Установление сервитута на земельный участок для проезда

Установление сервитута для проезда через соседний участок.

Сервиту́т (лат. servitus, servitutis — подчинённое положение) — ограниченное право пользования чужой вещью в земельных отношениях. Wikipedia.

В данной статье вы найдёте ответы на следующие вопросы: • В каких случаях возможно установить сервитут для проезда через соседний участок? • Какие доказательства необходимо собрать для установления сервитута в судебном порядке? • Возможно ли установить сервитут через железнодорожные пути?

Сервитуту или праву ограниченного пользования чужим земельным участком посвящена статья 274 Гражданского кодекса. Согласно данной статье собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях сервитута, спор разрешается в судебном порядке.

Если стороны пришли к соглашению, то оно подлежит регистрации в реестре прав на недвижимое имущество. Соглашение об установлении сервитута должно содержать: — сведения о сторонах соглашения; — сведения об обременяемом земельном участке (местоположение, площадь, кадастровый номер); — цели и задачи установления сервитута; — пределы действия (местоположение) сервитута на земельном участке; — размер платы за сервитут и порядок ее внесения (при ее наличии); — иные права и обязанности сторон.

Лицо, обратившееся в суд с требованием об установлении сервитута, должно доказать: • принадлежность лицу земельного участка, для использования которого требуется установить сервитут; • невозможность нормального хозяйственного использования принадлежащего лицу земельного участка без установления сервитута; • факт того, что предлагаемый вариант установления сервитута является наименее обременительным для собственника соседнего участка из всех возможных вариантов; • обращение к собственнику соседнего участка с предложением установить сервитут и факт отказа.

Помимо этих четырёх пунктов истец должен указать пространственное месторасположение предлагаемого варианта установления сервитута на чужом земельном участке с точностью до координат, которые необходимы для его регистрации в кадастре недвижимости. Для того чтобы понять, какие конкретно доказательства лицо должно предоставить суду для установления сервитута, рассмотрим названные четыре пункта более подробно.

• Принадлежность лицу земельного участка, для использования которого требуется установить сервитут. Требовать установления сервитута на земельный участок вправе его собственник либо лица, которым принадлежит вещное право на этот участок (право постоянного бессрочного пользования, право пожизненного наследуемого владения). Вышеназванные права возникают с момента их регистрации в кадастре недвижимости.

• Невозможность нормального хозяйственного использования принадлежащего лицу земельного участка (ЗУ) без установления сервитута. Чтобы доказать невозможность использования ЗУ без установления сервитута, необходимо обосновать: 1. цель использования ЗУ и 2. отсутствие иных вариантов доступа к ЗУ. Когда участок истца окружён несколькими участками, необходимо установить собственника каждого из смежных участков, через который возможно проложить сервитут. Как указал Президиум ВАС РФ в постановлении от 04.06.2013 по делу № А64-3894/2010: «Суд первой инстанции, установив наличие нескольких различных путей проезда к недвижимому имуществу (господствующей вещи), должен привлечь к участию в деле как соответчиков по ходатайству сторон или с согласия истца собственников иных соседних земельных участков (альтернативных служащих земельных участков), поскольку рассмотрение дела о предоставлении сервитута без участия таких лиц в качестве ответчиков невозможно».

Если суд установит, что у истца есть доступ к своему участку через другой соседний участок, собственник которого не возражает против проезда, то высока вероятность того, что суд откажет в иске. Пример — постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.09.2013 по делу № А69-2487/2012: «Судом первой инстанции установлено, что земельный участок истца со всех сторон окружен земельными участками, находящимися в собственности иных лиц, к иным лицам истец не обращался с требованием о предоставлении ему права ограниченного пользования чужим имуществом. Кроме того, судом установлено и истцом не опровергнуто, что истец пользуется проездом (проходом) к своему земельному участку и расположенным на нем зданиям со стороны улицы Калинина.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в совокупности, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что истец не представил доказательств объективной невозможности использовать свое имущество без установления права ограниченного пользования земельным участком, принадлежащим ответчику, а также доказательств того, что иные собственники земельных участков не имеют возможности предоставить право проезда и прохода к его земельному участку и зданиям».

Поэтому, в ситуации, когда сервитут можно проложить с двух сторон, перед тем, как обратиться в суд, необходимо письменно обратиться к собственнику каждого участка, через который возможно проложить сервитут. И только получив отказ от каждого собственника (или не получив ответ в разумный срок) можно обращаться с иском в суд. В случае, когда один собственник соседнего ЗУ не возражает против сервитута на своём участке, но такой вариант истца не устраивает, необходимо по возможности с ним договориться и получить письменный отказ на просьбу подписать соглашение о сервитуте.

• Факт того, что предлагаемый вариант установления сервитута является наименее обременительным для собственника соседнего участка из всех возможных вариантов. Когда имеются несколько вариантов доступа к земельному участку, необходимо обосновать, почему годится именно тот вариант, который предлагает истец, а не другой из числа возможных. Весомым доказательством в этом плане является заключение комплексной землеустроительной экспертизы. Задача эксперта определить: • отсутствие возможности для проезда транспорта минуя соседние участки, • наиболее оптимальный вариант для места проезда (сервитута), который бы являлся менее обременительным для собственника соседнего участка, а также безопасным с точки зрения правил дорожного движения, пожарной безопасности, санитарных норм и других правил, • определить соразмерную плату за пользование сервитутом.

В ходе экспертизы учитываются постройки и насаждения на соседних участках, минимальное расстояние до дороги общего пользования, правила дорожного движения, санитарные и другие нормы. Подобного рода экспертизы стоят не дёшево. Начальная цена базируется от 100 000 руб. и более. Однако без экспертного заключения в суде не обойтись.

• Обращение к собственнику соседнего участка с предложением установить сервитут и факт отказа. Досудебное обращение к собственнику соседнего участка является обязательным. Такое обращение должно быть письменным и вручено надлежащим образом – по почте заказным письмом с уведомлением и описью о вложении либо нарочно с отметкой о вручении. Как уже было сказано, такое обращение необходимо совершить к собственнику каждого соседнего участка, через который есть возможность установить сервитут. В случае, когда соседний участок находится в пользовании государственного органа или учреждения, предложение установить сервитут необходимо направлять как в адрес самого органа, так и в адрес ведомства, уполномоченного по распоряжению государственной собственностью.

Установление сервитута через железнодорожные пути (Ж/Д пути).

Установление сервитута для проезда через Ж/Д пути возможно, если это не противоречит утверждённым нормам безопасности. Однако, даже в тех случаях, когда это возможно, сама процедура согласования и установления сервитута весьма затруднительна. Согласно Правилам дорожного движения водители транспортных средств могут пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам (п. 15.1).

Порядок открытия железнодорожных переездов регулируется Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 марта 2009 года N 46 (далее — Приказ). Согласно пункту 2 Приказа инициатором открытия железнодорожных переездов могут быть любые заинтересованные лица. Сперва, необходимо направить письменное обращение об открытии железнодорожного переезда владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (ОАО «РЖД») либо владельцу железнодорожных путей необщего пользования (другое лицо). К обращению прилагаются материалы, содержащие технико-экономическое обоснование необходимости открытия железнодорожного переезда со схемами организации дорожного движения транспортных средств, включающими ближайшие железнодорожные переезды. ОАО «РЖД» либо владелец Ж/Д путей необщего пользования устанавливает обоснованность и технические возможности открытия железнодорожного переезда с учетом условий обеспечения безопасности дорожного движения.В случае подтверждения обоснованности и технической возможности открытия железнодорожного переезда ОАО «РЖД» либо владелец Ж/Д путей необщего в течение 10 дней с момента поступления обращения направляет запросы: • в Федеральное агентство железнодорожного транспорта либо соответствующие территориальные органы, на территории которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожных переездов; • в Федеральное дорожное агентство либо соответствующие федеральные государственные учреждения и их филиалы, на участке автомобильных дорог которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожных переездов; • в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта либо соответствующие территориальные органы, на территории которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожных переездов; • в органы управления Госавтоинспекции субъектов Российской Федерации, на территории которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожных переездов; • в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления, на территории которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожного переезда.

Решение об открытии железнодорожного переезда принимается при наличии положительных заключений всех органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, перечисленных выше. Подчеркнём, что до того, как направить необходимые запросы о выдаче заключений, ОАО «РЖД» либо владелец Ж/Д путей необщего пользования должен принять решение, подтверждающее обоснованность и техническую возможность открытия железнодорожного переезда. В случае, если на этом этапе ОАО «РЖД» либо владелец Ж/Д путей придёт к выводу о том, что открытие Ж/Д переезда будет создавать угрозу безопасности дорожного движения, то он откажет заинтересованному лицу и не станет дальше направлять запросы. Такой отказ можно будет обжаловать в суде. Чтобы доказать необоснованность отказа потребуется проведение судебно-технической экспертизы на предмет наличия технической возможности открытия Ж/Д переезда. Подобного рода экспертиза также будет стоить не дёшево.

В зависимости от категории Ж/Д пути (общего или необщего пользования), эксперт будет руководствоваться: • Условиями эксплуатации железнодорожных переездов, утверждёнными Приказом Минтранса России от 31.07.2015 № 237; • Инструкцией по эксплуатации железнодорожных переездов на путях промышленного транспорта, утвержденной Распоряжением Минтранса РФ от 30.05.2001 № АН-47-р (далее – Инструкция № АН-47-р) – применяется для путей промышленного транспорта.

В качестве примера можно привести постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.10.2014 г. по делу № А53-14338/2010, которым рассмотрено дело по иску индивидуального предпринимателя к ОАО «РЖД» в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога» о признании незаконным отказа железной дороги в открытии железнодорожного переезда.

В данной ситуации предприниматель также являлся собственником земельного участка, который граничил со смежным участком, через который проходили Ж/Д пути общего пользования. Нуждаясь в проезде автомобильного транспорта к своему участку, предприниматель обратился к филиалу ОАО «РЖД» с просьбой организовать переезд, но получил отказ в связи с тем, что на данном Ж/Д пути производится транспортировка топлива и легковоспламеняющихся жидкостей, а также нет установленного графика движения поездов, в связи с этим создается возможность возникновения опасной ситуации, которая может привести к дорожно-транспортному происшествию с тяжелыми последствиями.

В ходе рассмотрения дела судом было назначено 2 экспертизы, по результатам которых суд пришёл к выводу о том, что организация Ж/Д переезда будет создавать угрозу дорожного движения, так как не обеспечивалась видимость приближающегося с любой стороны поезда на расстоянии не менее 100 м для водителей ТС, находящимся на расстоянии 50 м от ближайшего рейса. При этом, суд руководствовался статьёй 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», которая в качестве одного из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения устанавливает приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Данное дело рассматривалось более 4 лет. 24.02.2015 г. в передаче жалобы на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано. Таким образом, если суд придёт к выводу, что создание Ж/Д переезда будет создавать угрозу жизни людей, то в удовлетворении исковых требований будет отказано.

Из вышеизложенного следует, что перед тем, как обратиться с предложением к собственнику соседнего участка, через который проходят Ж/Д пути, необходимо согласовать обустройство Ж/Д переезда. В противном случае, если обратиться в суд, суд откажет в установлении сервитута, сославшись на то обстоятельство, что в испрашиваемом месте отсутствует Ж/Д переезд, а его установка истцом не согласована в законном порядке.

Пример – постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013 г. по делу № А33-7026/2012. В данном деле, судом рассматривалось 3 варианта установления сервитута для проезда транспорта, два из которых предусматривали пересечение Ж/Д путей. В итоге суд выбрал тот вариант, который не был связан с пересечением Ж/Д путей.

Заключение. Установление сервитута в судебном порядке процедура дорогостоящая. Достичь цели, компенсировав в будущем судебные издержки, поможет грамотный юрист. Успех в таком деле на 80 % будет зависеть от качественно проведённой досудебной подготовки. Чтобы затраты времени и денег не оказались напрасными, рекомендуем обращаться к профессионалам.

Новые правила подключения газа к частному дому: порядок действий и стоимость

Газификация частного дома обладает рядом несомненных преимуществ и самым весомым из них является газовое отопление и нагрев воды, которые значительно ниже по стоимости других вариантов. Например, электрическое отопление выйдет владельцу дома примерно в 10 раз дороже газового. Собственник дома может установить газгольдер и не зависеть от центральной магистрали. Но вариант с подключением в центральный трубопровод доставит в последствие меньше хлопот.

При газификации поселка можно подключиться частному дому к газу, не затратив много сил и времени. С вступлением в силу новых поправок в законодательство значительно сократились сроки газификации частного жилого дома и, что немаловажно, стоимость работ.

Преимуществом газового снабжения дома является возможность использования котлов, оснащенных автоматикой. Человек может полностью контролировать процесс расхода топлива и задавать ту температуру обогрева помещения, когда в нем будет комфортно и тепло. Остается вопрос сколько стоит провести газ в частный дом в 2019 году? Постараемся ответить на него подробно.

Новые правила газификации частного дома в 2020 году

Подключение жилого дома к системе газификации всегда требовало соблюдение ряда условий, основным из них было наличие и установка в помещении газового оборудования в соответствии с нормами. Ужесточение требований стало необходимой мерой в связи с участившимися случаями трагедий.

В связи с этим приказом Минстроя от 05.12.2018 № 789/пр были утверждены Правила проектирования систем газопотребления (СП 402.1325800.2018), вступающие в действие с 6 июня 2019 года.

Документ в большей мере касается газификации индивидуальных домов, и с указанной даты их подключение будет осуществляться на основании новых Правил.

Частные дома будут проводить к газу только при соблюдении следующих требований:

  1. Газовые котлы могут быть размещены в подвальном и цокольном этаже с возможностью размещения не более двух котлов или ёмкостных водонагревателей.
  2. Допустимо в помещении для размещения котлов устанавливать стеклопакеты при условии применения конструктивных особенностей, позволяющих легко их выбить.
  3. Обязательно оснащение жилого строения приборами контроля давления и температуры в газовой системе и счетчиками учета расхода газа.
  4. Газовое оборудование должно быть произведено на предприятии, имеющем специальный сертификат, позволяющий его выпускать, с приложением подтверждающих документов к оборудованию.
  5. Шланги присоединения газового оборудования должны быть герметичными, выполнены из материала, позволяющего подавать его в дом безопасно и длиной не более 1,5 метров.
  6. Расположение плиты должно быть таким, чтобы до противоположной стены оставалось не менее 1 метра.
  7. Плита должна быть оснащена системой контроля подачи газа «Газ-контроль» и между краном и шлангом нужно установить диэлектрическую муфту от блуждающего тока, а так же соответствовать ГОСТ 33998.
  8. Если газовая плита установлена под навесом, то для горелок требуется защита от задувания ветром.
  9. Требования к кухне следующие:
  • высота потолков не менее 2,2 метров;
  • объем: не менее 8 куб.метров для 2-комфорочной плиты, не менее 12 куб.метров для 3-комфорочной и не менее 15 куб.метров для 4-конфорочной;
  • обязательно наличие окна, позволяющего проветривать помещение, вытяжного вентиляционного канала и зазора под дверью.

В многоквартирных домах дополнительно к перечисленным требованиям накладывается:

  • запрет на установку газовых плит в квартирах-студиях, где кухня совмещается с другим помещением;
  • необходимость установки датчиков контроля загазованности;
  • отопительные газовые котлы должны иметь закрытую камеру сгорания.

При несоблюдении вышеперечисленных условий в подключении жилого дома будет отказано. При газификации частного дома за исполнение требований несет ответственность его собственник.

Более подробно о всех нормативах подключения газа и использования газового оборудования .

Процесс газификации по шагам

Рассмотрим пошагово порядок подключения газа к частному дому и что необходимо сделать хозяину дома, чтоб голубое топливо попало в его дом и сделало жизнь комфортнее.

  1. Выбор типа газоснабжения. Если жилая отапливая площадь дома не превышает 250 кв.м., то потребление топлива планируется не более 5 кубометров в час. Такой вариант попадает в первую группу и является наиболее популярным для частного жилья.
  2. Составление проекта технических условий на газ. Для этого потребуется обратиться к местным газовикам с рядом документов. Заявление будет рассмотрено в течение месяца и подключение возможно только при нахождении дома вблизи магистральной газовой трубы (не больше 200 метров).
  3. Техническое подключение к магистрали. При положительном рассмотрении всех представленных документов осуществляется техническая врезка в газовую магистраль. Это осуществляют только специалисты соответствующей службы. Стоимость работ напрямую зависит от удаленности дома от места врезки и сложности прокладки, колеблется в пределах 25-50 тысяч рублей.
  4. Проект газификации дома. Пожалуй, самая затратная процедура во всем процессе. В проекте обязательно учитывается все оборудование, которое будет работать с использованием голубого топлива. Здесь же указывается расположение в помещениях каждого прибора и дымоход. Стоимость услуги по составлению проекта довольно высока, если обращаться в частное проектное бюро, но сроки там минимальны. Значительно дешевле стоит проект, заказанный в службе горгаза, но тогда придется смириться со сроками выполнения, которые достигают от 3 до 6 месяцев.
  5. Монтажные работы. Непосредственно монтаж газового оборудования нужно доверить только компетентным специалистам. Обязательно заключите с ними договор на выполнение всех работ.
  6. Подключение газа. Соблюдение всех условий по монтажу и безопасности эксплуатации газового оборудования перед подключением обязательно проверяется работниками горгаза с выходом на место. Для этого делается заявка, и ожидание составляет в среднем 2 недели. Подтверждается проверка квитанцией, с которой нужно обратиться в газовую службу и ожидать заключения договора. Вместе с тем специалисты выходят на место, пломбируют счетчик и проводят инструктаж по безопасности использования газового оборудования.

Удаленность дома от магистрали более, чем на 200 метров, делает практически невозможным его подключение. Ведь провести в один дом газ обойдется в приличную сумму. Как вариант, если удаленно находятся несколько домов, можно договориться с их собственниками и обратиться с заявлением в газовую службу. Если это целый поселок, где насчитывается большое количество домов, желающих подключиться к газопроводу, то возможно рассмотрение этого вопроса и подвода дополнительной трубы до населенного пункта бесплатно.

Необходимые документы

Для обращения в газовую службу и получения технических условий на газификацию частного дома, потребуется предоставить следующие документы:

  • заявление для получения ТУ;
  • удостоверение личности и его копия;
  • о праве собственности на дом, если он уже построен и введен в эксплуатацию, или правоустанавливающие документы на землю и план расположения на ней дома, если он в стадии проекта или незавершенного строительства.

Средняя стоимость по регионам

Стоимость газификации частного дома складывается из нескольких моментов. Перечислим усредненные цифры:

  • сбор необходимых документов и получение технического условия составят 8-50 тысяч рублей;
  • составление проекта газификации дома – 3-20 тысяч рублей;
  • разводка от магистральной трубы до дома – 2-5 тысяч рублей за метр;
  • врезка частной трубы в магистральную систему – 10-15 тысяч рублей;
  • выход инспектора и оценка готовности систем к подключению составят 1-2 тысячи рублей.

Все перечисленные цифры значительно отличаются в зависимости от региона, удаленности от промышленных центров и обеспеченностью магистральными газопроводами. В таблице приведены примерные цены за газификацию дома в разных регионах России.

Московский регион 400 – 700 тыс.руб. в зависимости от удаленности от столицы
Ленинградская область средняя стоимость — 170 тыс. руб.

Размер субсидии на газификацию:

  • до 300 тыс. руб. — ветеранам и инвалидам ВОВ и приравненным к ним лицам;
  • до 165 тыс. руб. — льготным категория;
  • до 145 тыс. руб. — остальным жителям ЛО.
Нижний Новгород 150-200 тыс.руб.
Европейская территория РФ 70-120 тыс.руб. Здесь более развита промышленность и обеспеченность газопроводами достаточная.
Азиатская территория РФ 200 тыс.руб.
Дальний Восток свыше 200 тыс.руб.

Разбег цен по регионам достаточно большой. При этом в России есть ряд регионов, где температурный режим отличается от большинства областей, преобладают низкие температуры. Без газового отопления в таких домах невозможно жить. Поэтому, даже при высокой плате за подключение, им предоставлена возможность применять более лояльные тарифы за топливо.

Льготы

Государство выделяет ряд категорий граждан, нуждающихся в мерах социальной поддержки. Им предоставляются различные льготы по коммунальным платежам. На федеральном уровне льгот по подключению частного дома к газу не предусмотрено. Финансовые послабления предоставляются только по оплате потребленного ресурса.

Однако, местные власти регионов имеют право определять категории граждан и перечень льгот, предоставляемые в рамках своих нормативных документов. Практически в каждом регионе предусмотрена субсидия по тем затратам, которые были произведены при газификации дома, для следующих категорий:

  • участники, инвалиды и вдовы участников ВОВ;
  • труженики тыла;
  • жители блокадного Ленинграда и несовершеннолетние узники фашистских лагерей;
  • инвалиды 1 и 2 групп;
  • семьи с тремя и более детьми.

Отметим, что в Ленинградской области, например, властями принято решение выделить региональную льготу по газификации частных домов в размере 110 тысяч рублей по тем категориям, которые перечислены выше. Остальному населению — 70 тысяч рублей.

Ряд регионов оговаривает на уровне своих нормативных документов процент компенсации или льготы от понесенных расходов, но ограничивает верхней планкой. Чтобы узнать, имеет ли гражданин право на льготу, необходимо обратиться за разъяснением в местную администрацию.

Если возник вопрос юридического характера по проблеме подключения газа в частном доме, то можете воспользоваться формой ниже.

Как подключить газ к загородному дому? Полезные советы

В видео рассказывается с чего начать и какой список документов понадобиться при подключении газопровода к частному дому.

Строительство на землях сельхозназначения в 2020 году – что можно строить

Хотите проконсультироваться у юриста бесплатно? Пишите в чат справа внизу или звоните на горячую линию 8 800 350-84-13 (доб. 760) — звонок по РФ бесплатен.

Земельный кодекс РФ строго регламентирует назначение государственных земель и разрешенные на них виды деятельности. Значительная часть территории страны отведена под сельхозугодия. Владелец такого участка вправе построить на своем участке любые сооружения в зависимости от их целевого назначения. Отдельный вопрос – можно ли строить дом на землях сельхозназначения в 2020 году.

Что такое земли сельхозназначения

Земельные угодья сельхозназначения включают земли, расположенные вне пределов городских поселений и предназначенные для проведения сельхозработ. Однако данные земли сильно отличаются друг от друга, в том числе и по назначению.

Земельные участки на таких землях –объекты недвижимого имущества, выделенные для ведения хозяйственной, научной, учебной, исследовательской деятельности.

Часть из них может быть отведена для организации личного подсобного хозяйства, что допускает строительство гаражей и домов дачного типа в соответствии с принятой классификацией.

К землям сельхозназначения можно отнести пашни, сенокосы, пастбища, насаждения, лесополосы, дороги, постройки, дворы, возведенные на сельхозучастке. Эти объекты находятся под защитой государства и их использование регулируется государством.

Возможно ли строительство дома на землях сельхозназначения в 2020

Возможность строительства и использования построек на таких участках определяется видом хозяйственной деятельности на таком участке. Подойдут земли сельскохозяйственного назначения для садоводства, дачной и приусадебной деятельности.

Перечень разрешенных видов деятельности на определенном участке вносится в кадастровый паспорт данного участка. Это могут быть:

  • приусадебное хозяйство;
  • ИЖС (индивидуальное жилищное строительство);
  • садоводство и огородничество;
  • пашни;
  • животноводство и выпас;
  • сельхозпроизводство.

Каждое направление для успешной деятельности требует специальных построек разного целевого назначения. Например, дачникам требуется дачный домик, фермерам – ангар для хранения собранного зерна или инструментов.

Строительство на землях сельхозназначения разрешается для:

  • домов для индивидуального пользования и хозяйственной деятельности;
  • коттеджей;
  • дачного или садового домика;
  • хозяйственных построек;
  • ангаров, погребов, складов для производства и хранения собственной продукции;
  • фермерского хозяйства (фермы);
  • обустроенных водоемов для разведения рыб.

Из приведенного списка разрешается постройка жилого дома на участке категории ИЖС и садоводство.

Если земельный участок к данной категории не относится, но есть необходимость построить дом на земле сельхозназначения, то потребуется изменить категорию участка, то есть перевести ее в категорию садоводства и ИЖС. Для этого следует обращаться в местную администрацию.

Перед покупкой участка на землях сельхозназначения рекомендуется заранее выяснить, разрешено ли здесь построить дом или возможен ли перевод данного участка в другую категорию с целью строительства дома.

На каком участке можно строить дом

На садоводческом участке разрешено дачное строительство и хозпостройки, независимо от того, каким будет назначение участка в будущем.

Согласно новому закону о садоводстве (ФЗ №217 ст.3, ссылка на закон – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221173/), действующему с 01. 01. 2019, садовым участком называется земельный участок, направленный на выращивание гражданами сельскохозяйственных культур для личных целей с правом возведения садовых домиков, жилых домов, гаражей и хозпостроек.

Понятие «дача» более не используется в законе. Все товарищества подразделяются на садовые земельные участки и огородные:

  1. На огородных разрешается только выращивание сельхозкультур, строительство хозпостроек, но возведение капитальных построек запрещено.
  2. На садовых участках разрешается построить дом и зарегистрироваться в нем в установленном порядке. Обязательным стало получение разрешения на строительство жилого дома.

На участке, отведенном для фермерской деятельности, разрешается построить коттедж, так как семья фермера должна жить в комфортных условиях. Кроме того, ферма предполагает наличие животных, за которыми требуется круглосуточный уход, поэтому строительство дома для семьи фермера считается само собой разумеющимся. Главное условие – фермерское хозяйство должно быть официально зарегистрированных в местных органах власти.

Многих людей, намеревающихся строить дом на землях сельхозназначения, отпугивает покупка участков, выделенных, например, для дачного строительства.

Однако в ст. 1 ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения» подчеркивается, что действие данного закона не распространяется на участки, предоставленные из земель сельхозугодий гражданам для:

  • строительства индивидуальных домов и гаражей;
  • ведение ЛПХ;
  • дачного хозяйства;
  • осуществления садоводства;
  • животноводства;
  • огородничества.

Что требуется для начала строительства

Для постройки дома на садоводческом участке требуется получить разрешение на строительство на землях сельхозназначения, для этого уже недостаточно иметь Устав садоводческого товарищества, где прописаны все ограничения и правила.

Для начала строительства потребуется собрать множество документов. В первую очередь потребуется согласовать постройку, затем утвердить план строительств. После чего приступить непосредственно к сбору документов.

Если участок еще не находится в собственности, то необходимо его оформить.

С 01.01.2019 введен уведомительный порядок строительства и оформления права собственности. То есть перед началом стройки необходимо обратиться в местные органы власти. В уведомлении следует указать:

  • ФИО и адрес владельца участка;
  • паспортные и контактные сведения;
  • номер участка по кадастру;
  • ссылки на правоустанавливающие документы на участок;
  • информацию о видах разрешенного использования;
  • параметры будущего дома.

Следует помнить, что высота дома не может превышать 20 метров и трех этажей. Разрешается постройка на землях сельхозназначения категории садоводческого и дачного товарищества:

  • индивидуальных жилых домов;
  • коттеджей;
  • дачных домиков.

Если необходима постройка нескольких сооружений на таком участке, потребуется их оформить. При этом одна постройка будет оформлена как дом для проживания в течение круглого года, остальные будут отнесены к категории гостевых и временных построек.

На фермерских землях возможно построить коттедж и ферму для того, чтобы проживать с комфортом, а также обеспечивать должный уход за животными. При этом кадастровый паспорт участка, независимо от размера, должен содержать категорию земли. Также должна быть документация с обоснованием и доказательством целевого использования земли.

Если дом построен без разрешительной документации на участке, который для этого не предназначен, в дальнейшем это приведет к крупным неприятностям. Например,строительство дома на землях сельхозназначения в 2020 году без разрешительной документации может быть обременено последствиями:

  • постройка решением суда признается незаконной;
  • накладывается штраф от 1 до 50 тысяч рублей в зависимости от того, на каком участке построен дом, и кто является застройщиком;
  • выносится решение о сносе дома при наличии серьезных оснований, например, если постройка наносит ощутимый вред окружающему пространству, чужому имуществу, ограничивает интересы и права других лиц.

Их сказанного выше можно сделать вывод, что земли сельхозназначения разрешается использовать только по прямому назначению, а именно для различных видов сельскохозяйственного производства. Разрешается строить сезонные или технические постройки. Капитальные строения для постоянного проживания допускаются только на территории фермерских и садоводческих участков.

Если у вас возникли вопросы, то можете задать их нашему земельному юристу.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *