Закрытые судебные заседания в гражданском процессе

1. Разбирательство дел во всех судах открытое.

2. Разбирательство в закрытых судебных заседаниях осуществляется по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребенка, а также по другим делам, если это предусмотрено федеральным законом. Разбирательство в закрытых судебных заседаниях допускается и при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина.

3. Лица, участвующие в деле, иные лица, присутствующие при совершении процессуального действия, в ходе которого могут быть выявлены сведения, указанные в части второй настоящей статьи, предупреждаются судом об ответственности за их разглашение.

4. О разбирательстве дела в закрытом судебном заседании в отношении всего или части судебного разбирательства суд выносит мотивированное определение.

5. При рассмотрении дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях также свидетели, эксперты, специалисты, переводчики.

6. Дело в закрытом судебном заседании рассматривается с соблюдением всех правил гражданского судопроизводства. Использование средств аудиозаписи и систем видеоконференц-связи в закрытом судебном заседании не допускается.

7. Лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. Фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешения суда.

8. Решения судов объявляются публично, за исключением случаев, если такое объявление решений затрагивает права и законные интересы несовершеннолетних.

Понятие, значение, задачи стадии досудебного расследования

В целях укрепления законности на стадии досудебного расследования, охраны конституционных прав и свобод личности в УПК детально регламентированы все формы судебного контроля за действиями и решениями органов предварительного расследования, в том числе за принятием решения об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, проведение ряда следственных действий (обыск, снятие информации с каналов связи и других), предусмотрена и процедура обжалования в суд решений органов дознания, следователя, прокурора.

Из содержания ст. 2 УПК следует, что есть три задачи уголовного судопроизводства:

1) защита личности, общества и государства от уголовных правонарушений;

2) охрана прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства;

3) обеспечение быстрого, полного и беспристрастного расследования и судебного разбирательства с тем, чтобы каждый, кто совершил уголовное преступление, был привлечен к ответственности в меру своей вины, ни один невиновен ни был обвиняемый или осужденный, ни одно лицо не было подвергнуто необоснованному процессуальном принуждения и чтобы к каждому участнику уголовного производства была применена надлежащая правовая процедура.

Досудебное расследование уголовного дела связано с возможностью ограничения или даже лишение прав граждан при применении мер процессуального принуждения, проведения других процессуальных действий. Поэтому закон подробно регламентирует основания и порядок их проведения и фиксацию в постановлениях, протоколах и других следственных процессуальных документах, то есть речь идет о специфической процессуальную форму, присущая этой стадии.

В стадии досудебного расследования устанавливаются пределы судебного разбирательства. Суд, рассматривая дело, не может выйти за пределы обвинения, предъявленного на стадии досудебного расследования, за исключением случаев, указанных в ст. 337 УПК 2012 г.

Система досудебного расследования. Досудебное расследование преступлений и уголовных проступков. Досудебное следствие, его задачи, значение

Статья 215. Досудебное расследование преступлений и уголовных проступков

В соответствии со ст. 11 УК преступлением признается общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), совершенное субъектом преступления.

Досудебное расследование преступлений осуществляется по общим правилам расследования, в частности положениями глав 20-24 УПК. Основными субъектами осуществления уголовного производства выступают следователь и прокурор, которые наделены по УПК соответствующими полномочиями, закрепленными в статьях 40 и 36 соответственно.

Во время досудебного расследования преступлений большинство следователей (розыскных) и негласных следственных (розыскных) действий проводятся лично следователем или по его инициативе. Хотя п. 4 ч. 2 ст. 36 УПК предусмотрено полномочия прокурора в необходимых случаях лично производить следственные (розыскные) и процессуальные действия в порядке, предусмотренном УПК.

Следователь и прокурор наделены правом предоставления поручений сотрудникам оперативных подразделений на проведение следственных (розыскных) действий. В части 2 ст. 41 УПК определен порядок выполнения поручений следователя сотрудником оперативного подразделения. В частности, последний приобретает полномочия следователя с целью реализации определенных в поручении мероприятий.

Основным отличием уголовного производства по преступлениям и уголовными проступками являются форма его осуществления — досудебное следствие или дознание соответственно.

Дознание — форма предварительного расследования, в которой осуществляется расследование уголовных проступков (п. 4 ч. 1 ст. С КПК). Основанием для начала досудебного производства по уголовному проступком является внесение сведений в Едрей следователем.

Под дознанием понимается основанная на законе правоприменительная деятельность, направленная на выявление, предупреждение, предотвращение и расследование уголовных правонарушений, обеспечения решения задач уголовного судопроизводства.

Согласно ч. 3 ст. 38 УПК при досудебном расследовании уголовных проступков полномочия следователя могут осуществляться сотрудниками других подразделений органов внутренних дел, органов безопасности, органов, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства. Досудебное расследование уголовных проступков осуществляется согласно общим правилам досудебного расследования, предусмотренными УПК, в частности положениями гл. 25 «Особенности досудебного расследования уголовных проступков» (статьи 298-302 УПК).

Процедура поступления материалов к сотрудникам оперативных подразделений аналогична процессу реагирования на заявления и сообщения о преступлениях.Руководитель органа досудебного расследования изучает поступившую к нему, определяет правовую квалификацию уголовного проступка со ссылкой на статью закона Украины об уголовных проступках и поручает проведение расследования следователю. Последний имеет право поручить проведение процессуальных действий оперативном подразделения (ч. 3 ст. 38 УПК).

Вопросы, связанные с определением уголовных проступков, будут предусмотрены в специальном законе Украины об уголовных проступках.

Планируется, что уголовным проступком признаваться предусмотрено соответствующим законом деяние (действие или бездействие), не содержит большой общественной опасности, совершенное вменяемым лицом, достигшим к моменту совершения проступка шестнадцатилетнего возраста, и за которое не предусмотрено наказание в виде лишения свободы.

Различия досудебного расследования преступлений и уголовных проступков оказываются в процессуальных запретах и ограничениях при осуществлении дознания. В частности.

— Срок проведения дознания ограничено одним месяцем, в отличие от двух в досудебном следствии (в. 219 УПК);

— Во время проведения дознания не допускается применение мер в виде домашнего ареста, залога или содержания под стражей (в. 299 УПК);

— В ходе досудебного расследования преступлений разрешается выполнять все следственные (розыскные) действия, предусмотренные УПК, в том числе проводить негласные (ст. 300 УПК). В ходе дознания по уголовным проступками проведения последних запрещено;

— Ответственность за совершение уголовного проступка не влечет судимость;

— Во время дознания по уголовным проступками УПК предусмотрена возможность рассмотрения обвинительного акта в упрощенном порядке (статьи 302,381, 382).

Понятие, значение, система общих условий предварительного расследования

Общие положения (условия) досудебного расследования — это установленные законом правила, отражающие наиболее характерные черты и особенности досудебного расследования, определяют наиболее существенные требования, предъявляемые к порядку производства процессуальных действий и принятия решений. В них содержатся правовые требования, которые обеспечивают выполнение в этой стадии принципов и задач уголовного процесса.

Глава 11 УПК, которая называется «Основные положения досудебного следствия» содержит ряд таких общих положений, которые в равной степени, за отдельными исключениями, распространяются на все формы досудебного расследования — следствие, дознание и досудебное подготовку материалов в протокольной форме. Следует также отметить, что и другие процессуальные нормы также определяют содержание всей стадии досудебного расследования и, таким образом, подпадают под понятие ее общих положений (например, объединения и выделения уголовных дел, взаимодействие следователя с органом дознания).

В юридической литературе по-разному определяются виды общих положений досудебного расследования, классификация же их, как правило, не проводится вообще. С учетом сущности предлагаемых нами к анализу общих условий предварительного расследования, считаем, что их можно разделить на следующие группы: условия, связанные с

а) выбором надлежащего субъекта расследования и его процессуальным положением;

б) с обеспечением всесторонности, полноты, объективности и быстроты расследования;

в) с обеспечением прав и законных интересов участников расследования.

Начало досудебного расследования. Единый реестр досудебных расследований

Статья 214. Начало досудебного расследования

Сведения о юридическом лице, в отношении которого могут применяться меры уголовно-правового характера, вносятся следователем или прокурором в Единый реестр досудебных расследований немедленно после вручения лицу уведомление о подозрении в совершении от имени и в интересах такого юридического лица любого из преступлений, предусмотренных статьями 109, 110, 113, 146, 147, 160, 209, 260, 262, 306, частями первой и второй статьи 368 — частями первой и второй статьи 368 — статьями 369, 369 — 436, 437, 438, 442, 444, 447 Уголовного кодекса Украины, или от имени такого юридического лица любого из преступлений, предусмотренных статьями 258-258 — Уголовного кодекса Украины. О внесении сведений следователь или прокурор не позднее следующего рабочего дня письменно уведомляет юридическое лицо. Производство в отношении юридического лица осуществляется одновременно с соответствующим уголовным производством, в котором лицу сообщено о подозрении.

Досудебное расследование — стадия уголовного производства, которая начинается с момента внесения сведений об уголовном правонарушении в Едрей и заканчивается закрытием уголовного производства или направлением в суд обвинительного акта, ходатайство о применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера, ходатайство об освобождении лица от уголовной ответственности (п. 5 ч. 1 ст. УПК).

Следователь — должностное лицо органа внутренних дел, органа безопасности, органа, осуществляющего контроль за соблюдением налогового законодательства, органа государственного бюро расследований, уполномоченное в пределах компетенции, предусмотренной УПК, осуществлять досудебное расследование уголовных правонарушений (п. 17 ч. 1 ст. УПК ).

Следователь, прокурор осуществляют свои полномочия в соответствии с требованиями УПК, начиная с момента поступления информации об уголовном правонарушении от заявителя в правоохранительный орган, фактически и является предпосылкой для начала досудебного расследования. Эта информация подается в виде заявления или сообщения о совершенном уголовное правонарушение как в устной форме (изложена физическим лицом и оформлена в письменной форме должностным лицом), так и письменно (направлено по почте или передана физическим лицом в соответствующий орган, учреждение лично).

Если лицо непосредственно обращается к следователю, прокурору или другому должностному лицу, уполномоченного на принятие и регистрацию заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, — принимается заявление о совершенном уголовном правонарушении или составляется протокол принятия устного заявления о совершении уголовного преступления.

С заявлением или сообщением может обратиться как заявитель, так и потерпевший.

Заявителем является физическое или юридическое лицо, обратившееся с заявлением или сообщением об уголовном правонарушении в орган государственной власти, уполномоченного начать досудебное расследование, и не является потерпевшим (в. 60 УПК).

Пострадавшим, согласно ст. 55 УПК, является физическое лицо, которому уголовным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред, а также юридическое лицо, которому уголовным правонарушением причинен имущественный вред. Права и обязанности потерпевшего возникают у лица с момента подачи заявления о совершении в отношении него уголовного правонарушения или заявления о привлечении ее в качестве потерпевшего.

Пострадавшему вручается памятка о его процессуальные права и обязанности лицом, принявшим заявление о совершении уголовного преступления (ч. 2 ст. 55 УПК).

Второй экземпляр памятки приобщается к материалам досудебного расследования с соответствующей отметкой о ее вручении потерпевшему.

О принятии и регистрации заявления лицо, его подало, получает от органа, к которому она обратилась, документ о принятии и регистрации заявления (в. 60 УПК).

После официального принятия и регистрации заявление (сообщение) об уголовном правонарушении передается руководителю органа досудебного расследования.

Руководитель определяет предварительную правовую квалификацию и работника, который будет проводить расследование. Такое действие процессуально оформляется поручением о проведении досудебного расследования, в котором должны быть указаны: сведения о следователе, которому поручено провести досудебное расследование; сведения о времени и месте его проведения; фамилия, имя, отчество заявителя, сведения о другой источник обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного преступления; краткое изложение обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного преступления;сведения о руководителе органа досудебного расследования, его подпись, инициалы, фамилия.

В УПК предусмотрена возможность получения информации об уголовном правонарушении не только из поступления заявлений или сообщений, а и путем самостоятельного выявления следователем, прокурором с любого источника обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного преступления. Под этим источником понимается выявление информации следователем, прокурором об определенном уголовное преступление во время другого досудебного расследования, через средства массовой информации, сотрудниками оперативных подразделений по результатам проведения мероприятий, направленных на выявление уголовного преступления.

В случае если уголовное правонарушение выражается непосредственно работником правоохранительного органа, составляется рапорт с указанием сведений, составляющих содержание Едрей. Рапорт передается руководителю органа досудебного расследования, который определяет предварительную правовую квалификацию и поручает следователю провести досудебное расследование.

2. Внесение сведений в Едрей определяет момент начала досудебного расследования. Получив от руководителя поручения о проведении досудебного расследования, следователь сразу, не медля, должен внести сведения в Едрей.

Едрей созданы и ведется в соответствии с требованиями УПК, Положение о порядке ведения Едрей, утвержденного приказом Генерального прокурора Украины № 69 от 17.08.2012, в целях обеспечения:

1.единого учета уголовных правонарушений и принятых во время досудебного расследования решений, лиц, их совершивших, и результатов судебного производства;

2.оперативного контроля за соблюдением законов при проведении досудебного расследования;

3.анализа состояния и структуры уголовных правонарушений, совершенных в государстве.

Регистрация уголовных правонарушений, лиц, их совершивших, осуществляется следователем того органа досудебного расследования, под юрисдикцией которого находится место совершения уголовного преступления (ст. 218 УПК).

Регистраторами Едрей являются: прокуроры; следователи — органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности, органов, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства, и органов государственного бюро расследований (с момента создания).

Пользователями Едрей являются: руководители прокуратур и органов досудебного расследования, прокуроры, следователи и другие уполномоченные лица органов внутренних дел, безопасности, органов, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства, и Государственного бюро расследований, которые выполняют функции по информационно-аналитического обеспечения правоохранительных органов и ведения специальных учетов (оперативных, оперативно-учетных, дактилоскопических и т.д.) в соответствии с действующим законодательством.

Внесение сведений регистратором осуществляется путем заполнения реквизитов статистических карточек или автоматического выбора соответствующих данных в справочниках и включения их в документы первичного учета о: уголовное преступление; последствия досудебного расследования уголовного преступления; причиненные убытки, результаты их возмещения и изъятия предметов преступной деятельности; лицо, совершившее уголовное преступление и подозреваемого в их совершении;движение уголовного производства.

После внесения сведений в Едрей регистратором проводится наложения электронной цифровой подписи. Использование электронной подписи осуществляется в соответствии с ЗУ «Об электронной цифровой подписи».

В случае возникновения процессуальной необходимости (избрания меры пресечения, разрешения на проведение негласных следственных (розыскных) действий и т.п.) сведения из Едрей предоставляются в виде выписки из Реестра. Выдержка из Едрей — это документ о внесении определенных сведений об уголовном правонарушении в Едрей или об отсутствии таковых в Едрей, полученных по параметрам поиска. Извлечения предоставляются на специальных бланках и удостоверяются подписью регистратора.

3. Осуществление досудебного расследования до внесения сведений в Реестр или без такого внесения не допускается и влечет за собой предусмотренную законом юридическую ответственность. Учитывая, что никаких сведений об ответственности за невнесение, несвоевременное внесение сведений в Едрей, а также о проведении любых процессуальных действий до его внесения в уголовном, административном законодательстве нет, считается, что действенной мерой будет привлечение к дисциплинарной ответственности.

Единственным следственным действием, которую КПК позволяет проводить в неотложных случаях до момента внесения сведений в Едрей, является осмотр места происшествия. Под неотложными случаями понимается ситуация, при которой промедление с проведением осмотра места происшествия может привести к потере материальных следов уголовного преступления, орудий и средств его совершения, потери информации о лицах, его совершивших.

В случае выявления правонарушения на морском, речном судне или военном корабле, а также в миротворческом контингенте и персонале, что находится за пределами Украины, при выполнении международных миротворческих миссий за пределами Украины досудебное расследование начинается немедленно, сведения о нем вносятся в Едрей при первой возможности. Первой возможностью признается прибытия морского или речного судна в порт на территории Украины.

В соответствии со ст. 520 УПК капитан судна Украины обязан немедленно провести необходимые процессуальные действия после того, как ему стали известны обстоятельства совершения уголовного преступления.

Законом определен четкий перечень процессуальных действий, которые должны проводиться с их фиксацией в соответствующих процессуальных документах, а также с применением технических средств фиксирования уголовного производства (кроме случаев, когда такое фиксирование невозможно по техническим причинам): применение мер обеспечения уголовного производства в виде временного изъятия имущества (составляется протокол) и законного задержания (составляется протокол) (п. 1 ч. 2 ст. 520 УПК) на срок, необходимый для доставки лица на территорию Украины (ч. 1 ст. 522 УПК); проведения следственных (розыскных) действий в виде обыска жилища или иного владения лица (составляется протокол) и личного обыска без постановления суда (составляется протокол), осмотра места совершения уголовного преступления (составляется протокол) (п. 2 ч. 2 ст. 520 УПК).

Определив четкий перечень процессуальных действий, которые должен провести капитан судна, законодатель в новом УПК ограничивает его компетенцию по сравнению с действующим, по которому он имел право проводить дознание по преступлениям.

Капитан судна Украины обязан обеспечить доставку задержанного в орган досудебного расследования, юрисдикция которого распространяется на территорию местонахождения порта приписки, и уведомить следователя о факте законного задержания рапортом. Руководитель органа досудебного расследования поручает продолжить уголовное производство следователю, в котором капитан морского, речного судна будет привлекаться как свидетель, и он обязан предоставлять объяснения следователю, прокурору о проведенных им процессуальных действий (ч. 3 ст. 519 УПК).

4. Законом предусмотрена обязанность следователя, прокурора, другого должностного лица, уполномоченного на принятие заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, принять и зарегистрировать их. Любой отказ не допускается. Очевидно, что в случае выявления неточностей в содержании заявления или сообщения, поданных лично, принимается информация и оформляется протоколом принятия устного заявления о совершенном уголовное правонарушение.

Лицо, подающее заявление или сообщает об уголовном правонарушении под роспись предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложное сообщение, кроме случаев поступления заявления, сообщения по почте или другими средствами связи.

Заявление или сообщение об уголовном правонарушении считаются поданными с момента предупреждения лица об уголовной ответственности (за исключением случаев, когда такое предупреждение невозможно сделать по объективным причинам: поступление заявления, сообщения по почте, другим средством связи, обморочное состояние заявителя, командировка и т.п.).

5. Перечень сведений, которые вносятся в Едрей, четко определен в ч. 5 комментируемой статьи. В Едрей автоматически фиксируется дата внесения информации и присваивается номер уголовного производства.

Номер уголовного производства состоит из следующих реквизитов: код органа, который начал досудебное расследование, год, код ведомства и территориального органа, номер уголовного производства.

Реквизиты номера уголовного производства сохраняются на всех стадиях досудебного расследования. Кодирование регионов (железных дорог) единые для всех органов досудебного расследования.

В случае указания в заявлении, сообщении о нескольких совершенных уголовных преступлений или которые были обнаружены непосредственно прокурором, следователем или работником другого подразделения независимо от времени их совершения, наличия лиц, совершивших уголовные преступления, сведения о них заносятся в Едрей за каждым правонарушением отдельно.

На обнаружено во время досудебного расследования уголовное правонарушение в рамках одного уголовного производства следователь заносит сведения в Едрей об источнике, из которого обнаружено уголовное правонарушение, и сведения об уголовном правонарушении. Уголовном производству по этим правонарушением присваивается новый номер.

6. Получив соответствующие материалы, следователь безотлагательно в сообщении о начале досудебного расследования доводит до сведения прокурора, отмечая основание начала производства и другие сведения, предусмотренные ч. 5 комментируемой статьи. Также в соответствии со ст. 111 УПК следователь направляет уведомление заявителю и потерпевшему о начале досудебного расследования.

7. Если сведения об уголовном правонарушении в Едрей внесены прокурором, он обязан безотлагательно,но не позднее следующего дня, с соблюдением правил подследственности передать имеющиеся у него материалы в орган досудебного расследования и поручить проведение досудебного расследования. Передача материалов оформляется сопроводительным письмом на имя руководителя органа досудебного расследования и поручению проведения досудебного расследования.

Уголовные производства, поступающих для проведения досудебного расследования из органов прокуратуры в орган досудебного расследования или органов предварительного расследования в другой орган досудебного расследования, а также производства, поступившие из одного района (города) в другой район (город), дважды не учитываются и заканчиваются проведением по номеру первичной регистрации.

Факты направление уголовного производства в другой орган досудебного расследования и получения его последним подтверждаются следователем соответствующего правоохранительного органа путем введения в Едрей сведений о движении уголовного производства.

Основания и порядок прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования

Основания прекращения уголовного дела (преследования) — это

фактические обстоятельства, имеющие уголовно-правовую и (или) уголовно-процессуальную природу, предусмотренные УПК и исключающие возможность продолжения дальнейшего производства по уголовному делу в целом либо осуществление процессуальной деятельности в целях изобличения конкретного подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления в связи с наличием условий и оснований освобождения указанных лиц от уголовной ответственности либо в силу прямого предписания уголовнопроцессуального закона.

Основания прекращения уголовного дела и (или) преследования закреплены в гл. 4 УПК (ст. 24—28.1) и могут быть классифицированы по нескольким признакам.

В зависимости от своей правовой природы и источника законодательного закрепления все основания прекращения уголовного дела (преследования) можно разделить на две группы: материально-правовые и процессуально-правовые.

К материально-правовым основаниям относятся:

К процессуально-правовым основаниям прекращения уголовного дела (преследования) относятся:

  • 1) отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, кроме случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК (п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК);
  • 2) наличие в отношении лица вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению (п. 4 ч. 1 ст. 27 УПК);
  • 3) наличие в отношении лица неотмененного постановления органа дознания, следователя, прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению или постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (и. 5 ч. 1 ст. 27 УПК);
  • 4) непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (и. 1 ч. 1 ст. 27 УПК);
  • 5) отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п. 2 и 2.1 ч. 1 ст. 448 УПК, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, КС РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в п. 1 и 3—5 ч. 1 ст. 448 УПК (п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК);
  • 6) отказ Государственной Думы Федерального Собрания РФ в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказ Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица (п. 6 ч. 1 ст. 27 УПК).

Другой классификацией оснований прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования является разделение их на реабилитирующие и нереабилитирующие.

Основанием такой классификации являются два взаимосвязанных признака:

  • — вывод о непричастности лица к преступлению либо отсутствие самого преступления;
  • — возникновение права на реабилитацию (ч. 2 ст. 133 УПК).

При наличии этих двух признаков основание прекращения уголовного дела и (или) преследования будет считаться реабилитирующим, а при отсутствии — нереабилитирующим.

Между тем, прекращение уголовного дела и (или) преследования даже по нереабилитирующему основанию не опровергает в отношении подозреваемого или обвиняемого презумпции невиновности, они продолжают считаться невиновными.

К реабилитирующим основаниям прекращения уголовного дела и (или) преследования относятся следующие восемь оснований:

  • — отсутствие события преступления;
  • — отсутствие в деянии состава преступления;
  • — отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как но его заявлению;
  • — отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п. 2 и 2.1 ч. 1 ст. 448 УПК, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, КС РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в п. 1 и 3—5 ч. 1 ст. 448 УПК;

непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления;

  • — наличие в отношении лица вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению;
  • — наличие в отношении лица неотмененного постановления органа дознания, следователя, прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению или постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • — отказ Государственной Думы Федерального Собрания РФ в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказ Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица.

Остальные основания прекращения уголовного дела и (или) преследования являются нереабилитирующими и не влекут реабилитацию подозреваемого (обвиняемого).

Содержание ряда оснований прекращения уголовного дела и (или) преследования рассмотрены в разделе настоящего учебника, посвященном стадии возбуждения уголовного дела, поскольку они идентичны также и при отказе в возбуждении уголовного дела. Поэтому в настоящем параграфе будут рассмотрены лишь некоторые основания, закрепленные в ст. 25, 27, 28, 28.1 УПК.

Примирение сторон (ст. 25 УПК) — материально-правовое, нереабилитирующее основание прекращения уголовного дела и (или) преследования.

Прекращение уголовного дела по данному основанию допускается при соблюдении следующих условий:

— уголовное дело (преследование) прекращается лишь в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести;

имеется заявление потерпевших или их законных представителей о согласии на прекращение дела по данному основанию;

  • — имеется согласие руководителя следственнного органа или прокурора на прекращение дела (в случае прекращения дела соответственно следователем или дознавателем);
  • — доказан факт примирения подозреваемого (обвиняемого) с потерпевшим;
  • — доказан факт заглаживания подозреваемым или обвиняемым причиненного потерпевшему вреда. Заглаживание вреда, причиненного в результате преступления, означает, что подозреваемый или обвиняемый устранил наступившие вредные последствия (например, возместил потерпевшему имущественный ущерб и компенсировал моральный вред). Заглаживание вреда должно быть добровольным и правомерным.

Непричастность подозреваемого и обвиняемого к совершению преступления (и. 1 ч. 1 ст. 27 УПК) — уголовно-процессуальное, реабилитирующее основание прекращения уголовного дела и (или) преследования.

Непричастность — неустановленная причастность либо установленная непричастность к совершению преступления (п. 20 ст. 5 УПК).

Неустановленная причастность как основание прекращения уголовного преследования возможна в отношении подозреваемых и обвиняемых при условии, что все необходимые следственные действия произведены и все возможности для собирания доказательств виновности лица исчерпаны, а имеющиеся в уголовном деле доказательства не позволяют прийти к однозначному выводу о совершении преступления именно этим подозреваемым или обвиняемым.

Установленная непричастность означает установление обстоятельств, однозначно свидетельствующих о том, что подозреваемый или обвиняемый не совершал преступления (например, установление причастности другого лица; установление алиби и т.д.).

Издание акта об амнистии (и. 3 ч. 1 сг. 27 УПК) — нереабилитирующее, материально-правовое основание прекращения уголовного дела и (или) преследования.

Вследствие акта амнистии уголовное дело (преследование) прекращается, если расследуемое преступление подпадает под действие нормативного акта Государственной /(умы Федерального Собрания РФ об объявлении амнистии, который принимается в отношении индивидуально-неопределенного круга лиц и который предписывает либо прекратить начатое уголовное преследование, либо если оно еще не начато, то и не начинать его.

Наличие в отношении лица вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению (п. 4 ч. 1 ст. 27 УПК) — реабилитирующее, материально-правовое основание прекращения уголовного дела и (или) преследования.

Согласно ч. 1 ст. 50 Конституции РФ никто нс может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

Наличие в отношении лица неотмененного постановления органа дознания, следователя, прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению или постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 5 ч. 1 ст. 27 УПК) — материально-правовое, реабилитирующее основание прекращения уголовного дела и (или) преследования. Правовая сущность данного основания идентична предшествующему основанию прекращения уголовного дела (преследования).

Отказ Государственной Думы Федерального Собрания РФ в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказ Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица (п. 6 ч. 1 ст. 27 УПК) — процессуальное, реабилитирующее основание прекращения уголовного дела и (или) преследования, применяемое лишь в отношении лица, являющегося бывшим Президентом РФ.

Деятельное раскаяние (ст. 28 УПК) — материально-правовое, нереабилитирующее основание прекращения уголовного дела и (или) преследования.

По данному основанию уголовное преследование прекращается при наличии следующих условий:

  • 1) подозреваемый, обвиняемый совершили преступления небольшой или средней тяжести либо иное преступление, за совершение которых уголовный закон допускает прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием;
  • 2) они совершили преступление впервые;
  • 3) они добровольно явились с повинной;
  • 4) они деятельно (т.е. в форме активных действий, по собственной инициативе) способствовали раскрытию преступления (или преступлений);
  • 5) ими был возмещен причиненный преступлением ущерб или иным образом заглажен вред, причиненный в результате совершения преступления;
  • 6) подозреваемый или обвиняемый согласны на прекращение уголовного преследования по рассматриваемому основанию.

Возмещение ущерба бюджетной системе РФ по делам, связанным с нарушением законодательства о налогах и сборах (ст. 28.1 УПК), — материально-правовое, нереабилитирующее основание прекращения уголовного дела и (или) преследования, применяемое в отношении лиц, обвиняемых в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица или организации, а также неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 198-199.1 УК).

Уголовное преследование подлежит прекращению, если до окончания предварительного следствия ущерб, причиненный бюджетной системе РФ в результате преступления, возмещен в полном объеме. Под возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе РФ, понимается уплата в полном объеме следующих сумм: недоимки в размере, установленном налоговым органом в решении о привлечении к ответственности, вступившем в силу; соответствующих пеней; штрафов в размере, определяемом в соответствии с 11К.

Возмещение ущерба, причиненного гражданину, организации или государству в результате совершения преступления в сфере экономической деятельности (ч. 3 ст. 28.1 УПК) — материально-правовое, нереабилитирующее основание прекращения уголовного дела и (или) преследования, применяемое в отношении лиц, обвиняемых в преступлениях в сфере экономической деятельности.

Уголовное преследование подлежит прекращению, если до окончания предварительного следствия лицо, обвиняемое в совершении какого-либо из указанных преступлений, возместило ущерб, причиненный гражданину, организации или государству в результате совершения преступления, и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба либо перечислило в федеральный бюджет доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере пятикратной суммы дохода, полученного в результате совершения преступления (ч. 2 ст. 76.1 УК).

Порядок прекращения уголовного дела и (или) преследования состоит из двух этапов: вынесения постановления о прекращении дела (преследования) и ознакомления с ним заинтересованных участников уголовного судопроизводства.

Решение о прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования оформляется путем вынесения следователем, дознавателем соответствующего постановления, копия которого направляется прокурору (первый этап).

Постановление следователя или дознавателя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной.

В вводной части отражаются сведения о дате и месте вынесения постановления; должности, звании, фамилии и инициалах лица, вынесшего постановление; поводе и основании возбуждения уголовного дела; об уголовном законе, предусматривающем преступление, но признакам которого было возбуждено уголовное дело.

В описательно-мотивировочной части этого постановления излагаются фактические обстоятельства совершенного деяния, установленные в результате предварительного расследования, с указанием на лиц, в отношении которых осуществлялось уголовное преследование; сведения о применявшихся по уголовному делу мерах пресечения или иных мерах процессуального принуждения; основания прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования со ссылкой на уголовно-процессуальный закон.

Резолютивная часть рассматриваемого постановления содержит решения о прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования; об отмене меры пресечения; иных мер, связанных с процессуальным принуждением; о судьбе вещественных доказательств; о разъяснении порядка обжалования данного постановления.

Если основания прекращения уголовного дела и (или) преследования относятся не ко всем подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, то следователь, дознаватель в соответствии со ст. 27 УПК выносят постановление о прекращении уголовного преследования в отношении конкретного лица. В этом случае производство по уголовному делу продолжается в общем порядке.

Второй этап порядка прекращения уголовного дела и (или) преследования состоит в уведомлении заинтересованных лиц о принятом решении о прекращении дела, вручении им копии этого процессуального решения и разъяснении последствий этого решения.

Признав постановление руководителя следственного органа или следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (за исключением дел частного обвинения) незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию, которое вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направляет руководителю следственного органа.

Если суд признает постановление следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, то он выносит в порядке, установленном ст. 125 УПК, соответствующее решение и направляет его руководителю следственного органа для исполнения.

Возобновление производства по ранее прекращенному уголовному делу, как отмечается в ст. 413 и 414 УПК, возможно лишь в случае, если не истекли сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности. Решение о возобновлении производства по прекращенному уголовному делу должно быть доведено до сведения обвиняемого или подозреваемого и их защитников, потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика или их представителей (ст. 214 УПК).

  • Данное основание является материально-правовым, поскольку оно установлено примечаниями к ст. 199, 199.1 УК.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *