полномочий для исполнения судебного решения.

***

Если исполнительное производство окончено и документы (исполнительный лист, судебный приказ) возвращены взыскателю, это необязательно означает закрытие производства навсегда, т. к. его можно возобновить. При этом важно учесть, сколько осталось времени до истечения срока предъявления документов для исполнения. Если три года с момента вступления в законную силу решения суда или нотариальной надписи еще не истекло, заявитель имеет право повторно подать документы в ФССП. В том же случае, когда пристав нарушил закон и безосновательно окончил (либо прекратил или приостановил) производство, взыскатель может подать на него жалобу.

Для многих людей довольно странно даже услышать фразу «лицо без гражданства» или «гражданин мира», но для кого-то это суровая реальность. Точное число людей, не имеющих гражданства, неизвестно, но по примерным оценкам оно составляет более 15 млн человек. У таких лиц нет паспорта, а значит, и некоторые возможности и права, которые присущи гражданам, им недоступны. При этом стать таким может абсолютно любой человек из-за различного стечения обстоятельств.

Апатриды или неграждане

Лицами без гражданства или апатридами принято считать население, которое не имеет принадлежности к тому или иному государству. То есть апатрид не имеет гражданства какой-либо страны и не является её подданным. Часто между собой путаются два понятия: «апатриды» и «бипатриды». Если первым называется человек без гражданства, то второе применимо к лицу, обладающему паспортами двух стран.

В современном мире главными ценностями человека признаются его права и свободы. Существует ряд международный положений, которые образовывают действенные механизмы их защиты. Осуществление прав и свобод физических лиц во многом зависит от наличия у него гражданства. Но это не значит, что такая категория жителей безмолвная и бесправная. Всё такое население наделено правами человека, но воспользоваться привилегиями данными государством своим жителям они не могут.

Положение и определение

Таким образом, лицо без гражданства — это лицо, к которому не применяются права граждан в каком-либо государстве. Несмотря на это, они обязаны подчиняться законам страны, на территории которой находятся, но при этом их правоспособность ограничена. В первую очередь, это невозможность участия в избирательном праве. На апатридов не распространяются права, которые применимы к иностранцам согласно международным договорам, они не могут обратиться за дипломатической защитой.

Согласно международным положениям, правовой статус лиц без гражданства (ЛБГ) определяется Конвенцией о статусе апатридов 1954 года и Конвенцией о сокращении безгражданства 1961 года. Договор 1954 года обязывает страны, принявшие его, предоставлять такому населению правовой режим, соответствующий пребывающим на их территории иностранным подданным.

Принятая в США 30 августа 1961 года конвенция, согласно резолюции Генеральной ассамблеей ООН от 4 декабря 1954 года, гласит о том, что страны-участники обязуются сокращать безгражданство в мире и давать своё подданство лицам, родившимся на их территории.

То есть её главный смысл заключается в недопущении лишения гражданства в случае, если оно приведёт к безгражданству. Подданство автоматически предоставляется:

  • после акта рождения;
  • по предложению властям заинтересованным лицом или от его представителя (в соответствии с законом государства такие ходатайства не отклоняются).

Положение и статус негражданина определяется согласно законам страны — его места пребывания. Государство предоставляет апатридам, законно находящимся на их территории, права в отношении найма на работу наравне с гражданами. Это касается и тех лиц, которые попали в страну согласно планам иммиграции или при выполнении программы найма.

Страна обязана, невзирая на статус лица, предоставлять ему благоприятное правовое положение при условии законного нахождения в государстве. В случае спорных вопросов решение должно быть не менее благоприятным, чем-то, которое применяется к иностранцам. Такое же отношение предоставляется в исповедании религии и свободы, воспитании потомков.

Государство имеет право при военных действиях, а также возникновении чрезвычайных ситуаций принимать необходимые меры для обеспечения своей безопасности и ограничивать права апатрида до выяснения ситуации.

В связи с исчезновением государств, таких как СССР, Югославия, Чехословакия, ФРГ и ГДР, отделением Черногории от Сербии, остро стал вопрос о правопреемственности государств и о гражданстве проживающего на этих территориях населения. Из-за этого в 1997 году была составлена Европейская конвенция о гражданстве, устанавливающая, что страна, являющаяся правопреемницей при решении о предоставлении подданства, учитывает:

  • место постоянного жительства конкретно взятого лица в момент наступления правопреемственности;
  • желание самого лица;
  • страну рождения физического лица;
  • присутствие связи рассматриваемой особы с государством.

В 2006 году Конвенцию ООН об избежании появления ЛБГ, связанную с правопреемством стран, поддержал и Совет Европы. Но всё равно ни в одной стране лицо, не имеющее гражданства, не пользуется всеми правами, которые принадлежат гражданину этого государства.

Появление статуса

Во всех странах апатридом называется человек, не имеющий гражданства. Этот статус нередко появляется при потере ранее присвоенного ему гражданства и неполучении нового. Существуют два вида безгражданства: абсолютное и относительное. Первое подразумевает наступление безгражданства с момента рождения, а второе — в случае утраты. События, приводящие к тому, что человек становится ЛБГ, могут быть следующими:

  1. Когда рождается ребёнок, родители которого не являются гражданами какой-либо страны, т. е. сами являются ЛБГ (абсолютный случай). Но тут есть свои нюансы, если ребёнок рождается на территории стран, поддерживающих конвенцию ООН, то ему автоматически присваивается гражданство.
  2. Сознательный отказ от подданства. Для этого гражданин по своей воле начинает процедуру сдачи документов, удостоверяющих его принадлежность, в соответствующие службы, по завершении которой он автоматически становится апатридом.
  3. Отказ под давлением. Такая ситуация возможна, если уполномоченные службы государства считают нахождение человека на территории страны опасным. Нередко это связывается с политическим преследованием и за этим следует выдворение субъекта из страны.
  4. Нарушение или фиктивность юридических процедур. Например, подделка документов, удостоверяющих личность, фиктивное вступление в брак.
  5. Исчезновение государства. После прекращения существования страны все её граждане автоматически становятся апатридами.

Ограничения в правах

Хотя и большинство стран воспринимают ЛБГ лояльно, не пытаясь ущемлять их права, но всё-таки существуют вполне понятные ограничения. Число этих ограничений на самом деле не так уж и велико. Эти запреты определены на законодательном уровне и чаще всего заключаются в следующем:

  • невозможности участвовать в референдумах и выборах, проходящих в стране;
  • занимать должности в учреждениях государственного образца и на постах, связанных с доступом к государственной тайне;
  • служить в вооружённых силах;
  • работать пилотами любого вида авиации и капитанами на морских судах;
  • становиться членами политических партий или объединений.

Кроме этого, государство может ограничить передвижение ЛБГ по своей территории. Но общечеловеческие права неграждан не подвергаются никакой дискриминации. Апатриды имеют возможность получать медицинскую помощь, учиться в школах и других учебных заведениях, работать по специальности (кроме государственных структур). Они могут свободно покидать границы страны, но на ограниченное время.

Но на практике у таких людей сразу же возникают проблемы в первую очередь, связанные с повседневной жизнью. Например, при официальном трудоустройстве у них попросту не окажется требуемого пакета документов для принятия на работу, по той же причине возникнут трудности при устройстве ребёнка в детский сад или школу.

Обязанности у ЛБГ такие же, как и у рядовых граждан: он обязан быть налогоплательщиком, соблюдать законы и правила. При этом бывает, что на него накладываются дополнительные обязательства, но связано это с решением лица принять в будущем гражданство.

Удостоверяющие документы

Так как у человека без гражданства нет ни паспорта, ни свидетельства о рождении, которые могли бы подтвердить его личность, то вместо них у него должны быть бумаги, его идентифицирующие. Наиболее часто таким документом является сертификат апатрида. Кроме этого, у такого лица может быть недействительный паспорт (не путать с подделанным), вид на жительство, разрешение на временное пребывание.

Обычно таких документов у человека нет, поэтому для своей идентификации апатрид должен обратиться в специальные службы той страны, на территории которой он находится. Так, в России такой службой является Федеральная миграционная служба (ФМС). Работники этой службы собирают все доступные сведения о ЛБГ, например, сканируют отпечатки пальцев и делают запросы на их идентификацию в разные страны.

Чаще всего процедура установления личности физического субъекта происходит следующим образом:

  1. Человек приходит в специальную службу и подаёт все документы, которые у него есть. Пишет подробную автобиографию и прикладывает квитанцию об уплате пошлины.
  2. Сотрудники проводят опрос с заполнением специальных анкет и бланков.
  3. Собранная информация изучается и проверяется. Это самый длинный этап, так как службы должны сформировать запросы и получить на них ответы. При этом во время проверки могут быть выяснены новые детали и потребуются дополнительные консультации с апатридом. Обычно максимальный срок такой проверки определён законодательно и не может превышать трёх месяцев.
  4. На последнем этапе ЛБГ выдаётся документ, удостоверяющий его личность. На основании которого он в дальнейшем может получить гражданство.

Получение паспорта

Получив удостоверение, человек может инициировать процедуру по получению паспорта. Для этого он обращается в миграционную службу. Кроме имеющихся документов, полученных при прохождении идентификации, ему понадобится предоставить: заявление на получение разрешения на временное проживание, фотографии, выданную медицинским учреждением справку об отсутствии ВИЧ заболеваний, квитанцию об оплате пошлины.

Если с документами всё будет в порядке, то апатрид получает разрешение на временное проживание (РВП). Но следует учитывать такой нюанс, что его действие обычно ограничивается и требует периодического продления. Так, в РФ срок годности документа составляет один год, и если его своевременно не продлить, человек без гражданства может быть даже депортирован из страны.

Через год у ЛБГ появляется возможность оформить вид на жительство (ВНЖ). Чтобы получить ВНЖ, кроме подачи документов, понадобится сдать обязательный тест на знание языка той страны, в которой он собирается получать паспорт. После удачной сдачи теста и проверки всех документов лицо получает вид на жительство. ВНЖ почти приравнивает права и обязательства лиц его получивших к правам граждан страны. Документ выдаётся также на определённый срок, так, в РФ на пять лет с правом последующего продления или получения статуса гражданина страны.

Нередко в разных странах существуют упрощённые способы получения гражданства. Для этого нужно иметь одного из родителей, который был бы гражданином страны. Или человек являлся бы подданным страны, которая исчезла, и хочет получить паспорт у её правопреемницы, состоит определённое время в официальном браке с гражданином.

К примеру, лица, имеющие статус беженца или ранее имевшие гражданство страны, работники с высокой квалификацией и члены их семей, а также ряд других категорий имеют право получить гражданство уже через три года после оформления вида на жительство. Следует помнить, что срок проживания в стране должен быть непрерывным, разрешены только кратковременные выезды.

Таким образом, определение апатрид ни в чём не ущемляет общеправовые обязанности человека, к которому применяется этот термин. В РФ сравнительно недавно была предусмотрена возможность получения гражданства без ВНЖ апатридам, проживающим в России с 2002 года, даже в случае отсутствия у них документов, подтверждающих их личность.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *