Ст 51 УК РФ отказ от дачи

Бесплатная консультация юриста по телефону Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону Москва и МО
+7 499 938 62 89 Санкт-Петербург и ЛО
+7-812-425-13-17

Федеральное законодательство регулярно обновляется и уточняется, изменения вносятся органами власти, уточнения выходят отдельными документами. Последние уточнения ст.51 ее частей УК РФ выделяют такими пунктами:

  1. Гражданин имеет право во время судебного процесса не предоставлять сведения против себя, близкого родственника.
  2. Перечень категории родственников устанавливается федеральным законодательством.
  3. Федеральный закон устанавливает и другие нормативы, которые освобождают гражданина от обязанностей дачи показаний.

Закон распространяется в судебной деятельности давно, но не все знают специфику данного правового акта. Опираясь на статью 51 и ее части УК РФ нужно четко представлять, что она означает, какие права гражданина защищает.

Уточнения к правовому акту

Европейский суд имеет единую конвенцию по защите прав человека. Такое право предполагает отсутствие насильственного влияния на ответчика. Справедливая оценка судебного процесса – это тот фактор, которого добивается конвенция.

Статья 14 международной конвенции предполагает защиту ответчика. Правовой акт направлен на устранение возможности использования сведений, которые были получены против воли ответчика или были получены до судебного разбирательства.

Европейский суд утверждает, что нельзя свидетельствовать против себя, но так, же право ограничивает возможности получения других фактов посредством ответчика. Последние уточнения подтверждают факт свидетельствования против себя и близких людей не законным.

УПК имеет еще одно обозначение близких людей – это граждане, которые состоят в свойстве с ответчиком, это граждане, о которых печется ответчик. Для таких физических лиц иммунитет отсутствует согласно федеральному законодательству.

Каждое судебное дело рассматривается в индивидуальном порядке, поэтому соответствие закону определяется адвокатами, судьями.

Обозначение понятия «свидетельствования»

51 статья уголовного кодекса РФ обозначает не только понятие дачи показаний, но также и понятие свидетельствования. Свидетельствование – это не только дача показаний свидетелем, подтверждение или опровержение конкретных событий, очевидцем, который выступает ответчик. Свидетельствование – это предоставление фактов, улик подтверждающих документов, доказательная база происшествий.

Конституционный суд Российской Федерации предполагает право не свидетельствовать против себя, обозначает, что физическое лицо имеет право не только отказываться от показаний. Но и отказать в представлении любых доказательств, что способны подтвердить виновность ответчика.

Дополнения к статье

Ограничение по военной службе регламентируется федеральным законодательством и касается военнообязанных, которые проходят контрактную службу. Военная служба на контрактной основе оформляется на срок от 3 месяцев до 3 лет. Особенная часть военного кодекса предполагает за совершенное преступление против военных обязательств, контрактнику не исправительные работы, а денежные изыскания.

Из денежных выплат обвиняемому по не выполнению военной службы удерживается сумма, которая установлена судом. В государственный бюджет может взиматься не более 20 % от дохода военнослужащего.

Отбывание такого рода наказания предполагает и другие меры:

  • обвиняемого не повышают в должностях;
  • военнослужащий не получает нового воинского звания;
  • период наказания не учитывается в срок выслуги.

Военнослужащие, которые отбывают срок службы на контрактной основе, при нарушении прав подчиняются судовым разбирательствам на основании ограничений, что касаются военной службы.

Для военнообязанных граждан соответствие уставу – это обязательное условие дальнейшей карьеры. Ограничения, которые применяются к военнообязанным, имеют и дополнительные факторы, которые влияют на военную службу:

  • Ограничение вводятся относительно военных, которые несут службу на контрактной основе.
  • Срок наказания устанавливается судовым заседанием и зависит от тяжести преступления, период отбивания наказания не вчитывается в военный срок.
  • Сумма к отчислению устанавливается после судебного разбирательства, едина на весь период отбывания наказания.

Ограничения в свободе предусмотрено другой статьей уголовного законодательства. Санкции вводятся только по отношению к четко установленным пунктам возможного нарушения порядка и дисциплины в военной части. Законом предусмотрены денежные взыскания вместо исправительных работ, на такой исход влияет состав преступления, общие материалы дела. Такие меры предусмотрены особенной частью уголовного законодательства.

Статья 51 УК РФ предполагает законный отказ от дачи показаний против себя, что означает защиту ответчика от не правомерного воздействия на свидетельствования.

Денежные взыскания

Военнослужащий, который поступил на службу по контракту, получает ежемесячные выплаты, суммы установленные федеральным законодательством. Возможные надбавки зависят от чина военного и его заслуг. Не зависимо от заработной платы при нарушении закона военному грозит ограничение в выплатах.

Сумма удержания устанавливается судом и вычитается:

  • из должностной ставки осужденного;
  • выплат по воинскому званию;
  • надбавок и премий;
  • каких-либо денежных начислений.

Денежные ограничения накладываются на все выплаты, которые получает военный во время прохождения контрактной службы.

Обозначение частей статьи 51 УК

51 статья содержит части и дополнения к уголовному кодексу российской федерации. Ответчик, перед дачей показаний в обязательном порядке должен быть ознакомлен с правом – не предъявлять сведения против себя и близких людей. Исходя из этого физические лица, ориентируясь на свое право, не несут уголовную ответственность за отсутствия свидетельствования.

Обвиняемый имеет право прийти на допрос с адвокатом. Простому гражданину, который не разбирается в правовом законодательстве сложно ориентироваться в правомерности действий по отношению к нему.

  • Часть 1 статьи 51 подтверждает право свидетельского иммунитета на любые процессуальные свидетельствования, где сведения выступают значимой юридической информацией.
  • Часть 2, 51 статьи уголовного законодательства предполагает иное освобождение от дачи показаний. Физическое лицо не имеет право распространять информацию, которую ему доверили на конфиденциальном уровне в связи с профессиональными издержками.

Дополнения статья 56 УК

Статья 51 имеет дополнения в виде других статей уголовного кодекса. В статье 56 УПК имеется перечень должностных лиц, которые могут не давать сведений, а сбор информации путем шантажа считается не законным:

  • Судьи, присяжные, которые располагают сведениями, что были получены при расследовании уголовного дела, из-за участия последнего в производстве уголовного дела.
  • Адвокат, которому была доверена информация ответчиком в связи с обращением за профессиональной помощью.
  • Священник, который узнал об обстоятельствах с исповеди.
  • Депутаты из органов власти могут не свидетельствовать о показаниях, которые стали им известные в связи с их видом деятельности.

Вся правовая база закона о праве не свидетельствовать против себя не предполагает полное отсутствие информации при судебном разбирательстве. Если произошло ходатайство со стороны защиты, то показания не могут быть скрытыми от правосудия. Безоговорочного заперта на получения сведений не существует. В каждом деле есть свои исключения. Обратное правило повлекло за собой нарушение Конституции и право на судебную защиту.

Уголовный кодекс статья 51 имеет многие нюансы и уточнения, чтобы полностью знать свои права необходимо ознакомится с дополнениями и частями правового акта. Действие статьи распространяется на граждан в зависимости от сложности дела, специфики самого судебного процесса.

Бесплатная консультация юриста по телефону Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону Москва и МО
+7 499 938 62 89 Санкт-Петербург и ЛО

Получение направления в поликлинике в специализированное ЛПУ

Здравствуйте, Олег!

периодически возникает потребность в получении направления к специалистам или для проведения инструментальных исследований в другие ЛПУ, работающие в системе ОМС. Эта потребность возникает с моей стороны исключительно по причине моего желания получить консультацию у специалиста учреждения, которое я считаю более компетентным в оказании той или иной специализированной помощи.

При требовании направления к нужному Вам специалисту, думаю, что Вам следует руководствоваться положениями ст. 19 ФЗ N 323 от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:

5. Пациент имеет право на:

1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
3) получение консультаций врачей-специалистов;

а также, ст. 21 этого же Закона:

4. Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Кроме того, нахожу уместным применение следующих положений, в соответствие с Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи»:

13. Выбор медицинской организации при оказании специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется по направлению на оказание специализированной медицинской помощи (далее — направление), выданному лечащим врачом, которое содержит следующие сведения:
1) наименование медицинской организации (из числа участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее — территориальная программа), в которую направляется гражданин, которому должна быть оказана специализированная медицинская помощь;
2) дата и время, в которые необходимо обратиться за получением специализированной медицинской помощи с учетом соблюдения сроков ожидания медицинской помощи, установленных территориальной программой.
14. При выдаче направления лечащий врач обязан проинформировать гражданина о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы, в которых возможно оказание медицинской помощи с учетом сроков ожидания медицинской помощи, установленных территориальной программой.
15. На основании информации, указанной в пункте 14 настоящего Порядка, гражданин осуществляет выбор медицинской организации, в которую он должен быть направлен для оказания специализированной медицинской помощи.

При этом, согласно федеральному законодательству, первичная специализированная медико-санитарная помощь осуществляется как по направлению терапевта (педиатра, врача общей практики, фельдшера), так и врача-специалиста, и даже в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию. Это прямо предусмотрено п. 21 Положения Минздрава России об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению;

21. Первичная специализированная медико-санитарная помощь организуется в соответствии с потребностями населения в ее оказании, с учетом заболеваемости и смертности, поло-возрастного состава населения, его плотности, а также иных показателей, характеризующих здоровье населения.

Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается по направлению медицинских работников, оказывающих первичную доврачебную и первичную врачебную медико-санитарную помощь, а также при самостоятельном обращении пациента в медицинскую организацию.

а также ст. 21 ФЗ N 323 от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:

3. Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:

1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;

2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 настоящей статьи, с учетом порядков оказания медицинской помощи.

и ст. 70 этого же Закона:

2. Лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей для целей, установленных частью 4 статьи 47 настоящего Федерального закона.

Таким образом, наиболее результативным может оказаться вариант обращения Вами к руководству ЛПУ, где Вы не согласны с действиями врача, с соответствующим заявлением в письменной форме о выдаче направления на консультацию в другое ЛПУ, обращение должно быть основано на вышеприведенных мною нормах. При этом, не исключается вариант самостоятельного обращения в другое ЛПУ без направления такого врача, но в соответствие с иными положениями вышеприведенных нормам от Вас могут потребовать прикрепления к ЛПУ в которое Вы обратились, при прикреплении последнее ЛПУ направляет информацию в то ЛПУ, где Вы наблюдались о новом прикреплении.

Достаточно ли просто наличия выписки без каких-либо результатов анализов?

По поводу требования от Вас анализов ответить затрудняюсь, поскольку Вы не представляете информации о профиле медицинской помощи, по которому Вам необходима консультация. Самостоятельно Вы сможете эту информацию уточнить, ознакомившись с порядками оказания медицинской помощи http://www.consultant.ru/docum…

Также, по поводу наличия результатов Ваших анализов, предполагаю, что это необходимо врачу-терапевту для соблюдения регламента выдачи направления на консультацию к специалисту.

Подводя итог всему вышесказанному, я считаю, что оптимальным вариантом разрешения Вашей проблемы будет обращение с заявлением к руководству ЛПУ об удовлетворении Вашего требования врачом-терапевтом о направлении к врачу-специалисту в другое ЛПУ.

С уважением, Харитонова В.В.

Сроки вступления в силу решения суда

Здравствуйте, Лидия. Я проанализировал ответы юристов и подготовил развернутый ответ на ваш вопрос.

Граждане, которые участвовали в судебных разбирательствах, часто интересуются вопросом о том, когда вступает в силу решение суда по гражданскому делу. В данной статье мы расскажем об общих правилах сроков вступления решения суда в силу и причины, которые могут повлиять на его изменение.

Дата вступления в законную силу решения суда

По общим правилам, срок вступления в силу решения суда – после того как закончится период, отведенный на обжалование вердикта суда в вышестоящей судебной инстанции. Если речь идет о решении суда по гражданскому делу, то такой срок составляет в соответствии со ст. 321 ГПК РФ один календарный месяц. На следующий день после того, как судебное решение было вынесено судом первой инстанции, начинается отсчет. В течение этого времени любая сторона, которая участвовала в судебной тяжбе, имеет право на то, чтобы обжаловать решения суда в апелляционном порядке. Чтобы сделать это, необходимо правильно составить апелляционную жалобу и подать ее в вышестоящий суд. Согласно требованиям ст. 322 ГПК РФ, апелляционная жалоба должна содержать такие обязательные данные, как:

  • наименование суда, куда посылается жалоба;
  • полные данные лица, подающего жалобу (включая полный адрес);
  • указание на обжалуемое решение суда, а также на требования, которые такое лицо предъявляет;
  • основание, в связи с которым лицо считает решение нижестоящего суда незаконным.

Также к жалобе необходимо приложить все требуемые документы, которые обычно перечисляются в виде описи в конце жалобы.

В апелляционной жалобе нельзя предъявлять требования, которые не были заявлены в первоначальном заявлении в суд.

Если апелляционная жалоба была отправлена с соблюдением всех требований, перечисленных выше, то вышестоящий суд назначает ее рассмотрение на определенную дату. Только после рассмотрения жалобы апелляционным судом решение по гражданскому делу вступает в силу.

Если судом апелляционной инстанции решение по гражданскому делу было изменено или отменено, то новое решение суда вступает в законную силу сразу же, т.е. незамедлительно.

Если апелляционная жалоба не подавалась, то по истечении 30 дней вердикт суда по гражданскому делу вступает в законную силу. Следует отметить, что если последний день такого 30-дневного срока приходится на выходной или праздничный день, то вступление в силу решения суда откладывается до первого рабочего дня, следующего за этой датой.

Решение суда по гражданскому делу не может вступить в законную силу до тех пор, пока оно не будет сообщено всем участникам разбирательства. С развитием Интернета данный аспект обычно не вызывает каких-либо затруднений, поскольку в соответствии со ст. 214 ГПК РФ высылка решений суда сторонам осуществляется посредством их размещения на сайте суда в режиме ограниченного доступа (только для участников судебного заседания). В бумажном виде решение высылается участникам только в том случае, если его невозможно им предоставить посредством использования сети Интернет.

Особые случаи

Истцам и ответчикам необходимо знать, что в гражданском законодательстве существует ряд ситуации, в которые дата вступления в силу решения суда будет иной, чем установлено в ст. 321 ГПК РФ. Перечень таких случаев содержится в ст. 211 ГПК РФ, и он касается дел, в которых было вынесено решение о:

  • восстановлении гражданина на работе;
  • выплате официально устроенному на работу гражданину зарплаты в течение трех месяцев;
  • взыскании суммы алиментов;
  • включении в список участников референдума или избирателей гражданина РФ, который был из этих списков по каким-то причинам незаконно исключен.

Незамедлительное исполнение

Еще одним особым случаем является немедленное исполнение решения суда, которое осуществляется по просьбе истца. В таком случае должны соблюдаться следующие требования:

  • наличие соответствующего заявления от истца, которое должно быть оглашено во время проведения судебного заседания;
  • наличие особых обстоятельств, в которых любое промедление с реализацией решения суда может привести к значительному ущербу для истца, либо полному неисполнению решения суда;
  • возможность истца обеспечить поворот исполнения решения суда, если оно будет отменено судом вышестоящей инстанции.

В случае несогласия второй стороны с условием незамедлительного исполнения решения суда, она имеет право в ходе судебного заседания подать частную жалобу на такое требование.

Согласно ст. 213 ГПК РФ в отношении решения, для которого не предусмотрено немедленное исполнение, судом могут быть приняты меры по обеспечению иска. Это делается в случае, если возникает опасение, что решение суда в будущем не будет исполнено.

Мерами обеспечения являются наложение ареста на имущество ответчика, запрет на определенные действия ответчика или других лиц в отношении выигравшей судебный спор стороны, или возложение на таких лиц обязанности исполнить определенные действия, приостановление взыскания по исполнительным документам или приостановление реализации имущества, если такое имущество было исключено из описи в результате предъявления иска об его освобождении от ареста.

Заявление об обеспечении иска подлежит рассмотрению в суде без дополнительного вызова ответчика либо других лиц, которые участвуют в судебном заседании.

Решение суда вступает в законную силу по истечении 30 дней

Если решение суда по гражданскому делу уже вступило в силу, а вы с ним не согласны, подать новый иск по тому же делу и на тех же основаниях вы уже не сможете. Такое заявление судом будет отклонено без всякого разбирательства.

Единственная возможность по обжалованию решений суда, уже вступивших в силу, — это подача кассационной жалобы. Согласно ст. 376 ГПК РФ, такое обжалование возможно для постановлений всех судов, за исключением Верховного суда РФ. Срок для кассационного обжалования – полгода с того момента, как решение суда по гражданскому делу приобрело законную силу.

При кассационном обжаловании вступившего в законную силу решения суда по гражданскому делу суд не будет рассматривать какие-либо факты по делу.

Задача кассационной инстанции – выявить значительные нарушения норм процессуального либо материального права, которые оказали влияние на исход всего дела. Иными словами, при рассмотрении дела должны быть нарушены или неправильно истолкованы законы, регламентирующие то или иное право стороны судебного разбирательства.

Если кассационный суд решит, что устранение таких нарушений норм процессуального и материального права приведет к восстановлению прав граждан, которые обжалуют решение суда, то в таком случае данное решение будет отменено. Это необходимо учитывать, подавая кассационную жалобу.

Таким образом, решение суда наделяется законной силой по истечении месяца с даты его принятия, если такое решение не будет обжаловано в апелляционной инстанции. При утверждении решения суда в апелляции его кассационное обжалование возможно только в том случае, если имело место заслуживающее внимания нарушение правовых норм.

Статья 140. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

СТ 140 УПК РФ

1. Поводами для возбуждения уголовного дела служат:

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;

4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

1.1. Утратила силу.

1.2. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.12.2018 N 530-ФЗ.

2. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

3. Не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела факт представления специальной декларации в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также сведения, содержащиеся в указанной декларации и документах и (или) сведениях, прилагаемых к указанной декларации.

Комментарий к Статье 140 Уголовно-процессуального кодекса

1. Возбуждение уголовного дела — начальная и обязательная стадия уголовного судопроизводства. Она характерна для досудебного этапа производства по уголовному делу. На данном этапе досудебного производства уполномоченные органы и должностные лица проверяют наличие поводов и основания для возбуждения уголовного дела и в зависимости от результатов проверки принимают соответствующее решение.

2. Об особенностях порядка возбуждения уголовных дел частного обвинения см. комментарий к ст. 318 УПК РФ.

4. Стадию возбуждения уголовного дела характеризует ряд признаков:

— непродолжительность во времени. Это определяется необходимостью оперативно реагировать на факт совершения преступления, так как промедление затруднит дальнейший ход производства по делу, может повлечь утрату важных доказательств и, наконец, под угрозу ставится эффективная защита нарушенных интересов различных субъектов;

— ограниченность круга вопросов, подлежащих разрешению, главный из которых — о наличии или отсутствии в деянии признаков преступления;

— потребность в строгом и правильном определении органа расследования, который полномочен вести производство по уголовному делу в случае его возбуждения;

— удостоверение в наличии или отсутствии признаков преступления путем проведения проверочных действий, в том числе ограниченного круга следственных действий;

— наделение органов и должностных лиц специфическими полномочиями, позволяющими эффективно решать задачи стадии возбуждения уголовного дела;

— возможность инициирования уголовно-процессуальной деятельности на данной стадии лицами, именуемыми заявителями, которые в дальнейшем при производстве по делу могут не являться участниками процесса;

— возможность принятия окончательного решения по сообщению о преступлении без последующего этапа предварительного расследования, а именно решения в виде отказа в возбуждении уголовного дела. Это еще раз подчеркивает самостоятельность данной стадии.

5. На стадии возбуждения уголовного дела реализуются следующие задачи:

— установление наличия или отсутствия повода и основания для уголовного судопроизводства по индивидуальному факту;

— реагирование в максимально возможный короткий срок на факт совершения преступления с целью его дальнейшего раскрытия, всестороннего и объективного расследования;

— недопущение возбуждения уголовных дел по фактам, не содержащим признаков преступления. В этом смысле стадия возбуждения уголовного дела выступает в виде своеобразного барьера, исключающего возбуждение уголовного дела и последующее судопроизводство, если в деянии отсутствуют признаки преступления. В противном случае органами расследования неосновательно расходовались бы значительные силы, средства, время без положительного результата, в ущерб расследованию действительных фактов совершения преступлений. Кроме того, на стадии возбуждения уголовного дела во многих случаях представляется возможным определить судебную перспективу будущего уголовного дела в случае его возбуждения. На основании проверочных материалов можно прийти к выводу о том, что в перспективе производство по уголовному делу потребуется прекращать. Следовательно, нет необходимости возбуждать уголовное судопроизводство, когда возможно решение всех вопросов по конкретному случаю уже на стадии возбуждения уголовного дела, располагая полученными данными. Известно, что десятки процентов уголовных дел (по отношению к общему числу возбужденных) прекращаются в ходе досудебного производства;

— принятие законного и обоснованного решения по сообщению о преступлении;

— определение органа или должностного лица, полномочных осуществлять предварительное расследование по уголовному делу;

— определение первичной уголовно-правовой квалификации преступления и предмета доказывания по делу;

— принятие мер по прекращению преступной деятельности;

— обеспечение прав и законных интересов заявителей о преступлении, лиц, пострадавших от преступления, а также тех, кто определен как причастный к совершению преступления.

7. Стадия возбуждения уголовного дела включает в себя следующие этапы: принятие (получение) заявления о преступлении или обнаружение государственным органом или должностным лицом данных о преступлении и их надлежащее процессуальное оформление; анализ полученной информации и при необходимости ее проверка допустимыми законом средствами; принятие законного и обоснованного решения по заявлению или иному сообщению о преступлении и его процессуальное оформление; определение органа или должностного лица, полномочного вести дальнейшее судопроизводство; извещение заинтересованных лиц о принятом решении по заявлению (сообщению) о преступлении.

8. Таким образом, возбуждение уголовного дела — первичная стадия уголовного судопроизводства, на которой полномочные органы и должностные лица проверяют и устанавливают наличие основания и повода для возбуждения уголовного дела и, обеспечивая права и законные интересы личности, организации, общества и государства, принимают решение о возбуждении уголовного дела или иное решение, предусмотренное уголовно-процессуальным законом для данной стадии.

9. Уголовное дело может быть возбуждено только при наличии одного из поводов (не исключается наличие нескольких поводов одновременно), указанных в ч. 1 ст. 140 УПК, и основания. Информация о преступлении содержится в сообщении, разновидностями которого являются заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления (п. 43 ст. 5 УПК РФ).

10. С учетом положений п. 43 ст. 5 и ч. 1 ст. 140 УПК поводом для возбуждения уголовного дела является сообщение о преступлении, содержащееся в заявлении о преступлении, явке с повинной или в ином источнике, который возможно проверить. Повод следует рассматривать как источник, содержащий первичные сведения о преступлении, его признаках.

11. К числу поводов для возбуждения уголовного дела отнесены: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

12. В последние годы отмечается тенденция конкретизации поводов для возбуждения уголовного дела. Так, к числу поводов отнесены:

— постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании (п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК РФ);

— по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 172.1 УК РФ (фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации), поводом могут выступать только материалы, направленные Центральным банком РФ в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» или конкурсным управляющим (ликвидатором) финансовой организации.

13. Исчерпывающего перечня возможных источников информации о совершенном, готовящемся или совершаемом преступлении закон не содержит. Такой вывод следует из содержания п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК, в котором к числу поводов, кроме указанных, отнесено сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, «полученное из иных источников». Согласно п. 14 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной Приказом председателя Следственного комитета РФ от 11 октября 2012 г. N 72 <1>, информация о преступлении может содержаться в средствах массовой информации; обращениях и жалобах граждан; обращениях государственных и иных организаций; в телефонных или в переданных иными средствами связи сообщениях. При наличии в перечисленных («иных») источниках информации сведений о преступлении составляется рапорт должностным лицом следственного органа или органа дознания.
———————————
<1> РГ. 2013. 6 марта.

14. В силу своей профессиональной деятельности определенный круг субъектов обязан сообщать об обнаружении противоправных деяний или признаков таковых. Так, медицинские организации обязаны информировать территориальные органы Министерства внутренних дел РФ о фактах поступления (обращения) пациентов, в отношении которых имеются достаточные данные полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий <1>.
———————————
<1> Порядок информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. N 565н // РГ. 2012. 3 авг.

15. Сообщение о преступлении оформляется посредством таких процессуальных документов, как: письменное заявление о преступлении, подписанное заявителем; протокол принятия устного заявления о преступлении; заявление о явке с повинной; постановление прокурора о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; протокол явки с повинной в случае устного заявления лицом о совершенном им преступлении; заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения (в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ — рапорт соответствующего должностного лица органа расследования); протокол следственного действия, в который внесено устное сообщение о другом преступлении, либо заверенная копия или выписка из него; протокол судебного заседания, в который внесено устное сообщение о другом преступлении, либо заверенная копия или выписка из него; рапорт должностного лица органа расследования об обнаружении признаков преступления из других источников.

16. Необходимо учитывать, что общие вопросы подачи и рассмотрения обращений граждан регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» <1>. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ст. 9 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»). Согласно ст. 7 названного Закона гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. Кроме того, допускаются обращения посредством электронной почты. Указанным Законом (ст. 4) определены понятия «обращение» и «заявление»: обращение гражданина — направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
———————————
<1> РГ. 2006. 5 мая.

Постановление прокурора как повод для возбуждения уголовного дела во многом сходно с заявлением о преступлении. Постановление подается в письменной форме. Результатом такого сообщения прокурора выступает, как правило, его надзорная деятельность за соблюдением действующего законодательства, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также деятельность в рамках других направлений деятельности прокуратуры. В постановлении прокурор указывает на лицо, в деянии которого обнаруживаются признаки преступления. Также приводится мотивировка такого вывода, который должен основываться на материалах прокурорской проверки. К постановлению следует прилагать копии или оригиналы документов и материалов, подтверждающих наличие признаков преступления и основания для уголовного преследования. Если конкретное лицо, совершившее преступление, неизвестно, прокурору следует направлять в органы расследования не постановление, а заявление о преступлении. Такой вывод следует из сущности уголовного преследования, которое может осуществляться в отношении конкретного лица.

16. Также исключительным поводом для возбуждения уголовного судопроизводства по делам о фальсификации финансовых документов учета и отчетности финансовой организации выступают материалы, направленные в органы расследования Центральным банком РФ или конкурсным управляющим (ликвидатором) финансовой организации. В данных материалах должны содержаться сведения о наличии признаков преступления, предусмотренного ст. 172.1 УК РФ. Если признаки данного преступления будут установлены иным образом, из других источников, орган расследования должен направить материалы названным специальным субъектам для проверки и оценки возможного ущерба, из чего будет следовать вывод о необходимости привлечения нарушителей к уголовной ответственности.

17. К числу исключительных поводов для возбуждения уголовного дела можно отнести правило о возбуждении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных гл. 23 УК РФ (преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях). По данным преступлениям уголовное дело возбуждается по заявлению или с согласия руководителя коммерческой организации.

18. Основанием для возбуждения уголовного дела являются фактические данные, указывающие на наличие в деянии признаков преступления. Эти данные содержатся в первичных документах (и в направляемых вместе с ними материалах, подтверждающих сообщение), совпадающих с поводами для возбуждения уголовного дела — заявлениях о преступлении, явке с повинной и др., а также в материалах проверки сообщений о преступлениях. Кроме того, данные об обстоятельствах совершенного преступления могут содержаться в материалах, непосредственно не связанных с сообщением о преступлении, — например, в материалах прокурорских проверок, проводимых не в связи с совершенным преступлением.

19. Обстоятельства совершенного деяния не должны содержать данных, указывающих на наличие оснований к отказу в возбуждении уголовного дела (см. ст. 24 УПК РФ), поскольку в такой ситуации в возбуждении уголовного дела должно быть отказано.

20. Известные обстоятельства совершенного общественно опасного деяния сопоставляются с содержащимся в УК РФ понятием преступления, а также с признаками конкретного состава преступления, описанными в диспозиции статьи Особенной части УК, после чего делается вывод о том, является ли обнаруженное деяние преступным и следует ли применять уголовно-процессуальную процедуру. На стадии возбуждения уголовного дела не все признаки состава преступления с требуемой полнотой (как, например, для принятия окончательного решения по делу) могут быть известными и установленными, для этого и требуется в большинстве случаев осуществление уголовного судопроизводства. Однако имеющиеся данные должны исключать возможность принятия иного, кроме возбуждения уголовного дела, решения.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *