Судебные инстанции в системе судов общей юрисдикции

Судебные звенья, судебные инстанции, подсудность дел судам в Российской Федерации

Суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, и суды, входящие в систему федеральных арбитражных судов, различаются объемом компетенции. В связи с этим они подразделяются на звенья судебной системы. Суды, обладающие одинаковой компетенцией, занимающие одинаковое положение в судебной системе, относятся к одному звену судебной системы.

Суды общей юрисдикции, исходя из федеративного и административно-территориального устройства страны, подразделяются на четыре звена:

  • – первое звено (низшее) – мировые судьи, действующие на судебных участках соответствующего судебного района и рассматривающие судебные дела только по существу;
  • – второе (основное) – районные (городские в городах без районного деления) суды. Эти районные (городские) суды в пределах своих полномочий рассматривают дела по существу и в апелляционном порядке пересматривают судебные решения мировых судей;
  • – третье (среднее) – верховные суды республик, краевые, областные, суды городов федерального значения (Москва, Санкт- Петербург), суды автономной области, автономных округов. Эти суды в пределах своих полномочий пересматривают дела по существу в апелляционном и кассационном порядке;
  • – четвертое звено (высшее) – Верховный Суд РФ, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснение по вопросам судебной практики.

Военные суды подразделяются на три звена:

  • – первое звено (основное) – гарнизонные военные суды; второе (среднее) – окружные (флотские) военные суды;
  • – третье (высшее) – Военная коллегия Верховного Суда РФ. В системе военных судов нет мировых судей. Дела, подсудные мировым судьям в системе военных судов, рассматривают гарнизонные военные суды.

Районные (городские) и гарнизонные военные суды относятся к основному звену федеральных судов общей юрисдикции, поскольку они рассматривают большинство судебных дел.

Областные и им равные суды являются «непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации» (ст. 24 Закона о судах общей юрисдикции).

Арбитражные суды в Российской Федерации подразделяются на следующие звенья:

  • – первое (низшее, основное) звено – федеральные арбитражные суды в субъектах РФ. Эти суды рассматривают подсудные им дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности только по существу. Эти суды рассматривают по существу основную массу дел, поэтому они условно называются основным звеном. В районах арбитражные суды не образуются;
  • – второе звено – арбитражные апелляционные суды создаются па определенной экономико-географической территории определенных соседних субъектов РФ. В соответствии с Законом об арбитражных судах в России учреждено 20 таких судов. В их названиях использованы имена числительные (Первый апелляционный суд, Второй апелляционный суд и т.д.). Основным полномочием этих судов является проверка законности и обоснованности решений арбитражных судов субъектов, не вступивших в законную силу;
  • – третье звено – арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды). На территории России образовано 10 окружных судов, каждый из них, как правило, охватывает территорию нескольких субъектов РФ (ст. 24 Закона об арбитражных судах). Основное полномочие этих судов – проверка законности вступивших в законную силу решений нижестоящих арбитражных судов;
  • – четвертое звено – Высший Арбитражный Суд РФ, является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассмотренных арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснение по вопросам судебной практики.

Особое место среди арбитражных судов занимает Суд по интеллектуальным правам. Он рассматривает по существу подсудные ему дела и проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, принятых им самим, а также по делам о защите интеллектуальных прав, рассмотренным судами субъектов РФ и апелляционными судами.

Помимо подразделения судов на звенья судебной системы, определяющего их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции на:

  • – суды первой инстанции;
  • – суды второй (апелляционной) инстанции;
  • – суды кассационной инстанции;
  • – суды надзорной инстанции.

Судебной инстанцией считается суд, выполняющий определенную конкретную процессуальную функцию по разрешению судебных дел (вынесение первичного решения но делу, проверка законности и обоснованности вступившего или не вступившего в законную силу судебного решения).

Судом первой инстанции является тот суд, который выносит первичное решение по делу, разрешает судебное дело по существу. В этой инстанции в состязательном процессе непосредственно исследуются доказательства, выслушиваются стороны (истцы и ответчики, обвинители и защитники) и от имени государства выносится судебное решение (постановление, определение, приговор).

В системе судов общей юрисдикции в качестве суда первой инстанции может выступать суд любого звена, но каждое звено имеет свою подсудность дел. В системе арбитражных судов дела по первой инстанции рассматривают арбитражные суды субъектов РФ, арбитражные суды округов, Суд по интеллектуальным правам и Высший Арбитражный Суд РФ.

Каждое звено той или иной системы судов имеет свою подсудность дел по первой инстанции. Подсудность дел определяется процессуальным законодательством: УПК, ГПК, АПК РФ и КоАП РФ.’

Различаются предметный, территориальный и персональный признаки подсудности.

Предметный признак подсудности означает, что звенья судебной системы имеют строго определенные полномочия по рассмотрению конкретных дел по первой инстанции. В основе этой дифференциации лежит сложность рассматриваемого дела, которая определяется видом и характером спора или правонарушения.

Территориальная подсудность означает, что каждый суд вправе рассматривать дела о правонарушениях и спорах, имевших место в границах определенной территории. Например, уголовное дело подлежит рассмотрению но первой инстанции тем судом, на территории действия которого совершено преступление (ст. 32 УПК РФ).

Территориальная подсудность дел может быть изменена в случаях, предусмотренных ст. 35 УПК РФ. В гражданском процессе иск, как правило, предъявляется в суд по месту жительства ответчика, а к организации – в суд по месту нахождения организации (ст. 28 ГПК РФ, ст. 35 АПК РФ).

В определенных случаях по гражданским делам подсудность дел определяется по выбору истца (ст. 29 ГПК РФ, ст. 36 АПК РФ), по соглашению сторон (ст. 32 ГПК РФ, ст. 37 АПК РФ). В некоторых случаях законом предусмотрена исключительная подсудность дел (ст. 30 ГПК РФ, ст. 38 АПК РФ).

Персональная подсудность уголовных дел установлена ч. 3 ст. 31 УПК РФ, в соответствии с которой дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда и мирового судьи подсудны областным и им равным судам по ходатайству названных лиц, заявленному до начала судебного разбирательства.

Суд второй инстанции рассматривает дела по жалобам или представлениям прокурора на решения судов первой инстанции, не вступившие в законную силу. Суды этой инстанции составляют обычно второе звено судебной системы и называются апелляционными. Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции с возможным непосредственным исследованием всех или части доказательств и вынесением нового (апелляционного) приговора по уголовному делу или постановления по гражданскому делу.

В системе судов общей юрисдикции функцию апелляционной инстанции выполняют районные суды – по отношению к мировым судьям; областные и им равные суды – по отношению к районным и им равным судам; Верховный Суд РФ по отношению к областным и им равным судам. Судебные решения по гражданским делам, вынесенные судебными коллегиями Верховного Суда РФ (судебной коллегии по административным делам, судебной коллегией по гражданским делам и военной коллегией) обжалуются в апелляционную коллегию того же суда.

Порядок апелляционного производства по обжалованию судебных решений по гражданским делам предусмотрен гл. 39 ГПК РФ, а по уголовным делам – гл. 45.1 УПК РФ. Поводом для апелляционного производства является апелляционная жалоба заинтересованного лица (участника процесса) или представление прокурора.

Апелляционный порядок обжалования судебных решений в судах общей юрисдикции установлен Законом о судах общей юрисдикции (ст. 9, 10, 17, 20, 25, 28, 34) по гражданским делам – с 1 января 2012 г., а по уголовным делам с 1 января 2013 г. С учетом этого внесены соответствующие изменения в ГПК РФ – Законом № 353-Φ3 и в УПК РФ – Законом № 433-Φ3.

Следует отметить, что в судах общей юрисдикции областные (и им равные) суды и Верховный Суд РФ рассматривают в пределах своих полномочий дела по первой инстанции, в апелляционном и в кассационном порядке.

Порядок обжалования судебных решений, вступивших в законную силу, в судах общей юрисдикции и производства в суде кассационной инстанции по гражданским делам предусмотрен гл. 41 ГПК РФ, а по уголовным делам – гл. 47.1 УПК РФ.

В системе арбитражных судов судами второй инстанции являются апелляционные суды (их 20). Они проверяют в апелляционном порядке законность судебных актов арбитражных судов субъектов РФ.

Проверку законности вступивших в законную силу судебных актов судов первой и апелляционной инстанций в системе арбитражных судов осуществляют арбитражные окружные (кассационные) суды. Они же рассматривают по первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассмотренным арбитражными судами.

Вступившие в законную силу судебные решения судов первой, апелляционной и кассационной инстанций могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции.

Необходимость пересмотра судебных решений в порядке надзора вызывается тем, что не все нарушения закона, допущенные судом первой инстанции, устраняются в апелляционном и кассационном порядке. Суды этих инстанций и сами иногда допускают нарушение закона.

Таким образом, надзорная стадия является дополнительной гарантией обеспечения законности в судопроизводстве в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

Производство в суде надзорной инстанции – это самостоятельная стадия гражданского и уголовного судопроизводства.

Порядок пересмотра судебных решений в надзорном порядке в арбитражном процессе установлен гл. 36 АПК РФ, в гражданском процессе – гл. 41.1 ГПК РФ и в уголовном процессе – гл. 48.1 УПК РФ.

В системе арбитражных судов в таком качестве выступает Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 292 АПК РФ), а в судах общей юрисдикции – Президиум Верховного Суда РФ (ст. 391.1 ГПК РФ и ст. 412.1 УПК РФ).

В надзорном порядке суд может оставить оспариваемый судебный акт без изменения, изменить его или отменить полностью или в части и передать дело на новое рассмотрение в нижестоящий суд. В гражданском и арбитражном процессе суд надзорной инстанции вправе, отменив судебный акт, принять новое судебное решение, не передавая дело на новое судебное рассмотрение.

При проверке надзорными инстанциями судебных решений установлено две процедуры. Одну из них называют «производством в надзорной инстанции», а другую – «производством ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств».

Понятие новых и вновь открывшихся обстоятельств, а также порядок возобновления судопроизводства в связи с этими обстоятельствами указаны в процессуальном законодательстве (гл. 37 АПК РФ, гл. 42 ГПК РФ, гл. 49 УПК РФ).

Включенный в систему арбитражных судов Российской Федерации Суд по интеллектуальным правам (гл. IV.1 Закона об арбитражных судах) в пределах своей компетенции должен рассматривать дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций (ст. 43.2 указанного Закона).

К федеральным судам России относится Дисциплинарное судебное присутствие, которое является судебным органом, рассматривающим дела по жалобам па решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения этих коллегий об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков (ст. 1 Закона о Дисциплинарном судебном присутствии).

Дисциплинарное судебное присутствие формируется в количестве шести членов из числа судей Верховного Суда РФ (три судьи) и Высшего Арбитражного Суда РФ (три судьи) сроком на три года, которые осуществляют свои полномочия без освобождения от основной должности. Первый состав Дисциплинарного судебного присутствия сформирован и приступил к работе в марте 2010 г. За 2011 г. им рассмотрено 208 дел, в том числе 24 дела по существу.

Суды субъектов РФ, как отмечалось выше, включают: конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются субъектами РФ для разрешения вопросов соответствия законов и других нормативных правовых актов органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления конституциям (уставам) субъектов РФ. Порядок рассмотрения дел в этих судах устанавливается законами субъектов РФ. Решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ, принятые в пределах их компетенции, не могут быть отменены никакими другими органами. Финансирование конституционных (уставных) судов осуществляется за счет средств субъектов РФ.

Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Финансирование мировых судей осуществляется из федерального бюджета. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Законом о мировых судьях. Порядок назначения (избрания) и вопросы обеспечения (кроме финансирования) мировых судей устанавливаются законами субъектов РФ. К компетенции мировых судей относится рассмотрение уголовных дел о менее опасных преступлениях (с мерой наказания до трех лет лишения свободы), некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел (ст. 23 ГПК РФ) и дел об административных правонарушениях, указанных в ст. 23.1 КоАП). (Подробнее о составе и полномочиях судов, входящих в судебную систему Российской Федерации, см. в гл. 7–12 и 14 учебника).

Таким образом, в Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов РФ, которые составляют единую судебную систему. В соответствии с Законом о судебной системе единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

  • – установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и указанным Законом о судебной системе;
  • – соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
  • – применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;
  • – признания обязательности исполнения па всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  • – законодательного закрепления единства статуса судей;
  • – финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета (ст. 3).

Как составить обязательство выплатить деньги

Расписка об обязательстве выплатить деньги может составляться при возникновении долга, передачи денег заемщику. Этот документ понадобится при предъявлении претензий и подачи иска в суд, его можно использовать как доказательство. Защита интересов кредитора зависит от правильности составления расписки, указания основных данных, позволяющих идентифицировать обязательство и должника.

Когда нужно оформлять письменную расписку по денежным обязательствам

По нормам ГК РФ расписка может выступать аналогом договора займа, т.е. подтверждать факт передачи денежных средств, их сумму, сроки исполнения обязательств. Между юридическими лицами расписки не используются, так как ее сторонами могут выступать граждане. Закон позволяет частным лицам обойтись без оформления документов при сделке на сумму не свыше 10 тыс. руб. Однако отдав деньги без оформления письменного документа, кредитор рискует не доказать этот факт в случае возникновения спора.

Также расписка может составляться в иных случаях, когда возникает какое-либо обязательство. Например, если по итогам ДТП стороны договариваются о добровольном возмещении ущерба и не планируют обращаться в страховую компанию, без составления обоюдного документа не обойтись. Если должник откажется выплачивать деньги в оговоренный срок, его можно заставить это сделать через суд и приставов.

Читайте также «Является ли расписка юридическим документом?»

Правила составления расписок на обязательства

Мы рекомендуем составлять письменную расписку всегда, даже если денежное обязательство возникло у знакомого, друга, родственника. Целью оформления документа является идентификация кредитора и должника, суммы задолженности и оснований ее возникновения, условий погашения. Поэтому в тексте расписки обязательно указываются следующие данные:

  1. дата и место заполнения бланка;
  2. личные и паспортные данные сторон, контактные реквизиты (желательно указать и обязательные идентификаторы, чтобы впоследствии включить их в иск – ИНН, СНИЛС);
  3. суть обязательства по расписке – денежная сумма в долг, обязательство возмещения ущерба и т.д.;
  4. сумма обязательства цифрами и прописью (если деньги занимаются в иностранной валюте, нужно указать порядок перевода в рубли при расчете);
  5. цель передачи денег (указывать не обязательно, но это условие может понадобиться при принудительном взыскании);
  6. срок и порядок возврата – единовременным платежом, по частям в определенные даты и т.д.;
  7. размер процентов за пользование деньгами, либо за просрочку возврата;
  8. личные подписи сторон с расшифровкой.

Нежелательно составлять документ, если на стороне должника выступает представитель, а не он сам лично. Даже если предъявлена доверенность, где указано полномочие на получение денег, требовать их возврата придется с самого доверителя. В этом случае есть риск, что доверенность уже была отменена на момент сделки, либо представитель злоупотребил правами и не передал деньги доверителю.

Привлекать свидетелей к составлению расписки не обязательно. Однако их участие может подтвердить факт непосредственной передачи денежных средств, если они присутствуют при пересчете. При взыскании в судебном порядке нередко оспаривается сам факт передачи денег, поэтому показания свидетелей могут стать надлежащим доказательством.

Заверять бланк и подписи сторон в нотариальной конторе не обязательно. Однако обратившись к нотариусу, вы практически полностью исключите риск оспаривания расписки и факта передачи денег. Нотариус заверит документ только после проверки, что обе стороны осознают суть сделки, действуют добровольно и без принуждения, а передаваемая сумма точно соответствует тексту расписки.

Читайте также «Что делать с распиской после возврата долга?»

Приложение:

Расписка об обязательстве выплатить денежные средства (Образец)

Участие потерпевшего.

  • Основания и порядок наделения лица статусом потерпевшего. Проблемы участия потерпевшего в уголовном процессе

    Потерпевший занимает в уголовном процессе особое место. Статус потерпевшего, с одной стороны, обусловлен его ролью жертвы в событии преступления. Рост преступности, захлестнувший все сферы общественной жизни, с неизбежностью означает увеличение числа граждан, пострадавших от преступлений. Государство…
    (Защита прав личности в уголовном процессе России)

  • Право потерпевшего на участие в уголовном преследовании

    Право потерпевшего распорядиться своим правом на уголовное преследование лица, виновного в совершении преступления, причинившего потерпевшему физический, имущественный и моральный вред, — одна из важнейших его процессуальных возможностей, реализуемая в контексте принципа диспозитивности уголовного судопроизводства….
    (Уголовно-процессуальное право)

  • (Инновационный менеджмент)
  • Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях (дивиденды)

    В условиях рыночной экономики достаточно распространенной организационно-правовой формой российских коммерческих организаций является акционерное общество. В соответствии с п. 1 ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», акционерные общества вправе по результатам…
    (Налогообложение коммерческой деятельности)

  • Участие прокурора в суде первой инстанции

    1. В суде первой инстанции прокурор участвует в рассмотрении гражданских дел в двух формах: а) обращение в суд с заявлением о возбуждении гражданского дела; б) вступление в процесс, начавшийся по инициативе других лиц. Закон (ст. 81 ГПК) не ограничивает право прокурора возбудить любое гражданское дело,…
    (Гражданский процесс)

  • Участие прокурора в судах, рассматривающих дела в кассационной и надзорной инстанциях, а также по вновь открывшимся обстоятельствам

    1. Прокурор может вступить в процесс и после вынесения судом первой инстанции решения по делу. Согласно ст. 81 ГПК. прокурор вправе вступить в дело на любой его стадии, если этого требуют интересы государства, а также с целью защиты прав и охраняемых законом интересов граждан. Участие прокурора в суде…
    (Гражданский процесс)

  • Основания и цель участия в гражданском процессе государственных органов, юридических лиц и граждан, от собственного имени защищающих права других лиц

    1. По общему правилу юридически заинтересованные в исходе дела лица сами обращаются в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса. В процессе они выступают от своего имени и в защиту собственных прав и интересов. Наряду с этим закон (гл. XI ГПК) предусматривает…
    (Гражданский процесс)

  • Участие в гражданском процессе государственных органов для дачи заключения по делу

    1. Для государственных органов (кроме обращения в суд с заявлением о возбуждении дела в защиту прав других лиц) IIIК предусмотрена и вторая форма их участия в гражданском процессе — вступление в процесс для дачи заключения поделу. Как показывает изучение судебной практики, это наиболее распространенная…
    (Гражданский процесс)

  • Статус потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях

    Потерпевшим признается физическое или юридическое лицо, которым в связи с совершением административного правонарушения причинен физический, имущественный или моральный вред. Права потерпевшего аналогичны правам лица, привлекаемого к административной ответственности. Он также вправе знакомиться со всеми…
    (Административный процесс)

Статья 215 ГПК РФ. Обязанность суда приостановить производство по делу

Суд обязан приостановить производство по делу в случае:

смерти гражданина, являющегося стороной в деле или третьим лицом с самостоятельными требованиями, если спорное правоотношение допускает правопреемство;

признания стороны недееспособной или отсутствия законного представителя у лица, признанного недееспособным;

участия ответчика в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов или просьбы истца, участвующего в боевых действиях либо в выполнении задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов;

невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском, административном или уголовном производстве, а также дела об административном правонарушении;

обращения суда в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии закона, подлежащего применению, Конституции Российской Федерации;

поступления по делу, связанному со спором о ребенке, копии определения суда о принятии к производству поданного на основании международного договора Российской Федерации заявления о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа, если ребенок не достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 02.12.2019 N 406-ФЗ.

См. все связанные документы >>>

1. Приостановление производства по делу — это урегулированный законом и оформленный определением суда временный, вызванный наличием одного из предусмотренных в законе обстоятельств, которые мешают продолжению рассмотрения дела, перерыв в производстве по гражданскому делу.

2. В этот промежуток времени судья (суд) по мере его возможности принимает меры к выявлению факта устранения оснований приостановления производства по делу. Средством решения данной задачи является направление запросов и т.п.

3. В тех случаях когда член личного подсобного и крестьянского хозяйства по призыву или мобилизации участвует в боевых действиях либо в выполнении задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов, а между оставшимися членами хозяйства возник судебный спор о разделе хозяйства, то рассмотрение судом такого спора должно быть приостановлено производством согласно абз. 4 комментируемой статьи на время участия отсутствующих членов хозяйства в боевых действиях либо в выполнении задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов.

4. В тех случаях когда между оставшимися членами хозяйства возник судебный спор о выделе выбывающим из состава хозяйства доли из общего имущества хозяйства, то участие кого-либо из членов хозяйства в боевых действиях либо в выполнении задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов не должно служить основанием для приостановления дела производством и суды должны рассматривать такие иски по существу в соответствии с исковым заявлением <618>.

<618> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: О рассмотрении судами дел о разделе и выделе имущества колхозных и единоличных крестьянских дворов в тех случаях, когда член двора находится на службе в Вооруженных Силах СССР: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 29 июля 1943 года N 14/м/11/у // Рыжаков А.П. Сборник постановлений Конституционного Суда РФ, Верховных Судов СССР и РФ (РСФСР) по гражданским делам. М.: Издательство «НОРМА» (Издательская группа «НОРМА-ИНФРА-М»), 2001. С. 309.

5. Поскольку закон устанавливает шестимесячный срок для принятия наследства, судам следует при рассмотрении дел о наследовании применительно к абз. 5 комментируемой статьи приостанавливать производство до истечения этого срока.

6. О пятом из названных в данной статье оснований приостановления производства по делу впервые было сказано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». Настоящим нормативным актом, со ссылкой на ст. 103 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», на суд была возложена обязанность приостанавливать производство по делу в связи с обращением в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности примененного или подлежащего применению закона <619>.

<619> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года N 8 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М.: Издательство «Спарк», 1997. С. 530.

7. Итак, суд приостанавливает производство по делу в связи с направлением в Конституционный Суд РФ запроса о проверке на соответствие Конституции РФ закона, подлежащего применению в рассматриваемом им конкретном деле, то есть закона, который суд должен применить при разрешении спора. Вместе с тем ни Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», ни ГПК РФ полномочия судов по направлению в Конституционный Суд РФ запросов о проверке на соответствие Конституции РФ обжалуемых в порядке абстрактного нормоконтроля законов (которые являются предметом спора) не предусмотрены. Суды общей юрисдикции в порядке, установленном главой 24 ГПК РФ, сами вправе и обязаны признавать противоречащими федеральным законам, кроме Конституции РФ, законы субъектов Российской Федерации <620>.

<620> См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2005 года: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 4, 11 и 18 мая 2005 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 10. . М., 2005.

8. Ссылка суда на статьи закона субъекта РФ «О Конституционном Суде субъекта РФ» как на основание для приостановления производства по делу является неправомерной, т.к. нормы этого закона не относятся к процессуальному законодательству, регулирующему рассмотрение гражданских дел в судах общей юрисдикции. Суд должен принимать решение на основе собственной правовой оценке соответствия статьи закона субъекта РФ «О местном самоуправлении в субъекте РФ» федеральному законодательству о местном самоуправлении <621>.

<621> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 1998 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. N 9. С. 10.

9. Если при рассмотрении судом дела о признании недействительным выданного гражданину ордера на жилое помещение возникнет спор между государственными или общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями о праве на заселение указанного в ордере жилого помещения (например, спор о праве предприятия на заселение жилого помещения, освободившегося в доме, переданном предприятием местной администрации), суд не вправе прекратить производство по делу по мотиву неподведомственности спора суду либо приостановить производство по делу до разрешения этого спора арбитражным судом, а должен рассмотреть дело в полном объеме, поскольку требование о признании ордера недействительным суду подведомственно, а при объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции (ч. 4 ст. 22 ГПК РФ).

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *