Стадии досудебного производства в уголовном процессе

Досудебное производство

Уголовный процесс представляет систему. Bсякая система — это такая совокупность составляющих ее элементов, которые имеют определенные связи между собой и со средой. Как система уголов­ный процесс представляет совокупность стадий уголовного процесса.

Следует различать семь обычных стадий:

1) возбуждение уголовного дела;

2) предварительного следствия и дознания (предварительного расследования);

3) подготовки дела к судебному разбирательству;

4) судебного разбирательства;

5) апелляционного производства;

6) кассационного производства;

7) исполнения приговора.

Кроме того, законодательством предусмотрено две исключитель­ные стадии — надзорного производства и производства по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. Исключительность этих стадий объясняется тремя обстоятельствами:

1) проверкой законности и обоснованности уже вступивших в за­конную силу судебных решений;

2) возможностью их отмены и изменения;

3) узким кругом должностных лиц, полномочных возбудить производство в этих стадиях процесса.

Стадии уголовного процесса отличаются от других его частей тем, что, будучи связаными единством общих задач и принципов, характеризуются пятью признаками:

1) непосредственными задачами, решаемыми в соответствую­щих стадиях;

2) особым кругом субъектов, участвующих в той или иной стадии;

3) специфическими процессуальными действиями, проводимы­ми в определенной процессуальной форме;

4) определенными временными границами;

5) своими итоговыми процессуальными решениями.

Стадия возбуждения уголовного дела и стадия предварительного расследования охватываются понятием «досудебное производство».

Стадия возбуждения уголовного дела — это первая стадия уго­ловного процесса, потому что именно в ней решается основной во­прос о том, начать ли производство по уголовному делу. Это первая и обязательная стадия, которая не только предшествует производст­ву по уголовному делу в других стадиях уголовного судопроизводст­ва, но и неминуема ни для одного уголовного дела. Производимые в ней действия и возникающие при этом правовые отношения, бу­дучи урегулированными уголовно-процессуальными нормами, при­обретают процессуальный характер. Этой процессуальной по своей правовой природе стадии может предшествовать или одновременно с ней вестись оперативно-розыскная, административно-служебная или иная государственная деятельность.

Как всякая самостоятельная стадия, возбуждение уголовного дела имеет свои непосредственные задачи, особый круг субъектов, свои процессуальную форму, временные границы и особые итого­вые решения.

Непосредственными задачами первой стадии являются:

• обнаружение признаков совершенного или подготовляемого преступления;

• определение правовых оснований и выбор соответствующего порядка дальнейшего уголовного производства;

• предотвращение предварительного следствия и дознания, ко­гда в них нет необходимости (ст. 21 и 144 УПК).

Задачи полного раскрытия преступления, изобличения лица, его совершившего, установления всех признаков состава преступления не входят в круг непосредственных задач этой стадии, поскольку они относятся к числу общих задач и решаются главным образом в последующих стадиях уголовного процесса.

Общие и непосредственные задачи, решаемые в стадии, адресо­ваны прокурору, следователю, органу дознания, дознавателю (ст. 21 и 144 УПК). Эти субъекты в пределах своей компетенции наделены полномочиями принимать заявления и сообщения о преступлениях, рассматривать их, при необходимости проверять и разрешать по существу. Иные субъекты, наделенные государственно-властными правами, могут по уполномочию соответствующего должностного лица выполнять вышеперечисленные обязанности.

Начало стадии возбуждения уголовного дела закон связывает с моментом получения заявления и сообщения о преступлении или обнаружения соответствующими органами уголовного судопроиз­водства следов преступления. Такие заявления и сообщения назва­ны поводами для возбуждения уголовного дела (ст. 140 УПК). Сре­ди них заявления о преступлении, явка с повинной, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Структурно производство в стадии представляет собой следую­щие, последовательно сменяющие друг друга, части:

• прием заявления или сообщения о преступлении и его регист­рация;

• рассмотрение и оценка поступивших материалов, проверка с целью получения дополнительных материалов (доказательств);

• разрешение материалов по существу (принятие итогового ре­шения);

• исполнение принятого решения, контроль и надзор за закон­ностью и обоснованностью совершенных и совершаемых дей­ствий и принятых в стадии решений.

Кроме того, при рассмотрении и при проверке заявления или сообщения может приниматься промежуточное решение о направ­лении материалов по подследственности и подсудности с одновре­менным принятием мер к предотвращению или пресечению престу­пления, а равно закреплению следов преступления.

Обычно заявления и сообщения поступают в дежурную часть структурного подразделения органа внутренних дел, работающую круглосуточно. Устные заявления заносятся в протокол, в котором делается отметка о разъяснении ответственности за заведомо лож­ный донос. Такая же отметка должна делаться в случае обращения граждан с письменным заявлением (на этом же заявлении) в от­дельном протоколе.

Убедившись в наличии всех необходимых реквизитов (даты, подписей и т.п.), должностное лицо дежурной части регистриру­ет поступившее заявление в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях (Книга № 1), проставляет на заявлении штамп с ука­занием произведенной регистрации. Затем заявителю выдается та­лон-уведомление с указанием в нем даты принятия заявления, ре­гистрационного номера и лица, принявшего заявление.

Завершается работа по приему и регистрации поступившего за­явления докладом дежурного начальнику структурного подразделе­ния органа внутренних дел. Начальник структурного подразделения органа внутренних дел поручает подчиненному должностному лицу проведение предварительной проверки (при необходимости тако­вой) и (или) составление соответствующего промежуточного или итогового решения.

Аналогично регулируется рассматриваемая деятельность и иных органов исполнительной власти, наделенных в соответствии с фе­деральным законом полномочиями по осуществлению оперативно­розыскной деятельности и отнесенных к органам дознания (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК). Особенность процессуального порядка такой проверки заключается в возможности ее проведения с помощью таких прове­рочных действий, как требования, поручения, запросы (ст. 21). Следственные действия в этой стадии по общему правилу не раз­решаются, за исключением осмотра места происшествия (ст. 178).

Каждое поступившее заявление и сообщение о преступлении должно быть рассмотрено, при необходимости проверено и разре­шено в срок до трех суток, в исключительных случаях — до 10 суток со дня получения заявления или сообщения. Эти сроки не подле­жат ни продлению, ни восстановлению.

B пределах общего или исключительного сроков процессуальное решение должно быть не только составлено и подписано, но и в не­обходимых случаях утверждено. Имеются в виду случаи, когда про­изводство по заявлению или сообщению велось дознавателем, чьи постановления, чтобы приобрести юридическую силу, нуждаются в утверждении начальником органа дознания.

Итоговые решения, принимаемые на данной стадии, таковы:

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела.

Стадия предварительного расследования — это вторая стадия уголовного процесса, она предваряет производство в суде, предше­ствует его судебному следствию. Выводы, сделанные на данной ста­дии, носят для суда обязательный характер, поскольку жестко опре­деляют пределы последующего судебного разбирательства по делам, направляемым в суд. При прекращении уголовных дел в этой ста­дии выводы являются окончательными.

Стадия предварительного расследования обладает всеми при­знаками самостоятельной стадии уголовного процесса. Ее главное содержание определяется непосредственными задачами. Перечни задач, приводимые в учебной литературе, у разных авторов неоди­наковые и, кроме того, обычно страдают подменой их задачами бы­строго и полного раскрытия преступлений, изобличения виновных и другими общими целями — задачами уголовного судопроизводст­ва. Главное содержание, суть предварительного расследования — производство следственных действий, преследующих цели собира­ния доказательств. Основной задачей этой стадии является собира­ние доказательств в целях раскрытия преступления, изобличения виновных, привлечения их к уголовной ответственности, огражде­ния от нее и реабилитации невиновных, а также решения других общих задач уголовного судопроизводства.

Стадия предварительного расследования является обязательной по всем делам о преступлениях, за исключением дел частного об­винения, по которым предварительное расследование проводится лишь в факультативном порядке (т.е. если его производство при­знает необходимым суд или прокурор).

Следует различать производство предварительного расследования в собственном смысле слова и производство в одноименной стадии, являющимся более широким понятием. Производство в стадии на­чинается после возбуждения уголовного дела, а собственно предва­рительное расследование — с момента принятия уголовного дела следователем или органом дознания к своему производству. При возбуждении дела одним органом и при принятии его к производ­ству другим органом временной разрыв между этими актами может быть весьма значительным — чреватым опасностью утраты следов преступления. Это обстоятельство побудило законодателя ввести правило о немедленном после возбуждения дела принятии его к производству расследования (ст. 156 УПК).

Структура стадии складывается из следующих основных этапов (частей):

1) деятельность, связанная с принятием к производству рассле­дования возбужденного уголовного дела;

2) производство неотложных следственных и иных процессуаль­ных действий в целях предотвращения и пресечения преступлений, обнаружения и закрепления следов преступлений, а также вовлече­ния в дело заинтересованных и иных участников расследования;

3) привлечение лица в качестве обвиняемого, предъявление ему обвинения и избрание мер уголовно-процессуального принуждения;

4) производство следственных и иных процессуальных действий с целью уточнения обвинения, вовлечения в дело оставшихся не привлеченными заинтересованных участников процесса;

5) процессуальные действия, связанные с окончанием предвари­тельного расследования, принятием и исполнением итоговых решений;

6) итоговый надзор прокурора за законностью и обоснованно­стью произведенного расследования по делу.

Оставлением в силе принятых итоговых решений органов пред­варительного расследования (полностью или частично) и направле­ния прокурором дела в суд завершается стадия предварительного расследования.

Ввиду особенностей процессуального порядка производства предварительного расследования принято различать две его формы: предварительное следствие и дознание. По этому признаку саму стадию справедливо называют стадией предварительного следствия и дознания.

Предварительное следствие представляет собой урегулированную законом государственную деятельность следователя, выражающуюся в производстве следственных и иных процессуальных действий, на­правленных на раскрытие преступлений, изобличение и привлече­ние виновных к уголовной ответственности, на защиту нарушенных преступлением прав и свобод личности, законных интересов общест­ва и государства, ограждение от неосновательного обвинения и реа­билитацию каждого невиновного.

Предварительное следствие производится по большинству уго­ловных дел о наиболее сложных преступлениях. В законе преду­смотрены дела, по которым предварительное следствие обязательно, и дела, по которым оно проводится факультативно, т.е. только в тех случаях, когда это признают необходимым суд или прокурор (ст. 151 УПК). Предварительное следствие ведется в основном сле­дователями органов внутренних дел, федеральной службы безопас­ности и прокуратуры. Предварительное следствие может проводить­ся также начальниками и заместителями начальников следственных подразделений этих служб, пользующимися при этом полномочия­ми следователя. В ходе следствия участвуют граждане, юридические и должностные лица, наделяемые этими органами особым статусом участников предварительного расследования, обладающих опреде­ленными процессуальными правами и обязанностями (свидетели, потерпевшие, подозреваемые, обвиняемые и др.).

Производство предварительного следствия складывается из не­скольких частей, представляющих собой систему процессуальных действий и решений, связанных с принятием дела к производству, выполнением неотложных следственных и иных процессуальных действий, предъявлением обвинения, применением мер уголовно­процессуального принуждения, уточнением обвинения, приоста­новлением (не всегда) и окончанием следствия, а также исполнени­ем итоговых решений по делу.

Дознание проводится специально уполномоченными органами исполнительной власти государства — органами дознания. Для них производство предварительного следствия — деятельность произ­водная, обусловленная их основными функциями.

К органам дознания относится прежде всего милиция. Это ос­новной и универсальный орган дознания, поскольку милиция осу­ществляет дознание по подавляющему большинству уголовных дел и по любым преступлениям, независимо от сферы общественных отношений, на которые они посягают, и независимо от квалифика­ции преступлений.

B настоящее время оба вида милиции (криминальная милиции и милиция общественной безопасности) являются органами дозна­ния. Милиция является одним из двух элементов (наряду с внут­ренними войсками) системы органов внутренних дел. Законодатель, отказавшись от использования термина «милиция», оперирует тер­мином «орган внутренних дел» (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК). Такими же универсальными органами дознания являются капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий и зимовок в период отсутствия транс­портных связей, главы дипломатических и консульских представи­тельств (п. 3 ч. 3 ст. 40).

Иные учреждения, органы и должностные лица, уполномочен­ные законом на производство дознания, осуществляют дознание лишь по делам, отнесенных к их ведению. К этим органам дозна­ния относятся:

• командиры воинских частей, соединений и начальники воен­ных учреждений — по делам обо всех преступлениях, совер­шенных подчиненными им военнослужащими, а также воен­нообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных работниками Bооруженных Сил РФ в связи с исполнением служебных обязанностей или в располо­жении части, соединения, учреждения (п. 4 ч. 2 ст. 157 УПК);

• органы ФСБ России — по делам, подследственным следовате­лям этого ведомства (п. 2 ч. 2 ст. 151);

• начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России — по делам о преступлениях, со­вершенных сотрудниками этих учреждений и органов в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по де­лам о преступлениях, совершенных в расположении этих уч­реждений (п. 5 ч. 2 ст. 157);

• органы Государственной противопожарной службы МЧС Рос­сии — по делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 168, ч. 1 ст. 219, ч. 1 ст. 261 УК;

• органы пограничной службы — по делам о нарушении режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режи­ма в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также по делам о преступлениях, совершенных на континен­тальном шельфе России (п. 3 ч. 3 ст. 157 УПК);

• таможенные органы — по делам о преступлениях, предусмот­ренных ч. 1 ст. 188, ст. 194 УК (п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК);

• Главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Кон­ституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Ар­битражного Суда РФ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311, ст. 312, 315 УК (п. 2 ч. 1 ст. 40, п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК).

Руководители учреждений и органов обладают всеми полномо­чиями органов дознания. Непосредственное расследование обычно ведут специально уполномоченные должностные лица, именуемые дознавателями (ст. 41 УПК). Эти субъекты обладают меньшими процессуальными полномочиями. Процессуальные решения, со­ставляемые этими лицами, приобретают юридическую силу после утверждения актов начальником органов дознания.

Дознание по уголовным делам, по которым производство пред­варительного следствия обязательно, представляет собой этап пред­варительного расследования, предшествующий предварительному следствию. Суть этого усеченного вида дознания состоит в том, что при наличии признаков преступления, по которому обязательно производство предварительного следствия, орган дознания возбуж­дает уголовное дело и производит неотложные следственные дейст­вия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. В число неотложных следственных действий вклю­чены осмотр места происшествия, освидетельствование и назначе­ние судебной экспертизы (п. 19 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 40, ч. 4 ст. 146, ст. 157 УПК). Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора. По выполнении неотложных следственных и других процессуальных действий орган дознания направляет уголовное дело прокурору (п. 3 ст. 149, ч. 3 ст. 157). Таким образом, этот вид дознания завершается решением о передаче дела прокурору.

Дознание по уголовным делам, по которым производство пред­варительного следствия необязательно, представляет собой рассле­дование уголовного дела в полном объеме. Оно проводится в случа­ях обнаружения преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 150 УПК (представляющие меньшую общественную опасность преступления, расследование которых не представляет такой трудности, как дела, подследственные следователям).

Ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица

В ________________________________________

(наименование суда)

________________________________________

Истец: ________________________________________

(Ф.И.О. либо наименование организации)

________________________________________

(почтовый адрес истца, телефон, эл. адрес)

Ответчик: ________________________________________

(Ф.И.О. либо наименование организации)

________________________________________

(адрес ответчика, телефон, эл. адрес)

Третье лицо: ________________________________________

(Ф.И.О. либо наименование организации)

________________________________________

(адрес, телефон, эл. адрес)

ЗАЯВЛЕНИЕ

о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица

Судебное заседание по делу назначено на «___»_________ ____ г. в ____ час. (о времени и месте судебного заседания можно не указывать).

В судебное заседание не могу в связи с _________ (указать причины неявки).

Составу суда доверяю, отводов не имею.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ,

ПРОШУ:

1. Рассмотреть дело в мое отсутствие.

2. Направить в мой адрес копию судебного постановления по делу.

Перечень прилагаемых документов (все документы прилагаются с копиями по количеству лиц, участвующих в деле):

Документы, подтверждающие основания неявки в судебное заседание

Термином «стадии уголовного процесса» в теории и практике криминального права принято обозначать комплекс независимых и одновременно тесно увязанных между собой ступеней уголовного производства. Уголовно-процессуальное законодательство устанавливает строгий порядок действий органов охраны правопорядка и судебных инстанций. Каждая процедура регламентируется соответствующими нормами закона.

Структура досудебного производства

Досудебному производству посвящена вторая часть Уголовно-процессуального кодекса РФ. Досудебные стадии (уголовного процесса) необходимы для проверки информации о факте преступного деяния и проведения работы по доказыванию вины (невиновности) привлекаемого лица.

Первым непременным этапом деятельности правоохранительных органов является возбуждение производства по противоправному эпизоду.

Сущность стадии возбуждения дела заключается в следующем:

  • обнаружение событий, содержащих признаки подготовки или совершения преступления;
  • установление юридических оснований для принятия процессуального решения;
  • устранение лишних ступеней производства (например, при упрощённой форме дознания).

На первом этапе дознаватель или следователь принимает и проверяет полученную информацию. На принятие решения по сообщению законодатель отводит срок в 72 часа с момента его регистрации. В чрезвычайных ситуациях согласно УПК РФ это срок продляется до тридцати суток.

Немаловажное значение первой стадии уголовного процесса по УПК РФ по мнению научных консультантов заключается в проблеме соблюдения конституционных прав граждан.

По итогам проверки составляется документ о начале деятельности о привлечении лиц к уголовной ответственности (или об отказе при недостатке признаков, подпадающих под действие особенной части Уголовного кодекса РФ).

Следующим шагом на пути к судебному разбирательству является предварительное следствие. Должностные лица проводят мероприятия, направленные на установление события нарушения, выявление участников преступного эпизода и сбор доказательств их виновности.

Особенность этапа расследования состоит в предварительности его выводов. Собранная информация требуется для представления в суд и последующего судебного следствия.

Срок проведения предварительного расследования составляет два месяца от даты возбуждения производства по факту, имеющему признаки преступления. Период следствия при необходимости продляется до трёх месяцев.

Второй (окончательный) досудебный этап завершается процессуальными документами:

  1. Обвинительное заключение (обвинительный акт).
  2. Постановление о прекращении производства.
  3. Ходатайство о назначении судом медицинских мер воздействия (принудительное курсовое лечение).

Результаты работы должностных лиц правоохранительных структур имеют огромное значение для дальнейшего производства по факту преступного события. От качества выполненных мероприятий во многом зависит справедливость наказания, которое суд назначит обвиняемому.

Со стадии (уголовного судопроизводства) подготовки начинается разбирательство в суде. Этот этап отличается контрольными функциями. Закон наделяет судью полномочиями единолично определить, все ли процессуальные условия соблюдены на предыдущей стадии производства.

Служитель Фемиды проверяет законность обвинения, предъявленного участнику преступного эпизода. Тщательной проверке подвергается полнота проведённого расследования. В случае небрежного оформления материалы уголовного дела возвращаются прокурору или в следственный орган.

Подготовительный этап имеет две разновидности: общая процедура подготовки и предварительное заседание. Второй вариант регламентируется статьёй 254 УПК РФ. Предварительное слушание назначается на основании ходатайства сторон или по инициативе суда в строго определённых случаях.

Результатом подготовительного этапа является:

  • назначение судебного заседания;
  • возврат в органы прокуратуры;
  • передача по подсудности;
  • прекращение производства.

Судебное следствие является основной частью слушаний в суде первой инстанции. Председательствующий выслушивает стороны обвинения и защиты, даёт оценку представленным ими сравнительным доказательствам.

Разбирательство в суде представлено определённой последовательностью действий:

  1. Выступление сторон по очерёдности (государственный обвинитель, подсудимый, адвокат).
  2. Изучение материалов.
  3. Допрос участников процесса (потерпевших, свидетелей, эксперта, следователя).
  4. Судебные прения (краткое выступление основных субъектов).
  5. Последнее слово подсудимого.

Приговор выступает логическим завершением самой объёмной стадии уголовного процесса.

Калькулятор госпошлины в арбитражный суд

Госпошлина в арбитражный суд 2020 года предусмотрена за подачу искового заявления имущественного и неимущественного характера. В первом случае это может быть обжалование решения Федеральной антимонопольной службы или иных госорганов или служб в порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ. Во втором случае это чаще всего споры между сторонами контракта, в том числе о его расторжении, взыскании задолженности и неустойки. Платит госпошлину всегда тот, кто обращается за судебной помощью. Чтобы узнать, сколько придется заплатить, воспользуйтесь калькулятором.

Как использовать калькулятор

Шаг 1. В списке «Истец» выберите, кто выступает истцом, то есть подает иск с требованиями. Это может быть как физическое, так и юридическое лицо. По умолчанию выбран последний вариант.

Шаг 2. В списке «Тип заявления» укажите, с каким иском обращаетесь. Это может быть имущественное или неимущественное разбирательство, либо апеляционная или кассационная жалоба.

Шаг 3. Если вы выбрали заявление имущественного характера, понадобится указать сумму иска. Введите ее в одноименном поле. Сумма госпошлины отобразится автоматически. Этот вариант настройки понадобится для взыскания неустойки.

Шаг 4. Если вы выбрали заявление неимущественного характера или апеляционную или кассационную жалобу, то откроется список «Вид обращения». Найдите в нем под подходящий пункт и отметьте его. Сумма госпошлины автоматически отобразится в верху страницы.

Например, для расторжения госконтракта нужно выбрать тип — заявление неимущественного характера, а вид обращения — самый последний пункт «Иные заявления неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре».

Если вы измените любой из параметров, сумма пошлины также автоматически поменяется.

ВАЖНО! Не забудьте, если иск содержит одновременно имущественные и неимущественные требования, то придется заплатить две пошлины по каждому типу обращения!

Обжалование решения ФАС

В статье 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» сказано, что любое решение или предписание антимонопольного органа можно обжаловать в течение трех месяцев со дня его вынесения. Сделать это можно в судебном порядке, а значит, необходимо рассчитать госпошлину в арбитражный суд при обжаловании решения ФАС. Поскольку этот иск не имеет цены и не является имущественным требованием, в этом случае предусмотрен фиксированный размер сбора. По нормам п. 3 статьи 333.21 НК РФ он составляет 3000 рублей. Этот размер зависит от арбитражной инстанции, куда обращается заявитель: в апелляции и кассации нужно заплатить 50 % от первоначально уплаченной госпошлины, а при обращении в надзорном порядке в Верховный суд — те же 3 000 руб.

Понуждение к расторжению контракта

Расчет госпошлины в арбитражный суд при подаче заявления о расторжении контракта в случае, если он был заключен с нарушением прав заказчика, также можно выполнить без применения калькулятора. В п. 2 статьи 333.21 НК РФ сказано, что размер платы за обращение в этом случае составляет 6 000 рублей. Аналогично нужно заплатить за подачу иска об изменении условий контракта или о признании сделки недействительной.

Взыскание задолженности и неустойки (штрафов и пеней)

В случае обращения в арбитраж с исковым заявлением имущественного характера расчитать госпошлину необходимо по цене иска:

  • до 100 000 рублей — 4 % цены иска, но не менее 2000 рублей;
  • от 100 001 до 200 000 рублей — 4 000 руб. плюс 3 % суммы, превышающей 100 000;
  • от 200 001 до 1 000 000 руб. — 7 000 руб. плюс 2 % суммы, превышающей 200 000.;
  • от 1 000 001 до 2 000 000 руб. — 23 000 руб. плюс 1 % суммы, превышающей 1 000 000.;
  • свыше 2 000 000 рублей — 33 000 руб. плюс 0,5 % суммы, превышающей 2 000 000, но не более 200 000.

Вся неустойка, которая была исчислена заявителем самостоятельно, включается в цену иска. Поэтому пошлина исчисляется со всей суммы задолженности и неустойки. Если в процессе рассмотрения исковые требования изменяются или арбитражный суд пересчитал сумму неустойки, то необходимо перерасчитать и госпошлину.

Судебные инстанции общей юрисдикции

Если необходимо рассчитать госпошлину в суд общей юрисдикции (например, при обжаловании постановления о привлечении к административной ответственности), вы можете воспользоваться калькулятором госпошлины на сайте любой судебной инстанции общей юрисдикции.

Как рассчитать и заплатить

Чтобы исчислить необходимую сумму в зависимости от обстоятельств, удобнее всего воспользоваться специальным калькулятором, который можно найти на сайте нужного арбитражного суда. Если в иске одновременно содержатся как требования имущественного характера, так и неимущественного, необходимо исчислить и уплатить одновременно сумму сбора, установленную как для одних, так и для других требований.

Реквизиты для перечисления можно узнать на официальном сайте арбитражного суда. После окончания вычислений система сразу позволяет выбрать функцию «Заполнить платежное поручение» и сформировать платежный документ. В случае подачи документов в электронном виде необходимо также предоставить подтверждение об уплате пошлины. Если окажется, что она была уплачена в меньшем размере, чем нужно, арбитражный судья оставит заявление без движения и установит срок для устранения недостатков. Заседание будет назначено только после того, как поступит платеж в полном размере.

Иногда на документах можно увидеть подпись не руководителя компании, а исполняющего его обязанности, что в большинстве случаев именно так и обозначается: «и. о. директора» или «и. о. главного бухгалтера». Соответствует ли закону такая должность? Правомерно ли при подписании документов указывать «и. о.»? Ответы на эти и некоторые другие вопросы вы найдете, прочитав статью.

Представим ситуацию, когда руководитель компании уволился, а замену ему еще не подыскали. Но ведь место руководителя не может пустовать – кто-то должен управлять компанией. Обычно в таком случае заместителя назначают исполняющим обязанности руководителя и этим ограничиваются. Но правильно ли это? Давайте разбираться.

Исполнение обязанностей отсутствующего работника

Статьей 60.2 ТК РФ предусмотрена возможность исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором. Для этого работнику поручается выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Отметим, что сделать это можно только с письменного согласия работника.

📌 Реклама Отключить

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Если же дополнительная работа такой же профессии (должности), можно осуществлять ее путем расширения зон обслуживания или увеличения объема работ.
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
Для поручения исполнения обязанностей отсутствующего работника необходимо заключить дополнительное соглашение, в котором четко указать должностные обязанности, исполнять которые поручается работнику. Кроме этого, в соглашении нужно закрепить размер доплаты за исполнение обязанностей, срок и иные
условия, о которых стороны трудовых отношений договорились.

📌 Реклама Отключить

Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Есть важный момент в применении нормы ст. 60.2 ТК РФ: назначение работника исполняющим обязанности по вакантной должности не допускается. Это возможно только по должности, назначение на которую производится вышестоящим органом управления. В этом случае руководитель предприятия, учреждения, организации обязан не позднее месячного срока со дня принятия трудящегося на работу представить в вышестоящий орган управления документы для его назначения на должность. Этот орган в месячный срок со дня получения документов должен рассмотреть вопрос и сообщить руководителю о результатах (п. 2 Разъяснения Госкомтруда СССР № 30 и Секретариата ВЦСПС № 39 от 29.12.1965 № 30/39 «О порядке оплаты временного заместительства» (далее – Разъяснение)).

📌 Реклама Отключить

Конечно, в случае необходимости исполнения обязанностей отсутствующего работника можно руководствоваться не только названной статьей Трудового кодекса. Также можно применить:

  • ст. 72.2 и осуществить перевод. В этом случае работник освобождается от выполнения своих трудовых обязанностей и занимается только работой отсутствующего сотрудника. Срок перевода для замещения временно отсутствующего работника не ограничен. Если место, куда планируется перевести работника, вакантно, то перевод может быть осуществлен либо на временной основе (на срок не более года), либо на постоянной (если работодатель считает, что сотрудник справится с работой в новой должности). Отметим, что такой перевод возможен только с согласия работника;
  • ст. 72.1 и осуществить перемещение. Если работник перемещается на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, или ему поручается рабо-та на другом механизме или агрегате и это не влечет за собой изменения определенных сто-ронами условий трудового договора, согласие работника получать не требуется. При перемещении работодатель не вправе требовать от сотрудника исполнения трудовых обязанностей по двум должностям;
  • ст. 59 и заключить срочный трудовой договор для исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглаше-ниями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы. Если должность, по которой нужно исполнять обязанности, вакантна, можно заключить бессрочный трудовой договор, соблюдая требования разд. III «Трудовой договор» ТК РФ.

Нужно ли оформлять исполнение обязанностей руководителя, если у работника, который будет их исполнять, такой пункт содержится в должностной инструкции? 📌 Реклама Отключить

Да, нужно, и вот почему. Согласно Разъяснению временное исполнение обязанностей по должности отсутствующего работника возлагается на другого работника приказом (распоряжением) по предприятию, учреждению или организации. Аналогичные требования содержатся и в Трудовом кодексе.

Должностная инструкция – это локальный нормативный правовой акт, определяющий функции (обязанности), права и ответственность работника, занимающего определенную должность. Если в нее включено условие о замещении руководителя, это
означает, что работник обязан замещать руководителя только тогда, когда последний уйдет в отпуск, отправится в командировку, заболеет или будет отсутствовать по иным причинам.

Чтобы условие об исполнении обязанностей руководителя начало действовать, необходимо издать приказ, в котором зафиксировать факт отсутствия руководителя и возложения его обязанностей на конкретного работника, а также определить срок замещения и доплату за него.

📌 Реклама Отключить

Отметим, что заключать дополнительное соглашение к трудовому договору в данном случае не требуется.

Должны ли мы заключить с сотрудником, который не является штатным заместителем директора, дополнительное соглашение к трудовому договору о временном исполнении его обязанностей?

Да, должны, при этом необходимость составлять дополнительное соглашение не зависит от способа оформления временного исполнения обязанностей руководителя. Если работник не освобождается от своей работы, исполнение обязанностей можно поручить ему только с письменного согласия, заключив дополнительное соглашение к трудовому договору (ст. 60.2 ТК РФ). Если для исполнения обязанностей применяется временный перевод и работник освобождается от выполнения своей работы, также необходимо оформить дополнительное соглашение (ст. 72.2 ТК РФ). Отметим, что ни в том ни в другом случае запись в трудовую книжку не производится.

📌 Реклама Отключить

Имеет ли право исполняющий обязанности руководителя компании принимать и увольнять работников?

При назначении сотрудника исполняющим обязанности руководителя в дополнительном соглашении к трудовому договору обычно прописывают функции, которые он может осуществлять вместо руководителя. Таким образом, он может принимать и увольнять работников, если соглашением ему предоставлены соответствующие полномочия.

Каким образом исполняющему обязанности нужно подписывать документы? Правомерна ли следующая запись: «и. о. директора»?

Действительно, нередко в случае, когда в унифицированную форму приказа вписаны должность и фамилия директора, исполняющий обязанности перед наименованием должности пишет «и. о.» и ставит свою подпись. А иногда исполняющие обязанности перед подписью проставляют косую черту. Это в корне неверно.

📌 Реклама Отключить

На основании п. 3.22 ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» в состав реквизита «Подпись» входят: наименование должности лица, подписавшего документ, личная подпись и ее расшифровка (инициалы, фамилия).

Поскольку должности «исполняющий обязанности» не существует, работник, на которого возложено исполнение обязанностей руководителя, подписывая документ, должен ставить ту должность, которую он занимает по штатному расписанию. Не стоит этого опасаться, ведь ему официально делегированы соответствующие полномочия (приказом, дополнительным соглашением, доверенностью).

На какой срок можно назначить исполняющего обязанности?

Нормативных документов, ограничивающих срок исполнения работником обязанности руководителя, нет, поэтому он может так работать столько времени, сколько необходимо работодателю.

📌 Реклама Отключить

Как назначить исполняющего обязанности директора, если директор неожиданно заболел и не может издать приказ о назначении исполняющего обязанности?

В данном случае вопрос назначения исполняющего обязанности директора компании должен решаться участниками общества. Если участник один – хорошо, вопрос решится достаточно быстро, так как именно он назначит исполняющего обязанности директора на период его временной нетрудоспособности. А вот если участников в обществе больше, решение данного вопроса может затянуться, ведь необходимо провести внеочередное собрание участников. Напомним, что процедура проведения внеочередного собрания участников установлена федеральными законами от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», она может занять длительное время.

📌 Реклама Отключить

Наш руководитель собирается в длительную командировку. Исполняющим его обязанности хотим назначить начальника правового департамента. Можем ли мы передать ему только часть обязанностей директора? Как оформить такую передачу полномочий?

В большинстве случаев порядок замещения руководителя компании прописывается в уставе и условие о замещении руководителя включается в трудовой договор и должностную инструкцию работника, который будет исполнять обязанности руководителя во время его отсутствия. Если процедура замещения в уставе не прописана, издается отдельный приказ. В нем нужно указать, какие именно полномочия передаются, например право подписи финансовых документов, трудовых договоров, бухгалтерской отчетности, и срок, на который они передаются.

Для оформления исполнения обязанностей необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору и издать приказ. Кроме этого, на время отсутствия руководителя организации необходимо оформить доверенность с указанием переданных начальнику правового департамента полномочий.

📌 Реклама Отключить

Напомним, что в силу ст. 185 ГК РФ под доверенностью понимается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Доверенность выдается на срок не более трех лет, а если срок не указан, она действует в течение одного года с момента выдачи. Лицо, выдавшее доверенность, может в любое время ее отменить.

Итак, если вы хотите, чтобы начальник правового департамента исполнял только часть функций руководителя, зафиксируйте их в приказе и дополнительном соглашении. В противном случае он будет выполнять те функции, которые определены для руководителя уставом организации и законодательством РФ.

____________________________

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *