Земля для фермерского хозяйства от государства бесплатно

Фермерское хозяйство или КФХ – это вид бизнеса, который связан с ведением сельского хозяйства. Он предполагает объединение граждан на добровольной основе, совместно владеющих имуществом и осуществляющих производство сельхозпродукции или ведение смежной деятельности.

В российском законодательстве допускается возможность получения земель для организации КФХ.

Что для этого нужно и каковы особенности этой процедуры в России?

Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Это бесплатно.

Законодательство

Деятельность фермерских хозяйств в России регулируется нормами Гражданского кодекса и ФЗ-74 (о КФХ).

Здесь указывается на возможность владения КФХ индивидуальными

предпринимателями и юрлицами, т.е. земля хозяйства может быть в собственности как физических, так и юридических лиц.

В качестве основных направлений деятельности фермерских хозяйств приводятся: производство и переработка с/х продукции и продуктов животноводства, ее транспортировка, хранение и продажа.

Участки КФХ могут использоваться для следующих нужд:

  • Растениеводство: выращивание свеклы, картофеля, зерновых, технических, масличных, кормовых культур, табака и пр.
  • Овощеводство, сбор и выращивание грибов, фруктов, винограда, ягод, орехов.
  • Животноводство: разведение овец, КРС, лошадей, мулов, ослов, коз, свиней, птицы, кроликов, оленей, шелкопряда, верблюдов, оленей, пчеловодство, разведение домашних и лабораторных животных, лягушек и червей.
  • Смешанное сельское хозяйство.

Землей в КФХ могут пользоваться ее члены для выращивания продукции исключительно для внутреннего потребления. Законом это не возбраняется.

В такой ситуации не требуется регистрация ИП или ООО.

К имуществу от КФХ могут относится:

  • земельные участки;
  • здания и сооружения;
  • хозпостройки (сарай, амбар и пр.);
  • мелиоративные и иные сооружения;
  • рабочий скот и птица;
  • с/х техника и оборудование;
  • инвентарь;
  • машины;
  • иное имущество.

При этом для некоторых видов деятельности КФХ не требуется выделение участка. Например, если фермеры занимаются переработкой овощей, то они могут делать это в арендованном помещении.

Порядок выделения земель фермерским хозяйствам, требования к ней и предназначение таких участков прописаны в Земельном кодексе, а также в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Кто имеет право на получение

Право на получение участков под КФХ в России имеют физические или юридические лица. На момент обращения за землей не обязательно регистрировать ООО и ИП (или другую форму собственности).

Но, если планируется продажа сельхозпродукции, то официальная регистрация бизнеса неизбежно потребуется.

Организовать КФХ вправе как граждане России, так и лица, у которых нет российского

гражданства (иностранцы).

Участок может быть выделен как в собственность, так и аренду на основании заявления.

Землю можно арендовать у государства или частного собственника в статусе физлица или компании. В некоторых случаях этот вариант поможет сэкономить немало времени на прохождении всех бюрократических процедур.

Требования к участку. Виды участков

Участки, которые выделяются под крестьянские и фермерские хозяйства, относятся к землям сельхозназначения.

Они обязательно должны располагаться за пределами населенных пунктов.

В их состав могут входить различные участки, занятые водоемами, лесами, дорогами, коммуникациями, зданиями и сооружениями.

Особую государственную защиту в рамках с/х земель приобретают особо ценные сельскохозяйственные угодья.

Это земли, кадастровая стоимость которых на 10% выше среднемуниципального уровня; угодья ОПП и НИИ, искусственно орошаемые или осушаемые земли.

Участок земли в КФХ является неделимым: собственники имеют право на долю в нем без выдела ее в натуре. Разделить землю можно в случае прекращения работы КФХ.

Выделенный под КФХ участок должен использоваться по своему целевому назначению.

К видам сельхозземель по их возможному использованию можно отнести:

  • птицеводческие,
  • овощеводческие,
  • садоводческие,
  • цветоводческие,
  • пчеловодческие,
  • рыбоводческие,
  • виноградарские, охотничьи угодья,
  • для создания форелевого хозяйства,
  • сенокошения и выпаса скота,
  • создания защитных лесных насаждений.

Каждый субъект вправе самостоятельно определять предельное значение размера передаваемых земель.

Процедура получения

Для граждан предусмотрены несколько способов получения земли под КФХ. Среди них:

  • проведение аукциона по инициативе муниципальных властей или федеральных, если земли в госсобственности;
  • проведение торгов по инициативе граждан с правом выкупа участка в собственность;
  • выделение земли в аренду без торгов для льготников;
  • аренда без торгов на не состоящие на кадастровом учете участки (упрощенная схема).

При получении земли необходимо пройти несколько этапов.

Подбор подходящего участка

Для получения земли под КФХ для начала нужно подобрать оптимальный участок. Это можно сделать 3-мя способами:

  • Путем обращения в муниципалитет и уточнения информации о свободных землях.
  • Администрация должна предложить арендатору несколько вариантов на выбор.
  • Через участие в открытых торгах, информацию о которых можно найти на специализированных электронных ресурсах или в местных СМИ.
  • Самостоятельно найти землю через официальный сайт Росреестра (если на Дальнем
  • Востоке это будет сделать весьма просто, то в Московской области -практически невозможно).

После выбора участка можно обращаться в администрацию за одобрением.

Подача заявление на выделение участка

Для выделения участка гражданам нужно подать заявление в местную администрацию или уполномоченные органы власти.

В нем указывается следующая информация:

  • для каких целей планируется использовать целей;
  • полномочия лица, который подает заявление (например, глава КФХ);
  • условия передачи земель в собственность (платно или бесплатно);
  • факты, которые подтверждают необходимость выделения запрашиваемой площади земли (численность КФХ, объемы производства);
  • заключенное соглашение об организации КФХ.

Если участок планируется арендовать на какой-либо небольшой срок, то в заявлении указываются конкретные временные рамки.

На рассмотрение поступившей заявки у администрации есть ограничения по времени. Если речь идет о получении земли в собственность или аренду, то это 14 дней. Для рассмотрения проекта по установке границ этот срок не более месяца.

Если планируется заключение договора купли-продажи или аренды, на его подготовку будет не более недели.

Проведение торгов по выбранному участку

После получения заявления от КФХ администрация публикует сообщение о намерении сдать землю в аренду и приглашение всех заинтересовавшихся к участию в аукционе. Если других претендентов не было выявлено, участок предоставляется заявителю без торгов.

В большинстве случаев другие желающие все же находятся, и стоимость аренды может существенно возрасти.

Постановка участка на кадастровый учет

В случае получения предварительного одобрения от администрации заявителю

необходимо из собственных средств произвести работы по межеванию территории и постановке участка на кадастровый учет. В некоторых регионах расходы возьмет на себя администрация.

Кадастровый инженер проведет границы участка, топографическую съемку и оформит документацию. С полученными бумагами необходимо обратиться в Росреестр для оформления кадастрового паспорта.

Стоит отметить, что если в предоставлении земель в конечном итоге откажут, это не будет являться основанием для возврата затрат на оформление участка.

Заключение договора

После вынесения решения в пользу заявителя КФХ, администрация заключает договор купли-продажи или аренды. При оформлении аренды на срок более года документ подлежит обязательной регистрации в Росреестре.

В договоре прописываются все нюансы использования участка: размер аренды, возможность последующего выкупа земли, права и обязанности сторон.

По завершении действия договора у сторон есть несколько вариантов: расторгнуть его, пролонгировать или выкупить в собственность (если есть такая возможность).

Переоформление земли в собственность КФХ

Указанный этап не является обязательным.

Но Земельный кодекс предусматривает возможность выделения земли под КФХ в безвозмездную аренду с последующим переоформлением ее в частную собственность при условии использования по целевому назначению в течение 5 лет.

Возможно также выкупить землю у государства практически за бесценок после окончания аренды (если договор это позволяет).

Возможные причины для отказа

Государственные структуры могут отказать заявителю в предоставлении земли. Как правило, в числе причин для отказа значатся:

  • запрашиваемая площадь участка превышает границы, установленные государством;
  • неполная комплектность представленной документации;
  • в документах были выявлены неточности и несоответствия;
  • участок обременен правами третьих лиц.

Стоит учитывать, что на уровне субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные требования к заявителям и документации. Все нюансы стоит уточнять у местных властей.

Необоснованный отказ всегда можно обжаловать в судебном порядке. Узнайте все про признание недействительным договора купли продажи земельного участка в нашем материале.

Какие последствия у вас будут в случае вашего отказа от приватизации? Наша статья как раз об этом!

Как правильно оформить расторжение договора дарения вы прочтете по .

Возможности застройки

На территории земель КФХ допускается возможность застройки. В частности, здесь можно построить различные здания несельскохозяйственного предназначения: жилые, рекреационные и промышленные постройки. При этом площадь всех строений не должна занимать более 30%.

Процент застройки регламентируется сложившейся местной практикой и проектом застройки, утвержденным муниципалитетом.

Жилые дома высотой не более 3 этажей допускается не только официально

зарегистрировать, но и прописаться здесь. Для этого нужно указать причины, которые требуют постоянного нахождения фермера на территории КФХ. Это, например, кролиководство и птицеводство (кролики и птицы требуют постоянного ухода).

Возможность застройки земель КФХ опирается на нормы Гражданского кодекса, в котором указывается на необходимость соблюдения градостроительных, санитарных, пожарных и строительных нормативов при возведении постройки.

В Земельном кодексе также прописано право на возведение жилых и иных строений собственниками участков.

В законе о КФХ подчеркивается, что на землях сельхозназначения допускается строительство различных сооружений по желанию собственника.

При возведении капитальных строений обязательно предварительно получить разрешение на строительство. Порядок его оформления содержится в Градостроительном кодексе.

Тогда как некапитальные строения можно построить без получения дополнительных разрешений. Это, например, бытовка, навес, сарай и пр. Их оформление в Росреестре не обязательно.

Таким образом, россияне могут рассчитывать на получение в аренду или собственность земли для развития фермерско-крестьянского хозяйства. Под эти цели выделяются земли сельхозназначения, предназначенные для животноводства, растениеводства, овощеводства или смешанных форм деятельности.

Максимальный размер участка зависит от количества членов КФХ и региональных нормативов. Землю может получить любой россиянин или нерезидент РФ в статусе физического или юридического лица. Для получения участка нужно обратиться в местный уполномоченный орган с заявлением. Земля будет предоставлена на общих основаниях по результатам торгов. При немотивированном отказе в выделении надела земли его можно опротестовать.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Оспариваем и признаём недействительным результат межевания смежного земельного участка?

По одному из споров об установлении смежной границы земельных участков, истребовании части земельного участка, обязании перенести забор Верховный Суд РФ в определении от 24 ноября 2015 г. № 58-КГ15-14 указал: «Отсутствие согласования границ земельного участка ответчика с истцом может свидетельствовать о недействительности результатов межевания земельного участка Кузнецовой Е.В. При этом оценку данному обстоятельству суд вправе дать при рассмотрении спора об установлении границ, что не требует самостоятельного оспаривания истцом землеустроительного дела, либо действий кадастрового инженера. Заявленные истцом требования находятся в рамках такого способа защиты, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения (ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации)».

Президиум Московского областного суда в постановлении от 21 октября 2015 г. № 513 по делу об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка указал, что «…истцы избрали способ защиты нарушенного права путем подачи иска об исключении из ГКН сведений о местоположении границ земельного участка, который не противоречит нормам действующего законодательства».

Признание недействительным и исключение из государственного кадастра недвижимости ошибочного описания местоположения границ земельного участка не является исправлением кадастровой ошибки в сведениях в порядке ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Это отдельный и самостоятельный способ защиты, хотя и применяется он в связи с наличием кадастровой ошибки.

К примеру, в постановлении Президиума Московского областного суда от 5 августа 2015 г. № 367 по делу о нечинении препятствий в установлении забора в соответствии с кадастровыми границами земельного участка, обязании перенести постройку было дано следующее разъяснение: «По смыслу вышеприведенных положений п. п. 1 и 4 ст. 28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка, допущенная лицом, выполнявшим работы по территориальному землеустройству, в отношении местоположения границы (координат характерных точек границы) земельного участка, является кадастровой ошибкой и в случае возникновения спора о правильности описании границ, основанием для внесения необходимых изменений в сведения ГКН о местоположении земельного участка, будет являться решение суда об установлении спорных границ участка в конкретных координатах.
В данном случае, разрешая спор и удовлетворяя, как указано судом, частично встречные требования П.Н., суд фактически не разрешил спор по существу, не установил смежную границу земельных участков сторон, о чем и были заявлены их требования, не внес сведения об их изменении в данные ГКН, т.е. не исправил кадастровую ошибку, а полностью исключил из ГКН сведения об описании границ участка N 122, принадлежащего истице и участка N 126, принадлежащего ответчику.
Такое решение не основано на вышеприведенных нормах материального права, не предусматривающих в качестве способа исправления кадастровой ошибки, при установлении таковой, исключение сведений о местоположении границ земельного участка из государственного кадастра недвижимости.
Судом допущены также нарушения норм процессуального права, которые существенно повлияли на результат принятого решения.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
По возникшему между сторонами спору, требований о признании недействительными и исключении из ГКН сведений об описании местоположения всех границ участков сторон не заявлялось, как и не заявлялось требований о признании результатов межевания земельных участков недействительными.
Разрешив спор, путем исключения из ГКН сведений об описании местоположения границ земельных участков, суд без законных оснований вышел за пределы заявленных требований сторон».

Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, путем признания недействительным и исключения из государственного кадастра недвижимости ошибочного описания местоположения границ земельного участка обусловлено наличием спора о границе земельных участков. Поэтому, как общее правило, применяться оно должно в связи и одновременно с иском об установлении границ земельного участка. Должен признать, что вопрос соотношения этих способов защиты гражданских прав требует более детальной и глубокой теоретической проработки. Сейчас же я высказываю свое мнение, исходя только из соображений практической целесообразности.

В п. 1 Бюллетеня судебной практики Московского областного суда за первый квартал 2015 года (утвержден президиумом Мособлсуда 17 июня 2015 г.) приведен такой пример: «С. обратилась с иском к В. об исключении из ГКН сведений о координатах поворотных точек границ принадлежащих ответчику земельных участков, просила установить координаты поворотных точек, принадлежащего ей участка, а также признать жилое строение ответчицы подлежащим переносу от границы, разделяющей их участки.
Мотивировала иск тем, что в ходе работ по межеванию ее участка установлено наложение кадастровых границ земельных участков ответчика на ее участок, что является препятствием для постановки участка истицы на кадастровый учет. При этом акт согласования границ участков ответчика она не подписывала, и кадастровые границы не соответствуют фактическому пользованию.
…Экспертным заключением в связи с допущенной кадастровой ошибкой установлено наложение кадастровых границ земельных участков ответчика на фактические границы участка истца со смещением на 9 метров относительно их фактического расположения.
Отказывая С. в иске в части требований об исключении из ГКН сведений о границах участков, принадлежащих ответчику, и установлении координат поворотных точек земельного участка истца, суд пришел к выводу, что истцом избран неверный способ защиты нарушенного права, поскольку кадастровая ошибка может быть исправлена путем внесения соответствующих изменений в сведения ГКН.
С таким выводом согласился суд апелляционной инстанции, указав, что границы земельного участка истца не установлены, и в ее правоустанавливающих документах отсутствуют сведения о местоположении границ земельного участка.
Отменяя судебные постановления по данному делу, президиум указал на неправильное применение судами норм материального права: пп. 4 п. 2 ст. 60 ЗК РФ, в силу которой истец, являясь собственником земельного участка, вправе требовать устранения всяких нарушений по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ей участком.
…Судом также не учтено, что С. просила установить координаты поворотных точек принадлежащего ей земельного участка, что позволило бы внести сведения об ее участке в ГКН и данный способ защиты права требованиям действующего законодательства не противоречит».

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *