Временный статус земельного участка

Содержание

Желание купить участок земли сегодня посещает городских жителей все чаще и чаще. В начале люди обращают внимание на расположение участка, его цену, инфраструктуру и ряд других показателей. К изучению же документов на участок в основном переходят уже в самом конце, и вот тут возможны всякие недопонимания и вопросы. Один из них может касаться того, какой статус имеет земельный надел. Поговорим о том, что означает такой статус земельного участка временный удостоверен.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефону 8(800)-350-30-02 (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Виды учета земельных участков

Рассмотрите внимательнее особенности следующих типов учета участков:

  • Внесенные – такие участки земли уже внесены в кадастровый реестр, но еще не получили официальный соответствующий статус;
  • Временные – чаще всего, такие участки не прошли процедуру межевания, в отношении этих территорий не установлен владелец или арендатор;
  • Ранее учтенные – земельные территории, право собственности и распоряжения, на которые регистрировались до 1 марта 2008 года;
  • Учтенные – такая территория земельного массива зарегистрирована в кадастровом реестре, процедура межевания проведена;
  • Архивные – земли, в отношении которых сняты или наложены ограничения или иные обременения, осуществлялись изменения в отношении участков;
  • Аннулированные – участки, в отношении которых существует заявление на преобразование участка из временного в аннулированный либо преобразованный автоматический после истечения установленного периода.

Что такое временный статус земельного участка

Чтобы территория была учтена в полной мере, необходимо зарегистрировать участок земли. Сведения об участке, которые существуют в кадастре, хранятся временно до момента регистрации участка в собственность.

Если участок имеет временный статус, то знайте, что эта территория не зарегистрирована как объект собственности. Как только территория будет зарегистрирована собственником в качестве объекта недвижимости, информация в реестр будет внесена в качестве постоянной.

Временный статус территории говорит о том, что на землю нет зарегистрированных прав собственности или аренды, если такие права не появятся в течение 2 лет, то данный участок земли снимается с учета автоматически.

Однако, указанная информация носит теоретический характер, на практике сроки снятия с учета сильно растянуты.

Знайте, если участок земли поставили на учет до 1.03.2008 года, а после внесения в реестр учета фиксировали изменения в данных о территории, такой участок не будет иметь свойство временного, так как закон о присвоении статуса участку принят в 2008 году.

Статус такой территории будет звучать так: ранее учтенный участок. Если участок не имеет статуса временный, оформлен был до 2008 года, а гражданин собирается приобрести его в собственность в качестве земли, принадлежащей государству, тогда необходимо в течение 2 лет произвести регистрацию права на эту землю, чтобы сведения о такой территории автоматически не аннулировались.

Если покупатель земли не сочтет важным вовремя зарегистрировать землю, а данные о территории автоматически удаляются из реестра, то собственнику сложно будет доказать право на указанный участок. Если в отношении участка земли не проводилась процедура межевания или собственник отказался осуществлять межевание, то земельный участок получит статус временного.

В этой ситуации скрыта угроза собственнику. Если проведение межевания откладывается собственником без веских причин, например, из-за высокой стоимости процедуры межевания, то через два года земельный участок может быть снят со статуса временной территории, а, значит, собственник может потерять участок земли, который вовремя не поставил на учет.

При этом на землю, снятую с временного учета, могут претендовать соседи, имея полное право приобрести такую землю у государства. При таком развитии событий придется доказывать через судебные процессы права на участок.

Внимательно изучите землю на предмет наличия статуса временной территории, возможно, стоит задуматься о приобретении другого участка.

По инициативе владельца

Бывают ситуации, когда решение, касающееся снятия с учета в кадастре, принимается не только органами данной службы. Право на удаление информации о земельном наделе имеет и сам собственник имущества. Также таким правом обладает лицо, которое имеет нотариальную доверенность от имени владельца земельного участка.

Что касается собственников, которые хотят поделить имущество, то для снятия участка земли с кадастра потребуется согласие всех владельцев земли. При этом документ должен быть составлен письменно.

Процедура исключения данных о земельном участке из кадастра проводится в течение 18 календарных дней. Если данный срок продлевается без веских причин, то это считается незаконным.

Пакет документов, необходимый для снятия с учета объекта недвижимости:

  • Данные паспорта заявителя.
  • Оригинал документа, в том числе и его копия, который подтверждает право на владение имуществом.
  • Кадастровый план.
  • Копия акта изучения участка земли.
  • Заявление.

Все документы, за исключением акта, должны быть в наличии у владельца участка. Акт необходимо будет получить.

Данный бланк засвидетельствует сведения, которые будут являться основанием для аннулирования данных о нем из госкадастра. Составляет его квалифицированный инженер.

Предлагаем ознакомиться: Узнать задолженность у судебных приставов

На документе ставится подпись сотрудника БТИ, который должен иметь аттестат, в противном случае его подпись будет недействительной. Подписывать документ нужно в присутствии уполномоченного органа. Если все действия осуществляются на основании доверенности, то ее также необходимо приложить к пакету документов.

Как правило, заявителю ничего заполнять не приходится. В основном вся информация вносится сотрудником организации в специальную форму, которую заявитель должен внимательно проверить и поставить свою подпись.

Что означает статус земельного участка временный удостоверенный

В случае наличия временного статуса участка земельного массива, удостоверенного компетентными органами, это значит, что участок земли находится во владении государства или во владении муниципальной организации. При этом такой участок передан муниципалитетом в частные руки во временное пользование или аренду.

Это значит, что собственник в лице государства в любой момент имеет право изъять из пользования арендатора свою собственность в виде территории земельного массива. Что самое важное, такая территория в любой момент при наличии заявлений на приобретение ее в собственность может быть выставлена на торги или отчужден для осуществления работ по прокладыванию трассы или размещению коммуникаций.

Если объект недвижимости вносится в государственный кадастр, такому участку земли обязательно присваивается определенный статус.

Изначально все земельные территории носят один статус – внесенные участки земли. После этого статус участка будет видоизменяться в зависимости от ситуации и совершаемых в его отношении действий в соответствии с видами участка, озвученными в первом пункте выше по тексту.

Особенности использования земельных участков со статусом временный удостоверенный

В случае когда земля имеет статус временный удостоверенный, то, можно сказать, что участок имеет непостоянный статус, который будет изменен. В качестве непостоянного статуса имеются в виду сведения, внесенные в государственный реестр в отношении к объекту недвижимости в виде земельного участка.

В качестве исключения можно рассматривать территории, право собственника на которые присваиваются исключительно на основании специальных федеральных законов.

Данный статус не зависит от времени внесения сведений в реестр и от количества сделок, которые осуществлялись в отношении участка ранее.

Знайте, что приобретая земельный участок, если его не зарегистрировать в течение 2 лет, статус такого участка перейдет из временного в аннулированный.

Поймите, что истечение периода регистрации права на собственность начинается с момента постановки на учет объекта недвижимости. Важно понимать, что при совершении сделок по купле-продаже, передаче в аренду земли, статус не будет зависеть от заключенных договоров, если собственность надлежащим образом не будет зарегистрирована собственником.

Если регистрации не будет вовремя зафиксировано, то никакие причины пропуска срока регистрации не будут приниматься во внимание при смене статуса участка с временного на аннулированный.

Возведение дома на таком ЗУ

Участок под ЛПХ (полная расшифровка — личное подсобное хозяйство) – это понятие, означающее земельный надел для ведения личного подсобного хозяйства, который может предоставляться местными органами власти.

Как правило, земли под ЛПХ выдаются жителям деревень и сел с целью развития сада, выращивания сельскохозяйственных и полевых культур. Кроме того, разрешается возведение определенных строений, разведение скота и птицы. Особенности ЛПХ заключаются в следующем:

  1. Земельные наделы оформляются по всем правилам, в документах имеется отметка об использовании под ЛПХ.
  2. Вся производственная деятельность на участке выполняется членами семьи без использования труда наемных работников.
  3. Продукция, выращенная на территории ЛПХ, используется для нужд владельца и его семьи, а остатки разрешено реализовывать.

Строительство дома на участке ЛПХ возможно только, если он относится к землям населенных пунктов:

  1. Прежде всего необходимо выбрать место постройки, соответствующее санитарным нормам.
  2. Затем следует получить разрешение от местной администрации. Поскольку в дальнейшем это разрешение потребуется для того, чтобы узаконить постройку. Если его не будет, то решить вопрос о регистрации можно только по суду, который может вынести решение о сносе.

Кадастровые сведения, носящие временный характер

Знайте, если земля зафиксирована в органе кадастрового учета местного самоуправления, но регистрация собственности на землю не осуществлена, то внесенные в кадастр данные будут носить непостоянный характер. Если в течение 2 лет регистрация собственности в отношении земли, поставленной на кадастровый учет, не осуществляется, кадастровый орган снимает территорию с учета.

Знайте, что земля становится объектом собственности не с момента постановки на кадастровый учет, а с момента регистрации права собственности в отношении такой территории.

Рассмотрите ситуацию из примера. Собственник земли зарегистрировал участок, затем решил раздробить участок на составляющие части. Образовавшиеся территории владелец поставил на государственный учет в качестве новых образованных территорий, а зарегистрировать права собственности на участки забыл.

При этом по запросу владельца в любое время участок любой из двух новых может быть снят с учета, при этом останется зарегистрированный на правах собственности участок, который был до деления у владельца.

Как с участка снять временный статус?

Об учтенном статусе земельного участка читайте тут.

Что такое временный статус земельного участка, читайте по ссылке:

Если же хозяин территории после постановки на учет участков зарегистрировал бы права собственности на них, то в наличии было бы 2 полностью правомерных земельных участка.

Если участок образуется из состава другой территории впервые, то правило двухлетнего срока для регистрации прав собственности в отношении такого участка не действует. Собственник в любое время может снять с учета новый участок или зарегистрировать права собственника в отношении этого образованного участка.

Чтобы запросить предоставление земельного участка, нужно приложить к запросу кадастровый паспорт участка, удостовериться в том, что запрашиваемый участок земельного массива поставлен на учет в государственный реестр.

Такое заявление для предоставления земли в пользование может составить гражданин России, если обращается впервые по отношению к участку земли. В случае положительного решения необходимо сразу зарегистрировать права владельца или собственника в отношении территории земельного массива.

Учтите, если земельный участок находится во владении пользователя более 5 лет, то все изменения и процессы с таким участком могут быть осуществлены только по личному заявлению владельца недвижимости.

Необходимо помнить о том, что согласовывать зонирование территории с границами участка необходимо. На сегодняшний день при первичном выделении участка земли нет необходимости согласовывать границы выделяемой территории. Так как вновь создаваемый участок земли измеряется впритык к существующим границам участков рядом, в отношении которых осуществлялось межевание.

Единственно, что необходимо согласовать при образовании участка, — это границы, расположенные на смежных территориях нового участка и тех земель, которые были зарегистрированы в собственность заранее, в отношении которых уже определены границы контрольных точек границы.

Знайте, что о проведении указанных согласований необходимо известить письменно, устно или путем размещения информации в СМИ всех владельцев соседних территорий о проведении собрания с установленной датой и местом такого собрания. Для избегания повторной подготовки документов и обращения в органы кадастрового учета, регистрируйте права собственности на образованные участки сразу после внесения учетных данных в кадастр.

Требования к наделам и виды личных подсобных хозяйств

Выручка от продажи продукции, произведенной в ЛПХ, не облагается налогами. НДС также платить не придется, поскольку этот налог распространяется только на ИП и организации. Единственная регулярная плата — земельный налог, примерно 0,3% от кадастровой стоимости участка.

По действующему законодательству, не облагаются налогом доходы от продажи продуктов животного и растительного происхождения, однако для освобождения от уплаты налогов необходимо соблюдать два условия:

  1. Площадь земельного участка не должна быть больше установленной законом № 112-ФЗ. Допустимый размер участка ‑ 0,5 га, если по решению местной администрации не выделен надел большего размера.
  2. Личное подсобное хозяйство ведется без привлечения наемных рабочих.

Чтобы освободиться от налогов, необходимо получить документ подтверждающий, что урожай, мясо и другая продукция произведены на участке разрешенной законом площади. Справку должна выдать местная администрация или правление дачного (садоводческого) товарищества.

Однако, есть нюансы, на которые стоит обратить внимание:

  • Если вы решите производить на своем участке биогумус, биогрунт и т.п. и продавать его оптом или в розницу, вас могут обязать уплатить налоги. Удобрения не считаются продуктом животноводства, их производство рассматривается как результат предпринимательской деятельности, и, следовательно, подлежит налогообложению. Также законодатель не относит дерн и почвенные смеси к продуктам растениеводства.
  • Для получения освобождения от налогов нужна справка только из администрации населенного пункта или правления некоммерческого объединения (садоводческого, дачного). Документ, выданный другой организацией, недействителен.
  • От налога освобождаются только доходы от продажи продукции, произведенной в ЛПХ. Если вам удастся получить государственную субсидию — налоги придется платить. Не облагаются суммы, полученные из бюджета на возмещение процентов по целевому кредиту, остальные средства по субсидиям подлежат налогообложению.

Основные правила налогообложения земель регулирует Налоговый кодекс РФ. Налоговой базой служит кадастровая стоимость участков.

кадастровая стоимость Х налоговая ставка

Согласно ст. 220 Налогового кодекса РФ, граждане имеют право на имущественный налоговый вычет в размере затрат на приобретение земельных участков и новое строительство. Эта норма касается наделов под ИЖС и ЛПХ.

К землям, на которых ведется ЛПХ, предъявляются следующие требования:

  1. Субъект может определять категорию ЛПХ, будет ли это только земля населенных пунктов, только сельхозназначения, либо и тот, и другой вариант.

  2. Минимальная площадь наделов определяется в каждом регионе самостоятельно и зависит от его экономического положения, а максимальная не должна превышать 2,5 га.

Предлагаем ознакомиться: Из чего складывается сумма иска в арбитражном процессе

Виды ЛПХ зависят от земельных участков, на которых располагаются и могут быть:

  1. Приусадебные, что означает относящиеся к землям населенных пунктов.
  2. Полевые, входящие в состав земель сельхозназначения.

Важно! На полевых участках строить капитальные строения запрещается, но если владелец, например, хочет построить баню, то при условии отсутствия у нее фундамента, сделать это разрешается.

Согласно ст.2 ФЗ №112 ведение ЛПХ не является предпринимательской деятельностью, а осуществляется для удовлетворения личных потребностей. Помимо этого, возможна реализация излишков продукции, которая не облагается подоходным налогом и НДС.

Сбор, который подлежит уплате – это земельный налог, который взимается в размере 0,3% от кадастровой цены участка, и имущественный налог на жилой дом в размере от 0-0,3% от кадастровой стоимости. Если хозяйственные постройки занимают менее 50 кв.м., то налогом они не облагаются.

Для того, чтобы получить право не платить НДФЛ необходимо предоставить справку, которая выдается местными органами управления. В ней удостоверяется факт ведения ЛПХ и производства на нем определенной продукции. Предоставляется она покупателю, а он в свою очередь отмечает ее наличие в документах на выплату денег. Если справки нет, то от дохода берется налог в размере 13%.

Про открытие ЛПХ и налогообложении такой деятельности написано тут.

Как с земельного участка снять временный удостоверенный статус

Вся информация о территории, содержащаяся в кадастре, является временной до даты регистрации права распоряжения участком. Пока право собственности не будет зарегистрировано на участок земли, статус такого участка будет временный удостоверенный. Помните, что при отсутствии регистрации права собственника на участок земли после его образования, территория может быть снята с учета государственного реестра по истечении 2 лет. Даже если при этом фактически прошло больше времени, чем два года.

Особенно внимательно нужно относиться к участкам, которые ставились на учет до 1 марта 2008 года, так как такая территория не получает автоматический статус временного удостоверенного участка земельного массива.

Чтобы снять с участка статус временного удостоверенного необходимо зарегистрировать права владельца на участок, провести процедуру межевания и определить правомерные границы территории. Возможно, просто в течение 2 лет ничего не предпринимать и статус временного удостоверенного участка земли автоматически перейдет в статус аннулированного.

Соответственно, подводя итог изложенного, существует 2 способа изменить статус участка с временного удостоверенного:

  • Статус снимается с участка с момента регистрации права собственности;
  • Со дня регистрации права аренды на данный участок земли в том случае, если владелец и собственник земельного участка изначально не определен, а, значит, собственником выступает государство и уполномоченные структуры.

При осуществлении указанный действий статус участка будет изменен на «учтенный». Учтите, что при составлении договора аренды на срок меньше года или на неограниченный период, то такого типа договор не подлежит регистрации в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.

Разъяснение сложных моментов

Нарушение цели использования земельного надела – довольно сложный момент для определения. В судебной практике нет общего взгляда на подобное явление, разница между ними существенная.

В одних судебных инстанциях целевое использование рассматривается как соответствие задекларированным задачам. Другой подход рассматривает изменение вида деятельности как не выходящее из рамок целевого назначения, а, следовательно – не подлежит законодательному преследованию.

В судебной практике по вопросам нарушения использования земель масса противоречий, в различных инстанциях практикуются диаметрально отличающиеся решения по одним и тем же прецедентам. Правоведы рекомендуют оптимальный вариант решения всех возможных проблем, связанных с нарушением землепользования. Своевременное переоформление категории участка провести лучше всего с помощью специалиста в области земельного права.

Как зарегистрировать право собственности на земельный участок

Лучшим вариантом изменения статуса с временного на учтенный является регистрация права собственности на земельный участок. Раньше такое действие подкреплялось свидетельством на право собственности на объект недвижимости. В современной России достаточно получить выписку из ЕГРН.

Чтобы осуществлять действия с недвижимым имуществом, необходимо проверить наличие правоустанавливающей документации у каждого участника сделки с недвижимым объектом в виде участка земли.

Зарегистрировать права на недвижимость можно в УФРС кадастра и картографии России. Для решения вопросов в отношении имущества и документов, подтверждающих права на это имущество, необходимо подготовить необходимые документы и представить их сотрудникам Росреестра. Дополнительным современным вариантом является передача документов через МФЦ.

Чтобы получить подтверждение факта регистрации права собственности в отношении земельного участка, необходимо представить следующие документы:

  • Удостоверение личности заявителя;
  • Правоустанавливающие бумаги в отношении участка земли;
  • Кадастровая документация на территорию земельного массива;
  • Подтверждающая квитанция об оплате государственной пошлины;
  • Составленное в соответствии с нормами заявление.

Знайте, что в документе, подтверждающем право собственности на объект недвижимости в виде земельного участка, указываются следующие сведения:

  • ВРИ ЗУ и категория целевого использования земли;
  • Статус земельного участка в соответствии с законодательством.

После регистрации права распоряжения на участок владелец получит документы с указанием статуса земельного участка, в которых будет указано «учтенный» земельный участок. Эксплуатировать земельные ресурсы необходимо исключительно в соответствии с указанной категорией землепользования и присвоенным ВРИ участку, чтобы не получить штраф.

Где можно узнать информирование про статус земли

Существует несколько вариантов, где вы можете узнать статус искомого земельного участка:

  • Публичная кадастровая карта Росреестра. Государственный и официальный виртуальный сервис, который управляется регпалатой. Доступ бесплатный, информация отображается при задании определённых параметров недвижимости.
  • Выписка из ЕГРН. Электронный или традиционный бумажный документ. Этот формат сведений, которые предоставляет Росреестр для заявителей, после оформления соответствующего запроса.
  • Сервисы департаментов по недвижимости. Во всех регионах страны есть публичные сервисы местных органов, отвечающие за управление недвижимости.
  • БТИ. Ранее можно было получить статус о земле, только после соответствующего запроса. Сегодня есть электронный формат взаимодействия, позволяющий узнать точный статус земельного участка.

Все сведения имеют публичный характер и информацию о статусе можно получить доступным для вас способом.

Как оформить аренду земельного участка у государства

Кроме приобретения участка в собственность, для снятия временного статуса земельного участка, можно применить способ оформления участка в аренду. Учтите, что арендовать участок земли необходимо у муниципалитета, а не у частного или юридического лица.

Чтобы получить государственный участок с временным статусом в аренду, необходимо осуществить определенную последовательность действий:

  • Подготовить документацию;
  • Документы и заявление с просьбой предоставить землю в аренду отправить или принести в администрацию муниципального образования;
  • Если земельный участок выбран заявителем лично и не состоит на кадастровом учете, подготовьте и проведите процедуру межевания, поставьте участок земельного массива на учет;
  • Оформите заявку на участие в аукционе за землю, если есть еще претенденты, то оставьте определенную сумму залога для участия в аукционе;
  • Если общественные слушания прошли успешно и глава администрации принял решение передать в аренду участок земли, то необходимо внимательно изучить все пункты договора аренды с администрацией муниципального образования. Если все устраивает, обе стороны должны поставить подписи;
  • Зарегистрировать подписанное соглашение арендатора и государственного представителя в Росреестре.

Знайте, что договор аренды срочный на период более года подлежит обязательной государственной регистрации в Росреестре. Без такого зарегистрированного договора арендатор не сможет полноправно владеть и пользоваться предоставленной территорией.

Для получения земельного участка во временное пользование предполагает подготовку документов заранее, при этом важно учесть особенности характеристик земельного участка, статус построек на земельном участке, учесть цели применения земельного ресурса в пределах территории участка.

К основным документам, необходимым для оформления временного распоряжения землей, относятся следующие:

  • Заявление с намерением приобрести землю в аренду;
  • Копия ИНН и паспорта гражданина с нотариальной подписью на каждой копии;
  • В случае оформления договора аренды с юридическим лицом необходимо представить копии уставных документов и выписку из ЕГРН;
  • Земельный план участка с установленными координатами границ и контрольных точек;
  • Кадастровый паспорт;
  • Правоустанавливающие документы и кадастровые бумаги на каждое строение на территории участка, если такие имеют место;
  • Документ с установленной ориентировочной кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка;
  • Выписки из ФНС и ФССП об отсутствии залоговых и иных обременений в отношении участка земли.

Документы могут потребоваться различные, все зависит от конкретных обстоятельств и характеристик арендуемого объекта. Полный перечень документов можно узнать в компетентных органах или у юриста. Выше перечислены 2 основных способа снять статус временного участка с земли.

Состав земель в России

Участки земли с разными характеристиками, отличающиеся по степени плодородности, химическому составу и месторасположению, законодательно разделены на несколько видов. Деление происходит по принципу использования ресурсов в целях, максимально сохраняющих ценные качества. Учитываются также перспективы развития населенных пунктов, устройства железнодорожных и автомобильный путей.

Правовой режим использования земельных участков зависит от принадлежности к той или иной категории, которые указаны в ст. 7 Земельного кодекса РФ. Такое деление позволяет определить возможное применение по картам, выкопировкам и схемам.

Чтобы грамотно вложить средства при покупке земельного надела или строительстве, нужно убедиться в правильности выбора разрешенного вида использования.

Общие основания снятия с земельного участка временного удостоверенного статуса

Причинами и достаточными основаниями для государственной регистрации прав на землю являются:

  • Государственные и локальные нормативные акты, изданные и вступившие в силу в месте их издания и компетенции;
  • Сделки с недвижимым имуществом, которые оформляются путем заключения договоров различного типа;
  • Документы и акты приватизации, которые свидетельствуют о совершении процедуру приватизации в отношении земельных участков;
  • Документы, подтверждающие права наследования;
  • Судебные решения;
  • Акты на недвижимость, составленные в определенных местах в соответствии с полномочиями специальных органов, утверждающие наличие права собственности владельцев;
  • Акты передачи права собственности на землю от одного собственника другому;
  • Любые новые документы, имеющие законную силу в отношении существования, применения и прекращения прав собственности на недвижимость.

Любой документ из списка выше является достаточным для подтверждения права собственности.

Купля-продажа земельного участка со статусом временный удостоверенный

Осуществить сделку по приобретению участка земли со статусом временный удостоверенный фактически можно. Но знайте, что без регистрации права распоряжения таким участком эта территория не является предметом и объектом гражданского правого поля. Регистрация прав нового собственника будет невозможна до момента регистрации прав первоначального владельца на землю.

Учтите, что по истечении срока в 2 года такой участок земли будет аннулирован в реестре учета, а, значит, действительность договора купли-продажи или аренды будет очевидна.

Была ли Запись полезна? Нет 2 из 2 читателей считают Запись полезной.

Публичные земли

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Право на землю » Публичные земли

В статье рассматриваются понятие «публичные земли», субъекты публичной собственности на землю: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования

Понятие «публичные земли»

Под «публичными землями» понимают земли (земельные участки), не находящиеся в собственности граждан и юридических лиц (частной собственности). Условно их можно разделить на две группы:

  • земельные участки, не отнесенные к собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, т.е. земли, государственная собственность на которые не разграничена. Следует подчеркнуть, что субъект права собственности на такие земли (которых в настоящее время большинство в РФ) пока не определен и до момента разграничения прав на них ими распоряжаются органы власти, уполномоченные на то законодательством;
  • земельные участки, отнесенные к собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, то есть земли, государственная собственность на которые разграничена.

В Земельном кодексе РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее — ЗК РФ) содержится исчерпывающий перечень оснований приобретения права собственности публичными образованиями (ст. 17-19 ЗК РФ): Российская Федерация (федеральная собственность), субъекты РФ и муниципальные образования далее совместно будут именоваться «публичными образованиями».

А. Земельные участки, которые признаны федеральными законами собственностью соответствующих публичных образований.

Пока данное основание применимо только к федеральной собственности. Начиная с 1992 г. был принят ряд федеральных законов, в которых в той или иной форме провозглашалась федеральная собственность на землю (например п. 10 ст. 1 ФЗ от 31 мая 1996 г. «Об обороне»). В ЗК РФ также содержится нормы, признающие земли федеральной собственностью, в частности п. 4 ст. 87 ЗК РФ, согласно которому земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению РФ в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью.

Для возникновения права собственности РФ на земельные участки недостаточно одного провозглашения этого в федеральном законе. Необходима также государственная регистрация права собственности на земельные участки в порядке, предусмотренном законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 апреля 2005 г. N 12796/04).

Б. Земельные участки, право собственности на которые возникло у публичных образований при разграничении государственной собственности на землю.

ЗК РФ и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства предусматривают разграничения государственной собственности на землю на: собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований. Правовое основание и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (пп. 9 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», принятие которого предусмотрено пп. 9 п. 1 ст. 1 и п. 2 ст. 16 ЗК РФ, был подписан 17 июля 2001 г. и введен в действие на всей территории России 20 января 2002 г. Процесс разграничения государственной собственности на землю вышеуказанных образований в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2001 г. №745 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости» предполагалось завершить к 2008 г. Однако по данным Минэкономразвития России, подсчитано, что если существующие темпы разграничения государственной собственности на землю будут сохранены, то процесс будет завершен к 2023 г. Поэтому в настоящее время рассматривается вопрос об упрощении и ускорении процедуры разграничения.

В. Земельные участки, приобретенные публичными образованиями по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Такими основаниями согласно Гражданскому кодексу РФ (ч.1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ), в частности, являются:

  • договоры купли-продажи, мены, дарения или иная сделка об отчуждении имущества (ст. 218 ГК РФ);
  • отказ от права собственности (ст. 236 ГК РФ);
  • реквизиция и конфискация земельных участков у собственников (ст. 242, 243 ГК РФ);
  • изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 279 ГК РФ);
  • изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его назначением или используется с нарушением законодательства (ст. 284, 285 ГК РФ).

Собственниками земельных участков по гражданско-правовым договорам как правило становятся муниципальные образования и субъекты РФ (например, в порядке реализации преимущественного права покупки земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения).

Важность деления публичных земель на: разграниченные и неразграниченные определяется прежде всего тем, что в зависимости от этого обстоятельства определяется орган власти, уполномоченный на распоряжение ими. Именно этот орган власти принимает заявления лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства, предварительно согласовывает место размещения объекта, предоставляет земельные участки для строительства, а также инициирует процесс предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.

Субъекты публичной собственности

В отечественном законодательстве государство (как публично-правовое образование) традиционно рассматривается как особый, самостоятельный субъект права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может выступать и субъектом права собственности (собственником) на землю, земельный участок.

Особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются:

— во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, регламентирующих порядок осуществления принадлежащего им права собственности;

— во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

Публичная собственность в соответствии с российским законодательством может быть как государственной, так и муниципальной. Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты — республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность).

Субъектами права государственной собственности выступают государственные (публично-правовые) образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК). Последние выступают в имущественном обороте от имени государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).

Муниципальная собственность относится к публичной, а не частной собственности, так как ее субъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности. Однако в качестве участников имущественных отношений муниципальные образования приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государственной собственности.

Субъектами права муниципальной собственности согласно с п. 1 ст. 215 ГК признаются городские и сельские поселения и иные муниципальные образования в целом. От имени муниципального образования-собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы (ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК РФ), что не делает их однако собственниками данного имущества. Какой именно государственный или муниципальный орган вправе выступать в тех или иных конкретных имущественных отношениях от имени государственного или муниципального образования, определяет установленная законодательством компетенция этого органа. Так, при отчуждении определенного государственного или муниципального имущества в частную собственность в порядке приватизации от имени отчуждателя-собственника в соответствии с законодательством о приватизации государственных и муниципальных предприятий выступают соответствующие комитеты и фонды по управлению имуществом. Например, приобретение или реализация находящихся в государственной собственности памятников истории и культуры производится через органы охраны этих памятников, в роли которых выступает Министерство культуры и его органы. Если же речь идет об имущественной ответственности государственных образований, то ответчиками по соответствующим искам в большинстве случаев становятся органы Министерства финансов. Но во всех перечисленных ситуациях стороной тех или иных конкретных правоотношений в юридическом смысле выступает государство или иное публично-правовое образование, а не его орган.

В современном российском законодательстве не используется понятие «всенародное достояние» («неотъемлемое достояние народов») или аналогичных ему применительно к федеральной или иной государственной собственности. Ранее это понятие использовалось прежде всего в отношении земли и других природных ресурсов (а также некоторых памятников истории и культуры). Оно могло трактоваться в качестве особого правового режима, исключавшего чье-либо (в том числе и государства) право собственности на соответствующий объект. Теперь эти ресурсы рассматриваются как «основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории», что не создает для данных объектов никакого специального гражданско-правового режима. Так, это зафиксировано в частности в п. 1 ст. 3 ЗК РФ.

Публичная собственность на землю (собственность публичных образований)

Содержание права собственности, которое распространяется на любые объекты гражданских прав, в том числе земельные участки, установлено гражданским законодательством. Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Кроме традиционного перечня правомочий, установленного в отношении любого собственника (триада) собственник публичных образований имеет полномочия и по управлению собственностью. В ЗК РФ выделены 3 статьи, посвященные вопросам регулирования прав собственности на публичные земли в России – ст. 17 «Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю», ст. 18 «Собственность на землю субъектов РФ», ст. 19 «Муниципальная собственность на землю».

Формы собственности на земельные участки: что такое публичная форма, федеральная и другие?

Правовой статус субъекта Различие в управлении

Нормы владения землёй устанавливают два типа собственников, которые фундаментально различаются по юридическим нормам правоспособности и масштабу полномочий распоряжения землями. Обозначенные собственники установлены ст. 9 Конституции РФ. К ним относятся:

  1. государство;
  2. частные лица.

Мы подготовили для вас актуальный материал: как найти собственника земли?

Частная форма собственности земельного участка находится в ведении лиц:

  1. физических;
  2. юридических.

Подробнее о правах и обязанностях собственников ЗУ читайте , а также о том как его найти?

Ими могут быть граждане, проживающие в населённом пункте и использующие наделы по целевому назначению. Так же – граждане, проживающие в другом регионе или за рубежом, передавшие свои полномочия лицам на основании доверительного управления или в аренду (наём) для использования на условиях договора и соответственно нормам земельного и гражданского законодательства.

К числу юридических лиц относятся предприниматели и предприятия. Но преимущественное положение занимают дачные товарищества и кооперативы, землями которых владеет учредитель как юридическое лицо.

Государственная собственность делится по видам:

  1. федеральная;
  2. Субъектов РФ;
  3. муниципальная.

Зонирование земель осуществляется не только по территориальному признаку. В федеральной собственности находятся земельные участки расположенные по всей государственной территории, в пределах государственных границ. Массивы, принадлежащие Субъектам РФ и муниципалитетам, могут располагаться на одном географическом пространстве, составляя единый ландшафт на местности, но исполняя различные функции.

Мы ознакомились с понятиям формы и вида права собственности на землю, далее перейдем к более конкретным вещам.

Субъект и объект

Нормы, предусмотренные для субъектов собственности, не разделяются для частных владельцев и государства. Более того, государство, получая преимущества в полномочиях распоряжения землями, соблюдает регламент использования массивов, строго следуя нормам законодательства, установленным им же. Требования, предъявляемые к собственникам, и не допускающие исключения, следующие:

  1. использование земель только по целевому назначению;
  2. ведение регистрационного учёта принадлежащих массивов;
  3. сохранение окружающей экологии;
  4. соблюдение установленных нормативов использования ЗУ.

Объект государственной собственности – массивы, расположенные на поверхности Земли, в пределах государственных границ РФ, которые находятся в единоличном распоряжении федеральных властей. Эти участки могут участвовать в обороте или изыматься из оборота по ряду причин. К ним относятся территории особо плодородных земель, которые недопустимо передавать в собственность частных лиц.

Так же – зоны, предназначенные для организации курортов, санаториев и туристических баз федерального значения. Исторические места, места боевой славы, получившие статус всероссийских. К ним же относятся:

  1. лесные и водные территории;
  2. места складирования отходов;
  3. места добычи природных ископаемых;
  4. заповедники;
  5. особо охраняемые зоны в пределах государственных границ.

Этот перечень не является исчерпывающим и охватывает все типы земель, которые допускают использования только со стороны субъекта владения.

Возникновение и прекращение обозначенных объектов основано на принятии правительственных Постановлений и государственных актов, которыми регулируется распоряжение территорией массивов. Опирается на проведение процедуры регистрации, в результате которой в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) вносятся сведения о правообладателе, на основании Федерального закона № 122-ФЗ, от 27.07.97 г.

Субъект государственной собственности – Российская федерация, в лице правительства, а так же региональные органы власти, которым делегировано право владения землёй. Внутри субъекта, определяющегося как совокупность нормативного регулирования всех земель, не находящихся в частной собственности, производится дифференциация. Она опирается на основания статуса правоспособности в отношении того или иного объекта, определяемого посредством территориального зонирования массивов, выступая в разновидностях субъектных прав.

Говоря о субъекте, выделяют следующие его разновидности:

  1. федеральный собственник;
  2. публичные образования.

Возникновение и прекращение правоспособности субъекта происходит на основании регулирования правовых норм, в результате которых возникают соответствующие Федеральные законы и иные законодательные документы, отражающие юридические прецеденты:

  • правопорождающие (об основаниях возникновения прав);
  • правопрекращающие;
  • правоизменяющие.

Советуем вам также прочитать статью: Что делать в случае отсутствия документов на землю?

На основании таковых объекты отчуждаются в ведение иных субъектов, либо – условия владения землями изменяются.

Публичная и федеральная собственность на землю

Правовой статус субъекта

Государство РФ выступает в роли публично-правового образования, когда действует в интересах конкретных групп населения, участвуя в распределении жизненно необходимых ресурсов между гражданами РФ. К таким ресурсам относятся и земельные массивы, которые допускается перевести в частный фонд только с согласия изначального собственника – государства.

Что такое публичная форма собственности земельного участка? Это форма собственности при которой земля принадлежит государству.

В то же время государственная система – механизм управления правовыми основами всех социальных процессов и явлений. Это даёт ему основания выступать в роли федеральной власти, автономно распоряжающейся ресурсом, не допускающим отчуждения в частные руки. К числу таковых относятся земли, которые недопустимо передавать в собственность отдельным гражданам и юридическим лицам по ряду причин. Они находятся в единоличном владении государства РФ, решения по их использованию и сохранности принимаются коллегиально уполномоченными представителями власти.

Различие в управлении

Государственные земли закреплены за региональными властями, которые ведут управление таковыми, являясь продолжением политической и экономической цепочки Верховной власти РФ. Здесь так же происходит соразмерное, установленное законодательством разделение:

  1. на Субъект РФ;
  2. органы местного самообразования.

Региональные субъекты непосредственно взаимодействуют с системой федеральной власти, исполняя решения, принятые в области земельного законодательства (ст. 214 ГК РФ). В их ведении остаются неотчуждаемые массивы и участки земель, выполняющие соответствующие функции в интересах государственной системы.

Муниципалитеты приобретают право самостоятельного распоряжения вверенными земельными массивами, выступая в роли публичных образований регионального значения (ст. 215 ГК РФ).

Они получают в ответственное распоряжение территории, которые допускают передачи в собственность частным лицам. По преимуществу такое распоряжение осуществляется комиссионно, на публичных слушаниях, которые организовываются в соответствии с установленным административным регламентом.

Так же – муниципалитеты распоряжаются правом аренды и иными полномочиями, имеющими публичный характер, то есть связанный с исполнением интересов населения. Для них устанавливаются нормативы правоспособности, на основании которых допускается принятие решений, связанных с земельным ресурсом региона. Государство передаёт муниципалитетам право распоряжения региональными землями, посредством регулирования юридических процессов местными законодательными нормативами и актами, принимаемыми на административном уровне.

Нюансы оформления описаны в этом материале, но если вам необходим алгоритм признания права собственности на землю в суде — читайте эту статью.

О свидетельстве мы рассказываем .

Правоспособность субъекта устанавливается посредством внесённых в ГКН сведений о проведении юридических границ между территориями регионов. А так же – о статусе собственника государственных земель. Теперь вы знаете о праве собственности на землю, формы прав и многие другие нюансы касающиеся данной темы. Мы надеемся что наш материал был полезен вам!

Подробнее обо всех нюансах данной темы читайте на главной странице рубрики.

Что считают самовольным занятием участка земли?

Самовольное занятие земельного участка – это административное нарушение, которое наказывается в соответствии с законодательной базой РФ, путем наложения штрафа. Любой, кто стал жертвой подобных махинаций, имеет полное юридическое право подать заявление в соответствующие надзирательные органы, а также обратиться в суд.

Самовольное занятие земельного участка – что это такое?

Самовольное занятие земельного участка – это одно из наиболее распространенных правонарушений в земельном законодательстве. Оно заключается в занятии участка без наличия на то документов и разрешений, которые предусмотрены законодательной базой. Стоит отметить, что подобные нарушения могут также происходить при наличии всех необходимых бумаг.
Среди основных признаков правонарушения можно выделить:

  • Отсутствие документов и разрешений. В соответствии с законодательной базой владелец обязательно должен иметь правоустанавливающие документы, которые подтверждают его полномочия по распоряжению участком. Они могут быть представлены договорами аренды или купли-продажи, наследственным свидетельством, постановлением суда и т.д. При отсутствии таковых устанавливается факт правонарушения по самовольному занятию земельного участка.
  • Прекращение срока действия правоустанавливающих документов. Как правило, данный признак наиболее распространен в практике аренды участков. В тех случаях, когда истекает срок действия составленного договора, а арендатор продолжает эксплуатацию участка, его действия считаются незаконными.
  • Нецелевое использование. Любой земельный участок должен в обязательном порядке быть внесенным в кадастровый реестр с указанием его назначения и специфики эксплуатации. В случае, если территория используется для осуществления деятельности, которая не была оговорена при регистрации, то такие действия также считаются незаконным занятием земли.
  • Расширение границ. Любые изменения, касающиеся смены площади, которую занимает земельная территория, должны обязательно узакониваться и регистрироваться. Если таковые действия не осуществляются владельцем, изменение границ считается незаконным, часть земли является захваченной. Как правило, такие ситуации возникают при попытках расширения земельных участков.
  • Ведение незаконной деятельности. Использование земли для неузаконенной предпринимательской деятельности также расценивается как самовольное занятие. За подобные правонарушения в законодательной базе предусмотрена не только административная ответственность, но наказание по УК.

В соответствии с законодательной базой РФ, самовольное занятие земли считается административным нарушением, за которое субъект несет наказание. Мера определяется в судебном порядке.

Законодательство, статьи

Правонарушения, касающиеся незаконного занятия участков, наказываются в соответствии со статьей 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Она гласит, что подобные преступления караются путем взыскания штрафа, объем которого определяется размером территории, регистрацией участка или отсутствием таковой в кадастровом реестре, статусом лица, которым было совершено преступление.
Кроме того, статья 7.1 имеет ссылки на другие статьи, среди которых стоит отметить такие:

  • Статья 3.5 об административных штрафах. Определяет размер штрафных санкций, которые накладываются на правонарушителя.
  • Статья 23.21, определяющая органы, которые имеют полномочия принимать участие в рассмотрении дел, связанных с земельными участками, в частности – их самовольным занятием.
  • Статья 28.3, устанавливающая перечень лиц, которые уполномочены составлять протоколы по административным нарушениям.

Вопросы, связанные с земельными участками и их разграничением, характеризуются довольно большим количеством различных аспектов и тонкостей, поэтому при возникновении таковых лучше обращаться к юристу, специализирующемуся на земельном праве.

Ответственность

Законодательная база РФ рассматривает самовольное занятие земли как административное правонарушение, за которое совершившее его лицо обязано понести имущественное наказание. Подобные санкции предписаны соответствующей статьей Кодекса РФ об административных правонарушениях под номером 7.1.
Сумма наложенного штрафа зависит от юридического статуса нарушителя, а также индивидуальных особенностей земли и её кадастровой цены. В соответствии со статьей 7.1 сумма взыскания может составлять:

  • гражданам – 1-1,5%;
  • должностным лицам – 1,5-2%;
  • юридическим лицам – 2-3%.

Сумма штрафа также ограничена кадастровой ценой земли. Для гражданских лиц этот показатель не может быть выше 100 тыс. рублей, для должностных лиц – 200 тыс. рублей, а для юрлиц – 700 тыс. рублей.
Если кадастровая цена территории не определена, то сумма взыскания составляет:

  • юридическим лицам – 5-10 тыс. руб.;
  • должностным лицам – 20-50 тыс. руб.;
  • гражданам – 100-200 тыс. руб.

Читайте также: как оспорить кадастровую стоимость земельного участка.
Кроме того, на нарушителя также могут налагаться и другие штрафные обязательства, которые определяются, по отношению к кому было осуществлено нарушение (физическое или юридическое лицо, субъект РФ и др.)
Окончательная сумма штрафа определяется нанесенным ущербом, а также суммой компенсаций, которые потребует пострадавший, в случае их принятия в суде. Более подробно ознакомиться со штрафными тарифами можно в видео:

Нарушитель в случае просрочки предписанного штрафа облагается дополнительной пенёй. Её размер также зависит от юридического статуса лица и уточняется по факту возникновения.

Возвращение самовольно занятой земли собственнику

Если вы столкнулись с фактом незаконного занятия земельного участка, необходимо осуществить следующие действия:

  • Постараться самостоятельно урегулировать этот вопрос. Возможно, предполагаемый нарушитель сам не знает о том, что его действия являются неправомерными. Лучше всего оформлять обращение в письменном виде, чтобы потом иметь возможность доказать его наличие и факт отказа получателя от требований, которые в нем прописаны.
  • Если ответа от нарушителя не было, и незаконные действия с его стороны продолжают совершаться, можно обратиться в соответствующий госорган в зависимости от типа территории. Для земли сельскохозяйственного назначения – в Россельхознадзор, для участков, имеющих особый режим использования – в Росприроднадзор, когда неправомерные действия касаются регистрационных вопросов – в Росреестр.
  • Когда решение о принятии факта правонарушения вынесено, вы можете подавать иск в суд и требовать возмещения убытков и выплату компенсации за понесенный ущерб.

Обязательно перед подачей заявления или иска в суд нужно обратиться в ЕКН для уточнения границ своего участка. Это позволит окончательно убедиться в наличии правонарушения.
Регулирование вопросов, которые связаны с незаконным занятием государственных земельных участков, как правило, разрешаются путем выкупа затронутой земли правонарушителем. Но в некоторых случаях осуществление таковой процедуры невозможно, что обусловлено особенностями самой территории, ее назначением и статусом.

Возможна ли уголовная ответственность?

Само по себе самовольное занятие земли не является уголовным преступлением, но иногда ответственность за него может накладываться и в соответствии с уголовным законодательством. Как правило, это случается, когда занятие участка является частью других неправомерных действий. К наиболее распространенным из них можно отнести:

  • Мошенничество. Аренда или продажа участка без права на совершение подобных действий, махинации с финансовыми средствами – все это может привести к уголовной ответственности.
  • Незаконное ведение предпринимательской деятельности. В случае занятия участка без получения прав на это для реализации какой-либо предпринимательской деятельности нарушитель может получить до 5 лет лишения свободы.

Кроме того, уголовная ответственность за самовольное занятие участка может наступать в случае, если параллельно осуществлялись какие-либо действия, касающиеся незаконной регистрации участка. То есть, помимо самозахвата нарушитель предпринимал попытки получить правоустанавливающие документы путем обмана, шантажа или силового воздействия.
Это далеко не все случаи, когда за захват земельного участка может наступать уголовная ответственность. Преступники могут использовать самые различные схемы и уловки, поэтому для уточнения лучше обращаться к квалифицированному юристу.
Незаконное занятие земельного участка является одной из наиболее распространенных статей правонарушений, относящихся к земельному праву. Если вы стали жертвой мошенников, можете смело обращаться в соответствующие органы для восстановления справедливости и возмещения понесенных убытков.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *