Суды 1 инстанции

Содержание

Что такое примирительные процедуры в Арбитражном процессе?

Не умаляя значимость роли Арбитражного суда Российской Федерации в процессе разрешения конфликтов интересов хозяйствующих субъектов, в главе 15 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) Законодатель вменяет в обязанность Арбитражных судов принимать меры, направленные на изъятие возникшего спора из сферы судебного рассмотрения и разъяснять сторонам возможность и преимущества решения вопросов путем примирения сторон, оказывая при этом содействие в самом проведении мирных процедур.

Как стороны могут урегулировать спор?

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении №50 от 18 июля 2014 г. «О примирении сторон в арбитражном процессе» дает подробные разъяснения по возникающими при рассмотрении дел арбитражными судами вопросами, касающимися примирения сторон в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению, а также в целях развития данных процедур.

В частности, отмечается, что задачей подготовки дела к судебному разбирательству является примирение сторон. Стороны могут использовать любые примирительные процедуры, в том числе процедуру медиации, на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта.

Действующее законодательство не запрещает сторонам самостоятельно обращаться к различным способам урегулирования споров..

Между тем завершить процесс в арбитражном суде в результате применения примирительных процедур можно только путем классических институтов: заключения мирового соглашения, отказа от иска и т.д. .

Что такое мировое соглашение?

Мировое соглашение — по сегодняшнему законодательству является основным способом внесудебного решения вопросов, возникающих при деятельности субъектов гражданского права, в основе которого лежит, построенная на принципах доброй воли, договоренность сторон о прекращении спора на устраивающих стороны условиях.

Характерные черты мирового соглашения

Законодательством четко обозначены характерные черты мирового соглашения:

  • Во-первых, заключение мирового соглашения возможно на любой стадии арбитражного процесса. Возможность разрешения спора мирным путем должна выясняться судом не только на подготовительной стадии судебного процесса, но и в ходе судебного разбирательства, а также в апелляционной и кассационной инстанциях и даже при исполнении судебного акта.
  • Во-вторых, мировое соглашение может быть заключено по любому делу, спор по которому ведется в Арбитражном суде, если, конечно, законодательством не установлены для данного дела какие-либо ограничения.
  • В-третьих, заключаемое мировое соглашение не должно нарушать права и законные интересы других лиц, а также, разумеется, не должно идти в противоречие с законом.
  • В-четвертых, мировое соглашение в обязательном порядке должно быть утверждено арбитражным судом, в котором рассматривается спор между сторонами. В юридическую силу мировое соглашение вступает с того момента, когда его утверждает арбитражный суд.

В какой форме заключается мировое соглашение, кем подписывается, какие должны быть полномочия у представителя, сколько экземпляров?

Мировое соглашение в обязательном порядке заключается в письменной форме. Подписывают мировое соглашение стороны спора либо их представители.

Полномочия представителя на право заключения и подписания мирового соглашения должны быть специально оговорены в доверенности. (т.е. в доверенности на представление интересов в арбитражном суде обязательно должна присутствовать фраза: «…представлять интересы доверителя в арбитражных судах всех уровней с правом совершать от имени доверителя все процессуальные действия, в том числе заключать и подписывать мировые соглашения на любой стадии арбитражного процесса.»

Мировое соглашение составляется в следующем количестве экземпляров: по одному экземпляру соглашения для каждой стороны и один дополнительный экземпляр для арбитражного суда (он будет приобщен к делу).

Содержание мирового соглашения

АПК РФ установлены обязательные и дополнительные условия, которые должно содержать мировое соглашение.

К обязательным условиям относятся: сведения об условиях, о размере и сроках исполнения обязательств ответчиком либо истцом и ответчиком взаимно, т.е. все существенные условия спора, возникшего между сторонами.

К дополнительным условиям, тем, которые могут по желанию сторон содержаться в мировом соглашении, относятся: условия об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств; уступке права требования либо переводе долга; прощении частично или полностью долга, признание долга; условия об отступном, а также любые другие условия, которые не противоречат законодательству.

Кроме того, стороны могут включить в мировое соглашение условие о распределении судебных расходов, таких как уплата госпошлины при обращении в суд, оплата услуг представителя и других.

Задачи арбитражного суда при утверждении мирового соглашения

Рассматривая вопрос о заключении мирового соглашения, арбитражный суд обязан выяснить следующие вопросы:

  • действительно ли стороны добровольно выражают желание разрешить спор мирным путем (суд должен проверить дееспособность и полномочия сторон);
  • соответствует ли законодательству заключаемое мировое соглашение;
  • не нарушает ли оно права и интересы третьих лиц;
  • не содержит ли мировое соглашение каких-либо неясных и неточных вопросов, которые впоследствии будут являться препятствием для его исполнения.

Порядок утверждения мирового соглашения

Если стороны приняли решение закончить спор мировым соглашением, они обязаны сообщить об этом арбитражному суду, в производстве которого находится их спор.

Обычно с таким заявлением стороны обращаются на одном из судебных заседаний.

В случае если мировое соглашение сторонами заключается на стадии исполнения судебного решения, тогда данное соглашение должно быть передано для утверждения в арбитражный суд, который вынес данное решение (постановление) или в арбитражный суд, в том месте, где происходит исполнение данного судебного акта.

Вопрос о разрешении спора мирным путем рассматривается арбитражным судом в судебном заседании.

Присутствие сторон, заключивших мировое соглашение, в данном заседании является обязательным, исключение составляет случай, когда одна из сторон направила заявление о рассмотрении вопроса в её отсутствие.

Предельный срок рассмотрения судом вопроса о заключении мирового соглашения составляет один месяц.

Вас может заинтересовать ментальная карта «Договор долевого участия в строительстве (214-ФЗ)», где подробно описано как передается объект строительства

Или узнайте каким образом осуществляется ликвидация ООО

Содержание определения суда

После рассмотрения всех вопросов, связанных с заключением мирового соглашения, суд выносит определение об утверждении либо об отказе в утверждении мирового соглашения.

Отказать в заключении мирового соглашения арбитражный суд имеет право только в случаях, если данное соглашение противоречит закону либо нарушает права и интересы других лиц.

Определение суда об утверждении мирового соглашения содержит все условия, которые изложены в мировом соглашении, порядок распределения сторонами судебных расходов, а также указание на то, что истцу из федерального бюджета возвращается 50% уплаченной им госпошлины (исключение: если мировое соглашение заключено на стадии исполнения судебного акта, соответственно, госпошлина не возвращается. Кроме того, в этом случае в определении суда должно быть указано на то, что данный судебный акт не подлежит исполнению).

Срок исполнения определения, порядок и срок его обжалования

Определение суда об утверждении мирового соглашения должно быть исполнено немедленно. Кроме того, данное определение может быть обжаловано в кассации в течение месяца со дня его вынесения.

Порядок исполнения мирового соглашения

Заключенное сторонами и утвержденное арбитражным судом мировое соглашение исполняется сторонами добровольно в согласованные сроки.

Если же одна из сторон нарушает условия и порядок данного соглашения, другая сторона имеет право на принудительное исполнение мирового соглашение.

Сторона может обратиться в арбитражный суд, утвердивший мировое соглашение, с требованием выдать ей исполнительный лист.

В этом случае исполнение мирового соглашения производится уже в принудительном порядке по общим правилам.

Вся жизнь современного человека связана с договорами и обязательствами, и, вероятно, любой из нас сталкивался с тем, что время от времени их приходится расторгать. Возвращаете ли вы в магазин купленный телефон или разрываете договор на сборку модульных домов, — независимо от суммы контракта и вида имущества, работ и услуг, все договоры расторгаются по одним и тем же базовым правилам. Рассмотрим основные ключевые моменты, связанные с этой не всегда приятной процедурой.

Основания и порядок расторжения договора

Расторжение – это, по сути, разрыв договора. Причем разрыв этот может быть как преждевременным, произведенным до того как обязанности сторон-участников договора будут ими добросовестно выполнены, так и после такого исполнения, – например, когда покупатель возвращает в магазин не подошедший ему по каким-то причинам товар. В спорах с потребителями чаще применяется Закон о защите прав потребителя, в отношениях же между предпринимателями обычно работают положения Гражданского кодекса. А он, прежде всего, устанавливает, что разорвать договор можно как при обоюдном соглашении сторон, так и, в некоторых случаях, по инициативе одной из сторон (что бывает значительно чаще), и, обычно, до того как по договору произведен полный объем надлежащего исполнения.

При этом добровольное прекращение договора может быть произведено при обоюдном положительном мнении сторон по этому вопросу и может включать в себя любые условия, на которые контрагенты готовы пойти. «Добровольно-принудительный» же порядок, когда лишь одна сторона по договору хочет этой стороной перестать быть, включает в себя процедуру судебных баталий и взаимного размахивания пачками документов.

Расторжение по соглашению сторон

Если стороны взаимно согласны расторгнуть ставший по каким-то причинам неактуальным договор, то они просто заключают об этом соглашение. Это соглашение заключается в такой же письменной форме, как и сам договор, со всеми реквизитами, явками, паролями и подписями уполномоченных лиц; в нем прописываются все условия и последствия безвременной кончины данного соглашения. Сторона, изъявившая инициативу прекратить действие договора, направляет контрагенту предложение о расторжении, в котором, в том числе, предусматривается срок для одобрения или отклонения соглашения, а также проект самого соглашения. Не ожидавший такого финта контрагент коллективно или единолично обдумывает данный поворот судьбы и подписывает проект соглашения или вносит свои правки и направляет обратно по принадлежности. Далее может последовать процедура, схожая с обсуждением условий договора при его заключении – а именно, уточнения, дополнения, взаимных попыток подстраховаться и что-то для себя выгадать хотя бы на этой стадии. Если в итоге стороны сходятся во мнении относительно основных моментов соглашения о расторжении договора, то подписывают его и, мило улыбаясь друг другу, расстаются, взаимно (не)довольные друг другом.

Но, несмотря на кажущуюся длительность этой процедуры, она несравнима по количеству потенциальной «головной боли» для обоих контрагентов в случае, когда одна сторона требует «развода и девичьей фамилии», а вторая разрывать договор по каким-то причинам не хочет.

Расторжение договора в одностороннем порядке

Закон в виде ст. 450 ГК РФ говорит нам о том, что одностороннее расторжение договора допускается только в двух случаях.

  • Первый – когда одна из сторон существенным образом нарушает условия существующего соглашения. Соглашаясь с тем, что критерий «существенности» очень размыт и расплывчат, законодатель добросовестно «размывает» его еще больше, уточняя: нужно, чтобы одна из сторон понесла такой ущерб от расторжения договора, что она «в значительной степени» должна лишиться того, на что рассчитывала при его заключении. Иными словами, действия одной из сторон при исполнении ею соглашения создают такие неблагоприятные условия для другой, что сам договор для другой стороны во многом теряет смысл. Конечно, такое «общее» и предполагающее субъективный подход обозначение одного из двух главных оснований для расторжения не может не вызывать споров на практике.
  • Второй случай, при котором договор может быть разорван в принудительном порядке, еще более интригующе обозначен в статье как «иные случаи». Они могут быть предусмотрены как в самом договоре, так и в ГК РФ, и в других законах, коих существует великое множество. То есть если в самом договоре предусмотрены какие-то условия, при которых одна из сторон может потребовать завершения договорных отношений, и эти условия действительно наступили и доказуемы в судебном порядке, то именно эти основания могут послужить причиной того, что пострадавшая сторона пойдет в суд и получит его поддержку. Причем если эти условия есть в договоре, и при этом упоминание о них отсутствует в законе, но закон они тем самым не нарушают, то они также являются действующими в силу принципа свободы договора. Презюмируется, что раз стороны подписали договор, следовательно, они были согласны со всеми его пунктами, включая условия расторжения.
    «Иные случаи» включают в себя очень широкий спектр возможностей, в зависимости от сферы деятельности, применительно к которой был заключен договор, соответствующих специальных законодательных и подзаконных актов, а также конкретных обстоятельств в каждой ситуации.

Начало процедуры расторжения договора в «добровольно-принудительном» порядке – то же, что и при обоюдном согласии. Более того, именно после того как одна из сторон направит другой предложение о расторжении соглашения становится понятна диспозиция: будут ли стороны договариваться или начнут «точить мечи» для судебных баталий. Если по истечении установленного для ответа срока реакции нет или она является негативной, то стороне-инициатору стоит начинать готовить документы в суд. Пакет документов зависит от ситуации, но в нем всегда должны присутствовать копии самого договора, из-за которого разгорелся сыр-бор, со всеми приложениями и дополнениями, а также документы о досудебном урегулировании и доказательства оснований для расторжения.

Последствия

При просчете последствий потенциального завершения договорных отношений стоит не забывать о разнице между понятиями «расторжение договора» и «признание его недействительным». Во втором случае чаще всего применяется презумпция восстановления положения, существовавшего до заключения договора, то есть стороны возвращают друг другу полученное по сделке, как будто она никогда не существовала. При расторжении же договора чаще действует презумпция того, что все исполненное и предоставленное по сделке остается у сторон при ее расторжении, за исключением отдельных случаев, прямо предусмотренных в законе или (опять же) в самом договоре. Конкретные условия и последствия, а также порядок совершения действий по исполнению соглашения подробно указываются в соглашении о расторжении. Именно поэтому оно ничуть не менее важно, чем сам договор, и «формальное отношение» к его заключению, без предвидения последствий и подробного указания порядка действий, может навредить обеим сторонам. На практике встречаются даже случаи, когда некорректно составленное соглашение о расторжении по сложному договору создало ситуацию технической невозможности исполнения такого соглашения без ущерба для одной или обеих сторон.

Последствия разрыва договора начинают действовать с момента подписания соглашения о расторжении (при добровольном порядке) или с момента вступления в силу судебного решения (в противоположном случае). Кроме того, в случаях, когда одна из сторон расторгла договор из-за нарушения его условий другой стороной, то пострадавший вправе «выкатить» своему обидчику требования о возмещении убытков, которые обосновываются и доказываются в обычном порядке.

Тема расторжения договоров вызывает непрекращающиеся споры как теоретиков, так и практиков юриспруденции, а позиции судов по этой категории споров зачастую имеют неожиданный для истца характер. Поэтому чтобы максимально избежать возможных осложнений и минимизировать возможные риски необходимо перед принятием решений о целесообразности или нецелесообразности разрыва договора получить консультацию специалиста, ориентированного на данную категорию судебных споров.

Положение как организационно-правовой документ

Фундаментом организационной деятельности любого учреждения являются организационно-правовые документы. Они регламентируют статус организации, ее структуру, штатную численность, должностной состав, а также определяют права, обязанности, ответственность и порядок взаимодействия ее обособленных, структурных подразделений и должностных лиц.

В данной статье мы подробно остановимся на таком организационно-правовом документе, как положение.

Наша справка

К организационно-правовым документам относятся:

  • устав;
  • учредительный договор;
  • положение об организации;
  • положения о структурных, обособленных подразделениях, о коллегиальном (совещательном) органе организации и т.д.;
  • регламент;
  • штатное расписание;
  • инструкция;
  • должностная инструкция;
  • правила внутреннего трудового распорядка и др.

Все организационно-правовые документы подлежат утверждению либо вышестоящей организацией, либо руководителем или коллегиальным органом (если он есть) – советом директоров, собранием акционеров и т.п. Все нормы, содержащиеся в этих документах, обязательны для исполнения.

Виды положений

Наш словарик Положение – это организационно-правовой документ, регламентирующий порядок образования, права, обязанности, ответственность и организацию работы структурного подразделения (должностного лица, совещательного или коллегиального органа), а также его взаимодействие с другими подразделениями и должностными лицами.

В коммерческой организации могут действовать несколько видов положений:

  • Положение об организации;
  • положения о структурных подразделениях, например Положение о бухгалтерии или Положение об отделе кадров;
  • положения, определяющие деятельность комиссии или группы, например Положение об экспертной архивной комиссии;
  • положения, регламентирующие работу должностных лиц, например Положение о генеральном директоре;
  • положения, регулирующие организационные отношения по какому-либо конкретному вопросу, например Положение об аттестации работников или положение о работе с заявлениями и претензиями физических лиц.

Практическая польза положений состоит в том, что в них максимально конкретно прописано, кто и что должен делать, какие задачи выполнять и за что нести ответственность. В свою очередь, это значительно облегчает контроль за выполнением поручений руководителя. Когда два отдела организации «перебрасывают» друг на друга выполнение какой-либо задачи, затягивая ее решение, и не могут договориться между собой, кто и что будет делать, помогут разобраться положения о подразделениях. Поэтому дальновидные руководители обычно лично заинтересованы в том, чтобы было подготовлено положение об их отделе и чтобы оно было настолько подробным, насколько это возможно.

Самый простой пример: отдел хочет сдать в архив неоформленные документы – в скоросшивателях или вовсе россыпью. Документы не отсортированы и неизвестно, к каким делам они относятся. Начальник отдела настаивает на том, что разбирать эти документы и формировать их в дела должен секретарь. Секретарь же, открыв Положение об архиве, обращает внимание начальника на то, что в архив принимаются документы, сформированные в дела в соответствии с номенклатурой дел. Это внутрикорпоративный закон, и с ним приходится считаться.

Обратите внимание Такие документы, как Положение об аттестации, Положение о работе с претензиями и др., по сути являются пошаговыми руководствами к действию: в них подробно описан каждый этап решения той или иной задачи.

Положение о структурном подразделении

Положения о структурных подразделениях, пожалуй, самая распространенная и востребованная разновидность положений. Поскольку требования к положениям о структурных подразделениях и правила их разработки законодательно не установлены, каждая организация самостоятельно решает, какие вопросы деятельности конкретного подразделения должны быть урегулированы в этих локальных нормативных актах. Основные разделы стандартного Положения о подразделении представлены в таблице.

Основные разделы Положения о подразделении и их содержание

Раздел положения

1

Общие положения

  • полное наименование структурного подразделения (далее – СП);
  • наименование, номер, дата правового акта, на основании которого создано СП;
  • нормативные документы, которыми СП руководствуется в своей деятельности;
  • кто возглавляет СП;
  • кому подчиняется СП;
  • порядок назначения и освобождения от должности руководителя СП;
  • наличие печати

2

Основные задачи

Задачи, для решения которых создано и работает СП

3

Функции

Конкретные виды работ, выполняемые СП в рамках решения своих основных задач

4

Права и обязанности

Права и обязанности руководителя и работников СП при выполнении своих функций

5

Ответственность

Виды ответственности, которую может понести руководитель и работники СП в случае невыполнения своих обязанностей (дисциплинарная, административная, а в некоторых случаях и уголовная)

6

Взаимоотношения

Порядок взаимодействия СП с другими подразделениями организации: в какой форме осуществляется, какие документы при этом создаются и т.д.

Реквизиты положения

При подготовке положения оформляются следующие реквизиты документа:

  • наименование организации;
  • наименование вида документа;
  • заголовок к тексту;
  • дата документа;
  • регистрационный номер документа;
  • место составления или издания документа;
  • гриф утверждения документа;
  • текст документа;
  • визы согласования документа.

Рассмотрим подробнее особенности оформления этих реквизитов в положениях.

  • Наименование организации. Название организации-автора указывается согласно учредительным документам. Если в этих документах наряду с полным имеется и сокращенное наименование, то оно также указывается (Пример 1). Наименования на языках субъектов Российской Федерации или на иностранных языках указываются ниже наименования на русском или справа от него на одном уровне.

Автором положения может быть как филиал, так и структурное подразделение – в этом случае его название указывается под наименованием организации (см. Пример 1).

Авторами положения могут быть две и более организации (например, если создается Положения о взаимоотношениях). В этом случае наименования организаций располагаются на одном уровне (если речь идет о компаниях, не подчиненных друг другу), как в Примере 2, и на разных уровнях (если одно учреждение подчинено другому).

  • Наименование вида документа. Данный реквизит печатается прописными буквами: ПОЛОЖЕНИЕ, точка после него не ставится.
  • Заголовок к тексту. Набирается с новой строки и отвечает на вопросы: о чем (о ком)? (см. варианты расположения реквизита в Примерах 1 и 2).
  • Дата документа. Датой документа является дата его утверждения. Она проставляется в соответствующем поле утверждающим должностным лицом. Если положение подписывается двумя и более организациями, то его датой будет дата последнего утверждения (см. Пример 2).
  • Регистрационный номер документа. Даже если данное положение первое и единственное в своем роде, то номер ему все равно нужно присвоить: государственный стандарт требует нумерации абсолютно каждого документа, созданного в организации. Положение, созданное двумя организациями, получает два номера, которые пишутся через дробь (см. Пример 2).

  • Место составления или издания документа. Этот реквизит оформляется в том случае, если место издания положения нельзя определить по наименованию организации. Так, например, для ЗАО «Томские коммунальные системы» заполнять его не требуется, в отличие от ОАО «Средневолжская строительная компания». Если в первом случае ясно, где находится предприятие, то по второму наименованию точное местонахождение организации определить невозможно.

С другой стороны, если документ издается филиалом ЗАО «Томские коммунальные системы», расположенном в районном центре Томской области, то именно этот районный центр и будет указан в качестве места составления документа (см. Пример 1).

  • Гриф утверждения документа. Обычно положения утверждаются руководителем организации. Но в рамках своей компетенции и при наличии соответствующих полномочий это может сделать и другое должностное лицо. Например, Положение о делопроизводстве по обращениям граждан может утвердить и административный директор. Гриф утверждения в положении состоит из слова УТВЕРЖДАЮ, наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения (см. Пример 1).

Кроме того, положение может быть утверждено распорядительным документом – обычно приказом по основной деятельности. В этом случае гриф утверждения состоит из слова УТВЕРЖДЕНО, наименования утверждающего документа (в творительном падеже), его даты и номера (см. Пример 2).

Пример 1

Верхняя часть положения, изданного филиалом организации

Общество с ограниченной ответственностью
«Самарское строительное предприятие»
(ООО «ССП»)
Тольяттинский филиал

ПОЛОЖЕНИЕ
о работе с заказчиками – физическими лицами

«10» июня 2014 г. № 12-ОПД

г. Тольятти

УТВЕРЖДАЮ
Начальник филиала
Ромашов Л.А. Ромашов
10.06.2014

Пример 2

Верхняя часть положения, утвержденного двумя организациями

Закрытое акционерное общество
«Авторемонтное предприятие»

Общество с ограниченной ответственностью
«Восточный логистический центр»
(ООО «ВЛЦ»)

УТВЕРЖДЕНО
Протоколом заседания
Совета акционеров от 26.05.2014 № 2

УТВЕРЖДЕНО
Приказом от 22.05.2014 № 325

ПОЛОЖЕНИЕ

о взаимоотношениях организаций

26.05.2014 № 6/24-Пол

Москва

  • Текст документа. Текст положения для удобства делится на разделы, каждому из которых присваивается порядковый номер. Все положения раздела также нумеруются. Это делается для того, чтобы можно было легко сослаться на ту или иную норму положения (см. Пример 5).
  • Визы согласования документа. Положение подлежит обязательному согласованию со всеми заинтересованными должностными лицами. Удобно оформить к положению лист согласования, который будет являться неотъемлемой частью документа. Виза состоит из слова СОГЛАСОВАНО, должности лица, с которым согласован документ, личной подписи, ее расшифровки и даты согласования.

Если согласование осуществляют документом, то гриф согласования включает в себя слово СОГЛАСОВАНО, наименование документа, его дату и номер. Заполненный лист согласования подписывается и датируется (см. оба варианта в Примере 3).

Пример 3

Лист согласования к положению

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
к Положению о подготовке и передаче документов в архив
19.06.2014 № 5-П/2014

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания экспертной комиссии
ООО «Пристань»
от 16.06.2014 № 3

СОГЛАСОВАНО
Административный директор
Васильев Н.К. Васильев
17.06.2014

СОГЛАСОВАНО
Начальник юридического отдела
Лапшина Т.А. Лапшина
18.06.2014

Положение разработано. Что дальше?

С утвержденным положением в обязательном порядке следует ознакомить всех заинтересованных работников предприятия: если это положение об отделе, то всех работников отдела; если положение о работе с претензиями – всех, кто работает с претензиями, и т.п. Каждый новый работник организации в свой первый рабочий день должен изучить все положения и инструкции, по которым ему придется работать.

Виза ознакомления оформляется по аналогии с визой согласования, но выполняется собственноручно: работник пишет «Ознакомлен» или более подробно «С Положением о премировании ознакомлен», указывает свою должность, расписывается, расшифровывает подпись и указывает дату ознакомления.

Кстати Вопрос о том, где писать данные об ознакомлении с документом, решается по-разному. Можно оформить лист ознакомления с документом, который подшивается к положению. Когда будет заполнен один лист, нужно подшить другой и т.д.
Визы ознакомления с положениями, касающимися трудовых отношений с персоналом, могут вписываться прямо в трудовой договор с работником еще до его подписания.

Положение является бессрочным документом и действует с момента своего утверждения до отмены или замены новым. Периодически (раз в несколько лет) положение нужно пересматривать и при необходимости вносить в него актуальные изменения. Отмена положения, его замена или внесение в него изменений производятся приказом по основной деятельности (Пример 4).

Пример 4

Приказ об отмене действующего положения и утверждении нового

Общество с ограниченной ответственностью «Гибралтар»
(ООО «Гибралтар»)

ПРИКАЗ

27.06.2014 № 33

г. Москва

В связи с изменением штатной структуры ООО «Гибралтар»

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Отменить действующее Положение об отделе рекламы ООО «Гибралтар» с 01.07.2014.
  2. Утвердить и ввести в действие Положение об управлении маркетинга ООО «Гибралтар» с 01.07.2014 (Приложение 1).
  3. Начальнику отдела кадров Ивановой Р.А. ознакомить работников с настоящим приказом под роспись до 30.06.2014.
  4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Генеральный директор Владимиров П.А. Владимиров

В соответствии со ст. 50 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, отмененное положение хранится в архиве организации постоянно.

Положение о секретариате

В завершение приведем пример Положения о секретариате негосударственной организации (Пример 5).

Пример 5

Положение о секретариате

Общество с ограниченной ответственностью «Перекресток»
(ООО «Перекресток»)

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор

Румачик А.Н. Румачик

ПОЛОЖЕНИЕ
о секретариате

14.07.2014 № 7/25-Пол

г. Москва

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Секретариат является структурным подразделением Общества с ограниченной ответственностью «Перекресток» (далее – Организация).

1.2. Создание, реорганизация и ликвидация секретариата проводятся по решению генерального директора Организации и оформляются приказом по основной деятельности.

1.3. Руководство секретариатом осуществляет начальник секретариата.

1.4. Начальник секретариата подчиняется непосредственно генеральному директору Организации, назначается и освобождается от должности его приказом.

1.5. В своей деятельности секретариат руководствуется:

1.5.1. Законодательством в сфере информации и документации.

1.5.2. Нормативными актами Президента и Правительства Российской Федерации, Госстандарта России и Росархива по вопросам документационного обеспечения управления и архивного хранения документов.

1.5.3. Уставом Организации.

1.5.4. Приказами и распоряжениями генерального директора Организации.

1.5.5. Инструкцией по делопроизводству Организации.

1.5.6. Другими нормативными актами и методическими документами по организации документационного, организационного и информационно-справочного обеспечения управления.

1.5.7. Настоящим Положением.

2. СТРУКТУРА СЕКРЕТАРИАТА

2.1. В состав секретариата входят:

2.1.1. Помощник генерального директора.

2.1.2. Секретарь заместителя генерального директора.

2.1.3. Секретарь главного инженера.

2.1.4. Офис-менеджер.

2.1.5. Курьер.

2.2. Обязанности работников секретариата устанавливаются должностными инструкциями.

3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СЕКРЕТАРИАТА

3.1. Основными задачами секретариата являются:

3.1.1. Документационное обеспечение работы руководства Организации: генерального директора, его заместителя, главного инженера (далее – Руководство), а также коллегиального органа Организации – Собрания учредителей.

3.1.2. Организационное обеспечение работы Руководства Организации.

3.1.3. Справочно-информационное обеспечение работы Руководства Организации.

4. ФУНКЦИИ СЕКРЕТАРИАТА

4.1. Секретариат выполняет следующие функции:

4.1.1. Проводит обработку входящих, исходящих и внутренних документов Организации.

4.1.2. Осуществляет прием, передачу и учет факсограмм, телефонограмм, телеграмм, электронных сообщений, поступающих в адрес Руководства Организации и отправляемых от его имени.

4.1.3. Принимает, рассматривает и представляет на рассмотрение документы, поступающие в адрес Руководства Организации.

4.1.4. Осуществляет контроль правильности оформления документов, представляемых на подпись Руководству Организации.

4.1.5. Готовит по поручению Руководства Организации проекты отдельных приказов, распоряжений, служебных писем, справок и других документов, согласовывает их с руководителями структурных подразделений и иными должностными лицами и специалистами.

4.1.6. Осуществляет редактирование документов по поручению Руководства.

4.1.7. Обеспечивает распечатку, сканирование и оперативное размножение документов, используемых в деятельности Руководства Организации.

4.1.8. Обеспечивает учет и своевременную регистрацию документов, их сохранность.

4.1.9. Организует рациональный документооборот и контроль движения документов в Организации.

4.1.10. Контролирует правильность оформления документов и обеспечивает методическую и организационную помощь работникам Организации в оформлении документов.

4.1.11. Обеспечивает формирование дел секретариата в соответствии с утвержденной номенклатурой дел, их хранение, своевременную передачу дел на архивное хранение и выделение к уничтожению дел и документов с истекшими сроками хранения.

4.1.12. Организует планирование рабочего дня Руководства Организации.

4.1.13. Осуществляет телефонное обслуживание Руководства и работников Организации.

4.1.14. Составляет проекты планов работы Собрания учредителей Организации.

4.1.15. Готовит материалы к заседаниям Собрания учредителей Организации, обеспечивает их своевременную рассылку заинтересованным организациям и лицам.

4.1.16. Проводит своевременное информирование о проведении заседаний Собрания учредителей Организации.

4.1.17. Осуществляет подготовку и организует проведение оперативных совещаний, заседаний у Руководства Организации.

4.1.18. Проводит мероприятия по материально-техническому обеспечению заседаний и совещаний, проводимых Руководством Организации.

4.1.19. Проводит оформление и рассылку протоколов заседаний Руководства и Собрания учредителей Организации.

4.1.20. Осуществляет контроль выполнения решений Собрания учредителей Организации.

4.1.21. Организует прием посетителей Руководством и работниками Организации.

5. ПРАВА СЕКРЕТАРИАТА

5.1. Начальник секретариата имеет право:

5.1.1. Участвовать в установленном порядке в приеме и увольнении работников секретариата.

5.1.2. По согласованию с Руководством Организации осуществлять подбор, расстановку и перемещение работников секретариата.

5.1.3. Распределять работу между работниками секретариата.

5.1.4. Представлять работников секретариата к поощрению, а также вносить предложения о привлечении их к дисциплинарной ответственности.

5.1.5. Вносить предложения по изменению структуры и штата секретариата.

5.1.6. Вносить Руководству Организации предложения по совершенствованию работы секретариата.

5.1.7. Вести переписку по вопросам деятельности секретариата.

5.2. Работники секретариата имеют право:

5.2.1. Получать в установленном порядке от других структурных подразделений Организации необходимую для работы информацию.

5.2.2. Требовать от руководителей структурных подразделений и работников Организации своевременного представления документов и информации Руководству Организации.

5.2.3. По поручению Руководства Организации привлекать работников других структурных подразделений для подготовки проектов приказов, распоряжений и других документов.

5.2.4. Возвращать на доработку работникам Организации проекты документов, оформленные ими с нарушением действующих норм и правил.

5.2.5. Вносить предложения по совершенствованию работы секретариата.

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И СВЯЗИ СЕКРЕТАРИАТА С ДРУГИМИ СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ

6.1. Секретариат представляет Руководству Организации:

6.1.1. Поступившую корреспонденцию на рассмотрение.

6.1.2. Проекты документов на рассмотрение и подписание.

6.1.3. Служебные записки, предложения, справки, информационные и иные материалы от структурных подразделений и должностных лиц Организации на рассмотрение.

6.2. Секретариат получает от Руководства Организации:

6.2.1. Поступившие из других организаций документы с резолюцией Руководства.

6.2.2. Предложения, служебные записки, справки структурных подразделений Организации с резолюцией Руководства.

6.2.3. Подписанные приказы, распоряжения, протоколы, письма и другие документы.

6.2.4. Утвержденные нормативные документы.

6.2.5. Утвержденные планы работы структурных подразделений и коллегиального органа Организации.

6.3. Секретариат направляет в структурные подразделения Организации:

6.3.1. Копии приказов (выписки из приказов) на исполнение.

6.3.2. Копии протоколов (выписки из протоколов) заседаний Собрания учредителей Организации на исполнение.

6.3.3. Запросы о представлении информации по поручениям Руководства Организации.

6.4. Секретариат получает от структурных подразделений Организации:

6.4.1. Проекты служебных писем.

6.4.2. Проекты приказов и распоряжений.

6.4.3. Информационные и справочные материалы.

6.5. Секретариат направляет в другие организации деловые письма, информационные материалы.

6.6. Секретариат получает от других организаций деловые письма, информационные материалы.

7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЕКРЕТАРИАТА

7.1. Работники секретариата несут ответственность:

7.1.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение функций, возложенных на них должностными инструкциями;

7.1.2. Неисполнение или нарушение требований и норм действующего законодательства при подготовке и оформлении документов;

7.1.3. Достоверность отчетных данных, сведений и других материалов, подготавливаемых в секретариате и представляемых Руководству Организации и/или руководству структурных подразделений Организации;

7.1.4. Утрату и порчу дел и документов;

7.1.5. Несоблюдение условий хранения дел и документов;

7.1.6. Утрату и порчу печатей и штампов.

7.2. Начальник секретариата несет ответственность:

7.2.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него функций и обязанностей;

7.2.2. Рациональную расстановку работников секретариата и организацию их труда;

7.2.3. Организацию повышения деловой квалификации работников секретариата;

7.2.4. Состояние трудовой дисциплины в секретариате;

7.2.5. Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности работниками секретариата.

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
к Положению о секретариате
14.07.2014 № 7/25-Пол

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания экспертной комиссии
ООО «Перекресток»
от 14.07.2014 № 4

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *